«Говорю игроку: «Не покупай зеленую машину». Легендарный Мончи, который собрал и эту «Севилью»
От редакции. Впервые этот текст опубликован в июне. Мы поднимаем его, чтобы напомнить о главном человеке в клубе, с которым сегодня играть «Краснодару».
***
Рамон Мончи – суперзвезда спортивного менеджмента. Летом 2019-го, после двухлетней командировки в «Рому», где не все получилось (и разошлись взгляды с руководством), он вернулся в «Севилью» на должность спортивного директора. Хотя его хотели «Барса» и «Манчестер Юнайтед».
Для «Севильи» он легенда. За полтора десятка лет Рамон построил империю: заработал сотни миллионов на трансферах, пересобрал скаутскую сеть и принес клубу трофеи. После возвращения он мощно закупился и привел Хулена Лопетеги, которого выгнали из «Реала», а до этого – из сборной Испании за договоренность с «Реалом». Сейчас «Севилья» на третьем месте в Ла Лиге.
И да, «Севилья» традиционно хорошо наварила на некоторых игроках: Бен-Йеддера отдали в «Монако» за 40 миллионов евро, хотя покупали за 9,5 миллиона; Сарабию брали за 1 миллион, а продали в «ПСЖ» за 18 миллионов (но могли гораздо дороже).
В спортивном менеджменте Мончи начинал с нуля. В 90-х он был вратарем в «Севилье» и не думал о карьере директора. «Я изучал право, мне нравилась политика. Но однажды президент предложил должность, и я согласился, не зная, во что ввязался», – говорил Рамон.
Дальше он набирался опыта, учился на ошибках, читал о лидерстве и коммуникациях: «Я получил степень магистра в области управления бизнесом, затем отправился в Лондон, где изучал работу английских клубов. Прошел много курсов. Часто читал «Искусство войны» (самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике – Sports.ru), но не только эту книгу, много всяких».
В апреле-июне «Севилья» предложила любому пользователю ютуба стать студентом Мончи, запустив интересный формат – 13 лекций о профессии по 13 минут. В серии роликов Рамон рассказывает, как понимает спортивный менеджмент и очень методично объясняет материал с помощью блок-схем и таблиц.
Первый ролик выстрелил на 40+ тысяч просмотров, но ближе к концу активность упала, последнее видео набрало чуть больше 5 тысяч. А зря, лекции очень интересные. Мы собрали главное.
Влияние удачи можно снизить тяжелой работой
Первый выпуск называется «Фактор удачи». Мончи начинает с рассказа о трех моделях управления клубом: когда все решает президент, английская модель (где тренер – это менеджер, например, Венгер в «Арсенале» или Фергюсон в «МЮ»; сейчас в АПЛ такого, правда, уже почти не осталось) и смешанная модель (сюда относится «Севилья»).
При смешанной модели президент вместе с советом директоров определяют всю экономику клуба (сколько вложить, расходы-доходы), тренер может запрашивать игроков определенного профиля («я хочу атакующего левого защитника, который хорошо играет в воздухе»).
Третье звено – спортивный менеджмент, получающий экономическую информацию от совета директоров и пожелания от тренера. На основе этих данных департамент подписывает конкретных футболистов.
Мончи говорит, что он все же признает фактор удачи, но на простом примере объясняет, как от него не зависеть: «Чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь. Представим лотерею. Тот, кто много работает, может купить 10 билетов. Тот, кто не верит в труд и полагается на удачу, может купить только один. В этих маленьких деталях кроются самые большие достижения», – объясняет он.
Нужно выстраивать близкие отношения с игроками и тренером
Спортивному директору крайне важно понимать футболистов еще и как личностей. Без правильной среды и спокойствия сдать может даже самый крутой футболист.
Плюс нужно выстраивать близкие отношения с тренером, находиться рядом в плохое и в хорошее время. «Нужно быть его советником, другом и помощником», – говорит Мончи. Взаимопонимание – ключевой фактор в покупке игроков. Нужно знать, чего хочет тренер.
