Гибкость «Милана» лишила «Аталанту» фирменного стиля. Ибра доминировал
Разбор Вадима Лукомского.
«Милан» и «Аталанта» подходили к матчу как две сильнейшие итальянские команды после карантина – по 2 ничьих и победы в остальных встречах. Самая высокая результативность и лучшая разница мячей прилагались.
В этой вывеске было все, кроме явной турнирной мотивации (хотя формально «Аталанта» сохраняла мизерный шанс на чемпионство). Закончили 1:1: без феерии, но ритм и качество футбола были высокими. Все тактические ожидания оправдались.
1. У «Милана» было три значимых отклонения от основного состава. Все вынужденные и читались еще до матча. Алессио Романьоли получил травму, а Тео Эрнандес и Исмаэль Беннасер – дисквалификации. Их дублеры – Маттео Габбия, Диего Лаксальт и Лукас Биглия. Схема не изменилась.
2. «Аталанта» не могла рассчитывать на Йосипа Иличича (это сделало попадание Руслана Малиновского в старт еще более уверенным, хотя в такой форме он может претендовать на место даже при полной конкуренции).
Еще одна потеря – Хосе Луис Паломино. Он получил легкую травму в матче против «Болоньи». В заявку попал, но в старте на его месте вышел Маттиа Кальдара.
3. Матч разбился на 4 значимых этапа.
Первые 15 минут: «Милан» старался выходить в атаку в короткий пас, но лишь подставлялся под прессинг «Аталанты». Отрезок внезапно закончился голом Хакана Чалханоглу со штрафного – это был первый удар хозяев в сторону ворот, но мастерство турка помогло команде в трудный момент.
Короткий отрезок сразу после голы «Милана»: команда Пиоли адаптировалась, упростила игру, «Аталанта» была в легком шоке после пропущенного мяча.
Конец первого тайма: «Милан» больше не подставлялся, но «Аталанта» вернула себе территорию и заслуженно дожала.
Второй тайм: «Милан» нащупал метод игры против прессинга «Аталанты» (через дальние пасы на Златана Ибрагимовича) – и с пугающей радикальностью его использовал. Это не привело к граду моментов (но пару создали именно таким образом), но лишило «Аталанту» привычного рисунка игры. Более закрытый в обе стороны, но равный тайм.
4. Персональный прессинг «Аталанты» – головоломка для любого соперника. Команда Джан Пьеро Гасперини идеально обучена этой системе и классно адаптирует принципы под любую схему противника.
В начале матча была классика. Все варианты по центру перекрываются персонально и очень плотно. Фланговые игроки получают свободу, но лишь формальную – пока до них дойдет пас, латерали «Аталанты» успеют накрыть:
При должной интенсивности (а с ней у «Аталанты» нет проблем) такое давление практически невозможно разбить в короткие передачи. Именно поэтому «Аталанта» – одна из лучших прессинг-машин мира.
5. На стартовом этапе «Милан» откровенно терялся под давлением – либо потери, либо безадресные выносы. Но некоторые методы адаптации к прессингу они все-таки опробовали.
Первый прием (частый при Пиоли) – правый защитник Калабрия располагается глубже, а левый Лаксальт идет повыше. В таком раскладе Калабрия иногда просто оставался как дополнительный вариант на фланге, иногда по ситуации становился третьим центральным защитником.
В таком ходе был смысл. В типичной схеме персонального прессинга с Калабрией играл Госенс, но позиция Калабрии оказывалась слишком глубокой, идти так высоко было рискованно для латераля. Но «Аталанта» адаптировалась – с Калабрией просто стал играть Папу Гомес, опорники выдвигались выше:
6. Этот метод оказался не особенно эффективным. Мог запутать персональный прессинг менее сыгранной команды, но «Аталанта» давно играет по этой системе и быстро среагировала.
А вот второй способ игры против прессинга – оказался тактическим джекпотом, потому что идеально подходил качествам футболистов «Милана» и был максимально неудобен «Аталанте».
Персональный прессинг предполагает высокую интенсивность и плотность игры с каждым соперником, но почти всегда оставляет свободным вратаря:
«Милан» упростил игру и свел ее к маршруту Доннарумма-Ибрагимович. Эффективность таких эпизодов оказалась пугающе высокой. Конечно, тут первичны индивидуальные качества игроков, но удобные условия «Милан» тоже готовил.
