Портрет идеального спортивного директора (главные качества руководителя)
Футбол, как часть общей экономики, может переживать кризисы и потрясения, но потребность в хороших топ-менеджерах и управленцах есть всегда. Ведь чаще всего, именно эти люди способны вытащить "тонущий корабль" и удержать его на плаву. О том, каким должен быть идеальный топ-менеджер, я расскажу в этой статье.
Как-то раз Генри Форд созвал руководителей, возглавляющих отделы в его компании, и отправил их в морской круиз на две недели. Когда отпуск закончился, и менеджеры вернулись на работу, их ждал сюрприз. Некоторые из них были повышены, а некоторые – уволены. По какой причине?
Генри Форд не зря прослыл умелым бизнесменом и гением. Внезапный отпуск своим сотрудникам он устроил по разработанному плану, чтобы посмотреть, как будут трудиться их команды самостоятельно.
Тех руководителей, чьи отделы в их отсутствие показывали эффективные результаты, он повысил, это значит, что они смогли грамотно организовать работу. Если команда без управленца работала неудовлетворительно, это говорило о том, что он не смог справиться со своими обязанностями. Эти менеджеры были уволены. Именно таким способом предприниматель оценил профессионализм руководителей своей компании.
Какими же качествами и компетенциями должен обладать успешный спортивный директор, чтобы не оказаться в числе «тех, кого после круиза уволил Генри Форд»?
Арсен Венгер - последний человек, который признал, что не знает, что на самом деле влечет за собой роль спортивного директора. Бывший босс «Арсенала» как-то сказал: «Директор по футболу? Я не знаю, что это значит, это тот, кто стоит на дороге и направляет движение? Я не готов говорить об этом, я менеджер Aрсенала, и пока я буду менеджером, я буду решать, что происходит на техническом фронте, то есть все».
Хотя академического определения спортивного директора не существует, в широком смысле его можно определить, как высшее должностное лицо со спортивными полномочиями по управлению футбольным клубом.
Эта статья будет полезна как руководителям клубов, которые хотят понять, насколько правильного сотрудника они содержат, так и соискателям, которые стремятся соответствовать требованиям рынка. Эту статью можно считать продолжением предыдущей (в ней я рассказывал о том, кто такой спортивный директор, и для чего он нужен футбольному клубу). Первую часть вы можете прочитать по этой ссылке https://www.sports.ru/football/blogs/2857138.html
При подготовке этой статьи я прибегнул к помощи коллег, проведя небольшой опрос. Исходя из их комментариев я попробовал с формулировать «идеальный портрет спортивного директора».
По сути, спортивный директор должен уметь хорошо выполнять четыре вещи:
Подбирать персонал на основе навыков и талантов
Определять и установливать ожидания, необходимые для индивидуальной и организационной деятельности
Понимать индивидуальные мотивы своих сотрудников
Создавать подходящую среду для развития
Однако, обязанности спортивного директора могут варьироваться в зависимости от различных факторов:
В какой стране он работают. Например, в Германии и Италии спортивные директора существуют давно, и там роль СД определена яснее, чем в Англии, где многие клубы не имели таких традиций.
В какой лиге он работают. Функционал и компетенции спортивного директора клубов ПФЛ и РПЛ могут существенно отличаться. В большинстве клубов 2 лиги отсутствует управленческая вертикаль - Генеральный директор - Спортивный директор - Руководитель селекционного отдела (главный скаут). В таких клубах в лучшем случае есть генеральный директор и главный тренер, следовательно, функции спортивного директора распределены между другими сотрудниками.
В какой тип клуба он нанят. В небольших клубах часто спортивный директор может также взять на себя административную работу, не связанную со спортивными решениями. В крупных клубах СД сконцентрирован на трансферах и логистике футболистов.
Владельцу клуба важно не гнаться за "золотым сечением", а найти того, кто идеально подойдет именно ему. Но так или иначе, у любого клуба должна быть четко составленная должностная инструкция для своего потенциального спортивного директора, который будет нанят.
Существует распространенное заблуждение, что для того, чтобы работать спортивным директором в футболе, вы должны обладать сугубо специальными спортивными знаниями и, следовательно, у бывших игроков есть эксклюзивное право управлять футбольными процессами. Эталоном такого клуба можно назвать «Баварию», где каждый из руководителей - бывший профи.
