Бьелса перевернул карьеру 31-летнего Адуриса. Выводить игроков на новый уровень – суперсила Марсело
Вадим Лукомский – о трансформации баскского форварда.
Ариц Адурис – один из самых мощных старичков современности. Мы уже рассказывали о его пути и важности для «Атлетика», а вчера баск завершил категорически необычную карьеру (жаль, что без финала против «Сосьедада» – об этом тут).
Проводив Арица, давайте разбираться в формуле антистарения, которую он изобрел. Самое глобальное на данный момент исследование старения атакующих игроков показало, что 31 год – начало неизбежного спада (да-да, 30 – символичное число, на которое мы интуитивно ориентируемся, но со статистической точки зрения правильнее использовать 31).
Все сценарии успешной борьбы с возрастом заслуживают уважения и изучения. У Адуриса вообще радикальный случай – именно в 31 год его карьера полностью перевернулась. Он не просто отказывался стареть, он вышел на заметно более крутой уровень. Такие примеры очень редкие. Один из самых известных – Златан Ибрагимович, который тоже стал больше забивать на позднем этапе. Но Ариц прибавил еще сильнее.
Важно: мы не сравниваем крутость игроков (уровень таланта разный) – лишь степень преображения на заключительном этапе карьеры. Речь про прогресс игрока относительно самого себя. У Златана он очень впечатляющий: швед достаточно забивал на раннем этапе карьеры, а потом даже увеличил среднюю результативность на позднем (не забываем: сезонов после 31 заметно меньше, поэтому даже 43% – супер).
Но Адурис – просто фантастика. Даже на фоне Ибры, эталона позднего перерождения, случай испанца уникален. Причем прогресс Арица не сопровождался переходом в более слабую лигу (не единственный фактор у Златана, но слегка помог) – даже наоборот, некоторые ранние голы баска забиты в Сегунде, а после 31 он играл только в Ла Лиге.
Перерождения именно в 31 (год старения у обычных футболистов) – отчасти совпадение. При определенном стечении обстоятельств могло состояться чуть раньше. Важнее, как именно изменилась его игра и почему. В карьере нападающего «Атлетика» есть четкая поворотная точка – возвращение в «Атлетик» в 2012-м, где он встретил Марсело Бьелсу.
До 2012-го Ариц ни разу не забивал больше 12 мячей за сезон Ла Лиги. После – 5 лет подряд забивал минимум 14. Похожая ситуация с голевыми пасами – до переломного сезона ни разу не делал больше 5 (лишь раз добрался до этой отметки). А тут сразу же отдал 6 и доказал, что это не случайность, сделав еще два сезона с 5+ (6 и 8).
Если погрузиться в детали (сейчас этим и займемся), станет очевидно, что в 2012-м Ариц просто переродился как игрок и дальше использовал полученные в тот год инструменты. Цифры в конкретный сезон зависели от успешности клуба, количества пенальти и травматичности (игрового времени), но общий уровень Адуриса поменялся – и еще долго был потрясающе высоким.
Изначально Бьелса не хотел Адуриса, но быстро влюбился
Главной бедой сезона-2012/13 в «Атлетике» была ситуация вокруг Фернандо Льоренте. Он находился на последнем году контракта и четко решил досидеть, чтобы потом бесплатно уйти. Бьелса по возможности сторонился закулисных игр с руководством, но, как только ситуация начала влиять на команду, вмешался и был максимально решительным. В начале октября Бьелса выгнал Фернандо с тренировки за нехватку мотивации во время занятия.
С тех пор форвард лишь 4 раза вышел в старте. Лишь 2 раза отыграл 90 минут. Главным нападающим стал Адурис. С точки зрения клуба лучшим вариантом было до конца идти на компромиссы, поддерживать стоимость игрока и верить в зимний трансфер. Но Бьелса поступил радикальнее. Мотивация и добросовестность для него всегда важнее статуса. «Тема Льоренте не так уж важна в контексте спортивных успехов всей команды, за которую я отвечаю», – объяснял тренер.
Для полноты картины: Льоренте блистал в первый сезон Бьелсы (сюрприз-сюрприз – самый результативный сезон в карьере Фернандо), а Адурис пришел летом и был игроком, которого аргентинец изначально не хотел. Но Марсело никогда не был заложником предубеждений. Если игрок мотивирован и готов его слушать, он легко корректирует взгляды и планы.
