9 мин.

Чемпионат России. Тинькофф Премьер-лига. Игровая концепция лидера турнира

ЗЕНИТ – Арсенал Тула – 3:1

Первые два гола «Зенита» не стали результатом длительного ощутимого давления. Команда не весела подолгу на чужих воротах. Моменты реализовывались с инстинктом киллера. С другой стороны, была ощутима поддержка задней линии в атаке, не говоря уже о средней, на которую приходится бОльшая заслуга за давление. Про инстинкт киллера говорит и то, как были забиты мячи, особенно мяч Дзюбы. Вместе с тем, первые минуты для «Зенита» выдались тревожными. Снять давление соперника было не так-то просто.

Выделялось точечное давление Караваева, блеснувшего дриблингом в штрафной соперника. Команда вообще атакует всем фронтом, не по отдельности. Мостовой атаковал не одним флангом, а варьировал точку атаки. Атаки «Зенита» очень стремительные, не тратится время на длительную подготовку. Возможно, в этом – основная решающая сила команды. Общекомандное превосходство в классе позволяет защитникам по долгу задерживаться в атакующих действиях, особенно крайним.

Однако команда допускает и атаки соперника, и нельзя сказать, что они однобоки: атаки «Арсенала» были разнообразны, удары по воротам Кержакова следовали как с близкой, так и с дальней дистанции. Такое разнообразие должно быть тревожным для Семака, говорит о варьировании корня проблем. Но это идет параллельно и с разнообразием атакующей мощи команды, что гасит одно другое. Посмотрите на Дзюбу: он выступает как адресатом подыгрыша, так и сам участвует в подготовке давления. Неточными выходят лишь заключительные аккорды розыгрыша, что должно радовать Семака.

Плюс, команда вынуждает и соперника на неточные результаты давления. Ведь слишком явные ошибки «Арсенала» - результат упорной работы игроков «Зенита». Да и редкое пробуксовывание в атаке заметно далеко не у всех игроков, о чем уже писалось выше, это присутствует не у самых маститых игроков, что с другой стороны, вполне закономерно. Долгий розыгрыш следует только в самой отдаленной от эпицентра атак линии. Это тоже показатель класса: игрокам, заточенным на атаку, долгий розыгрыш не нужен.

Дзюба участвует в розыгрыше, подготовке давления, когда результат еще спорен. Когда команда ощутимо ведет, Артем отодвигается на передний край атакующей мощи. И это – качество осязаемого лидера, так должен поступать тот, с кем связывают основные надежды

Показатель класса – не стремительность атак соперника. Они должны тормозиться, и это заметно по соперникам «Зенита», что должно стать краем результата в играх с более сильными – в Лиге чемпионов. Однако, бить дают, и это должно быть тревожным для Семака. Явный пример – единственный гол «Тулы».

Лидеры атак при явном лидерстве в счете не слишком охотно участвуют в оборонительных действиях. Это говорит и о психологии, но также и о общекомандной атмосфере. Так быть не должно, но с этим ничего не сделаешь, таковы узловые элементы науки о душе.

Все разнообразие атакующих действий команды – в незасчитанном из-за офсайда третьем голе. Поливариантость явно «Зениту» к лицу. А насколько пышет разнообразие набора футболистов, применяющих дриблинг! И с другой стороны, показатель класса, насколько мало их число, нашедших в игре с чемпионом повод применять этот элемент технического мастерства со стороны соперника.

Смена длительности атак в зависимости от счета демонстрируется и приемом – получением мяча Дзюбой спиной к чужим воротам, это ведь не встретишь, когда результат спорен, только когда не оставляет в себе сомнения.

Посмотрите, где у команды потери, они отнюдь не в передней линии. Работы для Семака непочатый край. Прибавляет амбиций в деятельности еще и разнообразие в наборе игроков в ростере, так должно быть перед Лигой чемпионов.

Легкий психологический дискомфорт Азмуна – тоже в порядке вещей. Так должно быть, чтобы не в своей тарелке были по очереди ведущие игроки. Плохо, когда это сразу у всех, когда по одиночке – нормально. Он был у Дзюбы, Артем из него вышел и забивает, теперь он у Сердара. Нормально. Это говорит о готовности набора состава к еврокубкам.