Например, важным было не выносить сразу, а сделать несколько передач, чтобы выманить игроков «Аталанты» повыше. Такое выманивание давало «Милану» больше простора в зоне, куда направлялся мяч, и больше шансов на подборе. Команда Пиоли играла просто, но осмысленно.
7. Ключевую роль в рамках этого рисунка игры приобрел Ибра, который был главным адресатом забросов. Поскольку даже в таких эпизодах «Аталанта» сохраняла персональные ориентировки, у нас сформировалась постоянная дуэль Ибрагимович-Кальдара. Преуменьшением будет сказать, что Златан тут доминировал – швед просто порвал на части оппонента и был с отрывом самым полезным игроком на поле (по крайней мере, когда его команда владела мячом).
Ибрагимович выиграл 14 верховых дуэлей. Второй показатель в матче – 4. В процентах – это 88% от всех верховых дуэлей. При большом объеме для атакующего игрока даже показатель в 60% считается хорошим. 88% – просто космос. При это были эпизоды, когда Златан уделывал опекуна, даже без верховой борьбы принимая мяч на грудь и скидывая партнерам.
В конкретных условиях (персональный прессинг «Аталанты», умение Доннаруммы выбить мяч достаточно далеко и точно, наличие явного уязвимого звена в защите соперника) Ибра стал настоящим тактическим супероружием. Все шло через него.
Для полноты картины по Кальдаре: он не основной (Паломино выходит, когда здоров), прошел через очень суровые травмы, вернулся в «Аталанту» только зимой, пока не здорово понимает систему, много ошибался и в других матчах после карантина. Это лишь контекст и объяснения, которые не отменяют того, что мы посмотрели одну из самых однобоких дуэлей этого сезона.
8. «Милан» постепенно нейтрализовал прессинг «Аталанты» и даже начал извлекать собственные моменты из игры через Ибру. Но позиционные атаки команды Гасперини не менее опасны. Здесь у Пиоли тоже была заготовка.
«Милан» использовал асимметричную схему при обороне. Алексис Салемакерс опускался практически в линию защиты, образуя ситуативную пятерку:
На другом фланге Ребич умышленно оставался в более высокой позиции. Только при очень затяжной обороне он играл против Ханса Хатебура.
Такая асимметрия давала Ребичу выгодную позицию для быстрых атак. Шансы для контратак «Аталанта» приносила не так часто, но хорват эффективно пользовался свободой. В частности заработал голевой штрафной и усадил Рафу Толоя на желтую, которая послужила одним из мотивов его замены в перерыве.
9. Оборонительные роль Салемакерса помогала и с другим тактическим аспектом. Ситуативная пятерка означала, что центральным защитникам проще выдвигаться за Малиновским и Сапатой. Габбия и Кьер практически персонально играли с нападающими «Аталанты» (да-да, Руслан глубоко опускался, но стартовал именно как форвард, а не полузащитник).
Выдвижения Габбии за Малиновским были рискованными и далеко не очевидными:
Но линия защиты «Милана» практически никогда не рушилась. Калабрия мог становиться центральным защитником, а Салемакерс прикрывал правый фланг.
Качественная адаптация от «Милана» – привычные приемы «Аталанты» в атаке работали намного хуже обычного.
10. Постепенно «Милан» выключил традиционные сильные стороны «Аталанты» (и прессинг, и позиционку). Но в команде Гасперини полно умных футболистов, которые читают матчи и адаптируются.
Вчера в этой роли выступили Папу Гомес и Ремо Фройлер. Из-за глубокой позиции Салемакерса на его фланге возникала удобная точка для получения мяча – можно спокойно развернуться и даже разогнаться:
В действиях Папу Гомеса был явный перекос в эту более свободную зону. Фройлер тоже использовал этот прием (пускай он не так опасен при созидании). Вот совокупная тепловая карта этих двух футболистов – акцент хорошо заметен:
Таким образом удалось создать некоторую остроту. Но, конечно, придуманные на ходу конкретными футболистами механизмы не были по-настоящему отлаженными.
11. Из всего, что мы любим в «Аталанте», остался контрпрессинг. Команда Гасперини действительно мощно реагировала на потерю мяча и сразу накрывала «Милан». Именно так родилась голевая атака и еще несколько эпизодов.
