Боруссия Дортмунд: клуб победитель или поставщик талантов для элитных клубов
Боруссия Дортмунд превратилась в цех звезд, как для немецкого, так и для европейского футбола. Так, как происходит процесс приобретения молодых игроков и что из себя представляет стратегия шмелей?
Работа над поиском и обнаружением талантов начинается в ранние годы, когда игрокам стукает примерно 14. Как раз в этом возрасте клуб обнаружил Джованни Рейна и Джуда Беллингема. Клуб выбирает правильную тактику подхода, к одному футболисту представители приходят сразу, разговаривая и обсуждая с родителями карьеру молодого таланта, постепенно месяц за месяцем, следя за выступлениями игрока, а через некоторое время, приобретая его. С другими поступают иначе, долго всматриваясь в его индивидуальные способности, ожидая правильный момент, который может продлиться и 3 года, как это было с Джудом, но в итоге все сводиться к тому, что игрок, так или иначе, оказывается в Дортмунде.
Эрлинг Холанд был найден еще в далеком 2016 году, за три года до подписания контракта. На протяжении всех трех лет скауты посещали большинство матчей Эрлинга, ведя подробный анализ о его развитии. Все, посещаемые игры, смотрят в тайне, будь это Англия или Бразилия, скауты всегда ведут себя скромно, вписываясь в общий облик штатного посетителя матча.
Когда клуб становиться максимально уверен в таланте игрока, представителя начинают контактировать с родителями и агентом игрока. Потенциальный новичок, приглашается в Германию на просмотр игры Боруссии. И эти контракты заключается без ярких уговоров и чемоданов набитых деньгами. Как любит говорить Майкл Цорк – спортивный директор Дортмунда: “Боруссии Дортмунд не нужно давать грандиозных обещаний подросткам, мы просто показываем им наш состав”.
Именно таким скрупулезным и методичным подходом делаются огромные открытия. В первый день нового сезона Бундеслиги, молодой Беллингем, уже играл на поле в центре полузащиты Борусии Менхенгладбах. При этом Джуд еще и сумел забить. В матче сумели отметиться, также и главные звезды этой Боруссии – Санчо и Холанд.
Не трудно подсчитать, что средний возраст атакующих игроков Шмелей составляет 18 лет. Не говорит ли это нам и о качестве клуба, посудите сами – 4 одних из самых ярких игроков Европы выбрали один и тот же клуб.
На то есть свои причины.
В более крупных клубах, путь к практике за основу команды, может быть, легко заблокирован. Посудите сами, скауты Манчестер Юнайтед долгий период обхаживали Беллингема и Холанда. Бавария следила за Джованни Рейной. Санчо в 2017 ушел из Манчестер Сити, выбрав желто-черных.
Все они – звезды своего поколения и единственное, чем их могла уговорить Боруссия, была возможность выступать за основную команду.
Это и есть стратегия Боруссии: покупаешь и продаешь, а продавая покупаешь еще.
Усман Дембеле был подписан за 13.5 млн фунтов, продан Барсе за 124 млн фунтов после всего одного сезона. Кристиан Пулишич был продан Челси за 58 млн фунтов. Санчо, подписанный из Манчестер Сити за 8 млн фунтов, будет стоить не меньше 110 млн фунтов.
Это только вершина ледника, есть и относительные неудачи. Например, распиаренный, в духе Мино Райолы датский вундеркинд Якоб Ларсен был продан Хоффенхайму за 8 млн фунтов. Защитник Маттиас Гинтер так и не смог добиться успехов, уйдя в Боруссию Менхенгладбах. Очередной Месси – Эмре Мор был подписан за 9 млн фунтов, продержавшись всего один сезон, но все же был продан Сельте за 12 млн фунтов.
Влияние и достижения Дортмунда явно сказываются на Лестере, Лилле, Арсенале, который даже переманил главного скаута Шершней в попытки добиться успеха в поиске молодых талантов.
Да, в состав Боруссии входят молодые игроки, лучшие молодые игроки мира. И вроде бы все довольны, игроки получают мировую практику, болельщики – эмоции и выразительный футбол.
И влияние Дортмунда ясно видно в недавнем привлечении таких клубов, как Лилль, Лестер, Арсенал (который нанял главного скаута Дортмунда Свена Мислинтата в попытке воспроизвести его) и даже Реал Мадрид. Якобы это добродетельный круг. В клуб входят одни из лучших молодых игроков мира. Игрок получает образование. Болельщиков ждет быстрый, искрящийся выразительный футбол. Все выигрывают.
