Газизов пришел на место Цорна. Начинал с нефти и сахара, говорил про «какой-то на хрен «Спартак», звал Глушакова и отказался от Аленичева
Федун все подтвердил.
После ничьей с «Локомотивом» Леонид Федун подтвердил инсайды: объявил, что Шамиль Газизов назначен новым гендиректором «Спартака».
Александр Головин рассказывает биографию Газизова – человека, который в 90-е занимался всем подряд, победил хоккей в республике, считает футбол бизнесом и учит английский для стажировки в «Ман Сити».
Газизов пришел в футбол из пятиборья, вероятно, был долларовым миллионером, а сейчас занимается лоббизмом
Газизову 51 год, он из Башкирии. В юности занимался современным пятиборьем и дорос до мастера спорта, выигрывал внутренний чемпионат и международные турниры. «Сейчас пятиборье другое, стало красивее, – вспоминал он в интервью Sports.ru в августе 2019-го. – А раньше надо было плыть 300 метров, 4 км бежать. Фехтовали мы на чемпионате СССР по 100 боев в день».
Чтобы отдохнуть от монотонного спорта, Газизов играл в футбол. Правда, как любитель – управленцем пришел только через два десятилетия. Сначала случились армия и бизнес: «Из армии вернулся в 1990-м – страна переворачивается. Смотришь на это, пытаешься выжить. Вся страна чем-то занималась в то время».
Первый бизнес Шамиля – переработка сахара, нефти и рестораны.
– Как можно прийти из армии и сразу заняться таким сложным бизнесом? Где брать стартовый капитал? – спрашивал я у гендиректора «Уфы».
– Друзья хорошие были, вместе росли. Где-то удача помогала. Те же нефтепродукты: товарищ владел большой фирмой, я ей помогал. В 90-х – свободный рынок, можно было спокойно договариваться. В этом месте стоило столько, в этом – столько. Перепродавал, разницу зарабатывал. Или можно было привезти сахар в Россию, переработать, продать дороже. Были большие деньги, потом ничего не оставалось.
Газизов говорил, что миллион долларов в те времена у него, возможно, был, но миллионером он себя не ощущал.
Я уточнял, как в 90-е он справлялся с группировками, которые крышевали бизнес и людей с деньгами. Газизов вспоминать такие подробности не захотел: «У меня было так, что приходилось за себя стоять. Тяжелые времена, непростые».
Прямо сейчас на Газизова не зарегистрировано ни одного коммерческого юрлица (те, что занимались ресторанами и издательским бизнесом, ликвидированы), только ИП с разрешенной деятельностью – аренда и управление недвижимостью.
В интервью Sports.ru Шамиль намекнул, что бизнес у него остался, просто им руководят партнеры: «Не хочу раскрывать бизнес-активы, не связанные с футболом. Если открыть определенные активы, то все можно увидеть. Но я активным бизнесом не занимаюсь».
«Уфа» – Европа: продают в топ-клубы, хотят делать бизнес, звали инвестором Red Bull
Гендиректор открыто говорит только о помещениях, которые приносят деньги, но рантье себя не считает: «Рантье – когда охренительные деньги получаешь. Когда по мелочи – не рантье. Еще я участвую в бизнес-проектах как лоббист, могу лоббировать определенные ситуации, у меня есть связи и возможности».
Связи он приобрел благодаря футболу. В 2006-м открыл в Башкирии мини-футбольную команду «Динамо-Тималь», которая за сезон вышла в Суперлигу, где продержалась два сезона (оба раза – последнее место). «Она немножко забавляла нас в то время, – пишет журналист Андрей Бодров, который работал в пресс-службе мини-футбольного «Спартака» Ловчева. – Игроков в уфимский футзал Газизов набирал преимущественно из любителей большого футбола; они не имели школы и не владели в должной мере техникой. Мячик отскакивал. К примеру, Сергей Томаров, которого в прошлом году представили как старшего тренера «Уфы», из этой серии. Из футбольного КФК Сергея забрали в профессиональный футзал, где он, надо признать, вырос в добротного игрока».
Газизов вспоминает, что построил в «Тимали» то, что потом повторил в «Уфе» – систему продажи игроков и тренеров: «Например, первый трансфер тренера в России – Яшина в ЦСКА. Мы понимали, что не борясь за титулы, это можно делать».
