Новое большое интервью Максима Дюкова
В марте ЦСКА покинул глава селекционного отдела Максим Дюков. В первом интервью после ухода он уже прокомментировал несостоявшийся трансфер Чалова, критику своей жены в адрес Ганчаренко и возможность перехода в «Спартак», а теперь рассказал:
«ДИКИЙ ПЛЯЖ, БЕЗЛЮДНО, НАЧИНАЕТСЯ ПРИЛИВ. КОРОЧЕ, КРЫШКА»
— Вы говорили: «С детства увлекался спортом, но как болельщик. В приоритете всегда был футбол». Самое эмоциональное болельщицкое воспоминание юности?
— Моим первым крупным турниром был ЧМ-98, который я смотрел уже с полным пониманием происходящего, ждал игры, обсуждал с друзьями результаты. Но в памяти остался 2003 год, когда мой товарищ увлек меня просмотром футбола вживую на пермском стадионе «Звезда». Мы посещали все игры и были свидетелями выхода «Амкара» в премьер-лигу. Решающий матч с «Факелом» и эмоции после победы я помню, как будто это было вчера.
— Вы попали в селекционный отдел ЦСКА, потому что «в коммерческой службе не оказалось вакансий». До прихода в ЦСКА вы ощущали в себе какие-то скаутские качества и как они проявлялись?
— Конечно, я с детства смотрел на игру под другим углом (смеется). На самом деле нет, весь мой менеджерский талант раскрывался исключительно на просторах игры Football Manager, в которой я проводил много свободного времени в школе и университете. Сейчас уже не играю. Интерес пропал много лет назад.
— Самый яркий эпизод из тех месяцев, что работали в ирландском «Сент-Патрикс Атлетик»?
— Это была моя первая полноценная работа, все было в первый раз, так что скучать не приходилось. Могу выделить домашний матч первого раунда Кубка УЕФА против «Герты» (Берлин). Я был задействован в массе организационных мероприятий, от билетной программы до приведения стадиона в соответствие нормам УЕФА.
— Вы были переводчиком на переговорах по некоторым трансферам «Амкара». Что запомнилось?
— Различных скаутских платформ тогда еще не было, свободного доступа к видео тоже. Однажды меня попросили написать письмо на английском и разослать агентам по электронной почте с просьбой предложить кандидатов на несколько позиций. И тут понимаешь, что в реальной жизни нет никаких фильтров и готовых списков, как в компьютерной игре.
— Почему после ухода Яровинского главой селекции ЦСКА выбрали именно вас? Какие ваши качества и рабочие достижения (2011–2017 годов) сказались при выборе?
— Этот вопрос лучше задавать руководству клуба. Я выполнял свою работу максимально добросовестно и благодарен за предоставленный шанс.
— Самая экзотическая страна, в которой просматривали игрока?
— Моим любимым турниром был и остается Чемпионат мира U20. ФИФА старается чередовать континенты и проводить его далеко не в самых очевидных локациях. К примеру, я не могу представить себе скаутскую поездку в Новую Зеландию для просмотра местного чемпионата, а вот на чемпионат мира грех не слетать.
— Самые запоминающиеся командировки за девять лет работы в ЦСКА?
— Особняком стоит Новая Зеландия. Была история, я взял машину напрокат и поехал с одного конца острова на другой, 400 км пути, множество бухт и пустынных пляжей. Красота! И надо же мне было незадолго до этой командировки посмотреть выпуск Top Gear, где Джереми Кларксон на гольфе соревнуется с катамараном. При этом часть пути он проехал по пляжу. Ну я подумал, чем я хуже? (Смеется.) Нашел ближайший съезд и тут же «зарылся» на тяжелом паркетнике. Дикий пляж, безлюдно, и вдобавок начинается прилив. Короче, крышка. Минут через двадцать удалось остановить на трассе машину местного фермера. По счастливой случайности, в прицепе у него был квадроцикл. Выдернуть машину не получилось, но тут подоспела помощь — на пляж заехал автобус с китайскими туристами. Квадроцикл тянул, китайцы толкали, в общем, вытащили.