Эту сильную сторону «Милан» нейтрализовать не сумел. Но из-за хорошей игры в остальных аспектах эпизодов с контрпрессингом было меньше, чем в типичном матче «Аталанты».
12. Персональный пункт восхваления Златана!
Форма шведа после возвращения характеризуется высоким уровнем нестабильности – даже в рамках отдельных матчей. Он чудовищно хорош внутри штрафной, но ему не хватает сил работать без мяча, его эгоистичность часто губит атаки, ему не хватает тактической дисциплины, когда «Милан» разыгрывает мяч.
Обычно оценки Златана сводятся к результативным действиям. Если они есть, то польза перевесила недостатки. Если нет, то его игра оказывается слишком нестабильной и порой даже вредит команде.
Вчерашний матч – исключение. Рисунок матча идеально подходил его сильным сторонам, у него получалось абсолютно все, он не забил и не отдал, но доминировал почти все 90 минут. Бонусом к выигранным дуэлям в атаке шла польза при стандартах в собственной штрафной.
13. 21-летний капитан «Милана» Джанлуиджи Доннарумма вчера сравнялся по количеству игр за клуб с Марко ван Бастеном и Франком Райкардом. Мощное достижение, в которое трудно поверить. Сам матч получился мощнейшим. Он отбил пенальти – главное из ряда впечатляющих спасений.
Также нельзя недооценивать важность передач Доннаруммы в простой, но эффективной комбинации с Ибрагимовичем. Из 27 дальних передач 20 были точными. «Милан» почти не разыгрывал в короткий пас, но общая точность передач кипера сохранилась на отметке 81% – выше, чем у любого защитника «Милана». Это общее с Иброй достижение, но качество дальних пасов было высоким.
14. Лукас Биглия подменял Беннасера. Аргентинец не в порядке и полностью провалился. Абсолютно ненужная грубость в пенальти, роковая потеря в эпизоде с голом – олицетворение проблем. Подобных мелких недоработок было очень много.
15. Этот матч неплохо олицетворяет «Милан» при Пиоли. Главное качество – гибкость.
Они не закованы в конкретный стиль – умышленно проверяют соперников разными методами. Например, короткие розыгрыши на первых минутах у «Милана» практикуются всегда. Потом команда либо получает контроль (если соперник плох в прессинге), либо меняет стратегию. И так почти с каждым элементом. Везде Пиоли нашел больше одного механизма, который удобен качествам игроков.
По мере знакомства тренера с командой количество приемов в каждой стадии возрастает. Последние результаты подкрепляются качественной игрой. «Милан» уже классная адаптивная команда. Следующий шаг – научиться играть от себя даже в таких трудных матчах. Все-таки прогресс, которого можно достичь с адаптивным футболом, ограничен.
16. Перед матчем у нас было два ключевых вопрос. Сможет ли «Милан» сыграть первом номером даже против «Аталанты» (а вдруг, ведь такая крутая форма)? Сможет ли «Милан» нейтрализовать «Аталанту»?
Ответы: «нет» и «скорее да». «Милан» отдал территорию и сильно упростил розыгрыши (и то, и другое – явно не игра первым номером), но провел качественный матч. Важно: оптимальный рецепт родился из адаптаций прямо по ходу встречи. Хороший результат для «Милана», который обходился без трех важных игроков.
Фото: REUTERS/Daniele Mascolo; East News/AP Photo/Antonio Calanni
Матч показателен тем, насколько важным для команды является Беннасер именно в компоненте перехода от защиты в атаку.
И ещё - автор совершенно прав, отсыпая комплименты Ибре и Доннаруме, но забыл отметить Кьяера. Тот просто съел Сапату, и это заслуживает уважения.
Это было видно уже в прошлом туре, причем касается всех команд. Качество и интенсивность игры резко упали
Златан Ибрагимoвич, 25 июля 2020: So you think that i am done. That my career will soon be over. I am Zlatan Ibrahimovic and i am just warming up!
А в остальном со всем согласен. Видна тренерская рука Пиоли, и что времени он даром не теряет, команда серьёзно преобразилась.
П.С. Приятно наконец и о Милане почитать в Вашем блоге)