Бодров говорит, что опыт футзала несомненно пригодился менеджеру – и в большом футболе, и для наработки деловых связей: «Считалось, что именно Газизов содержал клуб. И для Уфы в то время он стал важной персоной, потому что в городе не было другого профессионального спорта. «Динамо-Тималь» часто шла на последнем месте, ее победы называли сенсацией, а вскоре клуб подвергся расформированию. Но у Газизова появился опыт создания клуба из ничего, умение жить по средствам. В «Уфе» это пригодилось».
Клуб закрылся летом 2009-го, за день до старта новой Суперлиги – в городе просто не нашлось подходящего зала. «Большим властям это оказалось не нужно», – комментировал Газизов. Но когда с приходом нового губернатора Рустэма Хамитова в республике создали «Уфу», власти сразу вспомнили про Газизова. На тот момент он был председателем местной федерации футбола.
В открытом доступе много совместных фото Хамитова и Газизова с публичных встреч. А главный пиарщик республики Ростислав Мурзагулов – прямо сейчас председатель попечительного совета клуба. Каждое третье фото в его инстаграме связано с «Уфой».
Брат Газизова Равиль Камилович, по данным «Чемпионата», владеет десятью процентами акций клуба. Кроме этого про родственников Газизова известно мало. В сентябре 2014-го Шамиль появился на премьере спортивного фильма с женой и дочкой. За семь месяцев до этого в семье случилась трагедия: от остановки сердца умер 18-летний сын гендиректора Тимур.
Газизов = гибкость и открытость новому. Еще умеет зарабатывать: продал по игроку в каждый русский топ-клуб и отбивает полбюджета на трансферах
Газизов официально пришел в «Уфу» на третий год ее существования (до того помогал неофициально) в 2012-м – сразу гендиректором. За четыре дня до его назначения клуб повысили в классе: брянское «Динамо» отказалось участие в ФНЛ, в лигу со второго места ПФЛ вышла Башкирия.
Дальше – два сезона в лучшей лиге мира (6-е и 4-е места), стыковые матчи против «Томи» с покером Голубова и РПЛ.
Когда спрашиваешь Газизова про такой быстрый взлет, понимаешь: гордится он совсем другим. Рассказывает, как еще 10 лет назад в республике все делалось ради хоккея: местный «Салават Юлаев» заливали деньгами сильнее нынешних СКА и ЦСКА, клуб выигрывал два чемпионата страны и Кубок Гагарина. Шамиль переломил тренд: «Люди привыкли, что республика – это хоккей. Но это шоры. Когда говорю с ними, у меня всегда один ответ: «Пойдем во двор». А там играют в футбол.
В хоккей играют дяди, у которых денег много. У них экипировка по сто тысяч рублей. А дети во дворах и школах играют в футбол. Один на один, три на три. Это показатель. В футбол даже зимой играют, хотя у нас всего одно поле с подогревом на всю республику – на нашем стадионе. А крытых катков около двадцати. Чувствуете разницу?».
В РПЛ «Уфа» не превратилась в стыдную серость, как большинство команд, которые выходят из ФНЛ, а через пару лет улетают обратно.
Этому есть несколько причин, которые завязаны на Газизове.
1. «Уфа» – предельно открытая
Клуб предоставляет для интервью любого игрока, у него нет стоп-тем. Гендиректор работает в кабинете на стадионе, прямо под ним – детская школа, администрация, раздевалки, пресс-служба. В кабинет может войти любой, а Газизов спокойно открывает цифры бюджета, продаж и рассказывает про сорвавшиеся трансферы.
Все потому, что Шамиль не стесняется и спокойно говорит о вещах, о которых в русском футболе почему-то принято молчать. Например, о шорах, незнании многих процессов или лени, из-за которой никак не может выучить английский. Язык нужен, чтобы поехать на стажировку в «Ман Сити» – с британцами договорились о сотрудничестве после трансфера Зинченко.
«Я хочу это сделать, – пояснял Газизов. – Открыть для себя новые двери, раскрыть шоры. Я многого не знаю и это ощущаю. Во всех областях. Мне хотелось бы посмотреть, как все происходит у них. Чтобы выйти на европейский рынок, нужно больше знакомств и интересов с Европой. Чтобы о нашем клубе узнали там. Если в России у нас есть лицо, то там нет. А в этом надо участвовать».
