Разобрали пламенные 3:3 Нагельсманна с «Баварией»: сыграл без чистых форвардов, использовал гибридную схему прессинга, но перемудрил с заменами
Вадим Лукомский поясняет.
«Бавария» и «Лейпциг» подошли к очному матчу в статусе 1-й и 2-й команды Бундеслиги – и выдали настоящее шоу (3:3). Здесь проявились и кадровые проблемы команды Ханси Флика, и тонкие тактические ходы Юлиана Нагельсманна, и индивидуальные качества звезд (особенно Кингсли Комана и Эмиля Форсберга).
1. Ханси Флик выбрал максимально традиционный состав и схему. 4-2-3-1 – все решения по наполнению объяснялись в первую очередь травмами. Наиболее кризисные позиции – левый фланг защиты (Люка Эрнандес и Альфонсо Дэвис травмированы – сюда вернулся Давид Алаба, что повлекло изменения в центре обороны) и опорная зона (без Йозуа Киммиха у Леона Горетцки нет постоянного стабильного партнера).
Юлиан Нагельсманн намного чаще переключается между разными формациями (порой даже в рамках одного матча). В этот раз он выбрал нечто среднее между 4-3-3 и 4-2-3-1 вообще без чистых форвардов. В случае «Лейпцига» важнее была интерпретация идеи, а не количество игроков в линиях – схема была гибкой, но здорово била по слабым сторонам «Баварии» (разберем это ниже).
2. В матче можно выделить две поворотные точки и три значимых отрезка.
Первые 25 минут прошли с перевесом «Лейпцига». Команда отлично сковывала «Баварию» прессингом, направляла розыгрыши соперника на фланги и ловила хозяев на быстрых переходах.
«Бавария» прибавила после травмы Хави Мартинеса. Более мобильный и атакующий Джамал Мусиала лучше подходил рисунку конкретного матча. Он проявил себя и впереди, и даже в сдерживании контратак.
К финальному этапу «Лейпциг» подошел с перевесом в один мяч. Нагельсманн поменял схему и перешел на тройку центральных защитников на 72-й минуте. Сыграть на удержание не получилось – «Лейпциг» слишком прижался, а «Бавария» отыгралась.
Эти отрезки помогают лучше понимать ход матча, но не счет. Счет – чистое безумие, которое не всегда отражало происходящее на поле. На двоих команды придумали лишь 16 ударов (в обычном матче Бундеслиге одна «Бавария» совершает 16), но хладнокровная реализация привела к 3:3.
3. Важнейший элемент плана Нагельсманна – прессинг центральной зоны. «РБ» готовил давление в схеме 4-2-3-1 (иногда 4-4-2). Первую волну организовывали Форсберг и Клюйверт:
Задачей пары было направить атаку на один из флангов. Далее происходило смещение – Тайлер Адамс контролирует опорную зону с помощью Айдары (который бежит с противоположного фланга), а Марсель Забитцер зажимает соперника на фланге:
На другом краю зажимал Айдара (а линия смещалась аналогичным образом, чтобы команда сохранялась компактность):
Эти перестроения были хорошо отлаженными и действительно поставили «Баварию» в некомфортные условия при розыгрышах.
4. Сильное качество «Баварии» – адаптации прямо по ходу встречи. Стандартная реакция на пару нападающих у соперника, которая старается перекрывать центр, – создание тройки в первой стадии. Именно так отреагировали хозяева – Хави Мартинес и Бенжамен Павар опускались для помощи центральным защитникам:
Это помогло чуть лучше контролировать давление «Лейпцига», но именно чуть лучше, а не хорошо (в начале встречи картина была совсем печальной).
5. «Лейпциг» был готов к такой трансформации «Баварии». При создании тройки они переставали давить привычным образом, а переходили на прессинг с тройкой Нкунку-Форсберг-Клюйверт в 4-3-3:
«Бавария» часто обращается к приему с тройкой по ходу матчей. Скорее всего, Нагельсманн ожидал, что рано или поздно это случится – и заранее заготовил реакцию. «Лейпциг» выглядел подготовленным и в рамках этой схемы прессинга.
6. Еще один эффективный ход «РБ» – контратаки без чистого нападающего. Когда «Лейпциг» отбирал мяч, Форсберг действовал в роли связующего игрока по центру (с некоторыми допущениями можно назвать ложной девяткой), а быстрые Клюйверт и Нкунку создавали ему варианты для передач за спину защитникам (причем располагались ближе к флангам, которые у «Баварии» в этот момент особенно открыты):
В случае игры с классическим форвардом (Серлот или Поульсен) «Баварии» было бы проще. Во-первых, намного понятнее, как его опекать (за Форсбергом в глубину поля центральные защитники не шли). Во-вторых, вероятно, стало бы на один вариант скоростного развития атаки меньше.
Невероятно высокая линия защиты «Баварии» – потенциальная слабость, о которой знают все, но использовать полностью могут лишь избранные. План Нагельсманна был нацелен именно на созданий условий для использования этого недостатка.