Большинство игроков доверяют людям из футбола больше, чем чужакам. А если ты экс-суперзвезда, то доверие умножается. Однако, в последние несколько лет становится понятно, что эксклюзивность такого права будет пересмотрена. Уже существует много примеров того, как "нефутбольные" люди приходят в футбол и достигают серьезных результатов, благодаря определённым навыкам и способностям. Эти люди обычно имеют свежие идеи, понимание, как их можно реализовать, и здоровое стремление к успеху.
Многие удивятся, но у спорта и бизнеса есть достаточно много общего - умение учиться, развиваться и совершенствоваться. А такие качества, как сила воли, пытливость ума, настойчивость и чувство ответственности являются решающими факторы личного успеха как в спорте, так и в бизнесе.
В силу своей работы, связанной с организацией людей, спортивный директор должен владеть системой знаний не только о футболе, но и в ряде смежных областей: современной экономики, права, психологии и др.
Ну и чтобы долго вас не мучить прелюдией, давайте уже перйдем к перечислению характеристик.
Компетенции и качества успешного спортивного директора:
1. Высокий уровень образования
Мы говорим не о наличии красного диплома, а о имеющихся знаниях в конкретной сфере работы, которые может продемонстрировать кандидат на роль руководителя. Что касается образования, то не существует единственного правильного алгоритма, как стать спортивным директором. Обычно, такую должность занимают те, кто получает знания на протяжении всего карьерного пути. Выучиться и сразу получить работу СД — практически нереально (если мы говорим о честных путях карьерного роста).
Существует несколько вариантов, как получить необходимые знания.
1. Образование в университете
Во многих футбольных клубах должность спортивного директора может занимать лишь тот специалист, у которого есть профильное образование. Однако, диплом по специальности «менеджмент» — это всего лишь хорошая основа для будущей должности спортивного директора. Естественно, диплом не гарантирует получения должности.
2. Обучение на курсах
Учеба под руководством бизнес-тренера — отличная возможность для начинающих менеджеров получить знания о современных методиках управления. Часто такое обучение строится на практических заданиях, дающих тот минимальный опыт, который необходим для будущей работы. Что касается обучения именно на спортивного директора, то в нашей стране такие курсы отсутствуют. Для получения этих знаний вам придется отправиться за границу.
3. Самообразование
Именно самообучение играет важную роль в карьерном развитии любого специалиста, в том числе спортивного директора. Книги — один из самых недорогих и действенных способов получить необходимые знания.
2. Базовое понимание футбола
Принято считать, что уровень эффективности футбольного руководителя, напрямую зависим от имеющегося у него опыта. В это понятие включается, как опыт футболиста и тренера, так и опыт менеджера. Кроме того, у профессиональных спортсменов и владельцев клубов – бывший игрок пользуется бОльшим авторитетом и доверием, что вполне естественно, ведь бывшие игроки лучше понимают саму игру, так как прошли через многие футбольные процессы.
"Футбольным людям" устроиться на работу гораздо проще, чем людям со стороны. Бывшие игроки используют свои контакты, накопленные за годы игры, сотрудничая с людьми, с которыми они раньше делили раздевалки.
Очевидно, что любой опыт в области спорта будет большим подспорьем в работе спортивным директором. Действующий СД, прошедший путь тренера прошел большую школу футбола и сможет легче понять своего коллегу (тренера), будучи уже в новой менеджерской должности.
Глубокое понимание футбола на уровне технико-тактического процесса очень важно, но все же не является единственным ключевым навыком. При прочих равных у специалиста, имеющего детальное понимание футбола и хороший бэкграунд, должно получиться лучше управлять всеми спортивными процессами в футбольном клубе.
3. Лидерские компетенции
Говоря про качества хорошего руководителя, лидерство - стоит упомянуть первым делом. Это качество считается совершенно необходимым для всех руководителей высшего звена. Истинный лидер – уверенный человек, способный оперативно принимать решения в вопросах любой сложности. Спортивный директор должен вести за собой — это то, с чего должен начинаться и чем заканчиваться каждый рабочий день СД. Подчиненные чувствуют себя увереннее, если видят в своём руководителе надежный тыл.
