11 мин.

Следующий женский чемпионат мира пройдет в Австралии и Новой Зеландии. Что нас ожидает?

Разбираем победившую заявку и говорим о шансах сборной России.

Пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в мировое футбольное расписание. Однако нет худа без добра - 5 лет подряд мы будем следить за крупными женскими футбольными турнирами:

2021 - Олимпиада в Токио;

2022 - женский чемпионат Европы;

2023 - женский чемпионат мира;

2024 - Олимпиада в Париже;

2025 - женский чемпионат Европы.

О ЧМ-2023 сегодня и пойдет речь. Страны-хозяйки выбраны этим летом. Раскроем карты: победила совместная заявка Австралии и Новой Зеландии. Конкурент был только один - Колумбия. А помогло в итоге "блоковое" голосование.

За Колумбию отдали голоса 13 из 35 членов Совета ФИФА - все европейские (9) и южноамериканские (4) его представители. Помоги еще и Северная Америка - и все, прямая дорога всем футбольным командам была бы в Колумбию. Но нет - Америка, Азия, Африка, Океания и Джанни Инфантино выбрали Австралию & Новую Зеландию. Что же их сподвигло на такой выбор?

Преимущества заявки Австралии и Новой Зеландии.

1. Громадный опыт проведения крупных спортивных мероприятий.

Это Олимпийские игры (Сидней-2000) и Кубок Мира по регби (2011). В Австралии также ежегодно проходит теннисный турнир Большого шлема и Гран-при Формулы-1.

Кроме того, эти страны неоднократно принимали юниорские и молодежные мундиали: женский ЧМ U-17 в Новой Зеландии (2008), мужской ЧМ U-17 (1999) и три Кубка Мира среди 20-летних.

Можно смело быть уверенным - с организацией турнира у Австралии и Новой Зеландии не возникнет никаких проблем.

2. Инфраструктура (стадионы).

В заявке - 13 стадионов в 12 городах. Двенадцать арен сейчас принимают футбольные матчи. Девять стадионов уже отвечают требованиям ФИФА по вместимости, еще три (в Аделаиде, Окленде и Веллингтоне) будут расширены к мундиалю.

Матч-открытие, скорее всего, состоится в Окленде на Eden Park.

Финал ЧМ пройдет в Сиднее на 70-тысячной арене Stadium Australia.

3. Готовность к форс-мажорам.

В заявке AsOne имеется один напряженный момент, он касается погоды. Если в Колумбии или Японии футболисткам пришлось бы столкнуться с изматывающей жарой, то здесь - с серьезным похолоданием. В большинстве австралийских городов в июле-августе (в южном полушарии в это время разгар зимы) будет +15...+20. Однако в Новой Зеландии средняя температура в июле колеблется в районе 7...11 градусов. Скорее всего, матчи будут переноситься на более удобное время. При этом есть в заявке и одна крытая арена на 28 тысяч мест - "Данидин Стэдиум".

К слову, один из стадионов вообще с трудом подходит для просмотра футбола (нормального, европейского). Но он уникален тем, что располагается в островной части Австралии - на Тасмании, в Лонсестоне. Это 22-тысячный York Park. Не факт, что вообще данная арена войдет в окончательный набор стадионов, но австралийцы уже придумали, что с ней сделать. Проблему решат дополнительными трибунами на 8 тысяч мест и прочими техническими изменениями. Впрочем, возможно, делать этого все-таки не придется.

4. Успехи национальных сборных и стратегия развития женского футбола.

Если вы отдаете ЧМ Австралии или Новой Зеландии - не будет ощущения, что путевку на турнир вы забрали у какой-то другой страны. Чаще всего так бывает на юниорском уровне, когда ЧЕ проводится в Литве или Беларуси, а ЧМ - в Иордании или Азербайджане.

Австралийки весьма успешны - они участвовали в семи последних взрослых чемпионатах мира. Трижды (2007, 2011, 2015) "Matildas" останавливались на стадии четвертьфинала. Аналогичного успеха они добились и на ОИ-2016.

Новая Зеландия успешно отбиралась на четыре последних мундиаля. Пока в их активе нет ни одной победы на групповом этапе, но с попаданием на мундиаль у НЗ проблем не было отродясь. На юниорском уровне - все вообще хорошо. В 2018-м новозеландки стали третьими на ЧМ до 17 лет, попутно выбив из борьбы грозную Японию.

