Если бы Диего Марадона играл за «Ювентус», то сейчас был бы жив
Алексей Логинов – о трагедии великого аргентинца.
«Если бы Марадона играл в «Ювентусе», а не в «Наполи», то сейчас был бы жив». Эту фразу на прошлой неделе произнес легендарный защитник «бьянконери» Антонио Кабрини. Моментально все набросились на Bell’Antonio (прозвище Кабрини, которое он получил за красивую внешность), обвиняя того в неуважении к памяти Марадоны.
Особенно возмутились представители «Наполи». Например, бывший президент клуба Коррадо Ферлайно заявил, что в 2006 году Джанлука Пессотто не попытался бы покончить с собой, если бы был игроком «Наполи», а не «Ювентуса». Справедливости ради, Ферлайно прямо не назвал фамилию Пессотто, хотя все поняли, кого он имеет в виду.
В общем, началась война по классическому сценарию – Юг против Севера. Очень скоро дискуссия предсказуемо дошла до того, что одна сторона радовалась павшим на «Эйзеле», а другая желала извержения Везувия. Ничего нового, это Италия. До сих пор трудно понять, как 150 лет назад Кавур объединил этих парней в единое государство.
В итоге Кабрини пришлось извиняться. Однако на самом деле в словах экс-защитника «Синьоры» нет ничего оскорбительного. Разве что сказаны они были не в самый подходящий момент. Антонио следовало выждать хотя бы несколько дней. Сейчас же подходящий момент настал.
Ведь дело не только в том, что Джанни Аньелли никогда не позволил бы Диего Марадоне и десятой части того, что ему позволяли в «Наполи». Ни одна из этих липких навязчивых личностей, которые пили кровь великого аргентинца и на расстояние пушечного выстрела не подошла бы к базе «Ювентуса».
Для более полного понимания ситуации предлагаю отрывок из книги знаменитого вратаря «Великого Милана» и сборной Италии Джованни Галли, который в 1990 году перебрался в чемпионский «Наполи»:
«Марадона относился к «Наполи» как к своей собственности. Он моментально превращался в грубияна и атаковал любого, кто позволял себе критиковать клуб. Настолько он сроднился с этой футболкой, командой, городом и болельщиками. В том сезоне впервые публично заговорили о зависимости Марадоны от кокаина. Кажется, этим пороком он заразился еще в Испании. Но, безусловно, в Неаполе окончательно стал его рабом. Но я должен быть честным – я никогда не видел его с наркотиками. Возможно потому, что я не так часто встречался с ним вне поля и тренировок. Однажды в августе команда была на сборах в Форли. И он вдруг говорит парням: «Махнем на дискотеку в Милано Мариттима». Я ему напомнил, что это риск. Что завтра все газеты напишут: «Марадона с партнерами на дискотеке в середине августа». Диего же настаивал на своем. Так они и уехали, я даже дал им ключи от своего автомобиля. Конечно же, на следующий день все написали: «Наполи» на дискотеке».
Можете ли вы представить, что подобное творилось в «Ювентусе»?
Да, возможно, Адвокат и Бониперти (президент «Ювентуса в 1980-х») не нашли бы общего языка с аргентинцем и сторонам пришлось бы расстаться. Но могло бы так случиться, что Марадона сосредоточился исключительно на футболе. И тогда страшно представить, что добилась бы «Синьора», если она и без Марадоны в 1985 году покорила вершину мира.
Тактическая несовместимость Марадоны и Платини? Во-первых, Мишель был на 5 лет старше, уже в 1986 году туринцы могли бы избавиться от своей стареющей звезды, если бы у них был Марадона. Такая циничная стратегия была бы в духе «Ювентуса» – через десять лет подобное они провернули с Роберто Баджо, от которого отказались в пользу более молодого Дель Пьеро. А, во-вторых, в те годы в Италии культивировались самые разные тактические модули, в том числе несимметричные. Некоторые из них предполагают наличие двух диспетчеров. Наконец, никто не отменял вариант: Платини – реджиста, Марадона – фантазиста (о том, что это такое подробнее можно прочитать здесь). Боюсь, если бы летом 1987 года мы увидели эту парочку в черно-белых футболках, Арриго Сакки и его революцию пришлось бы отменить.