Кем является такой человек для других? Гарантом успеха. Причем совершенно не важно, как он его обеспечивает - указывает им путь, организует работу, занимается грамотной расстановкой кадров, воодушевляет или просто присутствует. Важно то, что при его лидерстве люди двигаются от успеха к успеху, сталкиваясь лишь с временными неудачами, которые перерастают в еще больший успех. Руководитель-лидер – это несомненный авторитет в коллективе.
4. Системность (стратегическое и аналитическое мышление)
Спортивным директором невозможно стать в 20 лет (если ты конечно ни чей-нибудь сын), до этой должности нужно дорасти. СД должен четко понимать, как устроен футбольный клуб изнутри, как должен функционировать спортивный блок, как протекают все бизнес процессы от поиска футболиста до осуществления самого трансфера.
Спортивный директор должен думать не о следующем матче, а о том, что будет с клубом и командой через полгода - год. Прогнозирование на несколько шагов вперед. Как бы это не было сложно в нынешних экономических условиях, очень важно уметь глубоко анализировать ситуацию, опыт предыдущих ошибок или предыдущих успехов, то есть уделять большое внимание серьезной аналитике.
"Лучше я проиграю и пойму, почему я проиграл, чем я выиграю и не пойму, почему я выиграл" (с) Юрген Клопп. Хороший спортивный директор способен быстро определить слабые звенья в структуре клуба или понять почему конвейер по подготовке резерва перестал работать и моментально начать действовать.
Системность приходит с опытом, но приходит не каждому. Недостаточно только видеть, как все происходит, важно осознавать и "мотать на ус". Можно 30 лет работать в футбольном клубе и ничего так и не понять. Спортивный директор должен не только знать тонкости и характеристики всех внутренних бизнес процессов, но и демонстрировать эффективные способы их выполнения.
5. Умение принимать решения и брать на себя ответственность
Еще один важный навык – умение принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Спортивный директор, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности и ограничен этой нечеткостью.
Спортивный директор должен уметь действовать решительно, но с холодной головой и принимать все риски - без этого не преуспеть. В футболе не бывает 100% “верняка”, людей постоянно одолевают сомнения, и тут опыт, гибкий ум и характер помогут взвесить все ЗА и ПРОТИВ и принять решение.
Лучше, чтобы тебя критиковали за ошибку, чем за бездействие. Ошибаются все, вопрос в количестве и степени важности ошибки, а бездействие или прятанье головы в песок - демонстрация непрофессионализма.
6. Умение сформировать целостную команду (разбираться в людях, эффективно подобрать и мотивировать сотрудников)
Спортивному директору очень важно найти правильных помощников. Для этого ему нужно окружить себя высококвалифицированными сотрудниками. До собеседования кандидатов важно четко знать свои сильные и слабые стороны, чтобы помощники могли их нивелировать. Невозможно во всем быть лучше всех, сотрудники спортивного отдела должны обладать определенными специфическими качествами и быть в чем-то существенно лучше СД. «Все, чего я добился в футболе, стало возможным только благодаря тем, кто меня окружал. Всем тем, кто был со мной с самого начала, когда я был самым средним человеком, которого только можно представить» (с) Юрген Клопп.
Чтобы более наглядно описать этот блок, можно провести аналогию между футболом и политикой. Спортивный отдел можно сравнить правительством, где спортивный директор - это премьер-министр, а его помощники - министры. Каждый министр специализируется в своей отрасли, и их работу нужно просто координировать и контролировать. Как и президент в политике, владелец клуба должен делегировать ответственность и предоставить полномочия премьер-министру, чтобы обеспечить функционирование клуба.
Спортивный директор должен уметь разбираться в людях. Для него скрининг человека - это ежедневная рутина и он должен уметь это делать быстро и эффективно. Перед подписанием контракта футболиста или приема на работу сотрудника, СД должен довериться своему внутреннему голосу, который в свою очередь и является последним фильтром. Важно понять мотивацию спортсмена/сотрудника и насколько его мотивация сходится с клубной идеологией. Чтобы мотивировать людей, нужно знать, чего они хотят, что для них важно - деньги, карьера, личное развитие? Тогда вы сможете предугадать запросы и желания вашего сотрудника.
О принципах формирования команды (спортивного отдела) я напишу в отдельной статье.
7. Управление персоналом
Одно из основных качеств спортивного директора — умение организовать совместную работу людей. Руководитель должен создать условия для проявления активности, инициативности и творчества людей. Современный руководитель должен ориентироваться не на свои интересы, а на развитие клуба.