— Как вам помогал именно живой просмотр игрока?
— Возьмем Бразилию. Просмотр по видео не дает общей картины. Вроде смотришь, парень бежит, неплохо ускоряется, обыгрывает. А приезжаешь в Рио или Порту-Алегри, смотришь вживую — и в очередной раз повторяешь себе, что футбол в Бразилии в разы уступает европейскому в интенсивности. Движение только в зоне мяча, скорости нет. Я к тому, что если ты «бежишь» в Бразилии, тебе нужно очень постараться, чтобы так же бежать в Европе. Как скаут, повышаешь требования к футболисту, к тому, во что он играет на родине.
«99% РАБОТЫ СКАУТА ПРОХОДИТ ВПУСТУЮ»
— В отличие от остальной Европы наши клубы обязаны выпускать в стартовом составе пять местных игроков. За десять лет работы в футболе вам попадался российский футболист, который стал сильнее от лимита на легионеров?
— Конкретных имен не назову, но уверен, что многим лимит помог выйти на более высокий уровень. При этом я остаюсь при мнении, что лимит в его существующем виде нам не нужен, а вот правило задействовать молодых футболистов может дать результат куда лучше. Завершившийся сезон ФНЛ это хорошо продемонстрировал.
— Примерно с 2014-го до 2018-го из-за финансовых проблем и стабильности состава скауты ЦСКА во многом работали вхолостую. Интересно заниматься скаутингом, когда клуб никого не покупает?
— 99% работы скаута проходит впустую. Это специфика работы. Но это не значит, что мы были в отпуске. За тот период я собрал хорошую базу футболистов, а также активно занимался молодежной командой, участвовал в развитии ближайшего резерва.
— Что самое важное в работе селекционного отдела?
— Качественный селекционный отдел — это планирование, структурирование и коммуникация. Я бы сделал акцент на стратегическом планировании в работе, нельзя жить только сегодняшним сезоном, нужно смотреть на перспективу трех-четырех лет. Смотреть, кто у тебя есть в академии, у кого заканчивается контракт. Следует плясать от печки — сначала заглянуть себе в карман, а уже потом смотреть по сторонам.
— Большинство трансферов 2014–2017 годов — вряд ли из тех, когда требовалась именно скаутская работа: Широков, Еременко, Натхо, Ионов, Траоре. Тем не менее: скаутов просили оценивать и этих игроков? Брали ли игроков вопреки негативной оценке скаута?
— На момент перехода все были сложившимися игроками. Лишь Траоре требовал серьезного изучения, так как статистика у него откровенно хромала. Как раз по его кандидатуре у нас были серьезные сомнения.
— Число скаутских командировок сократилось после финансового кризиса-14/15?
— Бюджет селекционного отдела не менялся, скорее наоборот, мы старались наращивать объем живых просмотров за счет юношеских турниров, чтобы находить перспективных футболистов на ранней стадии.
— Скаутов академии ЦСКА премировали за привлечение иногородних игроков, доходящих до основы (Головин, Кучаев и других)? Московским воспитанникам клуба не мешало то, что селекционный отдел больше заинтересован в прогрессе приезжих игроков?
— Система премирования в клубе есть, это нормальная практика. И со стороны может казаться, что тут есть связь, но на самом деле это не так. Ведь не скаут определяет, кого выпускать на поле, кого переводить в молодежную команду, кого подпускать к основе. У скаута есть мнение, но он не один, все решается коллегиально.
— Как на селекции лета-2018 сказался уход Витиньо? Без его продажи удалось бы взять тех же футболистов?
— Витиньо был продан в одно окно с Головиным. Скорее, продажа Саши помогла провести перестройку команды.
— Летом-2018 Себастьян Шиманьски мог перейти в ЦСКА? Это была альтернатива Сигурдссону или отдельная история?
— Себа был в том же шорт-листе, что и Арнор, я летал на переговоры и в Швецию, и в Польшу. Решение было принято в пользу Арнора, и личная встреча с футболистами повлияла на этот выбор.