2. «Уфа» эффективно продает
В 2019-м отбили продажами (7,8 млн евро) половину бюджета. Игроки уехали в главные клубы страны: Живоглядов – в «Локомотив», Круговой – в «Зенит», Дивеев – в ЦСКА плюс аренда Игбуна в «Динамо» (Неделчару мог отправиться в «Фулхэм» или «Рому», но уфимцев не устроили условия). До этого Обляков ушел в ЦСКА, а Стоцкий – в «Краснодар», Лунев – в «Зенит», Зинченко – в «Ман Сити».
Троих из них купили в момент, когда они провели за «Уфу» не больше 10 матчей. Каждого продали с наценкой.
Газизов говорит, что таланты появляются в клубе, потому что он действует на рынке быстрее неповоротливых конкурентов. Показательна история с Зинченко: пока топы консультировались с юристами и первыми лицами, чтобы не попасть под санкции, Газизов вступил в переговоры и подписал суперталанта.
Продажи, по его словам, складываются хорошо из-за того, что клуб открыт миру: «Мы показываем, как живем, не закрываем игроков. Все знают, что мы спокойно относимся к их уходу. Мы препятствий не ставим. И все так настроено, что цена недорогая».
3. «Уфа» не боится рисковать
Сразу после выхода в РПЛ клуб купил из лондонского «Арсенала» Эммануэля Фримпонга – талантливого, но дико ленивого игрока, который не провел ни за один клуб больше 10 матчей. В «Уфе» он провел 25, а еще помог с пиаром: участвовал в командных видео, которые разлетались далеко за пределы города, за ним в Башкирию приезжали журналисты из Москвы. О клубе резко стали говорить.
Летом 2019-го в том числе из-за пиара Газизов звал Дениса Глушакова и давал ему 35 тысяч евро в месяц – столько в Башкирии не получает никто.
Я уточнил, не боялся ли гендир звать человека, от которого в «Спартаке» отвернулись фанаты и который сливал тренера.
«В «Спартаке» это можно делать [сливать], в «Ахмате» нельзя, у нас тоже не больно получится, – улыбнулся Газизов. – У нас жесткая вертикаль, мы все в одном месте находимся. Игроки на первом этаже, я – на третьем. Я каждый день всех вижу. Тренеры, игроки, массажисты, администраторы, школы – мы вообще все в одном месте. Куда проще?»
Мечта Газизова в «Уфе» – не чемпионство, тут он все понимает. Больше всего он хочет сделать клуб привлекательным для инвесторов: «Не так, чтобы нам платили деньги и ничего с этого не имели. Должна прийти фирма, группа лиц или лицо, которые поймут, что здесь реально делать бизнес. Футбол вообще надо рассматривать как бизнес. Как игру пусть рассматривают тренеры. А менеджмент должен понимать про бизнес-модель».
Менеджер уже вел переговоры о партнерстве с нефтяными компаниями, а самый реальный вариант коллабы был, кажется, с Red Bull. В мае появился инсайд, что австрийский гигант купит клуб. До того общение с Red Bull подтверждал и Газизов.
Газизов вникает в каждую деталь: сам общается с агентами, выбил эксклюзив по форме, заверял смету стадиона
В 2019-м «Уфа» начала ребрендинг – отказалась от красного цвета и стала фиолетовой. «Мы долго находились в красной теме, а это больше ассоциируется со «Спартаком» и «Локомотивом». Мы же должны были найти свое уникальное лицо, – пояснял гендиректор. – Нам понравился фиолетовый цвет – выбрали его. Переходить будем мягко. В этом сезоне уже играем в таком цвете. Потихоньку он станет основным. Поменяем эмблему, атрибутику. Нам нужен цвет, который будет ассоциироваться только с нами. Фанатам мы уже сказали, они к этому готовы».
Менять цвета формы и паттерны даже не во время сезона, если ты провинциальный клуб, сложно. Крупные бренды делают мерч по стандартному шаблону, а индивидуальные условия обсуждают только с топами. Газизов добился того, что теперь Joma работает с «Уфой» по особенным условиям. По информации агента Александра Маньякова, сначала все вопросы решались через московский офис, но у Шамиля возникло столько вопросов и правок, что для него организовали персональное общение с испанцами. Он выбил для клуба не только особую форму, но и деньги за спонсорство, хотя в РПЛ часто происходит наоборот – за форму платит команда.
