11 мин.

Легионеры СССР. Баль - Кудрицкий – Чанов - Герасимец – украинский легион «Бней-Йегуды»

Финиш Андрея Баля, как игрока; триумф и трагедия Николая Кудрицкого; Виктор Чанов держит удар и не хочет играть за сборную Украины; Сергей Герасимец – украинский белорус, который возвращению в Киев предпочел Израиль

АНДРЕЙ БАЛЬ (16.02.1958 – 09.08.2014, защитник, полузащитник), "Карпаты" Львов (1975 - 1980), "Динамо" Киев (1981 - 1990) - "Маккаби" Тель-Авив (1990 - 1991), "Бней-Йегуда" Тель-Авив (1991 - 1993).

Чемпион СССР 1981, 1985, 1986, 1990.

Обладатель Кубка СССР 1982, 1985, 1987, 1990.

Обладатель Суперкубка СССР 1981, 1986, 1987.

Выиграл Кубок обладателей кубков 1986.

Обладатель TOTO Cup 1992.

Сборная СССР (1981 – 1989) – 20 матчей, 1 забитый гол. Но КАКОЙ, на чемпионате мира-1982 бразильцам.

Баль участник чемпионатов мира: Испания-1982, Мексика-1986. Но самых своих наивысших достижений на международной арене Андрей добился в юношеских и молодежных сборных СССР:

Чемпион Европы-1976 среди юношей.

Чемпион мира-1977 среди молодежи (на коллаже слева капитан советской молодежки Андрей Баль – с Кубком мира, Владимир Бессонов – с призом лучшему игроку турнира).

Двукратный чемпион Европы 1980, и 1990 среди молодежи. Кто удивлён десятилетней разницей между этими успехами, уточню, что УЕФА разрешалось привлечение в молодежные сборные двух игроков более старшего возраста, чем 21 год.

Украинские награды: Орден «За заслуги» III степени (2006 год), II степени (2011), I степени (2016).

Андрей Баль, как и Владимир Бессонов – яркое свидетельство универсализации футболистов по методике Валерия Васильевича Лобановского. Мог ли подумать после прихода в киевское «Динамо» Баль, играющий на созидание, что он вскоре переквалифицируется в защитника-разрушителя? Но Андрей свято верил в гениальность своего тренера: «Думаю, этот феномен заключался в непостижимом, даже в чем-то мистическом умении Валерия Васильевича передавать свою волю к достижению цели окружающим, игрокам - в первую очередь. Все подчинялось этой цели: начиная от тренировок и кончая поведением в быту. Говорят же, порядок бьет класс. А если еще одно помножено на другое?...

Помимо феномена личности нашего мэтра, необходима и серьезная поправка на время. Молодые люди, приходящие в футбол, теперь другие. Мы воспитывались в иной, более жесткой системе координат, поэтому нами легче было управлять. Допустим, можно было динамовского игрока оштрафовать за разгильдяйство, а можно - и отправить на перевоспитание в воинскую часть. И уже через месяц человек говорил: "Я люблю только футбол!" Извиняюсь, конечно, перед сегодняшним поколением игроков, но мы были более понятливыми, что ли...»…

После десяти лет «службы» в киевском «Динамо» Андрей Баль отправился в Израиль: «В 32 года я был уже староват для "Динамо" даже на позиции либеро. Сложно стало конкурировать с молодыми, а поиграть еще хотелось. Израильский футбол показался вполне приемлемым вариантом, хотя он заметно отличался от нашего: там почти каждый игрок стремится индивидуально выделиться на поле, зачастую принося в жертву интересы команды. Марка киевского "Динамо", титулы, завоеванные в советском футболе, - все это сработало в мою пользу…».

Когда началась война в Персидском заливе, Баль один из немногих иностранцев, кто остался в своем клубе, несмотря на опасность: «Да, многие тогда уехали, а мы с Чановым остались. Чего уж греха таить, страшновато было. Особенно ночью при воздушной тревоге. Леденящий вой сирены, страх за домашних и главное - ощущение полной беззащитности. Никто же не знает, откуда ракета летит и где упадет, если ее не уничтожат в воздухе. Так продолжалось больше месяца. Слава Богу, для нас все обошлось. По-моему, в Тель-Авиве были только две жертвы, - у стариков сердца не выдержали…» (Юрий ЮРИС. Газета "Спорт-Экспресс в Украине", 20.05.2005).