По развитию женского футбола у стран-хозяек ЧМ-2023 планы наполеоновские. Так, Австралия считает, что мундиаль поможет к 2027 году достичь полного равенства в стране по числу зарегистрированных игроков среди парней и девушек. А Новая Зеландия намерена выйти на 7% ежегодного прироста количества футболисток.

5. Расстояния, инфраструктура, перелеты.

От Мельбурна до Брисбена лететь всего 2 часа, от Сиднея до Веллингтона - чуть более трех. Немного напрягает лишь удаленность Перта, который располагается на Западном побережье. Время в пути от Перта до того же Сиднея - 4,5 часа.

С гостиницами для игроков и судей все в полном порядке. Их 52 (32 в Австралии и 20 - в НЗ). Каждый отель - на расстоянии не более часа от аэропорта и менее получаса от ближайшей тренировочной базы.

6. Безопасность.

В Австралии и Новой Зеландии довольно низкий уровень преступности, особенно в сравнении с Колумбией. Кубок мира по регби и совместный Кубок мира по крикету прошли без эксцессов.

В Австралии велика вероятность стихийных бедствий - вы, вероятно, все еще помните горящие леса по всему континенту. Однако ни одно из них не приходится на даты проведения женского ЧМ.

Почему проиграла Колумбия?

1. Стадионы.

ФИФА хочет, чтобы женский футбол был смотрибелен (в том числе по ТВ-картинке), а мундиали били рекорды по посещаемости. Проблема Колумбии - большое количество старых и несовременных стадионов, построенных еще в середине прошлого века. Новых в заявке попросту нет. В 2011-м страна принимала молодежный ЧМ для парней до 20 лет, некоторые арены были обновлены, но работы было бы еще очень и очень много.

О каких рекордах говорить, если самый крупный стадион в заявке - это 46-тысячный "Эстадио Метрополитано" в Барранкилье, а открывать и закрывать ЧМ вообще планировали на столичном 39-тысячнике в Боготе? Это при том, что в рекомендациях ФИФА четко обозначена планка на важнейшие игры: 55 тысяч зрителей.

Тем более в той же Барранкилье (на фото) пришлось бы расширять поле (оно на 3 м меньше положенного), а на 17-тысячнике в Картахене нужны дополнительные трибуны. Кроме того, на ряде арен необходимо расширять VIP-зоны и зоны для СМИ. Но когда и, главное, на что это делать, если до ЧМ осталось три года?

2. Прочая инфраструктура.

В каждом из 10 городов есть тренировочные базы. Почти везде - поля с натуральной травой. Однако на некоторых она такого качества, что выходить на "газон" было бы травмоопасно. Следить за тренировками футболисток смогли бы (судя по трибунам) только 60-70 человек, в то время как ФИФА требует хотя бы 500.

Отелей в колумбийской заявке чуть больше 30. Но только половина из них готова справиться с резко возросшей нагрузкой. В Манисалисе, к примеру, только одна топ-гостиница на 64 номера, а это вдвое меньше положенного. Еще один серьезный риск.

3. Коммерческая сторона.

ЧМ в Колумбии мог бы стать рекордно скромным по затратам, в том числе из-за низкой зарплаты задействованного персонала. Однако из-за уровня жизни в стране и заработать на мундиале много не получилось бы. Кроме того, часовые пояса способствовали бы грандиозному всплеску интереса в Северной и Южной Америке, но колоссальное "проседание" по остальным континентам этот плюс нивелирует. Честно говоря, государство вообще не предоставило никаких гарантий готовности вложиться на 45 миллионов долларов. И это тоже неприятный момент.

Кто еще претендовал на проведение ЧМ-2023?

1. Япония.

Женская сборная Японии - одна из сильнейших на планете и чемпион мира-2011. В самой стране уже проводился мужской ЧМ-2002, на очереди - летняя Олимпиада. Из-за коронавируса ОИ в Токио были перенесены на год. Япония решила, что проводить женский ЧМ у себя всего через пару лет после Олимпиады - задача слишком затратная. При этом все стадионы и т.д. в Японии были готовы, а единственный минус заявки был в слишком жаркой погоде летом.

Японская заявка после визита делегации ФИФА набрала 3.9 пункта по 5-балльной системе (Австралия&НЗ, для сравнения - 4.1, Колумбия - всего 2.8). От проведения ЧМ Япония отказалась всего за 3 дня до голосования.

2. Бразилия.

