«Бавария» и «Боруссия» по-разному перевернули сезон. Но есть один общий элемент – крайние защитники
Вадим Лукомский – о тактике Флика и Фавра.
2 ноября «Бавария» проиграла 1:5 «Айнтрахту» и оказалась в группе команд, деливших 6-е место. Это стало поводом для увольнения Нико Ковача. Через пару недель на это же 6-е место опустился «Дортмунд».
В первой трети сезона два главных немецких клуба были ужасны, но в конце осени – начале зимы преобразились. В обоих случаях трансформация была невероятно резкой, но причины были разными. «Бавария» переродилась с помощью нового главного тренера Ханси Флика, а переворот «Дортмунда» совпал с переходом на схему 3-4-2-1.
Обе команды уже достаточно продолжительное время – даже большую часть сезона – показывают фантастическую стабильность. Если проецировать суперформу «Баварии» Флика и «Дортмунда» с тремя защитниками на весь сезон, получим две не просто чемпионские команды, а рекордсменов исторических масштабов:
Для контекста: рекорд Бундеслиги – 91 очко (сезон-2012/13 «Баварии» при Юппе Хайнкесе). Здесь командам совсем чуть-чуть не хватает, но для уверенной победы в чемпионате и этого было бы достаточно почти в любой год. Рекордная разница мячей в Германии – «+80» (тоже «Бавария» Юппа). Два претендента из этого сезона ее перекрывают.
После очередной победы в выходные Томас Мюллер сказал: «Мы на ходу. «Дортмунд» – на ходу. Все с нетерпением ждут матч». Это точно не преувеличение (пожалуй, даже наоборот) – очень давно немецкие гранды не подходили к Der Klassiker в настолько огненной форме.
Огромный контраст относительно первого матча («Бавария» была почти сразу после увольнения тренера, а «Дортмунд» на пороге кризиса, который вынудит сменить схему). Все это делает изучение их трансформаций еще более интересным. У преображения «Баварии» и «Боруссии» есть один важный общий элемент – все начиналось с нахождения баланса на флангах защиты, а дальше по цепочке влияло на всю команду.
В «Дортмунде» новая схема сделала главными с тактической точки зрения игроками двух крайних защитников с опытом игры вингерами (Рафаэла Геррейру и Ашрафа Хакими). Более атакующая роль полностью их раскрыла, дала больше свободы игрокам центра и поставила нетипичные вопросы перед соперниками по Бундеслиге.
У «Баварии» вообще появился полностью новый набор фулбеков. Сезон начинали Давид Алаба и Йозуа Киммих, а при Флике заиграли Альфонсо Дэвис и Бенжамен Павар. Алаба и Киммих получили новые позиции в центре защиты и полузащиты – каждое из этих решений улучшало баланс.
Разберем приемы Флика и Фавра подробнее.
Решение «Дортмунда»: тройка защитников – копирование приемов «Челси» Конте
«Дортмунд» начинал сезон с формацией 4-2-3-1. В таком сочетании команда выдала несколько элитных контратакующих перфомансов – например, победа в Суперкубке над «Баварией» и прекрасный домашний матч с «Барсой». А вот побеждать в играх, где нужно было больше атаковать позиционно, было категорически трудно.
Контраст между разным типом матчей был просто невероятным. «Дортмунд» выглядел командой с отличным набором исполнителей, но командой только под один режим игры. В большинстве игр Бундеслиги нужны были другие качества (особенно при равном счете – с контратаками в открытом сценарии проблем не возникало).
Все изменилось в матче с «Гертой» 30 ноября. Фавр находился под серьезным давлением и вполне мог потерять работу, но нашел мощнейший ответ критикам – схему 3-4-2-1. С тех пор «Дортмунд» лишь однажды отходил от этой формации – в февральском матче с «Байером», хотя даже там был гибридный вариант: 4-2-3-1, но справа в защите играл Мануэль Аканджи, а выше по флангу – Хакими. Следовательно, эпизодами схема могла трансформироваться в те же самые 3-4-2-1.
Мощь «Боруссии» в новом сочетании зашкаливает – эффект вполне сопоставим с эффектом похожего решения Антонио Конте в чемпионском «Челси». Итальянец тоже поменял планы после провального старта и тоже обратился к схеме 3-4-2-1. Похожими выглядят даже внутренности схемы:
• правый защитник (Аспиликуэта/Пишчек) стал правым центральным защитником, но с особенными функциями по части подключений и подстраховки фланга;
• крайние защитники располагаются невероятно высоко. Игроки, получившие эти роли, преобразились (Маркос Алонсо и Виктор Мозес в «Челси»);
• в центре поля два режима игры – стандартный и открытый. В стандартном – пара опорников, а созидание исходит из других. В открытом – в центре прямо рядом с опорником выходит свободный созидатель (Фабрегас/Брандт);
• одну из десяток играет Азар.