Андрей Баль все три года своей израильской карьеры играл за клубы Тель-Авива. Сначала за «Маккаби», а потом «Бней-Йегуду», куда вместе с ним в 1991 году пришел еще один украинец.

НИКОЛАЙ КУДРИЦКИЙ (06.10.1962 – 16.03.1994, полузащитник, нападающий), «Колос» Никополь (1983), «Кривбасс» Кривой Рог (1984), снова «Колос» Никополь (1984 – 1985), «Днепр» Днепропетровск (1985 – 1991) – «Бней-Йегуда» Тель-Авив. Израиль (1991 – 1994).

Чемпион СССР 1988.

Обладатель Кубка СССР 1989.

Обладатель Суперкубка СССР 1989.

Обладатель Кубка Федерации футбола СССР 1986, 1989.

Выиграл приз «Рыцарь атаки» журнала «Советский воин» за наибольшее количество «хет-триков» в чемпионате СССР 1989.

Обладатель TOTO Cup 1992.

Болельщики «Днепра» за небольшой рост (метр 66 сантиметров) ласково звали его Коля. Но, несмотря на свой далеко не гренадерский вид, Кудрицкий обладал мощнейшим ударом, в чем убедился сильнейший клуб Северной Ирландии «Линфилд» в домашнем матче 1/16 финала Кубка европейских чемпионов в сентябре 1989 года. Днепровский форвард отличился дублем (2:1), открыв счет со штрафного удара в «девятку».

Николай исправно забивал соперникам «Днепра», за семь сезонов - 29 мячей в чемпионате СССР + 4 в Кубке страны + 2 в Кубке европейских чемпионов + 8 в Кубке Федерации СССР = всего 43.

В 1990 году  Кудрицкий был вызван старшим тренером сборной страны Анатолием Бышовцем на товарищеский матч против Израиля (9 октября – 3:0). Пишут, что этот поединок не попал в официальный реестр советской команды потому, что выступала она под названием «сборная клубов» из-за экспериментального состава без легионеров. Но я думаю причина в другом. Не было на то время между СССР и Израилем дипломатических отношений. Восстановились они 18 октября 1991 года. И почти сразу же, 10 ноября, Кудрицкий отправился на «землю обетованную» в качестве легионера.

К тому времени там уже играло советских игроков немало. Так, в «Бней-Йегуде» одноклубником бывшего нападающего «Днепра» стал Андрей Баль (как раз на коллаже стоят вместе), который помог Кудрицкому быстро адаптироваться в Израиле. Уже в первом своем матче на Кубок ТОТО Николай поражает ворота «Маккаби» Нетания. И понеслась гульня по кочкам. То сам Кудрицкий забивал, то с его подач звездные партнеры сборной Израиля Алон Мизрахи и Хаим Ревиво. Фанаты «Бней-Йегуды» ласково прозвали стремительного форварда Нико, и буквально боготворили своего кумира: «Дaже кoгдa мы прoигрывaли, мы пoднимaли егo нa плечи пoсле игры. Oн единственный из всех футбoлистoв, кoтoрый плaкaл, кoгдa кoмaндa прoигрывaлa», - говорили они, и еще больше проникались любовью к игроку, который, плюс ко всему, быстро выучил иврит, что только еще больше принесло бонусов популярности. Полицейские останавливали авто Николая только для того, чтобы взять у него автограф. Забегаловки вокруг стадиона «Бней-Йегуды» не брали из него денег, и вообще считали за счастье, что их посещает такая популярнейшая личность. Кудрицкого считали едва ли не лучшим легионером Израиля. Шутка ли, за неполных три сезона Нико забил в 105 официальных матчах 63 мяча, плюс сделал 19 голевых передач.