СД должен быть командно-ориентированным, руководить без чинов и регалий, заботиться о том, чтобы подчиненные не выгорели, и все это с улыбкой на лице, и в открытом для всех офисе.
8. Высокие моральные качества
Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Справедливость и объективность в оценке сотрудников, чуткость, тактичность и честность - качества которые должны присутствовать у успешного спортивного директора.
Честность нельзя назвать специальным навыком, но репутация человека, который всегда соблюдает этические нормы, очень и очень высоко ценится. Нет ничего хуже невыполненных обещаний. Руководитель, который всегда держит свое слово, достоин называться одним из лучших. Доверие - неотъемлемая составляющая отношений между начальником и подчиненным. Порядочный спортивный директор - положительно влияет и на эффективность работы, и на репутацию клуба.
9. Взаимодействие со СМИ и болельщиками
Если вы менеджер популярного футбольного клуба, то ваши грамотные и последовательные действия в информационном пространстве будут способствовать увеличению вашей ценности как профессионала, а также продвижению имиджа клуба. Для того чтобы убеждать «массы», необходима немалая гибкость ума. Чтобы грамотно давать интервью, удерживать внимание телевизионной аудитории, необходимо правильно преподнести информацию, а также уметь управлять своими эмоциями и быстро анализировать ситуацию.
Важно всегда уделять пристальное внимание взаимодействию с болельщиками и прессой. Умение правильно подать себя стало ключом к успеху для многих топ-менеджеров. В будущем значимость этого качества будет только расти, так как жизнью футбольного клуба все больше и больше интересуются фанаты и простые болельщики. Любой клуб и руководитель, который не думает о правильном взаимодействии со СМИ, лишается огромной площадки, позволяющей формировать и управлять общественным сознанием.
В период информационных войн, клубы и их руководители имеют право защищать себя в медиапространстве, особенно от поверхностных и конъюнктурных медиа. Телеграмм каналы, блогосфера и другие интернет площадки могут как потопить, так и вознести любого управленца. СМИ позволяет получать немедленную обратную реакцию на свои действия, а значит каждое неудачное сформулированное предложение или фраза, брошенная вскользь, может быть вырвана из контекста и интерпретирована так, что ударит по репутации клуба, и самого автора.
10. Скаутский глаз
Трансферы - это зона ответственности спортивного директора. Безусловно проще и возможно эффективнее полагаться на "мнение толпы" и подписывать тех футболистов, за которых голосует большинство скаутов и аналитиков, но у спортивного директора всегда должно быть свое мнение, которое может стать определяющим, особенно в том случае, когда нет единогласия.
Спортивный директор – это не юрист или бизнесмен, а в первую очередь эксперт, у которого высоко развиты большинство качеств топ скаута. Он знает все тонкости футбола от А до Я и чувствует себя, как рыба в воде в вверенной ему области.
Спортивный директор имеет финальное спортивное решение и порой ему позволительно идти против мнения большинства, если он действительно уверен на 100%, что выбранный кандидат - то, что нужно тренеру и клубу. Зона ответственности скаутов и аналитиков заканчивается на уровне рекомендации /не рекомендации, потом уже начинается зона ответственности СД.
11. Знание иностранных языков
Знание иностранного языка – это не просто дань моде или чья-либо прихоть, а жизненно необходимое качество для современном руководителя, работающего в период всеобщей глобализации.
Как показывает практика, спортивный директор разговаривающий только на русском языке, сильно лимитирован в переговорах с иностранными контрагентами. Используя переводчиков или агентов вы теряете авторитет в глазах своего работодателя и рискуете утечкой информации, плюс увеличиваете стоимость предполагаемого трансфера, если в переговорах был подключен (хоть и как переводчик) какой-либо агент.
Знание языка также позволяет самостоятельно черпать информацию из спортивных СМИ и ориентироваться на местности, когда вы прилетаете смотреть игру.
Очевидно, что наиболее в выгодном положении на рынке труда находятся те специалисты, которые помимо знаний по основной профессии владеют ещё одним или несколькими иностранными языками.
12. Коммуникабельность
Умение общаться, способность правильно презентовать себя, присутствующий дар убеждения и точность выражения мыслей – ключевые компетенции руководителя в любой сфере бизнеса и футбол не исключение. С талантливыми и амбициозными людьми непросто общаться. Ввиду частых контактов с широким кругом лиц спортивный директор должен быть мега коммуникабельным и уметь находить общий язык даже с людьми, с которыми неприятно, либо не хочется контактировать.
