2 мин.

Связи, связи, связи… (ремарка к эпопее с Адольфо Гайчем)

Публикуем актуальный в наши дни текст из #4 Fenômeno, автором которого является российский скаут, постоянный автор журнала Дмитрий Нечипоренко.

Недавно мой французский знакомый спросил: «Почему «Краснодар» так любит покупать скандинавов?». Кроме логичных объяснений, что они традиционно хорошо приживаются в команде и могут убедить друг друга приехать на юг России, на ум неожиданно пришло еще одно. Со скандинавским рынком очень удобно работать – перечисленные на известном сайте Transfermarkt агенты игроков на 95 процентов в действительности являются таковыми. Часто там же указаны их телефоны, а если нет, найти контакты не представляется проблемой, да и выйти на сами клубы можно без лишних посредников.

Латиноамериканский рынок - полная противоположность скандинавскому. Здесь в каждом конкретном случае нужно проводить колоссальную работу по вычленению всех заинтересованных сторон, но даже на фоне соседей из Аргентины или Уругвая Бразилия - это особый мир, где правами на игрока может владеть не два, а три или четыре агента, имеющих свой процент, и договариваться нужно с каждым из них. Кроме того, до середины 2010-х совершено законно существовала практика владения коммерческими правами на футболистов третьими лицами. В конце 2014 года ФИФА наложила запрет на такую деятельность, нарушавшую нормальные рабочие процессы. Впрочем, две бразильские компании Traffic Group и Desportivo, инвестировавшие средства в футболистов, уже успели заработать на этом огромные деньги.

Теперь подобную практику в Бразилии обходят красиво – футболист регистрируется на аффилированный с инвесторами клуб, а затем сдается в аренду. Так он может ездить по арендам почти всю карьеру. В качестве подтверждения приведу пример игрока, которого мне года полтора назад присылали сразу несколько человек, утверждая, что это серьезный талант, и которого я всякий раз заворачивал с формулировкой «низкое игровое мышление». 24-летний Биро-Биро не первый год принадлежит «Нова-Игуасу» ... и за все время не сыграл ни одного матча за этот клуб. Зато путешествовал по арендам. На какое-то время он ушел от формальной приписки к «Нова-Игуасу», когда его отправили во второй по силе китайский дивизион, а затем сумели пристроить в «Сан-Паулу», но с нынешнего лета Биро-Биро опять привязан к традиционному месту. 

И это совершенно не единичный случай. Из-за особенностей рынка клубам, не имеющим хороших прямых связей в Бразилии, приходится сложно. Вспоминаю, как над «Спартаком» смеялись, когда москвичи вели переговоры с липовыми агентами Лукаса Вериссимо. Конечно, в определенной степени сказался непрофессионализм тогдашнего руководства красно-белых, но попасть в такую историю может почти каждый, не погруженный в тему глубоко.

«С Бразилией можно работать, только если у тебя есть 250-300 номеров телефонов, и с каждым из людей налажен хороший контакт. В списке обязательно присутствие президентов клубов и членов советов директоров, ведущих агентов и спортивных адвокатов, чье влияние в этом бизнесе очень существенно», - сказал мне как-то человек, не понаслышке знающий о процессах, происходящих внутри бразильского футбола.

Дмитрий Нечипоренко