В основе всего лежат три вещи – направление, планирование и командная работа. Успех можно измерить двумя способами. Первый – спортивный (место в таблице). Второй – экономический (доходы, прибыль). Все в клубе должны двигаться в одном направлении.
Мончи вспоминает, что дважды вылетал с «Севильей» – как игрок и сотрудник клуба. В обоих случаях внутри прослеживалась напряженность, разногласия в клубе, поэтому достичь цели было невозможно. Этот тезис, возможно, применим к «Роме», Мончи после ухода говорил, что их взгляды с президентом радикально разошлись.
Мончи учит строить планы: больше делегируйте и не импровизируйте
Процесс планирования помогает четко определить цель.
«Первое правило планирования – избегать импровизации. Второе – иметь план действий. Третье – распределять нагрузку. Импровизация портит планирование. Каждый раз, когда я импровизирую, поддаюсь давлению болельщиков, медиа, тренеров, когда принимаю решение против того, что наметил в голове – я проваливаюсь. И это моя ошибка – я оказался недостаточно силен», – говорит Мончи.
Естественно, план нужно менять в соответствии с ошибками и обстоятельствами.
Еще один важный принцип в планировании – делегирование. Мончи стопроцентно доверяет подчиненным, поэтому не боится за конечный результат. «Не думай, что ты Супермен, супергерой. Окружай себя подготовленными и способными людьми. Не бойся, что они могут стать лучше тебя», – говорит он.
Хорошие работники, по мнению Мончи, обожают футбол, готовы брать на себя ответственность и преданы делу.
Скаутская сеть – фундамент. Как «Севилья» отбирает игроков
«Первая фундаментальная вещь в покупке – создание максимально широкой скаутской сети. Информация – это сила. Чем больше у нас информации, тем лучше возможности. Это не гарантирует успех на сто процентов, но помогает. Будет легче принимать решения, выбирать правильных игроков», – объясняет Рамон.
Информация – это не только скауты, просматривающие футболистов. Сюда же относятся данные на цифровых платформах (InStat, Wyscout и другие аналогичные) и биг дата. У трансфера много стадий: отслеживание, лонг и шорт-листы, обсуждения с тренером, переговоры, адаптация и начало тренировок.
«Процесс отслеживания игроков мы делим на две части – gross и net», – говорит Мончи. Gross-поиск игроков длится с июля по декабрь, net-поиск – с января по май.
По ходу gross-поиска люди из спортивного департамента просто смотрят футбол, не имея конкретной цели. «Мы не собираемся просматривать правого защитника «Сент-Этьена», вратаря «Янг Бойз» или форварда дортмундской «Боруссии». Мы просто смотрим футбол. Так мы можем расширить нашу базу данных».
Лиги делят между скаутами, это касается и менее популярных чемпионатов. У каждого скаута по 3-4 лиги. «Класс А» (Германия, Франция, Италия, Англия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Аргентина, Бразилия) – лучшие лиги, за которыми «Севилья» следит больше всего .
«Класс B» (Австрия, Польша, Швейцария, Хорватия, Чехия, Чили, Колумбия, Перу, Боливия, Мексика, МЛС и другие) – лиги более низкого уровня. «Класс C» – Кубок КОНКАКАФ, Кубок Африки, Кубок Азии. (На картинке Мончи РПЛ нет ни в одной корзине, так что неизвестно, как и в каком формате «Севилья» отслеживает игроков из России)
Три главных принципа gross-поиска:
• смотреть как можно больше футбола без конкретной цели;
• делать символические сборные из 11 игроков каждый месяц – в каждой лиге из кластера А делают сборные, отбирают только игроков, которых «Севилья» может позволить – нет такого, что в сборную будут постоянно попадать Неймар или Мбаппе; из кластера B делают общие символические сборные – вратарь может быть из Польши, защитник из Австрии и так далее;
• отбирать игроков из каждой лиги на каждую позицию.