«Мы старались навязать им свой стиль – сценарии, которые мы отрабатывали заранее. Это особенно касается попыток быстро проникать за спину их защитникам», – рассказал после матча Форсберг. Большую часть встречи это отлично работало.
7. С точки зрения Нойера допущенные в быстрых атаках моменты имели и другую причину: «Всегда неприятно пропускать три мяча. Мы вообще стали много пропускать в этом сезоне. Это бесит. Мы должны прибавить – в первую очередь в избежании потерь и качестве позиционных розыгрышей».
«Я доволен, когда нам удается планомерно и осмысленно разыгрывать мяч и держать его внизу. В этом матче мы слишком часто играли через неподготовленные дальние передачи», – схожий вердикт Флика.
Эти проблемы сильно напоминают «Баварию» Нико Ковача. Нойер и тогда публично предъявлял претензии – и считал первопричиной именно проблемы при розыгрыше (оказался полностью прав). Сейчас все, конечно, не так радикально – «Бавария» сильно прибавила в структурном плане, но старые беды о себе напоминают.
Во-первых, слишком много ротации из-за графика и травм. Во-вторых, из центральной оси выбывают важнейшие элементы. Сразу после прихода Флика ключевую роль для улучшения розыгрышей через центр сыграл перевод сюда Алабы и Киммиха. Сейчас «Бавария» играла с Алабой на фланге и вообще без Киммиха. С топ-соперником потеря качества ощущалась.
8. Нагельсманну удалось расшатать практически все элементы игры «Баварии» (не могли разыгрывать, как привыкли; не знали, как реагировать на позицию Форсберга; высокая линия защиты использовалась против них). По-прежнему работающий элементом оставался только прессинг.
Здесь использовался самый частый вариант. Вингеры Коман и Сане играют между центральными и крайними защитниками. Левандовски – по опорнику (с перспективой выдвинуться на вратаря), а Мюллер читает действия соперника:
9. Еще одной катастрофой стали взаимодействия Боатенга и Зюле. Как правило, Флик ротирует их в качестве партнеров для Алабы. До вчерашней встречи вместе в этом сезоне они сыграли лишь два матча.
Пиком проблемы стал гол Эмила Форсберга – все-таки не каждый раз сам автор гола выдает такие признания: «Не знаю, что случилось. Я оказался свободен в штрафной и сам удивился, сколько свободы получил».
Изначально с Форсбергом играл Боатенг:
В определенный момент Джером начал играть по мячу (забыв игрока без передачи). Это не стало бы такой проблемой, если бы Зюле был ближе к эпизоду (но он неспешно возвращался в центр с фланга). Результат – такая зона перед ударом:
Боатенг не посчитал нужным играть до конца по игроку (упустил его), Зюле не посчитал нужным смещаться в рамках линии в ритме атаки соперника (запоздал с возвращением в нужную позицию). Если бы они взаимодействовали и были на одной волне (либо персонально внутри штрафной, либо смещения всей линии под атаку), то цирка не случилось бы.
10. На заключительный отрезок Нагельсманн перешел на 5-4-1 с более классическим нападающим. В совокупности этот ход означал желание сесть поглубже и выходить в контратаки более привычным образом (через большого форварда – Поульсена).
На практике это привело к удобным условиям для «Баварии». Во-первых, теперь они играли против соперника, который вжимается в штрафную. Во-вторых, из-за перестроений одним из центрдефов оказался Адамс, а латераля справа играл Нкунку. Именно эту новообразованную зону (и нехватку связей в ней) в голе на 3:3 использовал Томас Мюллер.
На выходе решение Нагельсманна сыграло против команды. Из-за упущенной победы и прямой связи между изменениями и пропущенным голом всегда хочется просто раскритиковать тренера и обозвать его трусом. Но также важны мотивы – возможно, команда просто устала (Юлиан как раз жаловался на дополнительный день отдыха у соперника, а ведь «Бавария» еще сильно ротировала состав). В таком случае переход на более оборонительный вариант без прессинга был неизбежным, и команда в любом случае села бы глубже на последние минуты.
11. После игры Мюллер рассказал интересную деталь о финальных минутах: «Мы с Ману Нойером обсудили, стоит ли рисковать и играть строго на победу в самом конце. Решили, что лучше не раскрываться полностью. В целом, хороший результат. Нам было важно сохранить первое место».
Здесь и комплимент «Лейпцигу», и роль лидеров «Баварии» в принятии таких решений, и идеальное объяснения того, что мы наблюдали в последние 15 минут. В этот отрезок на двоих команды организовали лишь 1 удар. «Бавария» не форсировала события из-за решения лидеров, «РБ» играл в режиме удержания счета из-за перестроений Нагельсманна.
12. Кингсли Коман отдал три голевых паса. Даже этот банальный факт выдает в нем супергероя встречи. И это впечатление не обманчиво. К креативности он добавил безупречную работу в прессинге. А сами пасы были максимально вариативными: собрал вокруг себя соперников и откатил освободившемуся партнеру (1-й), вразрез в штрафную (2-й), хорошо вырезанная подача на дальнюю штангу (3-й).
