Артета выбил Пепа из Кубка: перехитрил в первом тайме и классно припарковался во втором
Разбор Вадима Лукомского.
1. Микель Артета выбрал привычную по последнему месяцу схему 3-4-3. Именно с перехода на эту формацию началась серия положительных результатов. В старт вернулись многие основные футболисты, получившие отдых с «Ливерпулем» – тренер «Арсенала» ставил именно на Кубок Англии.
Лишь одна позиция по-настоящему удивила – левого латераля сыграл Энсли Мэйтленд-Найлз. Он ни разу не выходил в старте в матче АПЛ после карантина (и даже слегка конфликтовал с Артетой). Против «Сити» он не просто стартовал – он вышел слева (Энсли – универсал, но этот фланг плохо ему знаком).
2. У Пепа Гвардиолы обошлось без значимых сюрпризов. Даже появление в центре защиты молодого Эрика Гарсии не из этой категории (учитывая форму других ЦЗ). Немного необычным оказалось расположение игроков в центральной тройке – обычно «Сити» использует 4-3-3 без чистой десятки, но здесь стартовал с Давидом Сильвой в этой роли, а Кевином Де Брюйне – глубже. Но даже это не сенсация, после карантина «Сити» играет таким образом все чаще и чаще (возможно, влияние нового помощника Пепа Хуанмы Лильо, который очень любит схему 4-2-3-1).
3. Матч состоял из двух очень разных таймов.
Первая половина: и «Ман Сити», и «Арсенал» стараются разыгрывать коротко и прессинговать. «Сити» реже берет паузы, поэтому получает перевес во владении (62%), но сценария «владение против автобуса» не наблюдается. При этом розыгрыши команды Гвардиолы предсказуемые, а Артета удивляет соперника – по моментам «Арсенал» точно не уступает (кажется, превосходит).
Вторая половина: «Арсенал» закрывается. 80% на 20% по владению, 11:1 по ударам в пользу «Сити». «Арсенал» терпелив и организован, но при таком давлении любая ошибка может перевернуть матч. Такого же контроля, как в первой половине, уже нет, но контратака со вторым голом Пьера-Эмерика Обамеянга избавляет команду от нервной концовки. На счет 0:2 «Сити» почти ничем не отвечает.
4. «Арсенал» использовал схему прессинга, которая перекрывала все варианты в центральной зоне. Там плотность была максимальная. Обамеянг и Пепе играли против центральных защитников, Ляказетт отвечал за Гюндогана, а на КДБ при необходимости выдвигался Джака. Уокер и Менди на флангах оставались открытыми:
В случае паса на фланг на Уокера и Менди выдвигались латерали «Арсенала». Они делали рывки поочередно – то есть даже после выдвижения у команды сохранялась линия из 4 защитников.
«Сити» не был готов к такому прессингу. Мяч продвигался медленно. Несколько раз случались опасные потери.
5. Давление «Арсенала» здорово подходило для игры против «Сити», который не был готов к этому. Вероятно, ждали более традиционный для этой схемы вариант, где Ляказетт не опускается за Гюндоганом, а один давит на двух центральных защитников (Обамеянг и Пепе, следовательно, располагаются глубже).
Но такой прессинг был рискованным. За явный акцент на персональную игру и центральную зону можно наказывать. У «Сити» это получалось лишь спонтанно и через импровизацию.
Два самых явных способа: 1. Быстрая доставка мяча к фланговым защитникам и использование их в качестве плеймейкеров. Они получают лишние секунды свободы (пока на них выдвигается соперник) – при отлаженном движении (наличии вариантов) могут продвигать мяч самостоятельно. 2. Резкие рывки полузащитников из-под персональной опеки.
Например, в этом эпизоде прессинг «Арсенала» развалился. Давид Сильва опустился и сохранил мяч в трудной ситуации, а КДБ сделал резкий рывок вперед (игравший с ним Ляказетт до конца не побежал):
Но на структурном уровне «Сити» готов не был. Такие эпизоды были редкими.
6. Артета удивил Гвардиолу и в стадии розыгрыша мяча (именно прессинг и розыгрыш Пеп считает самыми важными при анализе соперника). Схема «Арсенала» трансформировалась. Киран Тирни (центральный защитник по стартовой схеме) при розыгрышах уходил на левый фланг. В центре защиты оставались только Мустафи и Давид Луиз. Джака и Себальос поочередно опускались в штрафную, Мартинес терпеливо исполнял короткие передачи:
«Сити» терялся. Во-первых, как должен играть Марез против Тирни, который уходит на фланг – идти за ним (устраняться из прессинга), либо оставлять его свободным? Во-вторых, как реагировать на опускания Себальоса и Джаки – один Сильва переключается между ними, либо КДБ тоже должен подниматься из опорной?
Ответы были разными и нечеткими. Такое с «Сити» бывает, только когда команда не подготовлена под конкретный вариант розыгрыша. Это вылилось в следующую ситуацию перед первым голом – Сильва один против Джаки и Себальоса; Жезус прессингует вратаря, а Луиз остается свободным, так как Марез слишком далеко и не может поддержать давление.
Результат: свободный выход «Арсенала» в атаку. Перед голом команда выполнила 18 передач.
7. Во втором тайме Гвардиола адаптировался. Схема розыгрышей поменялась. Теперь Уокер играл в роли дополнительного центрального защитника, а Де Брюйне не застревал в опорной:
«Арсенал» не мог накрыть эту схему структурой прессинга из первого тайма. У Артеты было два варианта: экстренно что-то выдумать (но не факт, что удалось бы донести) либо отказаться от прессинга. Это привело к полному изменению рисунка матча. Теперь «Арсенал» явно закрывался.