По итогам gross-поиска отбирают 500-550 футболистов. Важно, чтобы отчеты создавались двумя способами: просмотр вживую и просмотр через цифровые платформы. Мончи никогда не покупает футболиста, не увидев вживую. Важны детали: как игрок реагирует на пропущенные голы, как празднует забитые мячи с одноклубниками и так далее.
У net-поиска пять основных стадий (и да, теперь за каждым скаутом закрепляются отдельные футболисты):
• просмотр игроков, отобранных по итогам gross-поиска;
• просмотр их в разных ситуациях (как играет дома и на выезде, в клубе и сборной, против больших и маленьких команд);
• просмотр их разными скаутами;
• составление рейтинга;
• оформление шорт-листа (на каждую позицию по 15-18 игроков).
По каким ключевым параметрам игроки попадают в шорт-лист
Есть шесть характеристик:
• физические данные – возможно, стиль игры команды требует, чтобы он пробегал не менее 11 км за матч или быстро преодолевал короткие отрезки – все это можно узнать путем сбора статистики;
• тактико-технический профайл – скауты оценивают этот параметр от A до E (нужно подписывать; интересный игрок; нужно еще просматривать; не подписываем; оценку E Мончи еще не встречал);
• психология («Было бы хорошо пожить с игроком месяцок, но если нет возможности, нужно обратиться к его окружению. Кто это может быть? Его бывший тренер, спортивный директор, одноклубник, люди из медиа. Ин-фор-ма-ци–я. Получите ее»);
• экономические условия – цена, отступные и требования по зарплате;
• время на адаптацию;
• будущий рост в цене (в 20-30% случаев приходится подписывать футболистов, которые не вырастут в цене).
Отобрали игроков, что дальше?
Мончи в совете директоров «Севильи», у него есть информация о трансферном бюджете. Он идет к главному тренеру, который говорит, игрока какого профиля хочет.
Спортивный департамент предлагает конкретных кандидатов. Начинаются обсуждения с тренером, которому может понравиться один игрок, либо он может доверить выбор футболиста Мончи.
После этого будут переговоры. Перед ними важно следующее: иметь альтернативы, выстроить стратегию переговоров и ни в коем случае не переплачивать (не платить 50 млн евро за игрока, который стоит 20).
Никогда не ведите переговоры, не имея альтернатив
«Не могу сказать, что я хорош в переговорах. Думаю, мне не хватает холодной головы. Я очень ранимый человек, но я 20 лет в переговорах. И дам всего 2 совета», – говорит Мончи.
Первый – никогда не вести переговоры, не имея альтернатив («Если нет, все закончится переплатой. Потому что ты в отчаянии, не имеешь других вариантов и платишь больше, чем думал»).
Вторая – извлекать максимальную выгоду, не нанося ущерб другой стороне. «Великий учитель сказал мне, что не бывает хорошей сделки, если все стороны недовольны. Неважно, две стороны или три. Когда ты пожимаешь руку или подписываешь документ, важно, чтобы все участники были удовлетворены. Почему? Потому что ситуация может измениться. Сегодня я в таком положении, а завтра в другом. Сегодня я силен, завтра могу стать слабее», – уверен Мончи.
Небольшой пример. Однажды Мончи поехал на переговоры с английским клубом по игроку, которого хотел подписать. «В тех переговорах мне казалось, что меня уделали со счетом 20:0, – вспоминает Рамон. – Переговорную я покидал с мыслями, что меня использовали. Через некоторое время все изменилось. Тот же человек, тот же клуб, мы снова ведем переговоры. И уже я в доминирующем положении. Я не злой человек, но негодовал. Внутри меня догорал огонек по поводу той ситуации. Конечно, я не воспользовался положением».
Вывод: важно защищать интересы клубы, но нельзя злоупотреблять положением. Важно устанавливать хорошие отношения, потому что неизвестно, как все сложится в будущем.
