Тиски на Восток
11 февраля федерация футбола Ирана распространила заявление о том, что главным тренером сборной в ближайшее время станет легендарный Хавьер Клементе. Понятие «ближайшее» оказалось растяжимым – контракт не оформлен до сих пор, и все идет к тому, что подписи под документами поставлены так и не будут. А уж насколько точно определение «легендарный» по отношению к испанскому специалисту, предлагаю решить вам самим.
Начнем с того, что именно Клементе придумал расстановку под кодовым названием Garra («Тиски»), суть которой сводилась к тому, что наряду с двумя опорниками в команде было три центральных атакующих полузащитника. За счет этого достигалась максимальная плотность в середине поля. Вся пятерка работала и на оборону, и на нападение; тотальный футбол с учетом местной специфики. Это то немногое в тактике, чем действительно могут гордиться испанцы.
Еще Клементе запомнился невероятной по сюжету еврокампанией 1987/88. В Кубке УЕФА его «Эспаньол» дошел до финала, по пути одолев «Милан» с «Интером». В первой встрече (тогда решающих встречи было две – дома и в гостях) на «Саррии» «попугаи» разгромили леверкузенский «Байер» – 3:0. А в ответке, играя по результату, умудрились пропустить три «сухих» мяча. Серия пенальти закончилась в пользу хозяев…
Но в первую очередь имя Хавьера Клементе, конечно же, должно ассоциироваться с «Атлетиком» из Бильбао. В начале 80-х противостояние «Атлетика» и «Барселоны» подразумевало событие масштабом никак не меньше, чем матчи последней с мадридским «Реалом». То, что на Пиренеях называют Morbo. Дословно переводить это не стоит (кому любопытно, словарь – в руки). На языке футбола оно означает самое громкое, с оттенком скандала происшествие. Как сказал один мой друг, долгое время работавший в Испании, «приезд Фигу на «Ноу Камп» – это Morbo». Так вот, приезд «Барсы» на «Сан Мамес» и «атлетов» в обратном направление – это тоже было Morbo.
Тренер «Барсы» Луис Менотти любил критиковать коллегу из Бильбао за ориентированную на разрушение игру. Клементе в ответ называл аргентинца «стареющим хиппи» и «бабником»
Сказывалось и лидирующее положение басков («Реал Сосьедад» и «Атлетик» четыре года подряд не давали никому спуску), и личные отношения главных тренеров «львов» и «кулес». Сесар Луис Менотти, возглавлявший «Барсу», любил критиковать коллегу из Бильбао за авторитарные методы управления командой и ориентированную исключительно на разрушение игру. Клементе в ответ называл аргентинца «стареющим хиппи» и «бабником».
В чем-то Менотти был прав. Андони «Мясник» Гойкоэчеа, нанесший в свое время страшные травмы и Марадоне, и Шустеру, – продукт творчества Клементе. Нет, безусловно, тренер не говорил футболисту, мол, иди и поломай лучшего игрока в составе соперника. Но Клементе всегда защищал «Мясника», на счету которого немалое количество жертв. И не кто иной, как тренер обычно дает установку на матч. А дальше уже кто во что горазд, кто как умеет, цель оправдывает средства и прочие народные мудрости.
Естественно, хватало и завистников, и врагов. После матча в Бильбао (0:0) тренер «Бетиса» (новый этап в карьере) Хавьер Клементе получил проникающее ножевое ранение в подтрибунном переходе. Обошлось. К удивлению многих, специалист не стал заострять внимания на инциденте, заявив, что «подобное здесь в порядке вещей. Мне жаль об этом говорить, но, поймите, я приехал из другой страны». «Другая страна»! Клементе бесцеремонно наступил всей испанской общественности на больную мозоль: проблему северных автономий. В самое неподходящее время самым неподходящим способом. Пресса сразу вспомнила, что сестра Клементе в свое время вышла замуж за одного из лидеров организации ETA…
Летом Клементе перебрался в «Реал Сосьедад» и уже в первом туре нового сезона ему предстоял выезд в Севилью в гости к «Бетису». На вопрос, забыта ли та история с ранением, работник одного из близлежащих баров ответил: «Нет. Завтра, когда он будет выходить из-под трибун, я первым проткну его». Фанаты «огурцов» до сих пор не простили ему той фразы.
Испанскую сборную Клементе образца 1994 года любили даже те, кто ей никогда раньше не симпатизировал
Клементе никогда не лез за словом в карман и не выбирал выражений. В 1998 году один из испанских журналистов задал вопрос в лоб – почему на чемпионат мира едет постаревший и погрузневший Субисаррета, а не перспективный Канисарес. Клементе спокойно заявил: «Вы же не зовете на обед тех, с кем вам не будет уютно. Все просто. Суби – мой друг. Точка». Хотя точка в том разговоре была поставлена, конечно, уже на самом Мундиале. Прострел Лаваля, неловко выброшенная рука Субисарреты… Испанцы проиграли нигерийцам и даже не вышли из группы.
Это был, пожалуй, самый тяжелый эпизод в шестилетних отношениях Клементе и сборной Испании. Может быть, за исключением поражения на Кипре в 1998-м, после которого баска уволили. Не знаю, как для вас, а для меня Испания Клементе образца 1994 года – самая сильная за последние лет 20. С прекрасным латералем Альбертом Феррером, с бомбардиром Фернандо Йерро в полузащите, с Хулио Салинасом в центре нападения (сколько критиковали тренера за этот выбор!). Но сильны испанцы были в первую очередь не персонально, а командным движением, организацией игры. Им все так же чертовски не везло в решающих матчах – Луису Энрике безнаказанно разбивали лицо, а Роберто Баджо был unstoppable – но та сборная была хороша. Хороша и любима даже теми, кто ей никогда раньше не симпатизировал.
