Посещаемость ФНЛ в сезоне-2019/20. Все матчи, команды и стадионы
Сложно представить, но уже завтра начинается новый сезон Футбольной Национальной Лиги. Гении из неё вновь удивляют — окончательно утверждённый состав участников стал понятен за неделю до старта, а в чемпионате сыграет рекордное количество участников (22 команды, в последний раз такое было в прекрасном 2008-м).
Но так получилось, что мы ещё не успели подвести итоги прошедшего сезона, хотя фактически он завершился ещё 15 марта. И раз есть инфоповод, то почему бы это не сделать сейчас. Ниже максимально подробный разбор темы посещаемости ФНЛ в сезоне-2019/20.
Инфографика
Перед анализом значений и цифр я предлагаю вам взглянуть на традиционно полную инфографику с картой участников, а также максимально возможным набором цифр о посещаемости матчей:
средний показатель домашних игр;
максимальные и минимальные значения;
все стадионы, на которых были сыграны матчи у каждой команды, их вместимость и средняя заполняемость;
динамика каждой команды по сравнению с прошлым сезоном;
динамика посещаемости всей лиги за последние 20 лет.
В отличном разрешении можно увидеть по клику.
Значения в целом по лиге
В общей сложности было сыграно 270 матчей, из них со зрителями — 269. Из статистики исключён последний матч сезона «Балтика» — «Армавир», который прошёл в Калининграде без зрителей из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки по требованию местного отделения Роспотребнадзора.
Средняя посещаемость чемпионата составила 3294 зрителя — на 22.5% меньше, чем сезоном ранее (4254 зр./матч). Достаточно большое проседание, однако за всю современную историю ФНЛ, которая ведётся с переходного сезона-2011/12 после реформы первого дивизиона, это четвёртый по величине показатель. Больше был в сезонах-2011/12 (4769), 2018/19 (4254) и 2012/13 (3320).
Доминирование «Ротора»
В своём канале в Телеграм (подписывайтесь, кстати!) я уже неоднократно писал на тему того, что «Ротор» может установить рекорд домашней посещаемости за всю современную историю ФНЛ (с сезона-2011/12). Так и получилось — 18 879 человек в среднем на каждом домашнем матче — это действительно лучший показатель за данный период. Ниже приведён рейтинг десяти лучших показателей домашней посещаемости в новой истории ФНЛ. Кстати, у волгоградцев сезоном ранее цифра была чуть меньше:
«Ротор» Волгоград, сезон-2019/20 — 18 879 зрителей в среднем на одном домашнем матче;
«Ротор» Волгоград, сезон-2018/19 — 18 725;
«Нижний Новгород» Нижний Новгород, сезон-2018/19 — 15 218;
«Арсенал» Тула, сезон-2013/14 — 10 844;
«Мордовия» Саранск, сезон-2018/19 — 10 255;
«Алания» Владикавказ, сезон-2011/12 — 10 200;
«Факел» Воронеж, сезон-2011/12 — 9843;
«Ротор» Волгоград, сезон-2012/13 — 9425;
«Балтика» Калининград, сезон-2017/18 — 7957;
«Факел» Воронеж, сезон-2015/16 — 7637.
Зрительская аудитория матчей по ходу сезона закономерно возрастала по ходу тёплого сезона (лета и ранней осени) и падала ближе к холодному периоду. Ниже — график количества болельщиков, пришедших на каждый домашний матч «Ротора» в текущем сезоне.
Таким образом, по итогам всего сезона «Ротор» (18 879 зр./матч) собрал в 2.7 раза больше аудитории, чем ближайший преследователь («Нижний Новгород», 6995), и в 5.7 раз, чем средний показатель лиги (3325).
Самые посещаемые матчи
Если смотреть на рейтинг посещаемости отдельных матчей, то там также тотальное преимущество «Ротора»: из двенадцати самых посещаемых матчей прошедшего сезона ФНЛ — двенадцать домашних матчей волгоградской команды. Ниже приведён рейтинг топ-30 игр с наибольшей аудиторией. Полная версия рейтинга — в конце текста.
Рекордная аудитория собралась на игру «Ротор» — «Торпедо». В последний день лета на матч против тогдашнего лидера лиги из Москвы (коллектив из Волгограда на тот момент занимал третью позицию) пришли 36 219 человек, что стало третьей по величине аудиторией в истории вообще всего Первого дивизиона (и лучшей, не считая тестовых матчей перед ЧМ-2018).
Топ-5 самых посещаемых матча за всю историю ФНЛ/Первого дивизиона:
06.05.2018. «Олимпиец» — «Луч». «Нижний Новгород». 42 100 зр.
06.05.2018. «Крылья Советов» — «Кубань». «Самара Арена». 40 619 зр.
31.08.2019. «Ротор» — «Торпедо». «Волгоград Арена». 36 219 зр.
12.05.2018. «Балтика» — «Тюмень». «Калининград». 35 000 зр.
18.08.2019. «Ротор» — «Шинник». «Волгоград Арена». 33 417 зр.
Если не брать в учёт тестовые матчи к ЧМ-2018, то эта игра становится самой посещаемой за всю историю Лиги.
Топ-3 самых посещаемых матча за всю историю ФНЛ/Первого дивизиона без учёта тестовых матчей:
31.08.2019. «Ротор» — «Торпедо». «Волгоград Арена». 36 219 зр.
18.08.2019. «Ротор» — «Шинник». «Волгоград Арена». 33 417 зр.