В сезоне 1991/1992 «Бней-Йегуда» финишировала в чемпионате Израиля второй вслед за «Маккаби» Тель-Авив. В следующем – третьей, пропустив вперед все тот же «Маккаби». Но как раз тогда Кудрицкий провел свой самый легендарный матч против будущего чемпиона, «Бейтара» Иерусалим в 26 туре. Рекордное количество зрителей для израильских чемпионатов – 40 000 на стадионе национальной сборной в Рамат-Гане стали свидетелями бенефиса Нико, который отличился «хет-триком». Его команда выиграла – 3:1, а знаменитые Ревиво с Мизрахи выступили в роли подносчиков снарядов для украинца. Сначала Кудрицкий первый сыграл на добивании после того, как голкипер «Бейтара» отбил удар Мизрахи – 1:0. 73 минута: Ревиво – стремительный проход по левому флангу с подачей в центр, где Мизрахи «ножницами» забросил мяч в штрафную соперников на голову Нико – 2:1. «Бейтар» бросился отыгрываться, но на последней минуте Кудрицкий своим фирменным дальним ударом установил окончательный счет.

После сезона 1992/1993 Андрей Баль завязал с большим футболом, и перешел в тренеры. Но Кудрицкий в клубе не остался одинок. В атаке составил ему пару украинец Сергей Герасимец, выступавший за сборную Беларуси. А место в воротах занял Виктор Чанов, которого отдали в аренду боссы «Маккаби» Хайфа. Правда, покинули «Бней-Йегуду» Мизрахи и Ревиво, плюс еще один игрок сборной Израиля Давид Амсалем. С учетом ухода Баля – существенные потери. К тому же в межсезонье в израильском футболе шумел скандал о подкупе, где утверждалось, что Кудрицкий передавал деньги своему бывшему одноклубнику по «Днепру», голкиперу клубу первой лиги «Хапоэль» Хадера Сергею Краковскому, что-то типа взятки. Но к началу чемпионата 1993/1994 с Нико было сняты все подозрения, и он на пару с Герасимцом составил грозный атакующий дуэт. Хотя, ни их голы, ни бомбардирские рекорды Нико (20 голов в 29 матчах), ни отличная игра Чанова на воротах не спасали «Бней-Йегуду» от сползания в середину турнирной таблицы.

А потом произошла трагедия. Кудрицкий, как и все украинские легионеры чемпионата Израиля, приехали в Хайфу на товарищеский матч сборной страны, где они выступали и своєї рідної Батьківщини (15 марта 1994 года – 1:0 в пользу Израиля). После игры состоялся банкет. Бывший одноклубник по «Днепру» Вадим Тищенко, выступавший за местное «Маккаби», предложил Кудрицкому заночевать у него. Но Нико рванул на личном авто к семье, и не справился с управлением машины.

Смерть Нико шокировала весь Израиль. Его семье тут же было предоставлено израильское гражданство. Панихида по Кудрицкому прошла на стадионе «Бней-Йегуды» под рыдание тысяч фанатов. Одна из трибун была названа именем кумира. Через четыре дня после трагедии перед календарным матчем с «Маккаби» Нетания Виктор Чанов сказал партнерам по команде на иврите: «Сегодня мы не «Бней-Йегуда». Сегодня мы все – Нико». «Нико» победил – 4:2, только вот на лицах фанатов были слезы. Слезы прощания со своим кумиром.

ВИКТОР ЧАНОВ (21.07.1959 – 08.02.2017, вратарь), «Шахтер» Донецк (1978–1981), «Динамо» Киев (1982–1990) – переезд в Израиль, «Маккаби» Хайфа (1990–1993), «Бней-Йегуда» Тель-Авив (1993–1994) – возвращение в Украину, «ЦСКА-Борисфен» Киев (1994–1995).

Чемпион: СССР 1985, 1986, 1990; Израиля 1991.

Обладатель Кубков: СССР 1980, 1982, 1985, 1987, 1990; Израиля 1991 (на коллаже держит в руках), 1993.

Суперкубок СССР 1986,1987.

Обладатель Кубка обладателей Кубков УЕФА 1986 (на коллаже с призом вместе с Игорем Белановым). Лучший вратарь СССР (приз журнала «Огонек») 1986.

Чемпион Европы среди юношей 1978.

Чемпион Европы среди молодежи 1980.