Похожая дотошность видна и в трансферах. Газизов лично общается с агентами и селекционерами, собирает информацию и анализирует. Подобная включенность – редкость для России. По сути, Шамиль исполняет функции не только гендира, но и спортивного директора и обычного скаута.
Во время реконструкции стадиона он стал еще и прорабом. Маньяков писал, что стройку Газизов купировал лично: «Когда ему принесли смету (в которой он не разбирался), он попросил дать время, а сам отправился консультироваться к знакомым, которым доверял. Убедившись, что со сметой все в порядке, Газизов ее подписал. Гендиректор «Уфы» контролирует каждый рубль, чтобы у руководства Башкирии не было вопросов».
Газизов отказался от Аленичева и не понимал, как можно жить в Уфе и болеть за «Спартак». Федун критиковал полупустой стадион в Башкирии
К декабрю 2016-го «Уфа» Гончаренко грохнула «Спартак» и «Локомотив», скатала ничью с «Краснодаром», после 17 туров закрепилась на восьмом месте (три очка – до четвертого) и вышла в 1/4 финала Кубка. Параллельно Леонид Слуцкий ушел из ЦСКА. На замену Лео выписали уже знакомого Гинеру белоруса.
На его место было несколько кандидатов: еще два белоруса Ермакович или Хацкевич (первый сейчас у Гончаренко в ЦСКА, второй в «Роторе») и местный Томаров. А основными были никогда прежде не работавший главным Сергей Семак и только что провалившийся в «Спартаке» Дмитрий Аленичев.
Источник, близкий к клубу, рассказывал Sports.ru, что в Аленичеве отпугнул именно опыт в «Спартаке». Хотя сначала фаворитом казался именно он.
Со «Спартаком» связано еще несколько эпизодов жизни Газизова.
Например, у него в «Уфе» играют спартаковцы Кротов, Пуцко и Беленов. Из актуального – Шамиль на полгода раньше москвичей пытался подписать Наиля Умярова и предлагал за него 20 млн рублей. «Чертаново» отказало, а вскоре отправило Умярова и Глушенкова в Тарасовку за 38,5 млн рублей за двоих. «Со «Спартаком» не можем здесь конкурировать, но мы могли дать другие преференции. Большой процент с продажи. Потом заработали бы вместе», – объяснял Газизов.
Он не только конкурирует с Москвой (кстати, прямо сейчас «Уфа» на одну позицию выше «Спартака»), но и периодически поддевает ее: «Я читал, все думают: почему «Уфа» вызвала интерес у инвесторов? Почему не «Спартак»? Потому что «Уфа» может меняться. У нас нет еще большой болельщицкой среды, устоев. У нас история еще не такая большая. Мы цвет поменяли – он заходит. Почему мы инвестору более интересны? Потому что мы только набираем силу. А кто-то уже сходит».
Еще он активно топит за лозунг Support your local team — «Болейте за свою команду». Год назад Газизов проехался по башкирцам, которые поддерживают клуб из других регионов: «Я вижу болельщиков, которые идут на топовый матч. Это уфимец, ему много лет, он ведет своих детей, свою жену. Они идут в шарфах «Спартака», ЦСКА. И он такой гордый и своим детям показывает, что я, живя в Уфе, болею за какой-то на хрен «Спартак», ну смешно. Да ему вообще не стыдно?
Я хочу подойти к этому человеку и сказать: «Ты чего? Ты ненормальный? Ты чему детей-то своих учишь? Ты их учишь не любить свой город, свою школу, свои ясли». А потом я смотрю и понимаю, что он другой человек. Мы сегодня воспитываем своих детей, у нас 1500 детей, и это наши будущие болельщики».
После этого фанаты развернуто ответили гендиру во «Вконтакте»: написали, что «Уфа» появилась недавно, а за «Спартак» болеют поколениями; поменять предпочтения – значит, предать.
Заочная полемика случилась у Газизова даже с Федуном. Сразу после чемпионства 2017-м босс «Спартака» дал развернутое интервью «СЭ», где критиковал идею расширения лиги. По словам Леонида, для экономически идеально оставить в РПЛ всего 12 команд: «Посмотрите, какая посещаемость у новых команд. В Уфе – 6-7 тысяч. Зачем такие нужны? Да, они развивают футбол, но ты добейся, чтобы хотя бы 10-15 тысяч посещаемость была, чтобы ты мог от зрителей существовать. Это один подход. А так… Для кого играть, для губернаторов?».