— По кому из новичков лета-2018 было больше всего сомнений, самая долгая дискуссия?
— Нисимура и Бекао. Ни того, ни другого вживую мы не видели, только по видео. В какой-то степени это была лотерея. Но когда ситуация поджимает, нужно уметь рисковать, нужно брать на себя ответственность. При этом все тщательно взвешивать. Родриго взяли в аренду, Нисимура обошелся дешевле всех в то трансферное окно.
«С КЕМ БЫ МАМАЕВ КОНКУРИРОВАЛ В ТЕКУЩЕМ СОСТАВЕ ЦСКА?»
— Как на молодых игроков ЦСКА повлияли две победы над «Реалом»? После Мадрида — 19 побед в 44 матчах.
— В первую очередь, это помогло им хорошо отдохнуть в отпуске. А если серьезно, с одной стороны, это придало им уверенности, с другой — слегка расслабило. На мой взгляд, пауза в чемпионате сыграла против нас, команда была на ходу.
— Объясняя каждую неудачу, Ганчаренко упоминает молодость и нестабильность большинства игроков. Летом-2018 вместо пяти игроков старше тридцати лет ЦСКА взял преимущественно двадцатилетних. Сейчас — с опытом прошедших почти двух лет — вы бы так же резко омолодили состав или скорректировали бы правила клуба насчет возраста новичков для соблюдения баланса?
— Поступил бы так же. Это было верным решением и полностью соответствовало трансферной политике клуба.
— От Магнуссона ждали в том числе того, что в ментальном плане он заменит Вернблума. Оправдал ли он эти надежды и если нет, то почему, на ваш взгляд?
— Не соглашусь. Понтус — единичный товар! Заполучить такого футболиста огромная удача для любой команды. В Хердуре не искали замену Понтусу, его подбирали по другим параметрам: левая нога, возможность закрыть две позиции (как в сборной), начало атаки, тактическая грамотность.
— Уход Никиты Чернова — это спортивная или коммерческая история (не договорились по условиям нового контракта)? Если спортивная — в чем он, на ваш взгляд, уступает Дивееву, Карпову и Магнуссону?
— Ганчаренко не видел Никиту в стартовом составе, а летом мы получили хорошее предложение. Если ставить вопрос таким образом, то коммерческая.
— Тимур Жамалетдинов в первой половине прошлого сезона тратил на гол 123 минуты — тогда это был 2-й показатель в РПЛ. Почему с ним расстались?
— Эти цифры бросаются в глаза, но не отражают реальную ситуацию. Тимур не был игроком основного состава, и для дальнейшего развития футболиста был найден вариант с арендой.
— Бабаев говорил, что летом-2019 в клубе обсуждалась кандидатура Мамаева. Его не взяли из-за соотношения «цена-качество» или только из-за качества, потому что он недостаточно сильный футболист?
— Ответ на поверхности. С кем бы Мамаев конкурировал в текущем составе ЦСКА? Влашич? Ахметов? Обляков? Зачем брать в команду возрастного футболиста на внушительный контракт, если у тебя в составе уже есть исполнители на этой позиции?
— Вы сказали про нынешний ЦСКА: «Команда молодая, у нее все впереди». При этом — Головин уехал после 1,5 сезона в роли лидера, Чалов по ходу первого же успешного сезона нанял агента для зарубежного трансфера. Все, кто приближаются к топ-уровню, смотрят на выход. Реально ли создать успешную команду с основой из молодых игроков, которые сначала пару лет играют нестабильно, а потом почти сразу стремятся уехать?
— Кто-то уезжает, кто-то остается. Команда это живой организм, она растет, развивается и меняется. В этом и заключается работа селекции — иметь возможность заменить лидеров максимально безболезненно.
— Ганчаренко часто говорит об атакующем футболе и объясняет многие неудачи оборонительной тактикой соперников. Кажется ли вам футбол ЦСКА-19/20 атакующим, а подбор игроков — подходящим для такого футбола?
— ЦСКА всегда старается действовать первым номером, высоко прессинговать, играть интенсивно. Футболисты подбирались исходя из этой стратегии.
