Максим Ордин: «В «Динамо» учили одному: мяч – вперед»
- Максим, какую футбольную школу ты окончил?
- Я закончил школу футбольного клуба «Динамо» (Санкт-Петербург). Занимался там с 10 лет и до самого выпуска. А до 10 лет играл во дворе. Первым моим тренером был Сергей Лопатин.
- Когда ты подписал свой первый профессиональный контракт?
- В 17 лет после окончания школы «Динамо» была собрана сборная Санкт-Петербурга, которая приняла участие в традиционном турнире на призы Гранаткина. Туда вошли воспитанники «Динамо», «Кировца» и других питерских школ. Затем на базе этой сборной была создана команда «Зенит-2».
- А были ли шансы попасть в дубль «Зенита»? Все-таки эта команда поближе к основе…
- Ну, видимо, на тот момент я еще не дорос до такого уровня. В дубль в основном попадали воспитанники школ «Смена» и «Зенит». Я вообще был рад попасть в сборную Санкт-Петербурга. И был очень рад, подписав свой первый профессиональный контракт. Ведь в то время не заключались контракты в 15-16 лет, как это делают сейчас.
- Большой оклад предлагали молодым игрокам в «Зените-2»?
- 100 долларов в месяц. Но для нас деньги были не на первом месте. Нам хотелось почувствовать, что такое настоящий профессиональный футбол. Вторая лига в те времена была поинтереснее, чем сейчас.
- Кто возглавлял ту команду?
- Мне удалось поработать с ныне покойным Львом Николаевичем Бурчалкиным. Что-то особенное в его тренировках я не увидел. Все-таки футбол во второй лиге больше силовой, так называемое «бей-беги». Поэтому ставка больше делалась на атлетизм, ведь против нас, 18-летних пацанов, выходили играть 30-летние мужики, много где поигравшие и повидавшие.
- Какие задачи ставились перед командой?
- Для нас было главным – не вылететь. Мы заняли, по-моему, где-то 14 место (15 место. – Прим. К.С.), и решили поставленную задачу. Учитывая то, что по сравнению с другими командами мы были самые нищие, результат можно признать удачным.
- Ты отыграл весь сезон за «Зенит-2»?
- Да, весь 2002 год я отыграл в основном составе. Пропуски матчей были только из-за дисквалификации. В межсезонье в команде сменился тренер – команду принял Николай Воробьев, чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита». И в это время команда официально стала фарм-клубом «Зенита». Начали собирать новую команду, подтягивать молодежь из «Зенита» и «Смены». Со мной пообщались и сказали, что в составе меня не видят.
- И тебе пришлось на полгода уйти в КФК?
- Да, меня в команду позвал Сергей Герасимец, бывший игрок сборной Белоруссии и питерского «Зенита». Эта команда на тот момент была дублем питерского «Динамо», который выступал в первой лиге чемпионата России. Отыграв первую половину сезона 2003 года в КФК, я отправился в подмосковный Новогорск на просмотр в основную команду, которую тогда тренировал Олег Долматов. Ему я, видимо, приглянулся и со мной был подписан контракт.
- Однако под руководством Долматова тебе много поиграть не удалось…
- Спустя непродолжительное время Долматов покинул пост главного тренера, и в команду пришел Владимир Казаченок. И с первых дней стало понятно, что он на меня особо не рассчитывает. Даже на тренировке подходил иной раз к игрокам, чтобы узнать, как меня зовут, хотя с командой я тренировался уже полтора месяца.
- Тем не менее, твой дебют все-таки случился, причем пришелся он на матчи повышенной важности. 1/16 финала Кубка России, соперник – казанский «Рубин».
- На разминке получил травму Антон Жуков, центральный защитник. Запасные сидели на скамейке, ко мне подошел массажист и сказал, чтобы я шел в раздевалку. После прихода туда Казаченок сказал, что я играю вместо Жукова, и больше ничего не добавил. Хотя это была моя первая официальная игра за команду, да еще и против клуба премьер-лиги. Хорошо, что Саша Панов подошел, немного морально поддержал, подбодрил. Все-таки волнение ощущалось. Тот матч мы крупно проиграли со счетом 0:4, а ответной игре уступили 1:2, там я тоже вышел в стартовом составе. Это были две единственные игры, которые я провел за основу «Динамо».
- И в конце года «Динамо» перестало существовать?
- Да, команда развалилась, все игроки разбежались по разным клубам. А потом на основе «Динамо появился «Петротрест».
- А ты отправился в череповецкую «Северсталь»…
- Главным тренером «Северстали» был назначен Сергей Григорьевич Герасимец. Он меня и позвал в команду.
- Какие впечатления остались у тебя от работы с Сергеем Герасимцом?
- Человек по натуре очень целеустремленный, он буквально жил футболом, в тренировочном процессе уделял внимание каждому игроку. Во всех тренировках он сам участвовал.
- Но долго Герасимец в «Северстали» не проработал…
- Да, я там я поиграл полгода, а после отставки тренера меня вызвали в клубный офис и объяснили, что собираются делать ставку на местных воспитанников и что не видят меня в составе. Мне предложили вариант с переездом в «Псков», который тренировал Эдуард Васильевич Малофеев.
- Про Эдуарда Васильевича ходят легенды. Можешь вспомнить что-то интересное из работы с ним?
- Из нефутбольного мне запомнилось, например, то, как мы добирались на автобусе к стадиону. Водителю строго-настрого запрещалось останавливаться на пути на стадион. И он бедный специально снижал скорость перед светофором, когда видел, что перед ним красный цвет. Если вдруг автобус останавливался, крику было на весь салон! Если говорить о футболе, то установки у Эдуарда Васильевича длились по часу. Он очень хороший психолог, хорошо заряжал на игру. Тренировочный процесс у него давно наработанный и идет циклами: одну неделю тренировались по одному плану, другую – по другому.