13. Еще одно персональное упоминание достается Мусиале. 17-летний универсал сначала мощно отыграл с «Атлетико», а вчера продуктивно заменил Хави Мартинеса. Джамал уже выходил и на позицию десятки, и в центр полузащиты, и даже на фланг. Против «Лейпцига» он сделал игру более непредсказуемой.
Пару Мартинес-Горетцка было проще контролировать (лишь один из них подключался и нес потенциальную угрозу впереди). В теории выход Мусиалы мог раскрыть игру в обе стороны, но он весьма неплохо сыграл и без мяча (насколько это возможно в таких условиях – при Мартинесе допускали даже больше контратак).
14. Прекрасный перфоманс против «Баварии» – логичное продолжение пути Эмиля Форсберга по сезону. Из запасного в первый сезон Нагельсманна он вырос в звезду Бундеслиги. Гол+пас не передают его вклада полностью. Его передвижение по полю особенно впечатляло и вело к казусам в защите «Баварии» – путаница наблюдалась и при реакции на контратаки с его участием, и когда он по эпизоду оказывался нападающим.
15. Важная (и на первый взгляд топовая) дуэль – Дайо Упамекано против Роберта Левандовского. Упамекано шел за оппонентом до упора – даже в непривычные для центрального защитника зоны:
От успешности этих выдвижений в плане «Лейпцига» много зависело. Задача минимум – не дать развернуться (или развернуть атаку). Максимум – напрямую отобрать мяч. Слишком часто Упамекано с задачей не справлялся. Один из примеров – второй гол. Здесь Дайо пошел до конца за Левандовским на правую часть поля (вообще он играет ближе к левому краю, но тут без передачи играл до конца с нападающим).
Из-за заточенности на Левандовского Упамекано вообще не оценивал, что творится у него за спиной. Отобрать мяч тоже не сумел и создал идеальные условия для ассиста Комана:
16. «Бавария» сейчас уязвима. После травмы Киммиха даже в успешных по результатам матчам команда Флика не показывает привычной степени доминирования. Нагельсманн отлично использовал всплывшие проблемы. «Лейпциг» был вариативен в тактическом плане и здорово подготовлен именно к конкретным слабостям «Баварии».
С другой стороны, несмотря на проседания в качестве игры и рост количества травмированных, «Бавария» сохраняет хороший ритм и лидерство в Бундеслиге. Вчера это удалось сделать за счет хорошей реализации и преимущества в свежести.
Фото: Gettyimages.ru/ Lukas Barth-Tuttas – Pool; globallookpress.com/Hans Rauchensteiner/augenklick/Rauchensteiner, Alexander Hassenstein/dpa
Должен сказать, что матч удался на славу (по крайней мере, для меня) с точки зрения качества игры. Да, тут не было такого же богатого содержания и обилия голевых моментов, как в игре с дортмундской «Боруссией», но мне матч понравился именно как тактическая дуэль двух талантливых немецких тренеров. После матча я сделал для себя некоторые выводы:
1. Без Киммиха центр поля практически никакой. В матче с «РБ» это особенно дало о себе знать. В моменте с первым голом «Лейпциг» уж слишком легко провёл контратаку через центр. Без Йозуа «Бавария» не может безоговорочно доминировать в центре поля, он фактически незаменим.
2. Мюллер - лучший и важнейший игрок этой команды. Да, ЗМ-2020 должен был получать Лёва, но, при всём к нему уважении, Томас - более значимая фигура для «Мюнхена». Два забитых им мяча это ещё раз доказывают, не знаю, как в будущем клуб сможет найти ему достойную замену.
3. Я писал ещё перед ответным матчем с «Атлетико», что оборона «Баварии» оставляет желать лучшего. И дело, мне кажется, скорее не в том, что Ханси Флик не может довести игру в обороне до идеала, а в самих центрдефах. Клубу нужен молодой и сильный центрдеф для конкуренции, причём с подходящими для ЦЗ габаритами.
4. Отмечу феноменальный прогресс Комана - казалось, парень сядет на скамейку с приходом Сане, но пока он показывает гораздо более высокий уровень игры, нежели Лерой.
5. Нагельсманн - мой любимый тренер, поэтому не могу не выразить восхищение им всякий раз при удобном случае, а сейчас - как нельзя более подходящий момент. У «РБ» состав в целом заметно слабее, чем «Боруссии» Дортмунд, но тактически «быки» выглядели против чемпиона гораздо интереснее, нежели «шмели». Отдельно отмечу, что Юлиану удалось в целом нейтрализовать Левандовского, это тоже заслуживает похвалы. И не надо забывать, что клуб в минувшее трансферное окно продал лучшего бомбардира в своей истории, и при этом умудряется практически на равных биться с топовыми соперниками (тот же «ПСЖ» ещё, например).
Всё сказанное выше - всего лишь моё личное мнение, поэтому попрошу особо не придираться)))
Ах, чуть не забыл. Мусиала - умница. Мартинесу здоровья, но, как говорится, нет худа без добра)