Ерохин – один из самых умных игроков РПЛ (немного напоминает Мюллера). Именно он помог «Зениту» не рухнуть в октябре
Не так давно Александра Ерохина спросили, что он знает о позиции раумдойтера. Он ответил: «Я такого термина не слышал. Но раз это относится к Мюллеру, то, видимо, по-немецки значит «атакующий футболист, играющий на пространстве». То есть моего амплуа. Мюллер – один из лучших на этой позиции. Конечно, я за ним слежу и подмечаю некоторые моменты в его игре».
Мы уже отдельно рассказывали, что Мюллер придумал новое амплуа, чтобы скрыть недостатки в технике и скорости. Теперь пора разобрать эволюцию Александра Ерохина, одного из главных игроков «Зенита».
Осенью Ерохин реально тащил «Зенит» – с 1 октября по 1 ноября он забил 4 из 7 мячей в РПЛ. Некоторые из них были крайне важными: гол в ворота «Сочи» стал победным, еще Александр забил «Спартаку» (1:1) и снял все вопросы в Химках (2:0). По статистике он тоже в топе: лидер по ожидаемым голам – 1,93 xG, лучший по количеству ударов – в среднем 3,75 удара за 90 минут (у Дзюбы – 0,19 xG и всего один ассист).
Сейчас Ерохин немного сбавил темп: сначала была травма, теперь Семак обратно встраивает Малкома и Дриусси – «Зенит» все чаще играет 4-2-3-1 с Ерохиным на фланге или в центре, из-за чего меняются его задачи и уменьшается работа в штрафной. Но разобрать осеннюю активность Ерохина очень интересно – тем более она позволила «Зениту» не упасть в таблице в кризисный момент.
Кто такой раумдойтер?
Основная суть идеи Томаса Мюллера – поиск пространства между линиями в финальной трети поля. Немец играет через быстрый пас, не так часто встречается с мячом, зато анализирует зоны для скоростных включений.
Такая манера игры – набор качеств, а не тактическая уловка. На передвижения ложной девятки защитники реагировать приучены, а с раумдойтером все сложнее: эта роль требует высокого игрового интеллекта и не привязана к какой-то конкретной позиции.
При первом взгляде на Мюллера сложно сказать, в чем именно он лучший. Вроде неуклюжий, не супертехничный, не быстрый. Когда игрока такого типа загоняют в тактические рамки, он присаживается на лавку. Последний пример – Нико Ковач посадил Томаса в глубокий запас, когда увидел, что он слабее партнеров в дриблинге, силовой борьбе и скорости. Это понимал и сам Мюллер. Он признавался, что не в состоянии менять игру за счет техники, поэтому искал себе роль, способную скрыть игровые недостатки.
При чем здесь Ерохин?
Александр сильно уступает партнерам по «Зениту» и сборной в обращении с мячом. Играя центрального полузащитника, Ерохин регулярно невынужденно терял мяч в середине поля и сильно браковал при обостряющих передачах. Особенно часто его хейтили во времена Манчини (тогда он постоянно играл в центре поля).
Семак же изменил ситуацию: в большинстве игр Ерохин выходил либо на фланге полузащиты, либо в атаке. Объяснение достаточно простое: после второго чемпионства Семак сказал, что стиль «Зенита» – это использование лучших качеств игроков, объединенных общей идеей.
При Семаке Ерохин много уходит в центр, освобождая фланги. Благодаря этому он чаще встречается с мячом в чужой штрафной. В новом сезоне чаще Ерохина по воротам бьют только Малком, Азмун и Дзюба, которые играют гораздо чаще (для сравнения: Ерохин – 1020 минут, Малком – 1445, Азмун – 1361, Дзюба – 1808). Интересная черта – 26 из 31 ударов он нанес из штрафной. Все голы были забиты в одно касание.
Ерохин создал 14 голевых моментов, из которых 7 закончились его точным пасом под удар – у него классное чувство мяча, он не делает длинные передачи, зато отрезает игроков коротким-средним пасом. Важная черта – новая роль не обнажает слабости Александра, поэтому серьезно снизилась пасовая активность (в этом сезоне он в среднем отдает 31,8 передачи за матч, тогда как при Манчини было почти 50).
