13 мин.

Легионеры СССР. Корнеев – Галямин – Кузнецов – Мох - армейский десант в «Эспаньоле»

Седьмой десяток пошел

Еще одна представительная совковая колония в одном клубе. Эти ребята (Игорь Корнеев, Дмитрий Галямин, Андрей Мох и Дмитрий Кузнецов) стали настоящими мастерами в ЦСКА, и рвали союзный простор последние два года существования СССР (Мох в составе московских «Динамо» и «Спартака»). А потом друг за другом очутились в одном клубе и продолжили свои феерии уже за бугром, в Испании.

ИГОРЬ КОРНЕЕВ (04.09.1967, полузащитник), «Красная Пресня» Москва (1983), «Спартак» Москва (1984–1985), ЦСКА-2 Москва (1986), ЦСКА Москва (1987–1991) - «Эспаньол» Барселона, Испания (1991–1994), «Барселона» Испания (1994–1995), «Херенвен»  Голландия (1995–1997), «Фейеноорд» Роттердам, Голландия (1997–2002), НАК Бреда, Голландия (2002–2003).

Чемпион СССР 1991. Обладатель Кубка СССР 1991. Лучший футболист СССР 1991. Чемпион Нидерландов 1999. Обладатель Кубка УЕФА 2002.

Сборная СССР (1991) – 5 матчей, 3 гола.

Сборная СНГ (1992) – 1 выход.

Сборная России (1992 – 1993) – 8 поединков.

Участник Евро-1992, и чемпионата мира в США-1994

Игорь Корнеев – ударная мощь ЦСКА, который после возвращения в советскую Вышку под руководством Павла Садырина едва с первого захода в сезоне-1990 не стал чемпионом СССР. Помешала неопытность команды в сражениях наивысшего союзного уровня. Армейцы тогда банально не рассчитали своих сил на весь чемпионат, и уверенность киевского «Динамо» в собственной мощи. Зато спустя год армейцам не было равных в стране. «Золотой» дубль (Кубок СССР + чемпионский титул) тому свидетельство. Корнеев стал лучшим игроком страны. Поэтому не удивительно, что еще до завершения блестящего сезона на лучших игроков ЦСКА устроили охоту зарубежные клубы.

Дальше сам Корнеев отвечает на вопросы разных журналистов:

— Яркий армейский ансамбль просуществовал всего лишь три года. И развалился — одновременно с развалом Союза. Не было никаких шансов сохранить тот «золотой» ЦСКА?

— За других говорить не могу. Для меня же лично было очень важно попробовать свои силы на принципиально ином уровне — в сильном зарубежном чемпионате. Тем более что в СССР всех возможных титулов уже удалось достичь.

— Вы уехали в барселонский «Эспаньол». Испанский клуб был единственным вариантом продолжения карьеры?

— Нет. Приглашали также в английские клубы, но я выбрал Испанию.

— И угадали?

— Безусловно. Во-первых, Барселона — один из красивейших городов мира. Во-вторых, именно к испанскому образу жизни россиянам адаптироваться достаточно несложно. И еще масса дополнительных плюсов — климат, изумительная местная кухня, морепродукты, а я всегда обожал рыбу… Так что с адаптацией серьезных проблем не возникло. Вот с языком — другое дело. Хотя уже через полгода после приезда в Испанию я овладел разговорной речью, а через полтора года заговорил по-испански свободно. Но с прессой-то пришлось общаться с самых первых дней пребывания в «Эспаньоле»!...

…Больше всего запомнился мой первый сезон в этой команде. «Эспаньол» тогда в течение чемпионата долго шел на «глухом» последнем месте, и положение выглядело почти безнадежным. Но мы все-таки сумели спастись и не вылетели из Примеры, хотя борьба за выживание велась до самого последнего тура. Кроме того, пребывание в «Эспаньоле» оказалось ценно для меня тем, что удалось поработать с такими известными тренерами как Клементе и Камачо. Что же касается матчей… Пожалуй, выделю один. Мне однажды удалось забить сразу два мяча в ворота «Барселоны». Жаль только, что «Эспаньол» ту встречу все равно проиграл — 2:3 (3:4 – Саныч).