Почему это так эффективно? Бундеслига и АПЛ тех лет – лиги, где большинство команд используют вариации 4-2-3-1, 4-4-2 и 4-3-3, а с тройкой на постоянной основе мало кто играет. Эпизодически переходят, но не регулярно. 3-4-2-1 при правильной интерпретации ставит перед этими схемами несколько категорически неудобных вопросов.
Первый – как опекать двух десяток (двух футболистов, которые располагаются под нападающим). Они обитают в самых неудобных для передачи зонах. Прямо на границе зон ответственности крайних защитников и опорников. Их постоянно нужно передавать – это ведет к ошибкам.
Более того, любой вариант создает по цепочке новую проблему. Если крайний защитник реагирует, то свободным может оказаться латераль «Боруссии». Если опорник реагирует, то у команды Фавра свободный игрок в центре.
Второй – как сдерживать латералей, которые одновременно держат высокие позиции.
Это важное требование схемы Конте. «Часто крайние защитники должны брать на себя функции настоящих вингеров, а порой и нападающих», – объяснял Конте. «У Конте латерали при владении должны всегда располагаться настолько высоко, насколько это возможно – на линии с нападающими», – описывал Квадво Асамоа. В свое время это было отличительной чертой только команд Конте. «У Конте лучшая в истории схема с тройкой защитников. Кажется, он единственный тренер, который действительно играет с тройкой, а не пятеркой», – восторгался в 2014-м Звонимир Бобан.
«Боруссия» придерживается аналогичных принципов. При таком расположении латералей эпизодически может возникать ситуация 5-в-4 в последней линии (если соперник играет с четверкой защитников). Как и в примере с десятками, такой сценарий требует реакции и передачи игроков – либо выбирать, кого оставлять свободным, либо стягивать игроков из других позиций глубже. Такие решения – всегда простор для ошибок.
Оба латераля «Дортмунда» в высокой позиции. У «Франкфурта» узкая четверка защитников:
В момент подачи Геррейру и Хакими свободны. Хотя у соперника четверка защитников и два опорника в штрафной:
В теории при идеальном чтении эпизодов и передаче игроков этого не случилось бы, но на практике эпизоды передачи – это потенциальные ошибки. «Дортмунд» на системном уровне эксплуатирует эти ошибки.
Тибо Куртуа объяснял обе эти трудности на примере «Челси»: «В нашей схеме свободу получают крайние защитники. Если соперник накроет центральных игроков, то они оставят без опеки Алонсо и Мозеса. Если накроют Мозеса и Алонсо – без опеки останутся Педро и Азар. Командам тяжело включить против нас высокий прессинг».
Бундеслига – самая прессингующая лига в мире, поэтому здесь преимущества особенно ярко проявляются. Из-за того, что 3-4-2-1 против 4-2-3-1 (и похожих схем) имеет ряд естественных плюсов, которые трудно нивелировать, частым ходом стал переход соперников на тройку специально под «Боруссию» (в Англии тоже постепенно стало модным против Конте).
В таких матчах роль латералей становится совсем критической. Все сводится к большому количеству персональных противостоянии по всему полю. Как правило, сопернику не хватает сыгранности и связей в рамках схемы. Самая частая проблема – неправильное недостаточно смелое использование фланговых игроков. А играть смело, когда против тебя Хакими и Геррейру, трудно.
Даже без отлаженной структуры в позиционной атаке «Дортмунд» решил почти все проблемы. Простор для развития именно самих принципов огромный, но даже сейчас схема дает ряд важнейших преимуществ.
Новая формация определенно сделала крайних защитников главными игроками в «Дортмунде» (блистают и остальные, но тактическая значимость зашкаливает именно у них). Хакими с Геррейру отвечают за ширину (что дает свободу игрокам центра), перегружают соперника в последней линии, несут прямую угрозу воротам и закрывают всю бровку при игре без мяча.
Хакими и Геррейру находятся в превосходной форме. После смены схемы пара дает команде больше 1 голевого действия в среднем за матч (1,24):
При этом оба играют ключевую роль и в построении атак, но делают это по-разному. Первый и третий игрок команды по вовлеченности в атаки, которая завершаются ударом: 54% у Геррейру, 47% – у Хакими. Рафаэл – главный в команде по продвижению мяча (поучаствовав в этой стадии, успевает потом подключиться – 8 голов). Хакими изначально располагается выше, постоянно открывается за спину защитникам и отлично разыгрывает стеночки – все его голевые передачи с игры, 3 из 10 именно после стеночек.
Новая схема идеально раскрывает качества Хакими и Геррейру – они сочетают важность для построения атак с потрясающей результативностью.