Турнир на родине Марты мог быть довольно успешным. С точки зрения атмосферы праздника и посещаемости - совершенно точно. Но в дело вмешался COVID, а потому Бразилия также сняла заявку, за 2.5 недели до голосования.

Бразилия стала одним из эпицентров распространения инфекции, страна на втором месте в мире по количеству заболевших (и не в последнюю очередь из-за поступков президента). Последствия пандемии (в том числе экономические) Бразилия будет разгребать еще долгие годы. И вкладываться в ЧМ страна сейчас попросту не может себе позволить.

3*. Северная и Южная Кореи (заявка, которая в конце концов так и не была подана).

Это была отличная идея - и как знак дружбы двух народов, и потому, что женский ЧМ еще ни разу не проводился в двух странах одновременно. Однако две Кореи так и не смогли договориться. Вдобавок, потом разногласия с ФИФА возникли и у южнокорейской федерации. Стороны не сошлись в деньгах - Корея хотела оставить себе больше доходов, чем позволяет ФИФА. Жаловались азиаты и на требования по стадионам - по ним у международных чиновников "запросы" почти такие же, как и на мужских мундиалях. Жаль, но остается надеяться, что эта идея еще воплотится в дальнейшем.

В чем особенность турнира?

Еще девять лет назад в женском ЧМ участвовало всего 16 команд. В Канаду-2015 и прошлогоднюю Францию приехало по 24 сборных. Но это не предел - в 2023 году впервые в турнире будут участвовать 32 страны!

От этого, конечно, выиграет Европа (примерно 12-13 стран вместо нынешних восьми). Скорее всего, выиграет и Африка (3 => 5). В Океании (о боже!) на турнир, вероятно впервые поедет еще кто-то помимо Новой Зеландии (ставим на Фиджи). А в Южной Америке теперь на ЧМ будет проще попасть, например, сборной Чили (вас разве не впечатлили сейвы несравненной Кристианы Эндлер?). В общем, одни сплошные плюсы.

Но попадет ли на чемпионат мира Россия?

Вопрос очень сложный и очень болезненный. Хотя бы потому, что на женский мундиаль мы не попадали с 2003 года. На стыке веков наша сборная дважды доходила до четвертьфиналов ЧМ, но потом - как отрезало. Или просто другие прогрессировали, а мы тем временем стояли на месте.

Хроники неудач:

2007: Россия выиграла все матчи в группе против Шотландии, Ирландии и Швейцарии, но в матчах с Германией были только поражения, хотя и не без забитых голов - 2:3 дома и 1:5 в гостях.

2011: Восемь групп, 8 победителей, 5 из них попадают на ЧМ. Россия не стала лучшей в своей группе. Четырьмя годами ранее мы дважды уверенно обыграли в отборе Швейцарию, а теперь влетели ей дома 0:3 и уступили первое место в группе.

2015: На ЧМ попали 8 европейских команд вместо 5. Но это не помогло. Два сокрушительных поражения от Германии (1:4 и 0:9) и необязательная домашняя ничья с Ирландией (0:0). В случае победы над ирландками Россия вышла бы в плей-офф европейского отбора.

2019: Тот случай, когда Россия даже не стала второй. Мы не только дважды проиграли Англии (0:6 и 1:3), но и не смогли забить Уэльсу (0:0 и 0:3).

К 2023 году Европе отдадут 12 или 13 мест. Вот только в европейском рейтинге Россия сейчас лишь пятнадцатая(!). Впереди нас - даже Шотландия и Австрия. Впрочем, это заслуженно. Шотландия в 2019-м ездила на чемпионат мира, а Австрия на прошлом Евро дошла до четвертьфинала.

Надежда только на то, что наша действительно молодая сборная за пару лет поднаберется опыта, окрепнет и будет способна удивлять. Речь идет об Алсу Абдуллиной (19 лет), Яне Шеиной (20), Алине Мягковой (21), Тане Щербак (22), Ане Беломытцевой (23) и Марине Федоровой (23). Не стоит забывать и про Надю Смирнову (24) с Ксенией Коваленко (25). Но для прогресса нужен конкурентоспособный чемпионат. Остается верить, что с приходом в нашу лигу "Зенита" и переименованием "Кубаночки" в "Краснодар" (плюс есть еще "Локо" и ЦСКА) конкуренции действительно прибавится.

PS: Подписывайтесь на наш блог, а также группу «ВКонтакте», канал в Телеграме (web/mobile) и Instagram-аккаунт. Тогда новости из мира женского футбола точно не обойдут Вас стороной!