— В «Эспаньоле» начала 90-х годов образовалась целая диаспора российских футболистов: три бывших армейца — вы, Дмитрий Галямин, Дмитрий Кузнецов и экс-спартаковец Андрей Мох. Держаться вместе в новой команде и новом чемпионате было попроще?

— В некоторой степени. Но мы, русские футболисты, никогда не держались в «Эспаньоле» особняком и всегда были открыты для общения с другими товарищами по команде. Тем более что атмосфера в «Эспаньоле» этому способствовала…

— Если бы вы вернулись в удачный для вас 91-й год, когда команда ЦСКА выиграла и Кубок, и чемпионат СССР, согласились бы опять на переход в «Эспаньол» или же поступили бы по-другому?

— Оставил бы все как есть. Думаю, мне грех жаловаться на судьбу…

— Самый первый гол в официальных матчах сохранился в памяти? — Нет, даже не скажу, когда это было. Единственное, что хорошо запомнил — хет-трик в ворота «Спартака», правда, в проигранном матче. Эти голы, пожалуй, были самыми памятными в составе ЦСКА.

— А в «Эспаньоле»? — Два мяча «Барселоне». Так получалось, что забивал самые красивые или запомнившиеся голы в ворота тех команд, куда позднее переходил. Когда играл в «Херенвене», удалось поразить с лета верхний угол ворот «Фейеноорда». В составе роттердамцев очень красивый гол забил «Фортуне» — подработал мяч грудью и, не дав ему опуститься, также с лета отправил в сетку.

Дальше слово одноклубнику Игоря по ЦСКА и «Эспаньолу» Дмитрию Кузнецову:

— Для Корнеева, скажем, изгнание из команды («Эспаньола» - Саныч) не было большим ударом?

— Камачо (тренер) перестал ставить его в состав еще во втором дивизионе. Иногда он даже не ездил вместе с командой на гостевые матчи. Болельщики ничего не понимали. Ведь когда Корнеев выходил на поле, то почти всегда забивал…

…С Корнеевым мы мало общаемся. Знаю только, что вместе с московскими друзьями он открыл в Барселоне ресторан (а еще дом в Барселоне имеет, так что Корнееву действительно, грех жаловаться на судьбу – Саныч). Я там, признаться, ни разу не бывал. О его игровых перспективах ничего не знаю. А Галямин с футболом закончил. Когда врачи начали обследовать его спину, за головы схватились: «Как же вы с такой спиной в футбол столько лет играли?» И в этом сезоне Дима действительно страшно мучался» («Спорт-Экспресс», 18.07.1995).

ДМИТРИЙ ГАЛЯМИН (08.01.1963, защитник), воспитанник московского «Спартака», ЦСКА Москва (1981–1991) - «Эспаньол» Барселона, Испания (1991–1994), «Мерида», Испания (1994–1995).

Чемпион СССР 1991. Обладатель Кубка СССР 1991.

Сборная СССР (1990 – 1991) – 12 матчей.

Сборная СНГ (1992) – 1 выход.

Сборная России (1993 – 1994) – 6 поединков.

Участник чемпионата мира в США-1994.

Галямин, автор «золотого» для ЦСКА, который он забил 27 октября 1991 года московскому «Динамо». Причем сыграл армейский защитник как заправский форвард высокого класса. Но лучше Дмитрий сам об этом расскажет:

- Что касается «золотого матча»... Он во всех смыслах получился необычным. Мы вроде бы уже забыли, что такое сильное волнение перед матчем. А тут вдруг мандраж охватил. Все ребята понимали, как обидно будет упустить чемпионство, когда с таким запасом в таблице шли. А тут еще снег повалил, холод. Но народу собралось - полные трибуны (10 800 зрителей при официальной вместимости стадиона «Торпедо» 13 500 - Саныч). И тут уже под рев наших болельщиков ноги нас сами понесли к чужим воротам. 

- Вы-то крайне редко подключались к атакам. Как же защитник Галямин оказался, да еще так удачно, в динамовской штрафной на 49-й минуте матча?

- Знаете, как говорится: раз в год и палка стреляет. Это - тот самый случай. Сам даже удивился, как удалось так удачно сыграть в «стенку», пробросить мяч мимо Чернышова, выйти один на один и забить гол. Сразу стало гораздо легче психологически. И в концовке матча мы вообще ничего не дали сделать «Динамо», за исключением одного удара Колыванова, с которым справился Харин.