Для того чтобы отношения развивались, необходимо наладить взаимопонимание между ключевыми людьми в клубе. Спортивный директор должен устанавливать прозрачные и, что более важно, гармоничные и бесконфликтные взаимоотношения с главным тренером и владельцем клуба.
Один из способов – проводить вместе время (возможно с семьями). Задача - сдружиться. Пример Боруссия Дортмунд (Клопп – Ватцке). Часто Ватцке вместе с женой приходили в гости к Юргену и играли в разные настольные игры и много общались.
Общие взгляды на будущее- это верный способ обезопасить длительные отношения и вместе с этим придать стабильность организации или команде. А работа с людьми, которые тебе симпатичны и которым ты доверяешь, как в профессиональном плане, так и в человеческом очень упрощает коммуникационные процессы внутри клуба.
13. Знание рынка
Важно понимать, что когда клуб нанимает спортивного директора, то ожидает, что с первого рабочего дня тот начнет приносить пользу. А это значит, что спортивный директор получив вводные от клуба должен погрузиться в свои чертоги разума и найти там необходимых кандидатов. Чтобы это произошло СД должен быть всегда в форме и великолепно знать внутренний рынок и ключевые рынки, экспортирующие качественных футболистов.
Владелец клуба ждет, что нужный футболист будет куплен по рыночной цене, а еще лучше по дисконту, для этого он и нанимает топ-менеджера, который сможет четко оценить, какой игрок "перегрет", а кто недооценен. Для этого СД должен досконально разбираться в футбольном рынке, чтобы регулярно находить и покупать не переплачивая.
14. Ведение переговоров
Спортивный директор - это главный переговорщик от лица клуба. В среднем спортивный директор тратит примерно 30-40% своего рабочего времени на ведение переговоров. Трансферное окно - самая жаркая пора для переговоров, в этот период времени СД почти не бывает в офисе
Эффективность переговоров в высокой степени зависит от предварительной подготовки и изучении вопроса. Также очень важно выявлять правильных людей для переговорного процесса. Находить людей (крючки), которые смогут помочь в закрывании сделки. При переговорах очень важно обладать выдержкой и терпеливостью. Быть настойчивым, не паниковать и рефлексировать - это основные слагаемые успеха в переговорах. Если руководитель умеет контролировать свои эмоции, договариваться, слушать оппонента, он добьется в карьере небывалых высот.
Знать, как вести переговоры - значит выстраивать процесс обмена мнениями, искать консенсус с учетом аргументов и позиций другой стороны, находить решение. Грамотный специалист приступает к переговорам с целью убедить другую сторону в том, что его предложение и есть лучшее решение вопроса.
15. Деловая репутация
Репутация человека, который всегда соблюдает этические нормы, ценится очень высоко. Сильная деловая репутация имеет важное значение на современном рынке. Это то, что отличает вас от конкурентов.
По своей сути, деловая репутация является весьма значимым нематериальным активом. Руководители европейских клубов уже давно исходят из того, что положительная репутация спортивного директора и главного тренера является не менее весомым активом, чем собственно материальные активы клуба (футболисты).
16. Решительность, амбициозность и стремление к успеху
Решительность - это умение обосновать свою точку зрения и донести в решающий момент во время совещания: Генеральный директор - Спортивный директор - Главный тренер, почему «финальный кандидат» именно тот футболист, который необходим команде. Это качество СД способствует завоеванию уважения у высшего руководства, а у сотрудников - повышению лояльности (от того, что их работа не идёт «в стол»)
Если бы в свое время Стив Джобс как предприниматель не ставил высокие цели, он не создал бы существующую сегодня империю. Все мы знаем десятки примеров успешных бизнесменов, на старте бизнеса которых, их миссия звучала слишком футуристично и сказочно, однако, они добились успеха.
Успех в футболе можно измерить двумя способами:
Первый – спортивный (место в таблице).
Второй – экономический (доходы, прибыль).
Все в клубе должны двигаться в одном направлении. Успех приходит, когда есть ясность и направление. Они же, в свою очередь, базируются на здоровых амбициях. Спортивный директор должен обладать способностью адаптироваться под условия рынка, постоянной жажды новых знаний и применения передовых практик. Опытный руководитель должен мотивировать сотрудников, демонстрировать неисчерпаемый энтузиазм.