После трансфера нужно узнать игрока еще лучше (вера, семья, хобби) и рассказать, почему в «Севилье» нельзя покупать зеленую машину
«Что будем делать после покупки? Отдадим его в руки богу? Нет», – шутит Мончи.
Важно понимать, что футболист – не только профи, но личность и человек. На него могут влиять проблемы в семье, переживания и много других факторов. Задача клуба – создать идеальные условия.
Мончи выделяет две важные вещи в адаптации – знание клуба и понимание игрока.
В первую очередь футболист должен понимать, куда приехал. «Прибывает игрок. Давайте представим, что это Крыховяк. Он играл за «Бордо», «Ренн», начинал в Польше, и вот он в «Севилье». Нормально ли объяснять ему, куда он приехал? Конечно. Стоит рассказать ему о клубе, городе, лиге. Их историю. Он должен узнать город», – говорит Рамон.
В Испании во многих городах по два больших клуба с историей: «Реал» и «Атлетико», «Барселона» и «Эспаньол», «Валенсия» и «Леванте», «Севилья» и «Бетис». Незнание базовых вещей может создать проблемы: «Приведу дурацкий пример. Я говорю ему: «Не покупай зеленую машину». Если ты играешь хорошо, порядок. Но если нет – тебе предъявят из-за зеленой машины». Да, дело в клубных цветах: «Бетис» – зеленые, «Севилья» – красно-белые.
Футболисту нужно рассказать философию клуба, особенности болельщиков, ситуацию с медиа. Провести интенсивный курс, который в будущем поможет избежать сюрпризов и неприятностей. «Нужно знать все о своем месте работы. Это обязанность. Я бы узнал все о BMW, если бы работал там», – поясняет Мончи.
Второй этап – узнаем все о футболисте. Да, на стадии отбора у нас уже есть поверхностное представление о нем как о человеке. Но теперь ныряем глубже.
«Нужно узнать его окружение, навыки, цели, традиции, вкусы. Все. Если он религиозен, то какой веры придерживается? Мусульманин, христианин или представитель другой религии?
Есть ли у него хобби? Вся эта информации поможет стать ближе к нему как к личности. Как устроена его семья? Может быть, он близок с братом или с отцом. Зачем это знать? Потому что если у его отца проблемы, ситуация отразится и на нем. Как на личность, так и на игрока. Нужно помогать ему.
Представьте, что он всю жизнь прожил с братом, а теперь уезжает. Нужно знать это. Или представьте, что он расстался с девушкой из-за перехода, потому что она осталась в другой стране. И сейчас он в совершенно другой среде. Нужно владеть этой информацией, чтобы действовать. Очень-очень-очень много матчей выигрывается, когда ты помогаешь игроку думать только о футболе».
Третий этап – презентация. Здесь очень простые правила. Футболисту стоит говорить по сути, избегая громких высказываний типа «я забью 30 голов», «мы выиграем Лигу чемпионов», «я возьму «Золотой мяч». Не нужно создавать лишнее давление.
Нужно тщательно подготовиться к презентации. Если футболист приехал с перевесом, желательно замаскировать это, чтобы избежать лишних разговоров. Как? Как минимум, чтобы футболист не снимал футболку во время презентации.
Мончи рекомендует по возможности избегать, например, чеканки мяча во время презентации. Достаточно вспомнить, сколько игроков облажались на этом моменте, последний пример – Брэйтуэйт в «Барсе». Такие забавные моменты обычно быстро разлетаются по медиа.
Кстати, как антипример можно вспомнить презентацию Коноплянки в 2015-м. Украинец нарушил два правила (хотя не факт, что они тогда существовали). Пафосно выступил: «Надеюсь, следующим титулом станет Лига чемпионов», «Севилья» может обыграть «Реал» и «Барсу» в Ла Лиге». И картинно упал перед медиа, фоткаясь с мячом. Естественно, эта история везде разлетелась, в ютубе видео падения набрало почти миллион просмотров.