04.11.1999. «Факел» — «Анжи». Центральный стадион профсоюзов. 32 000 зр.
Общий обзор показателей
Топ-3 самых популярных команд с наилучшей посещаемостью домашних матчей составили клубы с новыми стадионами ЧМ. Помимо Волгограда (18 879) это Нижний Новгород (6995) и Калининград (6275). Инфраструктура действительно помогла немного продвинутся в проблемном вопросе посещаемости нашего футбола. Но, несмотря на современные стадионы, уже на второй сезон в том же Нижнем серьёзно упал интерес к футболу (на 54%). Очевидно, что разогревать интерес к походу на футбол нужно не только строительством, но и более изящными и интересными matchday-программами.
«Химки» оказались так высоко (4-я позиция) только благодаря бесплатным билетам на матчи. Посмотрим, как изменится ситуация в РПЛ. За счёт высокой степени известности соперников и большего числа выездных болельщиков средний показатель вырастет даже с введением платного входа.
Наблюдая на пятой и шестой позициях «Армавир» и «Авангард», хватаешься за голову от нелогичности всего, что происходит в футбольном хозяйстве России. Вместо поддержки и дальнейшего развития команд, которые вызывают достаточно высокий интерес в своих городах, мы видим значительное понижение в классе: либо лишение профессионального статуса («Армавир»), либо добровольный переход в ПФЛ («Авангард»).
«Томь», «СКА-Хабаровск» и «Енисей» являются последними хоть сколько-нибудь стабильными командами в Сибири и Дальнем Востоке. За исключением этих трёх городов и субъектов, регионы, занимающие 2/3 территории Российской Федерации, не имеют представителя в РПЛ. В то же время в ПФЛ убили группу «Восток» — единственную, куда логичнее всего помещать команды с этих земель. Разумеется, росту посещаемости всё это не способствует. На эту тему нужен, безусловно, отдельный пост, однако крайне печален факт практически полного исчезновения на карте России клубов за Уралом.
31 августа 2019 г. «Ротор» — «Торпедо». 36 219 зрителей.
«Факел» продолжают топить вниз неумелые управленческие решения. Уже третий сезон подряд команда завершает в зоне вылета, но благодаря особой магии российского футбола никак не вылетит в ПФЛ. Из когда-то самого посещаемого клуба страны (сезон-2000 в Высшей лиге, 23 120 зр./матч) воронежская команда превратилась в середняка ФНЛ по этому показателю, собирая на своих трибунах аудиторию в 11 раз меньше.
«Луч» — всё. Об этом уже много всего сказано. Планомерный развал клуба лишил жителей Владивостока (по крайней мере как минимум 1932 человек) профессионального футбола. Вместе с ним в Небесную лигу, скорее всего, отправляется и «Мордовия». Наследие Чемпионата Мира не сработало — город с как минимум двумя стадионами уровня премьер-лиги будет без профессионального клуба в наступающем сезоне.
«Шинник» традиционно для последних лет не смог собрать большой аудитории. Ярославле по-прежнему более популярен хоккей — там есть и комфорт на арене, и результаты у команды. «Торпедо» ещё как минимум 3 года будет без своего стадиона и, как очевидно, нормальной посещаемости.
Для «Чайки» большой плюс играть в своём собственном селе. РФС и ФНЛ хватило мозгов допустить небольшой стадион команды из Песчанокопского до проведения матчей лиги. Собирают немного, но зато на играх по-настоящему домашняя атмосфера.
Показать хорошие цифры средней домашней посещаемости «Текстильщику» помешала реконструкция стадиона, заключавшаяся в приведение его под требования лиги. Первые семь домашних матчей коллектив из Иваново играл в Москве и Ярославле. У «Нефтехимика» похожая история. Только в Нижнекамске более глобальная реконструкция и команда все матчи играла в Казани — на расстоянии 220 километрах от своего города.
12 октября 2019 г. «Текстильщик» — «Луч». 4800 зрителей.
«Чертаново» является районной командой, которой тяжело привлечь большое внимание на своих домашних матчах, зато хорошо удаётся работать в медийном пространстве. «Спартак-2» и «Краснодар-2», будучи молодёжными командами своих основных подразделений также вряд ли могут рассчитывать на высокий живой интерес к своим матчам. Хотя «Спартак» делает интересный эксперимент уже не первый раз, допуская вторую команду к игре на большой «Открытие Арене»: в этом сезоне на встречу с «Торпедо» пришло 6233 человека — отличный показатель для второй по силе лиги. Может, Сергею Галицкому стоит рассмотреть такой сценарий для своих молодых «быков»?
Посещаемость всех матчей лиги
Ну и в завершение я прилагаю рейтинг всех матчей прошедшего сезона ФНЛ, отсортированных по количеству зрителей, с информацией о дате, времени, месте проведения матча, а также погоде для правильной оценки и восприятия значений.
Побольше бы подобных команд, где все живут футболом, а не всяких Ахматов, на который по 2 тысячи дикарей ходит.
Если взять на вооружение, то жители каких городов живут футболом? - Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов, частично Москва и Волгоград. Думаю, что данное количество можно спокойно повышать, при правильном подходе к зрителям. Всё же, Лига тоже должна иметь к этому подход, на мой взгляд.
Не удивлюсь, если Ротор, по итогам сезона, будет как минимум в пятёрке, по посещаемости.
Вполне возможно, что и на топ-3 или топ-2 замахнуться могут.