«Зенит» — футбольный Плюшкин
Как Гоголь предсказал образ спортивной «жемчужины» любимого города
Введение

1842 год. Санкт-Петербург. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь публикует свою бессмертную поэму "Мёртвые души". Одним из героев произведения становится некогда зажиточный помещик Степан Плюшкин, ныне являющийся олицетворением жадности и бесхозяйственности.
2020 год. Санкт-Петербург. Давно умер Гоголь. Его шедевральная поэма изучена до дыр, но люди так и не смогли извлечь из неё все уроки. Результатом этой легкомысленности стал петербургский "Зенит", избравший для своей жизни принципы того самого Плюшкина. Разве вы этого не замечали?
Загубленный потенциал
"Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и всё глядело ныне пасмурно"

Усадьба, где "всё текло живо и совершалось размеренным ходом" после смерти доброй хозяйки оказалась в руках бездарного управленца Плюшкина и быстро превратилась в "какого-то дряхлого инвалида", хотя ранее почти не уступала столичным имениям. Такой же регресс мы видим в последние годы и у нашего действующего чемпиона на европейской арене.
В конце нулевых "Зенит" являлся настоящей силой на ней. Доказательством тому Кубок и Суперкубок УЕФА, вырванные в борьбе у боевитого "Рейнджерса" и легендарного "МЮ". Команда имела всё, чтобы закрепиться в ранге действительно крепкого и уважаемого европейского клуба из среднего по уровню чемпионата (статус, присущий, например, нынешнему "Аяксу"): большие финансовые возможности ("Газпром" и все его сыновья и дочери), мощный состав (сплав легендарного поколения Сборной-2008 и опытных легионеров) и талантливейший Адвокат во главе. Возможно, именно его уход стал переломным моментом, эквивалентным смерти жены в случае с усадьбой Степана Плюшкина. Безусловно, под конец своего правления пожилой голландец сдал, но после него в Лиге Европы "Зенит" лишь один раз доберётся дальше (до 1/4), чем в его последнем сезоне (1/8), а в Лиге Чемпионов и вовсе выйдет в Плей-офф лишь 3 раза за последние 10 лет, что явно не соответствует амбициям и бюджету питерского клуба.
Для наглядного сравнения: бюджеты "Атлетико Мадрид" и "Зенита" в сезоне 2014/15 были примерно равны (по данным Deloitte Football Money League), но результат получился абсолютно противоположный — вылет из довольно ровной группы ЛЧ и 1/4 Финала Лиги Европы у "Зенита" против 1/4 Финала ЛЧ у "Атлетико".
И это лишь начало бед Плюшкина и его футбольной реинкарнации...
Скупость
"Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине"

Добрая хозяйка умерла, и Плюшкин "стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее". Худшие качества помещика вылезли наружу. Он подворовывал мусор и утварь даже у собственных крепостных крестьян. "И до такой ничтожности, мелочности, гадости смог снизойти человек! смог так измениться!". К сожалению, так же случилось и с "Зенитом".
После разового успеха в еврокубках и ухода Адвоката "Зенит" стал заметно успешнее во внутреннем первенстве, зачастую настолько, что ему попросту не находилось равных (если не по игре, то по турнирной таблице точно). Клуб почувствовал себя "Баварией" в российском чемпионате и начал скупать сильнейших игроков. Но если мюнхенцы не жалеют денег на чужих звёзд, то питерцы проявляют свою скупость, не желая поддерживать провинциальные кузницы талантов, и покупают игроков за сущие копейки. Яркий тому пример - Иван Новосельцев, который был выкуплен "Зенитом" у "Ростова" за отступные в 8 миллионов рублей.
А покупку Сутормина за 50 тысяч рублей у дочернего "Оренбурга" нельзя назвать никак лучше, чем воровство у собственных крепостных крестьян. Всё по заветам старика Плюшкина.
Чрезмерная накопительность
"В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога"

Плюшкин воровал. Воровал много. А добычу нужно было куда-то складывать. Именно так с годами сформировалась знаменитая куча.
"Зенит" почти не воровал. Он раскупал целые клубы, тем самым ослабляя ближайших конкурентов. Такая участь постигла оба клуба Курбана Бердыева: золотой "Рубин" (потеряли Ансальди, Семака, Бухарова, Рязанцева — костяк чемпионского состава, а также Рондона, Набиуллина и Азмуна — взошедшие ростки новых команд) и серебряный "Ростов" (потеряли Полоза, Ерохина, Нобоа, Новосельцева и Терентьева — костяк победителей "Баварии"). Но раньше у "Зенита" не было определённого места для игроков, не достойных "лежать на столах", и те годами мариновались в арендах. Теперь же в Премьер-Лиге появился ФК "Сочи", который, как мы все уже видели, взял на себя роль кучи для сброса ненужных игроков. В прошедшем сезоне они приняли сразу 9 бывших и действующих игроков "Зенита". Интересно посмотреть, как измениться это количество в новом сезоне.
Эпилог
Я не являюсь ярым фанатом или хейтером "Зенита". Просто вижу своим дилетантским взглядом, что с нынешними ресурсами и возможностями команда явно способна на большее. И я очень надеюсь, что в скором времени, подобно другому герою "Мёртвых душ" - Чичикову во втором томе, "Зенит" сможет встать на путь исправления. Всем peace.