Мини-курс по менеджменту
Софт скиллс или гибкие навыки любят изучать в бизнес-школах. Они неосязаемы, их нельзя измерить в отличие от хард скиллс. Но менеджер (в том числе спортивный директор) должен обладать ими.
В иерархии софт скиллс главное место у Мончи занимает лидерство. «Как лидер ты должен попытаться вселить в подчиненных веру и чувство в то, что они важны. Заставь их думать, что их решения, мнения и помощь будут ключевыми. Я хочу, что они чувствовали себя лидерами, чувствовали себя важными», – говорит Рамон.
Вместо кнута и наказаний Мончи предпочитает дух единства. Он считает, что люди будут раскрываться, если ты будешь близок к ним. Нужно искренне проявлять интерес к подчиненным. Помнить, что каждому важно слышать свое имя. Уметь слушать, поощрять людей рассказывать о себе. Делать так, чтобы другой человек чувствовал свою важность.
Наказаниям Мончи предпочитает беседу без предъяв. «Развивайте в коллегах уверенность в себе. У меня есть важный слоган, который я адресую команде: «Я подписываю футболистов, которые плохо играют. Ваши трансферы – футболисты, которые хорошо играют», – объясняет Мончи.
Несмотря на уверенность, важна конструктивная самокритика, без самоедства. Мончи советует использовать SWOT-анализ (метод стратегического планирования в бизнесе) для самоанализа: выписывать свои сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Важно знать свои слабости.
И еще один важный навык – умение принимать решения и проявлять инициативу. Нужно принимать риски, без этого не преуспеть. Без провалов не обойтись. Мончи говорит подчиненным, чтобы они не боялись ошибиться, потому что их ошибки – его ошибки.
Мончи призывает быть нонконформистом и задавать себе четыре вопроса: почему? почему нет? почему не я? почему не сейчас? Но нонконформизм должен стоять на фундаменте из тяжелой работы, структуры и ресурсов.
И наконец стойкость – не плакать, а действовать.
Мончи иногда лажает: не подготовился к уходу Рамоса и Эмери, растерялся с Марселино
Один из лучших защитников в истории Испании Серхио Рамос прошел кантеру «Севильи» и со временем закрепился в основе, а летом 2005-го ушел в «Реал». И Мончи оказался не готов. Пришлось быстро искать замену.
Президент «Севильи» предложил кандидатуру Ивицы Драгутиновича, Мончи обзвонил нескольких знакомых, кто знал игрока, и решил подписать. В итоге Драгутинович выстрелил и провел в «Севилье» 6 лет. Мончи повезло, но он зафиксировал недоработку. Теперь «Севилья» делает шорт-листы на все 11 позиций, Мончи называет это «кейсом Драгутиновича».
Что-то похожее случилось, когда Эмери ушел в «ПСЖ» и пришел Сампаоли. Мончи подбирал игроков под Унаи и оказался не готов к запросам нового тренера. После этого спортивный департамент делает шорт-листы футболистов разных профилей.
Другой провал случился в 2011-2012 годах с тренером Марселино, у которого не получилось в «Севилье». Мончи винит себя, потому что не знал, как подобрать ему игроков. Он растерялся, когда Марселино назвал профили футболистов, которых хочет.
Теперь игроков в футболе можно искать онлайн – как в тиндере. Это приложение – угроза агентам
Фото: Youtube; Gettyimages.ru/Aitor Alcalde, Paolo Bruno, Denis Doyle; РИА Новости/Григорий Сысоев; Instagram/leonsfdo; CIAMBELLI/SIPA/EAST NEWS
Все верно - дно, а не менеджер
Короче говоря, Мончи за год собрал обладателя еврокубка и, скажем так, четвертую силу в Испании. Гений!
Подставил тренера , клуб . И это после 1/2 финала ЛЧ и рекордных доходов . Профи одного клуба