Решение «Баварии»: сверхатакующая роль Дэвиса, переводы Алабы в центр защиты
Проблема «Баварии» формулировалась иначе; подробнее разбирал в тексте по итогам работы Ковача. Прессинг команды был разбитым. Часто игроки в прямом смысле делились на две пятерки, а между ними была дыра, что помогало соперникам преодолевать давление.
Плохой прессинг влиял на все стадии игры. Когда ждешь провала после потери, не можешь по-настоящему смело атаковать – об этом прямо говорил Роберт Левандовски. Когда нет смелости, даже хорошая позиционная структура не поможет (а Ковач над ней не работал).
Флик исправлял проблемы системным образом, а не индивидуальным, но роль, которую оказали на трансформацию крайние защитники, нельзя переоценить. На старте кампании основной была пара Алаба-Киммих. В Дэвисе Ковач видел вингера для ротации более опытных игроков (лишь два раза хорват выпустил его слева в защите – из-за количества травм). Павара рассматривали как вариант в центр защиты и как резервную опцию на правый фланг. Флик доверился этой паре на постоянной основе.
Первое следствие – преобразился прессинг (после назначения Флика «Бавария» показывает лучшую интенсивность в топ-лигах). Тут в первую очередь важна структура, но Павар и Дэвис стали важными инструментами в этом процессе. Павар как игрок, который ограничивает подключения и дает баланс в случае потери, часто закрывает зону ближе к центру. Дэвис как феноменально быстрый игрок, что полезно и для реакции на потерю, и для возвращения.
Второе следствие – Павар и Дэвис на флангах повлияли на перевод Киммиха и Алабы на центральные позиции. Это улучшило структуру позиционной атаки. Эта пара лучше всех в Бундеслиге продвигает мяч. «Бавария» стала лучше и быстрее доставлять мяч на чужую треть – это преобразило всю атакующую игру.
Роль Дэвиса – максимально смелая и высокая. Он покрывает весь фланг в атаке. Как правило, располагается так высоко и двигается так резко, что крайний защитник и вингер теряются при опеке. Во многих эпизодах защитник вынужден переключаться на Дэвиса, когда тот уже набрал скорость. Это ведет к неприятным вопросам для соперника.
Частый сценарий: вингер играет против Дэвиса и опускается слишком глубоко, что дает полную свободу Алабе в центральной зоне около левой стороны поля. Австриец мастерски двигает мяч и в таком сценарии может сразу отдать передачу, которая разбивает линию – на Гнабри или Мюллера. Свобода у этих игроков и самого Алабы возникает из-за угрозы, которую дает Дэвис.
Альтернативный вариант: вингер помогает прикрывать игроков центра, возможно, даже включается в прессинг Алабы (прямо или косвенно). Тогда свободу получает сам Дэвис. Есть еще вариант, когда вингер не понимает, как реагировать – в итоге оказывается в полупозиции между помощью против Алабы и игрой против Дэвиса.
Вот типичная ситуация. У «Кельна» схема 4-2-3-1. Десятка прессинговала Алабу и застряла слишком высоко. Правый полузащитник вынужден помогать в центре против Мюллера, Дэвис уже полностью свободен:
Дэвис на скорости получает мяч. Правый защитник не играет с ним постоянно, а принимает по ходу эпизода (это сложнее – не успевает):
Роль Павара балансирует категорическую смелость Дэвиса. Его рывки более редкие, но часто очень своевременные. Обычно француз занимается другой работой – его пас достаточно хорош, чтобы возвращать игру в центр, поэтому он помогает в построении первой стадии (но отлично чувствует, когда становится лишним игроком, и тогда идет вперед). Кроме того, из-за сдержанной позиции всегда готов помочь сразу после потери.
Даже важнее этих качеств – следствие игры Павара на этой позиции. Во-первых, теперь справа более широкая позиция требуется от вингера – ставить сюда Мюллера стало еще менее резонно, а на любимой позиции в центре Мюллер сейчас всех уничтожает (хотя в редких случаях, когда Флик просил, он дисциплинированно держал ширину справа). Во-вторых, образовалась связка Киммиха и Тиаго. То, как они читают и разбивают чужой прессинг – искусство.
Каждый раз изучают соперника прямо по ходу матча и подбирают нужный вариант розыгрыша. Иногда один из них отходит в линию к защитникам. Иногда кто-то действуют ближе к флангу. Иногда разбивают линию, иногда убивают переводами, иногда продвигают игру через дриблинг. Оба обладают невероятным интеллектом и управляют игрой. Каждый раз по-разному.
Сохраняется лишь огромная вовлеченность обоих и образцовая игра под давлением – как в плане техники, так и в плане принятия решений. Косвенным олицетворением забав суперпары служит статистика переводов. Киммих по ним занимает первое место в лиге (121), а Тиаго – второе (88).