Переходил Дмитрий в «Эспаньол» вместе с Корнеевым. Дальше выдержки из нескольких интервью Галямина насчет своего пребывания в Испании:

- …Приехали в «Эспаньол» - и буквально через два дня, не узнав еще практически никого из своих новых партнеров, вышли на поле в матче чемпионата! Вообще, вся история нашего перехода в «Эспаньол» получилась презанимательной. События происходили стремительно и даже немного сумбурно, но впоследствии я об этом «экспромте» ни разу не пожалел. В общем, незадолго до Нового года ЦСКА получил приглашение на итальянский рождественский турнир. В нем также участвовали «Милан», «Ювентус» и еще одна из южноитальянских команд, если не ошибаюсь, «Палермо». Так вот, в Италию-то я вместе с армейской командой прибыл, но до самого турнира не добрался. Пока мы летели из Москвы, агенты, занимавшиеся переговорами с руководством «Эспаньола», добились желаемого результата. И пришлось нам с Корнеевым уже в Италии менять и авиабилеты, и собственные планы…

- Самый тяжелый ваш день в Испании? - День подписания контракта. Очень долго шли переговоры, 6 - 7 часов. ЦСКА с "Эспаньолом" никак договориться не могли. Хотя вроде бы все вопросы были обговорены…

…Малоприятное было ожидание. Не очень-то и хотели меня отпускать из ЦСКА, переговоры могли завершиться чем угодно. Садырин был настроен решительно - сохранить состав и играть с ним в Лиге чемпионов. Но, учитывая, что контракт я сам себе нашел, пришлось настаивать, чтобы меня продали в "Эспаньол". Да еще и Корнеева за собой подтащил. В тот момент отношение ко мне руководителей ЦСКА было тяжелое…

- Сколько вы получали в Испании в первые годы?

- Если чистыми - может, в год тысяч 140 долларов. Для 1992 года - большие деньги.

- Для русского игрока? Или для испанского чемпионата?

- Для русского - даже говорить не приходится. Да и для испанского чемпионата немаленькие деньги были. "Эспаньол" - клуб средний, не бедный и не богатый.

- Деньги сами себе выбивали?

- Был агент, который умудрился из среднего клуба вытянуть хорошие деньги. Даже по местным меркам. К легионерам в Испании подход очень простой: ты должен быть лучшим в команде. На голову сильнее самих испанцев. Тогда же был еще лимит на легионеров, это сейчас в Европе нет границ... А тогда - трое на поле и один в запасе…

- Кого-то заграница научила считать деньги. А вас - тратить?

- Не то что "тратить"... Научила жить так, как надо жить. Именно Испания, а не заграница вообще. Десять лет прожито в удовольствие. И меня эти годы сделали гораздо спокойнее по-человечески…

Корнеева и Галямина в «Эспаньоле» ждали. Прежде всего, болельщики. Ведь команда болталась на дне турнирной таблицы чемпионата Испании. Вот все и надеялись, от тренеров до фанатов, что русские своим появлениям взбодрят команду. Поэтому и неудивительно, что спустя два дня после подписания контракта армейская парочка уже выходила на матч в составе своей новой команды, в составе которой очень быстро появился третий армеец.

ДМИТРИЙ КУЗНЕЦОВ (28.08.1965, полузащитник) - ЦСКА Москва (1984–1991) - «Эспаньол» Барселона, Испания (1992) – возвращение в ЦСКА (1992) – возвращение в Испанию, «Эспаньол» (1992–1995), «Лерида» (1995), «Депортиво Алавес» Витория (1995–1996), «Осасуна» Памплона (1996–1997) – возвращение в Россию, ЦСКА (1997 – 1998), «Арсенал» Тула (1998), «Локомотив» Нижний Новгород (1999), «Сокол» Саратов (2000–2001), «Торпедо-ЗИЛ» Москва (2002), «Волгарь-Газпром» Астрахань (2002).

Чемпион СССР 1991. Обладатель Кубка СССР 1990/1991.

Олимпийская сборная СССР (1987) – 1 матч.

Сборная СССР (1990 – 1991) – 12 игр, 2 гола.

Сборная СНГ (1992) – 8 выходов.

Сборная России (1992 – 1998) – 8 поединков.