Сборная СССР (1982 – 1990) – 21 матч, 8 пропущенный мячей.

Был в заявке чемпионата мира в Испании-1982, участник чемпионата мира в Мексике-1986, второе место Евро-1988 в ФРГ.

Украинский Орден «За заслуги» II степени (2016).

Про Виктора Чанова более подробно писал в предыдущем материале рубрики. Добавлю только, что в сезоне 1993/1994 «Бней-Йегуда» не упала на дно чемпионата Израиля во многом благодаря отличной игре на воротах Чанова, и результативной игре Кудрицкого. Кстати, ни тот, ни другой не вызывались тренерами сборной Украины на товарищеские матчи, которыми приходилось ограничиваться до старта в отборе на Евро-1996 осенью 1994 года. По каким причинам тренеры игнорировали почти всех легионеров? Объяснения, что держат всех забугорных футболистов в поле зрения, а в товарняках проверяют играющих в чемпионате Украины, дабы они набрались международного опыта – не выдерживают критики. Именно такие непродуманные действия тренеров желто-синей сборной дали повод для отмазок тем украинским игрокам, которые предпочли Украине – Россию. Думаю, тренеры сборной Украины не хотели лишних проблем, связанных с вызовом легионеров, прежде всего в финансовом плане. Вот и предпочитали обходиться синицами под рукой, игнорируя высоко парящих журавлей в зарубежном небе.

Правда, у Виктора Чанова была своя версия, почему он не играл за сборную Украины: «Из-за обиды. В 13 лет меня вызвали в юношескую сборную Украины, но хотя я был на голову сильнее конкурента, мне намекнули, что играть будет воспитанник главного тренера. Я тогда вообще чуть не бросил футбол. А за Украину, сколько меня потом ни вызывали, я принципиально не играл».

Что сказать на такую принципиальность? А ничего! Потому что Чанов в своих интервью часто выдавал желаемое за действительное.

СЕРГЕЙ ГЕРАСИМЕЦ (13.10.1965, нападающий), «Динамо» Киев (1983 – 1984), «Динамо» Ирпень (1984 – 1986), «Шахтер» Донецк (1986 – 1988), «Динамо» Минск (1989 – 1993) – «Бней-Йегуда» Тель-Авив. Израиль (1993 – 1996), «Балтика» Калининград. Россия (1996), «Зенит» Санкт-Петербург. Россия (1997 – 1999), «Каунас» Литва (1999), «Динамо-Стройимпульс» Санкт-Петербург. Россия (2000) – возвращение в Беларусь, «Торпедо-МАЗ» Минск (2001 – 2002).

Чемпион: Беларуси 1992, 1993; Литвы 1999.

Обладатель Кубков: Беларуси 1992, России 1999.

Лучший футболист Беларуси 1993.

Сборная Беларуси (1992 – 1998) – 25 матчей, 7 забитых мячей, один из которых сборной Нидерландов в отборе на Евро-1996 (1:0), когда выступал за «Бней-Йегуду».

Герасимец хотел вернуться в киевское «Динамо», где у него была кличка Зёлик, как и у Андрея Баля, но оказался в израильской «Бней-Йегуде» - команде, где только что завершил свою активную карьеру Баль. Такая вот ирония судьбы. Зёлики с заменой играли в «Бней-Йегуде» на протяжении пяти сезонов. Сергей сдружился с Кудрицким. Увы, этот атакующий дуэт распался в ночь с 15 на 16 марта 1994 года, когда трагически погиб в автокатастрофе Нико. Герасимец продолжал забивать, наколотив 20 голов в 68 матчах чемпионата Израиля. Что, впрочем, не помогло «Бней-Йегуде» подняться на прежние высоты. Клуб рабочего квартала Телль-Авива балансировал в середине турнирной таблицы между 9 – 11 местами.

В статье использованы материалы сайтов https://dn-football.okis.ru/Kudritskiy_Statja_18.html, http://www.rsssf.com/tablesi/isra93.html, http://uafootball.net.ua, https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportbo/1362287.html, http://www.rusteam.permian.ru, а так же личные знания автора

 

Архивариус Саныч