«ДИАЛОГ ПО СОБОЛЕВУ БЫЛ, А ЕДИНОГО МНЕНИЯ — НЕТ»
— Самый обидный сорвавшийся трансфер за период, что вы управляли селекцией ЦСКА?
— Не люблю отвечать на такие вопросы, это из серии «могли подписать Месси» или «предлагали Неймара», что не случилось, то не случилось.
— За кого из выпускников академии ЦСКА, не попавших в основу, обиднее всего?
— Однозначно — Святослав Георгиевский. Тот случай, когда на уровне школы и дубля обыгрываешь один в два и успокаиваешься на достигнутом. Далеко не первый и, к сожалению, не последний случай.
— Караваев мог бы играть на левом фланге ЦСКА? Пытались вернуть его до трансфера в «Зенит»? При продаже в «Спарту» Яровинский упоминал опцию обратного выкупа.
— Славе было сложно действовать слева. Слуцкий пробовал его на сборах в этой позиции, но не получилось. Считаю, решение было принято верно. Опция выкупа была, но ситуация в команде к тому моменту не поменялась.
— Почему в ЦСКА не перешел Соболев?
— Диалог по Соболеву был, а вот единого мнения — нет. По серьезным трансферам решение должно приниматься единогласно.
— Что думаете о возобновлении Тинькофф РПЛ?
— Решение спорное, несет за собой риски. Возобновление сезона в бундеслиге оправдало опасения о росте числа травм. С другой стороны, нужно возвращаться к нормальной жизни. Клубы, и без того не имеющие солидных коммерческих контрактов, будут вынуждены возмещать своим партнерам около четверти полученных средств. В Европе, где доходы от телевизионных прав и спонсорских соглашений в разы выше, досрочное завершение сезона может поставить крест на судьбе многих клубов.
— Как вам бундеслига после рестарта?
— Все клубы подошли к возобновлению в разных кондициях, отсюда и заметная функциональная пропасть между некоторыми командами. Серьезно снизилась интенсивность, общекомандный прессинг менее эффективен. Кондиции не оптимальные, сил на концовку остается меньше, нужно держать в уме следующий матч. В РПЛ следует ожидать того же. Проводить весь матч в высоком темпе уже не получится, нужно искать другие ключи к обороне соперника. Я думаю, залогом успеха станет скамейка и своевременная ротация состава у тех команд, кто может себе это позволить.
— Как пандемия скажется на рынке и на трансферах?
— Любой кризис — время новых возможностей. Работать нужно уже сейчас. С одной стороны, цены на футболистов должны серьезно снизиться, с другой, никто никого не заставит продавать. Еще в апреле я провел анализ рынка, пообщался со своими европейскими коллегами. Мне было интересно, готовы ли они уже сейчас снижать цену на определенных игроков. Ответ был отрицательный по всем направлениям. Сейчас конец мая, ситуация меняется, я уже получил несколько обратных звонков. Рынок начинает двигаться. Этим летом классический подход к селекции будет неактуален.
— Классический — это какой?
— Это когда сам находишь игрока и вступаешь в переговоры. Следует отталкиваться от предложений на рынке, а их будет масса. Те клубы, чье руководство сможет держать руку на пульсе и принимать оперативные решения, окажется в выигрыше.
Еще один нюанс связан с регистрационными периодами. По регламенту ФИФА трансферное окно между сезонами не должно превышать двенадцати недель. Соответственно, при завершении чемпионатов в июле регистрационный период для европейских лиг (включая РПЛ) может завершиться во второй половине октября. Это даст огромный запас времени для принятия решений, можно будет спокойно вкатиться в сезон, посмотреть, что да как, а потом уже продавать, если финансы начнут поджимать. Или наоборот: посмотреть на результаты первых шести-восьми туров и при необходимости доукомплектоваться в октябре.
— Вы говорили, что после ухода из ЦСКА вас звали в том числе и в Европу. Речь о клубах, связанных с русскоязычными бизнесменами, или не только?
— Вопрос еще открыт, так что давайте подождем.