21 июля 2006 года Клементе подписал контракт, согласно которому на ближайшие два получал работу главного тренера сборной Сербии. Он стал первым тренером-иностранцем в истории местной сборной, как несколькими месяцами ранее в России стал Гус Хиддинк. Однако, в отличие от голландца, у Клементе в Сербии не особо задалось. Балканский футбол, отодвинутый на задворки еще в середине 90-х и только-только вновь набирающий обороты, не принял тактический гений Клементе. Оборонительная манера игры плохо вязалась с исторической бесшабашностью и азартом сербов.
Зарплата Клементе в сборной Сербии (30 тысяч евро в месяц) – самая маленькая за последние двадцать лет его работы
В 2006-м сборная забивала мало, правда, пропускала еще меньше, благодаря чему закончила год без поражений. Однако затем последовали выезды в Казахстан и Армению, где команда Клементе неожиданно потеряла очки. В итоге, ни разу не уступив по ходу турнира ни Польше, ни Португалии, ни Финляндии – лидерам группы А – сербы так и не квалифицировались на Евро-2008. В интервью сербской газете Politika тренер рассказывал, что зарплата, которую он получал в сборной (30 тысяч евро в месяц) – самая маленькая за последние двадцать лет его работы с различными коллективами.
Восток – дело тонкое. И в этом Клементе еще только предстоит убедиться. 12 февраля 2008 года – на следующий день после того, как баск прислал в иранскую федерацию футбола факс, что он, Хавьер Клементе, согласен возглавить сборную Ирана – разразился скандал. Оказалось, что федерация после получения бумаг попыталась вписать новые пункты в контракт с тренером. На чиновников, как выяснилось, давила местная пресса, которая была прямо-таки возмущена тем, что Клементе отказался переезжать на ПМЖ в Иран. Такой пункт действительно был в соглашении. Клементе предупредил, что сможет прилетать в Азию лишь на 8-10 дней. Чтобы, собственно, подготовить команду к матчу и провести его, а также посмотреть на кандидатов в сборную. Поддавшись на угрозы СМИ (а большинство заметок носило агрессивно-предупреждающий характер), генсек федерации Али Кафашиян заявил: «Если Клементе пожелает выезжать в Испанию более двух раз в год, ему нужно будет получать разрешение у нас. Ирану не нужен «летающий» тренер. Если Клементе не примет наши условия, мы будем искать альтернативу этому варианту». Агент баскского специалиста в свою очередь пригрозил, что несоблюдение первоначальных договоренностей может повлечь за собой отказ от каких-либо дальнейших переговоров. В общем, пришли, как говорится, к общему знаменателю: обе стороны готовы НЕ подписывать контракт.
Следим за развитием истории.
Вместо послесловия. Хавьер Клементе выражает недовольство действиями иранских функционеров.
Статья читается легко и с ощущением, что где-то это уже видел. Спасибо!
Я начала болеть за сборную Испании во время Евро 96,а симпатия появилась во время ЧМ 94 в матче с Италией.Фигура Клементе весьма противоречива,некоторые журналисты даже причисляют его к самодурам.
Тут я с ними вряд ли соглашусь.
«Блох» в заметке действительно многовато оказалось по первой. Что-то правил уже на сайте. Бум тщательнЕЕ.
i muchas gracias!
В выходные специально не читала. Глянула на первый абзац и сразу поняла, что урывками в перерыве между футболами и домашними делами такой материал читать просто неправильно. А вот с утра на работе в тихом офисе с чувством-толком-расстановкой под чашечку двойного эспрессо - полный кайф!
Хороший материал о хорошем дядьке. Ни тебе грамуру, ни попсы. Брутальности - в меру, и то из-за неотъемлемого присутствия оной в герое статьи. Про его клубы в силу объективных причин сказать нечего (я обычно как акын, пою только то, что сама вижу). Сборная же его, как и он сам была ещё та «Ding an sich«, играла ярко и искренне. Даже проигрывая тем же прагматичным итальянцам и неутомимо-мощным нигерийцам.
ЗЫ: помнится персонаж, отписавшийся тут вторым (даже странно, обычно его отклик бывает первым, как будто он в засаде где-то поблизости сидит), пытался со мной спорить, что очки, добытые Барсой на Сан Мамес приравниваются к очкам, выигранным с Левантами и Мурсиями.
Может хоть теперь он что-то усвоил о классических противостояниях испанской Примеры.
тески
гойкоичену будет играть сергей гуренко
у меня тактика эта сохранена была как «clemente», надо переименовать
гойкоичену играет выписанный из англии иван кампо.
сусаеты оба брата в фм08 какие-то лошары, хотя может они и в жизни не супер, но голы то вон забивает сусаета
Если же вы не поняли, то я тогда намекал к тому, что никто лидера не встречает хлебом и солью у себя дома, будь то Леванте, Мурсия или Атлетик.
Вы бы лучше придумали новую отмазачку к проигрышу мандрил от Бетиса, а то после прошлого тура так не убедительно брызгали слюной по поводу 0-7 с самим Вальядолидом. Мазули типа- “впереди Рома”, “не хотелось и всё”, “зато Касильяс и Рауль любят друг друга” не принимаются.