«Бавария» остается командой, которая атакует через центр. И главное влияние Дэвиса и Павара – ширина при позиционных атаках, баланс при прессинге и возможность переместить игроков с уникальными качествами в центр. Но их прямой вклад в атаки тоже заслуживает комплиментов:
Возможно, на фоне ребят из «Боруссии» эти показатели не так впечатляют, но на самом деле они отличные с учетом желания «Баварии» созидать и продвигать игру через центральных игроков. Фланги в данном сценарии – вторичная угроза. Дэвис блестяще ее обеспечивает. Павар подключается эпизодически – и для такой манеры показывает отличную эффективность.
Крайний защитник – важнейшая для баланса позиция
В описанных процессах есть еще несколько интересных деталей.
1. Сходства в манере и преимуществах Хакими и Дэвиса. Оба обладают потрясающей скоростью – и мощно раскрылись, когда перед ними оказался весь фланг.
Альфонсо помог совет Кингсли Комана: «Мы с Кингсли завтракали, и он сказал мне вообще не бояться ошибок. Он велел мне пробовать трудные вещи, самовыражаться, а после ошибок просто максимально быстро включаться в отбор или возвращаться». Со скоростью Дэвиса установка оказалась волшебной.
Похожую характеристику Хакими давал партнер по сборной Марокко Ромен Саисс: «Схема «Боруссии» дает Хакими шанс свободно себя проявлять. В плане оборонительной игры ему еще предстоит расти. В сборной он порой не лучшим образом себя показывает, читая эпизод после потери. Но он может исправить абсолютно все за счет скорости».
Такой тип крайнего защитника раскрывается, когда его награждают максимальной ответственностью. Во-первых, из-за опыта игры вингера оба дают больше угрозы и вариативности в атаке. Во-вторых, физика позволяет закрывать весь фланг и исправлять почти любые ошибки.
Возможно, Хакими и Дэвис – прототипы крайнего защитника будущего. А эксперименты «Баварии» и «Дортмунда» – пособие по использованию.
2. «Бавария» доминирует со схемой 4-2-3-1, а «Дортмунд» выносит всех в формации 3-4-2-1. Эти формации хорошо прослеживаются при игре без мяча, но при создании структуры в позиционных атаках схемы становятся очень похожими:
2+1 центральных защитника, ширина на каждом фланге с высоченной позицией игрока, который отвечает за этот аспект, и креативные исполнители в центре (их количество зависит от сценария и нужд команды) – такой базис дает отличный фундамент для позиционных атак. Приходить к этой структуре можно в разных стартовых схемах.
Расстояния между игроками в каждом эпизоде, взаимопонимание, сочетаемость индивидуальных качеств футболистов – по-прежнему самое важное для позиционной атаки. Но очевидны общие преимущества, которые команды получают из-за такого сбалансированного расположения.
3. Детали в игре немецких топов еще существенно отличаются. Поэтому нас ждет отличное столкновение стилей.
Для «Баварии» ширина атаки – это попытка открыть центр. Продвижение осуществляется через центр – значительная часть угроз тоже рождается именно там. Для «Боруссии» фланги стали главной точкой построения игры и главной угрозой.
Заметно отличаются и методы доминирования в матчах. «Боруссия» лучше научилась вскрывать соперников в новой схеме, но, получая преимущество, откатывается и стремится убегать в быстрые атаки, что отлично подходит качествам игроков. «Бавария» хочет доминировать при любом счете.
4. Начиная с нулевых вовлеченность крайних защитников в атаку стремительно растет. Сейчас она на пиковом уровне. Об этом часто говорят, восхваляя суперпару из «Ливерпуля» (абсолютно заслуженно), но в Бундеслиге есть не менее ценные примеры.
Клопп блестяще резюмировал тренд: «Значительную часть карьеры я сам играл крайнего защитника. Мои функции кардинально отличались от того, что требуется сегодня. Конечно, по-прежнему важно хорошо обороняться, но атакующие задачи изменились. Теперь многие команды оставляют фланги свободными при обороне. Если защитник достаточно смел и обладает нужными техническими данными, чтобы находить в штрафной игроков в футболках своей команды, то он будет чертовски полезен».
Сейчас все команды в первую очередь стремятся перекрыть центр – в этом плане все достаточно хорошо обучены. Крайние защитники получают больше свободы – и превращаются в главный тактический инструмент. Хочешь тотальный контроль в центре – выпускай ложного фулбека (или даже двух). Хочешь атаковать через фланги – подстрой команду под высокую позицию и свободу латералей. Есть еще вариации – в том числе асимметричные. Баланс на этих позициях – ключ к тактической гармонии всей команды.
Этот сезон Бундеслиги показал, насколько эффективным инструментом для решения самых разных проблем могут быть крайние защитники.
Фото: globallookpress.com/www.imago-images.de, Frank Hoermann/SVEN SIMON, Matthias Balk, Philippe Ruiz/Xinhua