Газизов среагировал на этот пассаж: «Это его право так говорить. Могу сказать про свой регион и про провинциальные клубы. Футбол – это не только «Спартак», но и команды на периферии. Мы занимаемся популяризацией футбола за МКАДом и дальше. Поймите, Россия – это не только Москва и Санкт-Петербург. Наверное, у нас не все еще получается, но мы стараемся».
В разговоре со Sports.ru Шамиль развил эту мысль: объяснил, что клубу остро нужен новый стадион, на котором во время дождя зрителей не будет заливать водой: «Это как с кинотеатром. Есть плохой, а есть охренительный. В плохом нет условий. А во втором IMAX, обалденные кресла, крыша. И в плохой не пойдут. Мы же не живем в СССР, мы в XXI веке. Люди выбирают комфорт. Хотя бы крыша над головой. Как я в дождь соберу полный стадион, если у нас половина стадиона без крыши?».
По подсчетам Газизова, стадион на 18-20 тысяч мест с крышей обошелся бы бюджету в 50 млн евро и окупился за 10-12 лет. «Вокруг него должны работать аттракционы, океанариум, школы спорта, новый микрорайон. Это целый инвестпроект», – мечтал Газизов.
Через несколько месяцев руководство республики пообещало сдать объект к 2025 году.
***
Споры с Федуном не помешали Газизову получить оффер от Федуна. По информации «РБ Спорт», владелец «Спартака» звал Шамиля в Москву 2019-м, но тот отказался, чтобы развивать футбол в республике. Сейчас, по словам источника, он может согласиться, потому что не чувствует сильной поддержки руководства.
На возможность ухода Шамиль намекал еще в декабре 2019-го: «Уфа» проживет и без меня. Теперь это бренд. Все сделано, и это поедет в независимости от того, есть ли я на должности или нет. Я, конечно, хочу руководить долго, но в нашей жизни произойти может все, что угодно. Со временем и у меня могут возникнуть какие-то другие интересы».
В 2019-м я сравнивал Газизова с Лариным из «Чертаново» и уточнял: Шамиль тоже получает в районе 120 тысяч рублей? «Так у него у ведущих игроков 100 тысяч, значит, он больше всех получает. Я его поздравляю. Я больше всех не получаю (максимум был у Игбуна – 2,1 млн рублей – Sports.ru), но у меня больше, чем у него», – увернулся гендир «Уфы».
Томас Цорн зарабатывал 3,8 млн рублей в месяц. Кажется, за полтора года в «Спартаке» Газизов снова станет долларовым миллионером.
«Несвадьба Мукунку»: разбираем работу Цорна в «Спартаке» и решение Федуна уволить гендиректора
Федун опять крушит все на эмоциях. Пока его идеи так внезапны, ничего хорошего «Спартак» не ждет
Жуткая истерика Тедеско в дерби: взорвался из-за пенальти, толкнул судью, стукнул экран ВАР
Фото: vk.com/ufafc; РИА Новости/Владимир Песня, Алексей Филиппов; commons.wikimedia.org; vk.com/club3471712; globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Global Look Press; РПЛ/Пресс-служба ФК УФА
Получится ли у него в Спартаке - вопрос. Только при условии, что Федун не будет слушать шепотков своих приближенных и позволит Газизову сформировать самостоятельно свою команду спецов.
Но в это верится с трудом.
– Друзья хорошие были, вместе росли. Где-то удача помогала. Те же нефтепродукты: товарищ владел большой фирмой, я ей помогал. В 90-х – свободный рынок, можно было спокойно договариваться. В этом месте стоило столько, в этом – столько. Перепродавал, разницу зарабатывал. Или можно было привезти сахар в Россию, переработать, продать дороже. Были большие деньги, потом ничего не оставалось."
)))))))))))))))))
1) "Уфа" все же во многом именно детище Шамиля. Им построеная под свое видение проекта. "Спартак" же сейчас это ни разу не бизнесс-проект.
2) Руководство региона давало определенные суммы, но в сам процесс не вмешивалось. В руководстве "Спартака" сидит "гений" от нефти и несколько группировок прилипал.
3) Ожидания. От "Уфы" многого никто и не ждал. А тут первые же поражения откроют новый "цикл Спартака".
"Спартак" в текущем состоянии вряд ли спасет хоть кто-то. До тех пор, пока Федун не перестанет изображать из себя Аурелио.