- Как выступал «Псков» в том году?
- Выступили мы не очень хорошо, да и финансовая ситуация в клубе оставляла желать лучшего. Кстати, многие футболисты «Северстали» отговаривали меня от перехода в «Псков». Но мне не хотелось полгода оставаться без игровой практики. Так и получилось, что к концу чемпионата совсем перестали платить, зарплата была 10 тысяч рублей. Следующий год я тоже начал в «Пскове», провел несколько игр и порвал крестообразную связку.
- Сколько времени тебе потребовалось на восстановление?
- Только через полгода я начал делать пробежки, а через девять месяцев вышел в поле.
- После такой травмы тяжело было заиграть на прежнем уровне?
- Да, я побывал на просмотре в нескольких командах, но, узнав про травму и про то, сколько я пропустил, со мной не решались подписывать контракт.
- Вернувшись в родной город, ты устроился на работу и начал играть за питерские команды?
- Да, сначала я играл за «Еврострой», также тренировал детей. А затем перешел в «Руан», где и играю до сих пор в большой футбол. С «Руаном», кстати, я выиграл немало трофеев.
- Вообще футболист, который играет в городских соревнованиях, может зарабатывать больше, чем игрок клуба второго дивизиона?
- Играя круглые сутки во всех турнирах подряд за разные команды можно зарабатывать неплохие деньги. Но многие не задумываются, сколько здоровья они оставляют на поле, и как это потом может сказаться в 35-40 лет. Одно дело, когда ты тренируешься каждый день и играешь раз в неделю, и совсем другое дело, когда ты играешь по два раза в день.
- Как ты можешь объяснить тот факт, что только единицы заигрывают на действительно серьезном уровне? Ведь большинство молодых футболистов останавливаются на уровне городского чемпионата и второго дивизиона.
- В каждом случае – по-разному. Кому-то техники не хватает, кому-то – тактики. Вот я тренировался в «Динамо». Чему нас там учили? Мяч вперед – и все. Поэтому надо начинать растить игроков с детского и юношеского футбола. Бывают, конечно, индивидуумы, которые и в 25 лет могут начать играть в футбол, но это исключение. К тому же наших молодых футболистов уже с раннего возраста портят сумасшедшими контрактами. Но сейчас жизнь пошла такая: либо вы предложите, либо на следующий день предложит кто-нибудь другой.
- Теперь несколько вопросов об «Объединенной лиге». Ты когда-то уже выступал в нашем турнире за команду «КФ Нева». Что случилось с тем самобытным коллективом?
- Меня пригласил Саша Кузьмин. Команда была неплохая, плюс дополнительный неплохой заработок. А потом я, честно говоря, не знаю, как они выступали. Ставка у них была на мини-футбол, насколько я помню. А я в мини не играл.
- А как ты оказался в «БалтСтрое»?
- В «Еврострое» я играл с Сашей Борейко, он меня и позвал в эту команду. Почему бы не поучаствовать в хорошем турнире, на хорошем поле.
- Ты играл с «Спортинг-лиге» полтора года назад. Как ты сейчас оценишь турнир по сравнению с тем временем?
- Приятно наблюдать за турниром, очень хорошее освещение. Очень приятно, что организаторы так стараются, что людям настолько интересно здесь играть. Можно скачивать видео наших матчей, а потом своим детям показывать.
(смеется)
- Ты являешься одним из лучших защитников «Объединенной лиги». Против каких нападающих тебе было сложнее всего играть?
- Тут все зависит от моего состояния. Если я физически в хорошей форме, то я не ощущаю большой разницы, против кого играть. Все равно «Спортинг-лига» - это не профессиональный футбол. Мы делаем себе какие-то поблажки: где-то не до конца сыграть, где-то убрать ногу. Да, мы приходим победить, выиграть, но не навредить своему здоровью. По именам мне сложно выделить каких-то нападающих. Но не хотел бы играть против Борейко, потому что он по ногам ходит.
(смеется)
- Поговорим немного о противостоянии «Граната» и «Балтстроя». Нужны ли такие интриги, какие были в осенней «Спортинг-лиге»?
- Интриги нужны, но по отношению друг к другу команды должны вести себя корректно. И на поле, и вне его. А не устраивать клоунаду. Даже Саша Борейко пошел на это. Должно быть уважение команд друг к другу. Пусть они в своем кругу обзывают нас как угодно, но на свет это никак не надо выносить.
- Ближайшая игра с «Гранатом» будет носить для вас принципиальный характер?
- Думаю, что игра будет принципиальной, и считаю, что заряженности на победу будет предостаточно.
- Что касается вашего недавнего выступления в осенней «Спортинг-лиге». Как ты считаешь, реально ли обыграть «Газпромнефть», победителя двух последних турниров? И что для этого нужно?
- Нам надо усилить состав, укомплектовать его игроками одного, хорошего, уровня. У «Газпромнефти» отличная взаимозаменяемость, и их замены не ухудшают игру, а только усиливают. В игре у них есть определенная планка, ниже которой они не опускаются. Чего у нас, к сожалению, нет. Даже в последней игре с «Матэксом» мы ничего особенного не показали: ни футбола, ни борьбы, ни желания.
- Как оценишь группу, в которую попал «БалтСтрой» в премьер-лиге?
- Все команды хорошего уровня, разве что «Гранд» немного послабее. Но я сужу только по результатам, а по игре не могу сказать.
- Как думаешь, кто является фаворитом «Объединенной лиги» в сильнейшем дивизионе?
- «Гранат» очень хорошо усилился, поэтому они, наряду с нами, будут являться главными фаворитами турнира.