Еще шесть созданных моментов – удары по воротам. Еще один момент – предголевая передача в матче с «Уфой».
Интересный факт: 10 эпизодов Ерохин соорудил в одно касание, и лишь 4 раза он обрабатывал мяч, прежде чем от него избавиться.
Другая ценная черта Ерохина – огромный объем работы. Семак всегда знает, что Александр вернется назад и поможет защите: снимет верх, поборется, добежит до лицевой. Его исполнительность и фитнес-работа полностью перечеркивают слабый дриблинг и среднюю скорость.
Ерохин полезен и при стандартах – причем не только в обороне у своих ворот, где может помочь рост. В этом году он часто бьет после штрафных и угловых, КПД очень высок: 4 опасных удара после стандартов и 1 гол.
Хочется подчеркнуть: никто не приравнивает уровень Александра к гениальности Томаса Мюллера. Дело в другом – по ходу карьеры они нашли позицию, которая максимально скрывает их слабости. А такая перестройка требует гибкости и грамотного анализа своих сильных и слабых сторон. В какой-то мере Ерохину помог и Семак: он увидел в нем игрока, который классно врывается в штрафную вторым темпом, открывается и неплохо действует в подыгрыше.
Такая атакующая позиция позволяет Ерохину часто оказываться в штрафной, а там нивелируется большинство его минусов. В среднем он наносит 1,26 удара из штрафной за игру, поэтому его статистика за октябрь оказалась такой устрашающей (понятно, что с возвращением на фланг она снизилась).
Ерохин сильно прибавил в штрафной
1. В этом сезоне Ерохин очень качественно открывается на ближней штанге. Очевидно, это наигранная история. Сантос и Жирков учитывают специфику движения Александра: он играет на классическом инстинкте защитников – желании не пустить во вратарскую.
Обычно его подхватывает центральный защитник, Александр устремляется вперед к линии вратарской, а затем в момент замаха Дугласа или Жиркова вылетает из-за спин и пробивает в одно касание.
Пример взаимодействия с Жирковым: Ерохин за спиной Шуньича и всем видом показывает, что рассчитывает на подачу во вратарскую. Логики этому действию добавляет Азмун, который устремляется в похожую точку.
Скриншоты сделаны в InStat Scout
Далее крайне важно понимание игроков, как действовать дальше. Характерная черта «Зенита» – всегда, когда Жирков делает паузу и поднимает голову, Ерохин показывает корпусом и движением, в какую зону делать подачу. Как правило, он вырубает защитников из борьбы сменой движения.
Гол в ворота «Химок» – идеал взаимодействия. Жирков поднимает голову, и Ерохин мгновенно двигается в свободную зону. Основная причина, почему защитники его упускают – перед подачами Ерохин зачастую оказывается в статике, возникает иллюзия, что он под контролем; но когда Жирков делает паузу в работе с мячом – это сигнал для движения Ерохина.
Здесь важно отметить: в прошлом сезоне у Ерохина была схожая статистика по ударам (35 в 30 матчах), но повысилось качество xG (0,12 xG/удар против 0,2/удар в новом сезоне). Тут важна работа тренера и самого Ерохина – он все так же мажет с расстояния 10 метров и более, но за счет ударов без давления во вратарской показатели выросли (4 гола из 7).
2. Мюллер движением расчищает себе зоны для голевых передач, а Ерохин ищет свободные зоны, ориентируясь на положение защитников – в этом они противоположны. Тут показательно, как Александр отскакивает, искусственно создавая второй темп. Дополнительный скилл Ерохина – разнонаправленность движения, помноженная на шикарное чувство отскока мяча.
Тут стоит рассмотреть голы «Спартаку» и «Сочи». В первом случае Ерохин изначально оказывается в комфортных условиях – он располагается рядом с Айртоном, а не в зоне Жиго.