8. В новой схеме «Сити» по-новому играл на флангах. Теперь за ширину отвечали Бенжамен Менди и Рияд Марез. В центре у «Арсенала» было все перекрыто – именно активность этих игроков должна была растягивать соперника.
Новая схема розыгрыша «Сити» неплохо освободила КДБ. Достаточно часто ему доставляли мяч в свободную зону:
Бельгиец неплохо распоряжался этой свободой. Только за второй тайм у него 6 передач под удар (никто другой не сделал даже 3 за весь матч). С обострениями через центр было трудно – работа КДБ свелась к своевременному направлению атак на края.
9. Справа такая ситуация вылилась в индивидуальную дуэль Марез-Мэйтленд-Найлз (позже Фоден-Найлз). Обамеянг практически не поддерживал своего защитника, а Марез стремился получать мяч в ноги, чтобы потом придумать момент из ситуации 1-в-1.
В самом начале тайма у Рияда был хороший момент – не убойный, но удобный и даже классический для его манеры исполнения. Найлз не перекрыл ему смещение под левую ногу. Но почти во всех прочих эпизодах победителем выходил защитник «Арсенала».
10. Слева «Сити» периодически создавал угрозу за счет того, что Менди находился между зонами ответственности Николя Пепе и Эктора Бельерина. Француз часто получал мяч и при быстром и эффективном принятии решений мог пользоваться моментом, пока футболисты соперника его передают. На практике решения Менди были плохими (что часто бывает с ним в этом сезоне).
11. Давление «Ман Сити» на фланги вылилось в 7 угловых за тайм. Это много. И одна очень острая ситуация (Стерлинг не сумел акцентировано пробить) пришла после корнера. Но в итоге угловые сыграли против «Сити» – именно после одного из них «Арсенал» организовал голевую контратаку.
Сама атака была сочетанием хороших индивидуальных решений (Пепе, Тирни, Обамеянг), а не частью рисунка игры. Этот удар оказался единственным для «Арсенала» за тайм.
12. Побочный сюжет матча – искупление Давида Луиза. В матче команд в АПЛ он выступил с претензией на худший перфоманс сезона (выход на замену, результативная ошибка, привезенный пенальти и удаление). Вчера бразилец был одним из лучших.
Он проделал наибольший объем оборонительной работы (4 перехвата, 4 верховые дуэли, 11 выносов – лидер по этим параметрам), его спокойствие играло важную роль при розыгрышах «Арсенала» в первом тайме, он не терялся и в прессинге (его перехват и пас вразрез после прессинга создали явный момент Обамеянгу).
13. Очень хороший баланс между работоспособностью и пользой в атаке у Николя Пепе. Вингер «Арсенала» работал намного усерднее, чем Обамеянг на противоположном фланге – начинал с прессинга Лапорта (которого трудно прессинговать), а по ходу атак опускался и играл против Менди. Всю эту работу проделал качественно.
14. 3 из 4 ударов «Арсенала» – удары Обамеянга. Все три – явные голевые моменты. Все три – следствие идеальных открываний в плане выбора правильного момента для рывка. Изучение движения габонца – отдельный вид тактического развлечения.
15. За неделю «Арсенал» обыграл «Ливерпуль» и «Ман Сити». Оценка Артетой этих матчей радует даже сильнее результатов. «Между нами и этими командами все еще пропасть. В некоторых отношениях стали ближе, но разница все еще велика», – сказал Микель.
Вместо слепого ликования и витания в облаках – здравый вердикт (как же этого не хватало в эпоху Уная Эмери). Тренер не говорит, что победы были случайными (над «Сити» точно по делу), но понимает, что для выхода на уровень этих команд нужно конкурировать с ними в другом (без соотношения ударов 7:40 в пользу соперников).
Другой рисунок будет означать способность контролировать даже самые трудные матчи. Следовательно, прогресс в этом отношении и против середняков (именно здесь нужно прибавить в стабильности). Пока у «Арсенала» есть отрицательная корреляция между владением и результатом – чем меньше процент, тем команде проще. Такая ситуация редко ведет к долгосрочным успехам – здорово, что Артета это понимает.
16. Вчерашний матч получился дуэлью в рамках философии позиционного футбола. И Артета, и Гвардиола готовили/меняли прессинг и розыгрыш мяча. Когда эти стадии у команд продуманы и оригинальны, футбол становится качественнее и интереснее. Вчера Артета лучше подготовился и победил, несмотря на то, что команда Гвардиолы лучше знает систему в целом.
«Сити» оказался слишком предсказуемым. Предсказуемость в рамках позиционного футбола ведет к контролю, но не к моментам. «Арсенал» играл в ту же игру (как минимум в первом тайме), но, наоборот, пока не готов контролировать матчи. Зато заготовил свежие непредсказуемые ходы.
Блог «Бьелса, Бьелса» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: Gettyimages.ru/Matthew Childs/Pool; East News/Pool AFP/Associated Press/East News
Это плохой матч Уокера. Но во втором голе нет его ошибки. Или вы считаете, что правый защитник должен весь матч за Обамеянгом бегать, вне контекста ситуации? Ходил по полю пешком – простите, но вообще кухонный разговор, а не конкретная претензия.
Артета безусловно талантливый тренер, но уже сейчас говорить что он улучшенная версия Пепа - это смешно.