17. Умение справляться с давлением
За последние десятки лет в футбол произошли существенные изменения по части влияние на бизнес процессы.
Президент клуба, был и остается первым лицом, обладающим наибольшим правом и властью. Он распоряжается финансами, и способен в любой момент уволить любого тренера или менеджера. А это значит, что он имеет перманентное право оказывать влияние на менеджмент.
Но в тоже время появились и другие группы лиц имеющих серьезное влияние на игру и участников процесса. Раньше даже ведущие игроки были вынуждены умолять руководство о повышение з.п. теперь не они, а их агенты ведут ожесточенное контрактное противоборство, а на кону суммы с шестью, а то и с семью нулями. Общественность, чье воздействие на игру раньше было сильно ограниченно, сейчас же оказывает серьезное давление посредством социальных медиа. Не говоря уже о прессе, которая способна ускорить отставку любого специалиста, попавшего в черную полосу неудач.
На менеджеров оказывается многоаспектное, постоянное и титаническое.давление. Никогда еще сосредоточенность, самоконтроль, умение справляться с давлением и быстро восстанавливаться не были так важны.
18. Умение работать с объективными данными
Возрастающие потребности игры уравновешивает возросшая доступность информации и технологии. Основные множества новых технологий требует значительных усилий временных затрат. Современные менеджеры предпочитают привлекать экспертов (аналитиков) по сбору и оценке информации.
Количество информации, доступной спортивному директору за последние годы существенно выросло. Объективные данные имеют все больший вес. Менеджерам уже недостаточно просто субъективное мнение скаутов, сейчас они ждут как можно больше фактов.
Большой массив объективных данный не дает ответ на все вопросы, но безусловно способствует, чтобы финальное решение было максимально взвешенным.
Анализ объективных данный и правильная их интерпретация позволяет отбросить сомнения насчет того, кого выбрать - игрока №1 или игрока №2.
19. Умение слушать
Спортивный директор должен добавить в свой менеджерский арсенал важное умение - слушать. Современный менеджер должен очень чутко чувствовать, что происходит в клубе. Какие проблемы существуют в команде, кто не доволен своим игровым временем, или кто вышел на качественно новый уровень игры и немного зазвездился. Чуткий руководитель не только улавливают то, что сказано, но и прислушивается к тому, что не было озвучено. Важно, искать скрытый смысл, сканировать разговоры, выражения лиц или язык тела в поисках подсказки.
Понятно, что в первую очередь это входит в обязанности тренерского штаба, но именно спортивный директор в каком-то смысле становится громоотводом для коучей. Иной раз футболисту нужно высказаться или услышать отрезвляющую жёсткую критику, и тренеру не всегда удобно нарушать микроклимат в коллективе, участвуя в подобных беседах. Поэтому так важно чтобы спортивный директор был постоянно с командой и был для главного тренера надежной опорой и соратников и в момент, когда все хорошо, и особенно когда что-то идет не так.
В результате игроки начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, и еще больше уважают своих боссов.
Руководитель, который может так слушать других, получает не только преданность, но и привязанность сотрудников и спортсменов. В свою очередь, и люди начинают усерднее работать, что в итоге приведет к большему успеху как в бизнесе, так и на поле.
20. Творческое мышление
Творческое мышление – сравнительно новое требование для спортивного директора и появилась в последнее десятилетие. Но сегодня эта компетенция руководителя ценится, как никогда. Она проявляется в нестандартном подходе к решению задач и прогнозированию.
Руководитель должен уметь быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменяющейся ситуации, внедрять новые методики, подходы, генерировать интересные, новаторские идеи.
Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.
______________________
Мало кто из действующих спортивных директоров в РПЛ может похвастаться всеми этими характеристиками, что уж говорить о желающих получить эту должность. Конечно, каждую отдельно взятую компетенцию или качество можно заменить узкопрофильным специалистом: переводчиком, психологом, переговорщиком и т.д., но если бы российские футбольные менеджеры обладали бы хотя бы 70% этих качеств, нам было бы существенно проще конкурировать с Западом.
К сожалению, на сегодняшний день, представляя образ успешного спортивного директора, почему-то в голову приходит иностранец.