Сначала бразилец пропускает его движение на ближнюю штангу, а затем почему-то играет по мячу, а не по игроку. Далее Ерохин пользуется интересной опцией – Жиго и Маслов держат линию по Джикии (француз и вовсе усугубляет ошибку Айртона, вжимаясь в ворота), к ней Александр не приближается и остается свободным.
Гол в ворота «Сочи» очень похож: с помощью отскока Ерохин искусственно создает вторую фазу атаки, освободившись под скидку. Ход интересен с двух сторон: во-первых, Маргасов следит за мячом, поэтому ему легко освободиться от опеки и контролировать пас в глубину. Во-вторых, этот разрыв – зона под включение Сантоса, который выиграл позицию у Жоаозиньо (если будет прострел в центр). Получается первый вариант со скидкой от Дугласа.
3. Примечательна работа Ерохина на стандартах. Он один из главных адресатов на штрафных и угловых: из 13 подач он принял 8. Больше только у Ловрена (15 приемов из 40) и у Дзюбы (10 из 15). Работа Ерохина привела к четырем голевым моментам и одному голу. В основном он пробивает после классической смены движения и грамотного выбора соперника (Терехов – 179 см, Йевтич – 182 см), поэтому гораздо интереснее рассмотреть ситуации, когда он врывается вторым темпом.
Интересный момент – два раза из четырех Ерохин наносил удар в ситуации 2-в-1 (похожий принцип порой соблюдается и при обычных подачах).
Пример – гол в ворота «Рубина». Гости расставились блоком 7-2, Хван контролирует потенциальную передачу направо, Шатов, судя по всему, ориентируется по мячу. Отметим расстановку «Зенита» – игроков явно меньше, но они создали ситуацию 3-в-2.
Во время подачи Ерохин выскакивает и выигрывает единоборство за счет заслона Оздоева.
Подобные включения Ерохина – следствие командных наработок и анализа происходящего на поле. При определенных обстоятельствах Александр мог набегать под скидку от Дзюбы, но «Рубин» этого и ждет – такое расположение удобно, чтобы заблокировать игру через правую штангу.
Ерохин быстро анализирует обстановку и при подачах с игры. Вот эпизод из матча с «Тамбовом». Он понимает, что мяч у Мостового под правой ногой и передачу на ближнюю можно не ждать. Тогда Александр грамотно избавляется от опорника – медленно включается в штрафную, а затем останавливается, чтобы снять внимание 77-го номера.
Он изначально двигался в метре от защитника, поставив его перед дилеммой: следуя за Ерохиным, он освобождает центр для Азмуна, а отпустив Ерохина, позволит ему замкнуть подачу на дальней штанге.
Итог – гол.
Умение найти свободную зону – одно из главных качеств Ерохина. Это ценили Гончаренко и Бердыев
Свой первый вызов в сборную Ерохин получил летом 2015 – тогда Гончаренко перестроил «Урал» (правда беларус ушел из команды уже в августе) на 4-2-3-1, где Александр играл под нападающим и много врывался вторым темпом. Поиск удался – в 12 матчах за «Урал» Ерохин оформил 4+5 и Бердыев потребовал руководство, чтобы его перевезли в Ростов-на-Дону.
При Бердыеве Ерохин магнитил свободные зоны справа: достаточно вспомнить вынос «Зенита» (3:0) в серебряный сезон и игры в еврокубках. Тогда Ерохин попал в идеальную систему, где превыше всего работоспобность и дисциплинированное выполнение игрового плана – он агрессивно прессинговал, затем весь «Ростов» глубоко садился в ожидании маневра для контратаки, и Ерохин был среди тех, кто отвечал за молниеносный переход.
Показательны матчи в Лиге чемпионов. В квалификации Ерохин просто уничтожил «Аякс»: фирменный гол со стандарта (обманул фирменным движением), два ассиста + участие в голевой атаке.
Первый гол в ворота «Аякса» – топ в плане поиска свободного пространства. Изначально Ерохин ищет вариант для включения в центре, но ростовчане теряют мяч, и он сразу бросается в прессинг.
