АПЛ вернулась в Лидс. Я поговорила с Бьелсой, пережила шторм в городе, на поле и на пресс-конференции
Мало кого в АПЛ ждали так сильно, как «Лидс». Не в том смысле, что болельщики других команд с придыханием следили за результатами его матчей в Лиге 1 в конце 2000-х, но когда легендарный клуб оказался на пороге возвращения в элиту, уровень интереса моментально взлетел до уровня главных интриг сезона.
Новички из Чемпионшипа автоматически оказываются в главных номинантах на вылет, и внимание к ним может привлечь разве что победа над грандом или обаятельный бомбардир (привет, «Норвич»!). «Лидс» же вернулся в лигу 16 лет спустя и моментально занял в ней свое законное место.
***
Западный Йоркшир – хмурый и дождливый английский север. Называть Лидс провинцией невозможно: это пятый по величине город Британии, исторически один из главных промышленных центров и один из самых экономически стабильных регионов страны. Одновременно с этим Западный Йоркшир – этнически однородное графство с 81% белого населения. Выходцев из Индии или Африки, типичных для других регионов, здесь действительно почти не видно. На вокзале, в местных кафе и на стадионе мне встречаются исключительно белые британцы среднего возраста: всевозможные вариации Шона Бина (актер родом из соседнего Шеффилда, но там демографическая ситуация – и акцент – примерно похожая).
В день матча с «Сити» Англию накрыло штормом Алекс, так что окрестности стадиона выглядели пустынно. Под проливным дождем у «Элланд Роуд» меня встречали гостеприимные и явно заскучавшие без болельщиков стюарды. За пятиминутку они успели устроить конкурс по произношению моей фамилии, пошутить над маской с лисой и завести разговор про грядущий матч: «Мы точно сможем заработать сегодня очки. Гвардиола всегда начинает экспериментировать перед большими матчами, запутывается, – здесь то мы его и подловим!»
Настолько же оптимистичные и уверенные в себе болельщики в дни матчей собираются в пабе The Old Peacock («Старый павлин»). Потрепанное здание прямо через дорогу от стадиона встречает не так много фанатов, как в докарантинное время: столики здесь занимают только по предварительной брони, группы более 6 человек не разрешены, но даже в дождливую субботу под крышей собирается несколько десятков человек.
Их рассуждения, особенно возрастных фанатов, очень похожи на слова фанатов «Ливерпуля». В прошлом сезоне я разговаривала с болельщиками, поддерживающими клуб с 1970-х, и они как один повторяли: нынешнее чемпионство – не для нас, а для молодого поколения. В Лидсе сейчас говорят такими же фразами и особенно сильно сокрушаются, что молодежь, которая ждала 16 лет, не может теперь попасть на стадион и отпраздновать возвращение вместе с командой: «Мы-то видели успехи, объездили всю Англию, а когда наши дети теперь смогут попасть на трибуны – не до конца понятно, и это разбивает нам сердце».
Справедливости ради, небольшое празднование возвращения все же случилось: сразу после выхода в АПЛ клуб немного нарушил карантинные правила и устроил встречу команды с болельщиками у стадиона.
Теперь же на месте празднования красуется изящное граффити «Champions».
Такая же надпись – на золотых масках стюардов, которые все как один фанаты команды. По ходу матча против «Сити» они не выдерживают и поднимаются на трибуну: за болельщиками следить не нужно, и джентльмены без зазрения совести наблюдают за игрой.
По оптимистичным летним заявлениям британского правительства матч против «Сити» мог стать первым, на который допустили бы зрителей, но пандемия точно откладывает наполнение английских трибун еще на несколько месяцев. В чаше стадиона все еще разрешено находиться только 300 людям, но сектора «Элланд Роуд» со своими старыми деревянными креслами, кажется, вмещают даже больше. В Лидсе все, от директоров клуба до агрономов, по ходу матча занимают места на трибунах и поддерживают команду. К концовке ничейной встречи (1:1), по ходу которой «Лидс» довольно долго переигрывал «Сити», даже президентская ложа встает на ноги, и официальные лица в дорогих костюмах кричат на поле с той же эмоциональностью, что и фанаты в пабе через дорогу.
Особенно яростно ведет себя тренерская скамейка. За Бьелсой я следила по ходу матча в Ливерпуле, где его тоже захлестывали эмоции, здесь же Марсело казался еще безумнее. Возможно, спокойствию мешал проливной дождь: хоть любимую бочку Бьелсы и накрыли полотенцем, но сидеть на мокром ведре было все равно неприятно. Тренер несколько раз опирался на него спиной, но большую часть времени все равно провел на корточках на кромке поля.
Самый показательный момент матча: радостнее всего и Бьелса, и Гвардиола реагировали на удачный прессинг своих команд. «Лидс» в итоге совершил невероятное: переиграл команду Пепа по владению, ударам по воротам и отборам. Отдельно радовала интенсивность встречи, которая прошла почти без остановок и обращений к VAR: «Хороший матч, правда? – отметил после Гвардиола, – Когда обе команды рвутся в атаку, игра получается хорошей».
В телевизионной трансляции последнюю минуту камера держала не план поля, а напряженную спину Бьелсы.
После свистка он с улыбкой обнял Гвардиолу, но дружелюбное выражение моментально слетело с лица, когда Марсело пошел к журналистам.
После матча с «Ливерпулем» пресс-атташе «Лидса» лишь развел руками: тренер не хочет общаться с международными телекомпаниями. В субботу он был в более позитивном расположении духа, хотя позитивом в привычном смысле это назвать сложно. Интервью с Бьелсой, которое я записывала для Okko Sport (с вопросами о предстоящем матче против «Сити»), теперь считаю одним из самых пугающих опытов в жизни. Аргентинец совсем не реагирует на корреспондента, не поднимает взгляда от газона и своей энергетикой пугает не только своего переводчика, но и всех вокруг. С колумбийцем Андресом Клавихо, который помогает Марсело в этом году, мы взглядами все интервью подбадривали друг друга, хотя у обоих, кажется, ноги подкашивались от волнения. Кстати, информация о том, что Марсело совсем не учит английский, обманчива: в одном из ответов он поправил переводчика, заставив уточнить сказанное более точным термином.
В предматчевом журнале «Лидса» тоже нет ни одного слова Бьелсы. Обычно клубы открывают программки обращением главных тренеров, но разговорить Марсело на еженедельной основе, кажется, невозможно.
После возвращения клуба в АПЛ, одну из маленьких улочек в центре Лидса переименовали в Marcelo Bielsa Way. Кажется, путь Бьелсы именно такой: мало и тихо говорить, но шуметь на поле.
Фото: Gettyimages.ru/George Wood, Catherine Ivill; REUTERS/Paul Ellis; Дария Конурбаева; Facebook/theoldpeacock
Я!
Отвечу на первую часть вашего вопроса. Я бы спрашивал: а)про его молодость в Аргентине, что заставило его пойти не по стопам отца и деда, которые были заслуженными юристами; б)какие ошибки он допустил в подготовке сборной Аргентины к ЧМ-2002; в)что на самом деле у него случилось в "Лацио"; г)какая тактика из двух (3-3-3-1 или 5-4-1 лучше при игре против высокопресингующей команды со схемой 4-3-3). Это в кратце, потому что за условный час можно задать достаточное число вопросов.