Но стоит ли это тех средств? Стоят ли эта выручка за трансферы и помощь молодым игрокам всех призов, тех финалов, места в турнирной таблице?
Да у Боруссии случаются различные победы, они доходят до финалов, но суть не в этом. Как можно стать гигантом в мире исполинов, если у тебя нет серьезных достижений в нынешнее время. Нет чемпионства Германии, нет Лиги Чемпионов, нет Лиги Европы. Это те турниры, по которым оценивают команду. Да, мы все прекрасно понимаем положение дел, что в Германии есть Бавария. Но может быть и надо ровняться на Баварию?
Так, кто такая Дортмундская Боруссия? Клуб победитель или штатный поставщик талантов?
Возможно, Боруссия совмещает в себе контуры двух сторон одной монеты, но что составляет успех? Из каких деталей состоит клуб победитель? Для каких целей вообще нужен футбольный клуб?
Да, любая объективная оценка стратегии Дортмунда должна учитывать многие факторы, финансы, игру, романтику, оптимизм, связанный с попыткой дать возможность заиграть молодым игрокам и наглый цинизм, лежащей в основе этой тактики.
Корни стратегии «Дортмунда» лежат в финансовом кризисе середины 2000-х годов, который почти уничтожил клуб. Когда Цорк и Ватцке пришли к власти, их политика привлечения молодых игроков была обусловлена не идеализмом, а бедностью. Под руководством новаторского менеджера по имени Юрген Клопп Дортмунд построил команду, выигравшую Бундеслигу, средний возраст команды, тогда составлял 23 года.
По мере того как золотое поколение отбиралось, новые поколения появлялись отовсюду. Сейчас «Дортмунд» активно продает себя, выступая в роли витрины: в среднем около половины команды заменяется каждый сезон. Как клуб может что-то построить в этом русле постоянного обновления?
Бывший президент мюнхенской «Баварии» Ули Хёнесс недавно утверждал, что политика Дортмунда по привлечению молодых игроков «по экономической выгоде» была причиной того, что они не смогли выдержать постоянной борьбы за титул. «Как игрок должен впитывать ДНК клуба, если он чувствует себя объектом продажи?». «Пока Дортмунд не изменит эту стратегию, я не думаю, что они смогут хорошо выступать в важных играх».
Естественно, укор Хёнесса был соперническим, и его комментарии вызвали гневное опровержение со стороны Дортмунда. Тем не менее, именно управляющий директор клуба Карстен Крамер признал в интервью, что «быть обязанным клубу и быть номером один не является частью нашей ДНК». Что может быть реалистичным анализом работы в полупостоянной тени «Баварии».
В каком-то смысле затяжная погоня за Санчо может обострить все это: испытанием не только решимости «Юнайтед» заполучить лучших игроков мира, но и решимости Дортмунда удержать их. Поскольку до конца его контракта осталось два года, они, безусловно, могут позволить себе играть жестко. Смогут ли они заявить, что им больше не нужно продавать молодых звезд и они готовы перешагнуть эту ступень своей клубной истории? Или из-за коронавирусных проблем придётся продолжить крутить это чертого колесо?
А может, это все мы помешались на клубном футболе и надо думать о нем целиком, не разделять на клубы, а болеть именно за игру. Может, это мы неправильны в своих доводах и мыслях? Может быть, Боруссия со своей выгодной для себя в первую очередь стратегией, даёт футболу то, что необходимо? Ведь, возможность всегда нужна. Свобода действий, вкупе с возможностью всегда творят, прогрессивные вещи. Я не знаю, какая стратегия верна, ведь есть еще Челси с его арендной стратегией, которая тоже показывает свои результаты. Есть множество выборов и ситуаций развития. Мне кажется, каждый должен сделать для себя вывод сам, что ему нравится в футболе и как он видит эту ситуацию.
Основа статьи была взята на одном из известных англоязычных ресурсов, был самостоятельно адаптирован перевод и уже на него были наложены новые мысли и нити повествования.
Также, вы можете прочитать новые и самые свежие статьи:
Сражение футбольных академий за жизнь или сколько Рэшфордов мы уже потеряли?