Впрочем, все это – из области предположений. Но есть одна вещь, которая точно повредила карьере Диего. Все про нее знают, но помалкивают. Более того, пытаются прикрыться фразой, что «футболка «Наполи» стала его второй кожей». Сейчас вот и стадион «Сан-Паоло» переименуют в честь Диего.
Кабрини, когда извинялся, уточнил, что на самом деле имел в виду энергетику городов. Турин и Неаполь. Их просто смешно сравнивать. Даже сейчас, когда столица Пьемонта уже не та, что в середине 1980-х. В те же годы итальянская экономика была на подъеме и по уровню ВВП обогнала Великобританию.
Несколько лет назад, гуляя по Турину я стал свидетелем следующей сцены – идущий впереди меня загорелый парень достал шприц, задрал штанину и что-то вколол в ногу. Все это происходило в нескольких десятках метров от Piazza San Carlo. На небе не было ни облачка, шапки Альп красовались будто на расстоянии вытянутой руки. Было прекрасное весеннее утро, которое так располагает, чтобы выпить чашечку кофе в баре на via Lagrange. А потом пробежаться по галереям, купить новый галстук или даже костюм. Зайти в любимую тратторию и заказать стейк «Робеспьер». И по пути в отель раскланиваться со знакомыми, которые выгуливают собак. И тут эту идиллию нарушил шприц. Настроение было испорчено. Это как в бочку с «Бароло» залить бутылку «Лыхны». Стоящий недалеко синьор с глубочайшим презрением произнес: «Позор». Не умерла еще доблесть в итальянском сердце.
Я очень люблю Неаполь. Но на расстоянии. Порой мурлычу под нос «Te voglio bene assaje». У меня есть пластинки с записями великого Карузо. А в машине часто играет композиция «Vieni a vivere a Napoli» группы «Le Strisce». Но нет, рагацци, спасибо. Переезжать к вам я не собираюсь.
Мой любимый режиссер – неаполитанец, снявший потрясающий фильм «Золото Неаполя». А как же обойтись без упоминания Софи Лорен? Или непревзойденного Фокаса Флавио Анджело Дукаса Комнело Де Куртиса ди Бизанцьо Гальярди. Однако эстетика нищеты, мелкой преступности, мусора и развешанного повсюду белья лучше всего воспринимается через черно-белые кадры Витторио Де Сики. В реальности же с ней лучше не соприкасаться.
А ведь в Италии существует и другая энергетика. Энергетика города Карло Альберто, Кавура, Д’Адзельо, Витторио Эммануэле II и Умберто I. Их бронзовые статуи на пересечении широченных проспектов давно побелели от птичьего помета и позеленели от старости. Но они еще помнят времена, когда энтузиазм и воодушевление помогли горстке мечтателей удивить всю Европу.
Как жаль, что Диего Марадона не получил шанс соприкоснуться с этой магией прагматизма, трудолюбия и достатка. Вместе с «Юве» они переписали бы историю игры.
Еще больше материалов о кальчо на канале «Моя Италия» на Яндекс.Дзен
Если бы Марадона поехал в Ювентус, а не в Неаполь, он не был бы Марадоной.
И, если честно, напрягает эстетика Рисорджименто. Все прекрасно понимают, как именно объединили Италию. И почему. Как обычно - интересы. Кавур же, надеюсь, прямо сейчас вертится на вертеле в аду. Как и Витторио Эммануэле II и Умберто I
Диего нужна была любовь народа, безграничная любовь. Вы рабы достатка, и отдавать неаполетанскую любовь не способны. Любовь , которая окрыляет, но и убивает тоже.
Лучше быть мгновение Марадоной, чем целую вечность Платини или Роналду. Теперь представьте , что умер Платини (Да хранит его Бог), и вышедший на траур рыдающий Турин.
Представили? Вот то то и оно, что трудно представить. Это вам не магия достатка...