4 мин.

Как российские комментаторы портят матчи

Если бы мне ребёнком рассказали, что в 2020 году я буду выключать трансляцию интересного мне футбольного матча просто, потому что невозможно слушать комментатора, я бы не поверил. Звучит действительно абсурдно, но первым киньте в меня камень (или что там сейчас принято), если периодически не делаете так же. Почему это происходит? Спойлер – причин много. Сегодня об одной из них.

«Прошу прощения за каламбур».

Когда мне было 12 лет, я с глубочайшим восторгом смотрел весь тогда доступный мне футбол. Учитывая то, что я рос в маленькой сибирской деревне, с этой самой доступностью были большие проблемы. Чтобы вы понимали, единственным доступным мне телевизионным каналом долгое время оставался «Первый» с его трансляциями крупных международных турниров и редкими новостями спорта. Тот футбол до сих пор у меня ассоциируется с единственным человеком – Виктором Гусевым. Он комментировал, анализировал, вёл авторскую передачу. Опустим моё к нему отношение, важнее другое. Практически каждый матч я слышал, казавшуюся мне до ужаса странной, фразу: «прошу прощения за каламбур». Виктор произносил её так часто и искренне, что даже немного мешало концентрироваться на главном – игре. Я был уверен, что эта, пусть и простая шутка, вовсе не портит матч, а наоборот, делает репортаж интереснее. Прошло 12 лет, каламбуры остались теми же с одним существенным отличием – за них теперь никто не извиняется. А следовало бы.

Мой любимый христоматийный пример из современности – потрясающая игра слов «Миранчук – Мирангек» за авторством Константина Генича. Да уж, хотелось бы сказать, что Константин – гений, но Константин – Генич (бей врага его же оружием). Вы скажете, мол, что только не сорвется с языка во время эмоционального спича, и вообще, именно за такие каламбуры и принято извиняться перед зрителями согласно комментаторскому этикету, а потом не повторять подобного, но не тут-то было. Дело в том, что автор произнёс эту великую шутку минимум еще один раз в одной из последующих игр. Видимо, ему так понравилось, что он решил похвастать остроумием перед той частью зрителей, которые пропустили шутку в прошлый раз. В итоге, кровь из моих ушей была пролита дважды.

Почему так.

Я даже не знаю, что страшнее: то, что  это проблема не одного конкретного человека, а практически всего комментаторского цеха или то, что его представители вовсе не считают это проблемой. Наверное, когда ты варишься в каше из одних и тех же людей в одних и тех же пресных пред- и послематчевых студиях, это становится нормой, перестаёт определяться людьми как что-то безнадежно глупое и не имеющее ничего общего с юмором. Мы все когда-то любили «Голубой огонёк» и размахивали бенгальскими огнями под песни Лещенко, а теперь, когда актуальными артистами стали совсем другие люди, при виде нафталиновых звезд той эпохи в 2020-м, нам и двух пальцев в рот совать не надо, чтобы опорожнить желудок. Ну некому тому же Шнякину объяснить, что степени бородатости речевого оборота «футболист с фамилией Сокол подлетает к штрафной соперника» позавидует даже Александр Карапетян. Современное комментаторское коммьюнити – почти необновляемое. Внутри него сосредоточились некогда успешные представители профессии, большинство из которых ныне друзья-товарищи, неспособные на здоровую критику друг друга. Обидно, что страдает от этого исключительно зритель.

Постскриптум.

Последнее по теме. Хочу ли я сказать, что не бывает хорошей игры слов применительно к футболу? Конечно, нет. Вот вам пример из относительно свежего Уткина. В рекламе магазина газовых грилей Василий говорит: «магазин расположен в пятиста метрах от стадиона ЦСКА, но мясо всё-равно не подгорает». Красиво? – ещё как.

Я (и, уверен, не один я) хочу смотреть футбол с удовольствием и, безусловно, удовольствие это невозможно без хорошего комментария. Как жаль, что с таким, казалось бы, элементарным компонентом в наше время будет столько проблем.

Продолжение следует.