Наконечник – таран, особая глава в игровой концепции «Зенита», ведь бывает по-разному. Такова тренерская философия Семака. Возможности команды говорят именно о тренерской философии, по-другому было бы при сведении концов с концами, но ведь о «Зените» этого не скажешь. Именно проломить. А поддержка будет вариативна, пыхтеть гуттоперчивостью. Про неоднобокость тренерской схемы отдельный вопрос, Дзюба - наконечник не всегда, и это зависит от хода игры. В любом случае, присутствие здесь тренерской идеи для команды полезно. При всем этом, Дзюба может оказаться и на фланге, такой разнообразный функционал.

Посмотрите, как по долгу соперник не может подойти к чужим воротам. Про нестремительность его атак уже писалось. Как нерешительно «Арсенал» перекидывает мяч с фланга на фланг, упираясь в собственную несостоятельность. Но тут и показатель психологии райвела, детерминированный психологией гегемона. И так с каждым. Особенность чемпионата.

Контратаки должны отрабатываться, это полезно в контексте Лиги чемпионов. Но что поделать, турнирная особенность к такому не располагает, и это плохо. Зато отрабатываются позиционные атаки, хотя что менее существенно для гранда. Отрабатываются к тому же и дальние удары, в которых, надо сказать, в «Зените» нет вариативности, бьет в основном Малком. Тоже смысловая задачка для Семака. Ведь соперник по состязанию в основном дает эти удары готовить, в Лиге чемпионов так не будет.

Еще один вопрос, игровая химия персоналий в атаке. В основном это Дзюба с Азмуном, но тут все зависит от хода матча, что тоже психологическая закономерность. Нельзя сказать, что у «Зенита» есть барьер между линией атаки и полузащиты, но и не сказать, что его нет. Хотя опять же, все привязано к ходу матча. Про частое попадание в офсайд тут особая глава. Хорошо это для команды или плохо? В контексте «Зенита». Опять же тут про барьер между атакой и полузащитой. Это к вопросу хорошо или плохо, если он есть? С точки зрения офсайда, кончено плохо. Команда должна видоизменять атакующую химию, должна быть диффузия, энтропия. Тоже частичка умственной боли в голову Семака. Тем более, что тренер о диффузии думает. Это о замене Азмуна на Жиркова. Также это – про то, как Караваев оказывается в атаке впереди Дзюбы, пусть за тем следует и неловкий удар Малкома.

Плохо, когда у твоего соперника есть в игре выходы один на один. Конечно, тут не скажешь про игровой барьер между вратарем и линией защиты, но ничего хорошего тут, конечно, нет. Над разрушением надо работать. Хотя и про виртуальный барьер относительно можно и сказать. Важно, что ошибку выхода один в один может исправлять полузащитник, а может защитник. В данном случае тут был Дуглас Сантос. Это к следующему вопросу.

Отдельная глава тут, барьер между линией защиты и полузащиты. Это про игру в обороне, а не в атаке, хотя тоже не дилетантский вопрос. Для «Зенита» в Премьер-лиге Тинькофф это скорее про оборону, но в Лиге чемпионов это может быть про атаку. Надо работать.

Когда соперник играет пяточкой, это к вопросу, что себе и сопернику позволяет команда. Я про игру пяточкой Кангвы. Это не сказать, чтобы очень плохо, но только можно себе представить, какая пяточка может быть у «Ливерпуля» или «Баварии».