Участник Евро-1992 и чемпионата мира в США-1994

Слово самому капитану чемпионского ЦСКА-1991: «За три года в «Эспаньоле» мне довелось познать немало интересного, да и работал под руководством трех тренеров. Я окунулся в совершенно иной мир футбола, не тот, какой знал по Союзу. В Испании я увидел, как надо относиться к своей профессии. Игроки к матчу начинают готовиться за четыре дня и каждую встречу воспринимают, словно финальную. А потом бьются, как сумасшедшие, все 90 минут. И никто не в праве упрекнуть их в том, что они нечестно делают свое дело…

На тренировках он (тренер Камачо, возглавивший «Эспаньол» в 1993 году - Саныч) ходил за нами, русскими, словно отец за сыновьями. За всеми тремя — Корнеевым, Галяминым и мной. Спрашивал постоянно, не болит ли что? Часто предлагал отдохнуть. По сравнению с испанцами давал поблажки. Он понимал, что мы — игроки. И вдруг все изменилось. Мы даже перестали разговаривать, как разговаривают люди. Огрызались только, как звери…

…Да, но тогда наши отношения скрашивались успехами клуба. Состав той команды, которая получила путевку в высшую лигу, был способен на многое. Из второго дивизиона мы выбрались, как из трясины, именно за счет подбора игроков. «Эспаньол» был наголову выше конкурентов.

— Что же тогда заставило руководство клуба кардинально менять состав в межсезонье?

— В том-то и вся загадка, Галямину с Корнеевым сразу заявили, что они поставлены на трансфер. Меня же, напротив, Камачо уверял, что оставит в клубе при любых обстоятельствах. Перед моим отъездом в Америку сказал: «Не волнуйся. Приедешь с чемпионата мира — будешь играть».

— Обманул?

— Получается, так. Как вы понимаете, ситуация моя была еще хуже, чем у Корнеева с Галяминым. Они хоть фору передо мной в два месяца имели, могли клубы найти, а я оказался у разбитого корыта…

АНДРЕЙ МОХ (20.20.1965, защитник, полузащитник), ЦСКА Москва (1984 - 1988) с «профилактической командировкой» в СКА "Карпаты" Львов (1987),  "Динамо" Москва (1989 - 1991), "Спартак" Москва (1991) -  переезд в Испанию, "Эспаньол" Барселона (1992 - 1993), "Толедо" (1993 - 1996), "Эркулес" Аликанте (1996 - 1997), "Леганес" (1997 - 1998).

Обладатель Кубка России 1992.

Сборная СССР (1990) – 2 матча.

Сборная России (1993) - 1 выход.

Если Корнеев и Галямин являлись воспитанниками «Спартака», игравшими в ЦСКА, откуда и перебрались в «Эспаньол». То ситуация с Мохом прямо противоположная. Провел Андрей в Барселоне два неплохих сезона – 55 матчей в чемпионате Испании. Даже мяч забил, предрешивший судьбу «Эспаньола» - Примера еще на сезон:

- Свой единственный гол в Испании помните? - Да. Получилось красиво: после подачи углового с лета удалось мощно пробить точно в цель. Но важно другое: забил я в последнем туре чемпионата-1991/92. Благодаря моему голу "Эспаньол" сохранил место в первом дивизионе, а наш наставник Хавьер Клементе получил право работать со сборной Испании. Если бы мы вылетели, тренеру пришлось бы еще минимум на год остаться в Барселоне.

Как раз с уходом Клементе и начались негаразды российских игроков в «Эспаньоле», о чем выше подробно поведал Дмитрий Кузнецов. Мох задержался в Испании надолго. Становился лучшим игроком сезона «Толедо», и возвращаться в Россию не думал. Зачем, если и в Испании прекрасно инвалютой «кормят»?

Таким вот вышел армейский десант в «Эспаньоле». И нужно признать, свою задачу он выполнил – место в испанской клубной элите для своего нового клуба отстоял, а после вылета в низший дивизион тут же вернул обратно. В общем, Игорь Корнеев, Дмитрий Галямин, Дмитрий Кузнецов и Андрей Мох – молодцы. Тут не поспоришь.

В статье использованы материалы сайтов http://www.rusteam.permian.ru, http://www.ussrfootballteam.fmbb.ru, российской Википедии, а так же личные знания автора

 

Архивариус Саныч