После отбора он мгновенно считывает свободную зону и заполняет ее. Результат – голевая передача.
В похожем стиле его пытается использовать и Семак – Ерохин один из лидеров «Зенита» по приему мяча во флангах. Однако эта опция в целом неэффективна: против питерцев в РПЛ все играют глубоко, из-за этого у Александра мало возможностей для обострения (а в Лиге чемпионов с тактикой все печально).
Однако он все равно очень важен в построении фланговой игры. Тут накладываются несколько обстоятельств. Во-первых, помогают сильные фитнес-данные Ерохина его рывки способствуют закреплению «Зенита» на чужой половине поля.
Во-вторых, важны габариты и постоянная готовность отрываться от соперников. Это позволяет ему принимать мяч, минимизируя давление и сохраняя владение.
Главное связующее звено этих компонентов – короткие передачи на свободного игрока.
Ерохину хорошо удаются короткие пасы в одно-два касания на ход. Именно так он создает большинство моментов и острых подходов. Главное в этих эпизодах: Ерохин контролирует ситуацию корпусом, выбирает нужное время для включения, поэтому ему тяжело помешать.
Благодаря Ерохину «Зенит» не рассыпался во время октябрьского кризиса
Интересны показатели по ожидаемым голам: за 7 матчей с октября по начало ноября Ерохин наколотил 3,9 xG (общий командный xG – 6,4). Только исходя из этих данных можно смело утверждать, что если бы не Ерохин, «Зенит» мог бы посыпаться в таблице: тогда команда была на спаде, а Семак судорожно перебирал варианты, чтобы хоть как-то взбодрить ее.
Сложно построить что-то новое и эффективное, когда не было предсезонки, а физика уже на исходе. По качествам Ерохин в чем-то схож с Дзюбой и Азмуном, поэтому оказался неплохой опцией под вертикальный футбол. Александр мало играл в начале сезона, не ездил в сборную, провел лучшие матчи в карьере именно на позиции нападающего, поэтому у него все сложилось, чтобы дать результат здесь и сейчас.
Да, сравнение Мюллера с Ерохиным выглядит несколько ироничным, однако если задуматься, то сходство определенно есть:
Мюллер, понятно, близок к гениальности, но Ерохин – достаточно умный игрок, который грамотно анализирует свои сильные и слабые стороны.
Оба классно действуют в штрафной. Пожалуй, они сильнейшие в своих чемпионатах по поиску свободного пространства.
Сильная черта – борьба за пространство 1-в-1. Они ставят защитников перед сложным выбором.
У Ерохина очень неплохой тайминг коротких-средних передач.
За счет выбора позиции Ерохин среди лидеров РПЛ по созданию голевых моментов.
Графика – твиттер ru_stats. Использована статистика InStat и Understat
Фото: РИА Новости/Джузеппе Маффиа, Рамиль Ситдиков, Алексей Филиппов; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein
Он реально именно Мюллера и напоминает - конечно, с поправкой на уровень.
Великолепно выбирает позицию и находит пространство, хотя корявость просто бросается в глаза.
Комментаторы, ещё даже не прочитавшие статью: ряяя, сровниле с Томасом!!!11
Давно ждал подобной статьи. Еще со времен Урала недоумевал почем Ерохин еще не в сборной (на тот момент не вызывался). А меня пытались троллить за эту позицию. Его прямо очень незаслуженно критикуют. И на самом деле Ерохин в форме для своей комплектации, а это на минуточку рост 1.95, прямо вообще не деревянный.
Когда не в оптимальных кондициях, тогда да. Его тягучесть начинает бросаться в глаза. Ну когда он в порядке, то он в норме касательно техники. Помню его голевую с Аяксом, когда он за Ростов играл. Человек со своей штрафной получил мяч, продвинулся 20 метров аккуратно не отпуская мяч от себя при сопротивление соперника, дождался пока партнер выбежит из штрафной в атаку, аккуратно сместился между защитниками и не менее аккуратной передачей на ход, отрезал весь Аякс.