Не слишком заметен был Оздоев. Про «не его день» применительно к Азмуну уже писалось. Однако, разница между непостоянством в игре полузащитника и нападающего весьма существенна. Хорошо, когда в команде есть замена на роль лидера, или полулидера. Но полузащитники должны менее явствовать капризностью, в отличие от форвардов. Тем более, если эти полузащитники – титаны командной агрессии. Оздоев – полузащитник опорный, поэтому, учитывая его неатакующие аппетиты, можно простить. Ведь краски в игре опорных полузащитников блистают в зависимости от игры соперника. И это не только про силу, но и про манеру игры, построение скелета команды соперника. Вот Дзюба тоже может не попасть по воротам с пяти метров, но это ситуационно. Хотя по нападающему это более определяет «не его день». У полузащитников тут право на ошибку куда более пространно. Еще, все зависит от счета. Дзюба не попал по воротам с пяти метров, когда команда вела 2:1. Для чемпионата России это применительно к «Зениту» вполне сносно, более чем сносно, то ли будет в Лиге чемпионов.

«Зенит» не применяет геген-прессинг. Да, команда не стремится в Лиге чемпионов к победе в ней, и это вполне достойное оправдание. Но это говорит и о качестве внутреннего турнира, ведь в обратном случае, его пиар был бы выше, выше спрос на показ за рубежом и выше доходы от продажи телеправ. Это финансовая сторона, исходящая из игровой. Хотя игровая, с точки зрения философии игры, конечно, важнее.

«Зенит» тормозит игру соперника на флангах эффективнее, чем в центре поля. Это не только вопрос наполнение состава, а следовательно, и игровой политики, но и детерминанта взгляда тренера. Опять же, возможности «Зенита» позволяют. Но тут можно говорить и а-контрарио, о выходе команды из обороны в атаку через фланги, и у команды с берегов Невы в этом проблем нет. Применительно к первенству, тут можно говорить и о активности не столько игроков полузащиты, но и игровой деятельности игроков обороны на бровках. Это важно, и с этим у «Зенита» все в порядке.

Отдать территорию в конце матча, это к азарту чемпиона. Да, азарт с победами притупляется, и с этим ничего не сделаешь, но вопрос о характере с повестки дня не снимается. Вопрос о соотношении азарта и характера. Вопрос, глубоко индивидуальный, а следовательно и индивидуален подход к концематчевой психологии. Отдать территорию, и почивать на лаврах, это одно, а отдать территорию, и бежать в контратаку – совсем другое. И тут все положительное – к чести российского гегемона, а именно – третий, на этот раз засчитанный пост-Вар гол. Азарт вырабатывается самостоятельно, самопроизвольно, а характер прививается, это к положительным качествам Семака.

Про почивать на лавах – вопрос к зенитовской скамейке. Тут тоже тренерский фактор, как он ее использует, в футболе скамейка не для того, чтобы на ней сидеть, и Семак это понимает. Хотя некоторые комментаторы часто рассуждают, можно ли на ней лежать)). К счастью для рейтинга УЕФА, понимает это и Алексей Миллер. Ну а тем, кто хорошо поработал, можно и посидеть, и Дзюба с чувством выполненного долга пожимает руку судье Кукуяну.

Когда меняют форварда соперника (я о Эвансе Кангве), основного форварда, уходящего с поля без крестика со сбитым самолетом, это к чести защитников. Но опять же, для чемпионатроссийского соперника «Зенита» это настолько часть моды, что об этом даже не приходится говорить. И все же, что было бы, если бы на поле был Луценко, можно сослагательно наклонять. И это для чемпионата хорошо. Другое дело, что вот уже говорят о покупке Влашича, и как такое может быть хорошо для чемпионата? Это даже может быть с одной стороны хорошо, а с другой – нет для «Зенита». Что там говорить о чемпионате. Но такова реальность, ее не исправишь, разве что менять слагаемые делового климата, экономическую действительность, но это уже далекозафутбольный вопрос, поэтому не будем здесь, в статье об игровой концепции «Зенита», об этом. Лучше насладимся витиеватым розыгрышем мяча чемпиона на последних минутах игры, только это и остается. Как наслаждаться уроками судьбы при попадании Алексея Сутормина в штангу. Судьбы, которая не была в этом матче так взыскательна к петербургскому клубу, как к вышедшему на замену 26-летнему российскому полузащитнику, судьба дала ему и еще один шанс, но и он не обернулся голом. Пусть же судьба будет более благосклонна к чемпиону России в еврокубках, нежели годом ранее.