Так Адурису открылась дорога в основу. Оставалось сделать его лучше. И здесь в дело вступили методы Марсело. Первый прием был психологическим. Бьелса научил Адуриса не зацикливаться на голах, а оценивать себя по общей работе на команду (и сам тоже его так оценивал).
«С моей точки зрения Ариц дает команде массу чрезвычайно полезных вещей, даже когда не забивает. Он играет отлично. Если при этом реализует моменты, еще лучше», – защищал игрока Марсело.
Таким было видение Адуриса: «Вера, которая исходит от тренера, невероятно важна. Когда у меня проблемы, эта вера дает мне больше терпения и спокойствия. Я понимаю, что должен просто продолжать работать на команду, а не на себя. С этой работой приходит и все остальное».
Слова Бьелсы не просто способ мотивации. Адурис действительно давал команде важные элементы. Его диапазон качеств был шире, чем у того же Льоренте. Во-первых, он прекрасно прессинговал (обычно только этого достаточно, чтобы Бьелса полюбил игрока). Во-вторых, помогал команде в подыгрыше, где начал показывать качества, которые дремали в нем ранее. Количество острых передач выросло почти в три раза (1,63 за 90 минут против 0,54 в последний сезон в «Валенсии»).
Кроме того, угроза, которую он нес в штрафной, всегда была на высоком уровне – у него постоянно были моменты. Реализация действительно становилась вторичной. Но такой подход помог Арицу ее значительно улучшить.
Тренировки с Бьелсой полностью трансформировали Арица. Нападающий считает их уникальными
Второй тренировочный прием – внимание Бьелсы к деталям. До встречи с ним Адурис поработал с Унаи Эмери, Юппом Хайнкесом и рядом просто добротных испанских менеджеров, но методы Бьелсы – нечто особенное. По словам Арица, у других тренеров могут быть свои сильные стороны, но никто из них банально не разбирает игру так глубоко, как Бьелса.
«Марсело – человек, у которого можно очень многому научиться, хотя он многое требует. Его умение анализировать просто на невероятном уровне. Никто не разбирает игру так и не объясняет детали так, как он. Слушать Бьелсу – для меня удовольствие. Каждый раз, когда он что-то говорит, я молчу, слушаю и пытаюсь впитать максимум. Не думаю, что в мире много тренеров, которые замечают так много деталей в каждом эпизоде – деталей, которые большинство никогда не заметит. Каждый тренер имеет свои сильные стороны. Думаю, Бьелса анализирует футбол на запредельном уровне».
Бьелса – аналитик, но не волшебник. Он не меняет уровень игрока и его техническую базу, лишь помогает лучше всем этим распоряжаться. Как правильно перекрывать линию паса при прессинге, как эффективнее двигаться в штрафной, как лучше разворачиваться при получении мяча спиной к воротам и так далее – эти вещи можно улучшать в любом возрасте. У Марсело миллион таких лайфхаков (и даже еще более мелких) – аргентинец персонализирует их под игрока.
Вероятно, именно про такое влияние говорит Адурис. Есть один легко заметный пример. Адурис всегда достойно играл головой, но в сезоне-2012/13 забил больше, чем в любой другой (6 голов только в Ла Лиге), и установил личный рекорд по ударам головой (36). Почти все были после подач на дальнюю штангу, где Ариц находился в идеальной позиции между крайним и центральным защитниками – в идеальной для себя и максимально неудобной для опеки. Мастерство не изменилось, а правильность выбора позиции и чтение подач улучшились (мелочи от Бьелсы!)
Выглядело примерно так. Адурис под опекой, но четко представляет, когда нужно остановиться, чтобы центральный защитник его потерял:
После мини-паузы он делает рывок в любимую (теперь любимую) зону, где свободно пробивает головой:
Раньше Адурис слишком полагался на борьбу 1-в-1, потому что был хорош в ней и нередко забивал из таких ситуаций. Но умное движение дает свободу и преимущество. Хорошо заметно, что этот аспект появился именно при Бьелсе (разово его могли случайно потерять и раньше, но теперь вынуждал себя терять). Прием стал важным оружием на заключительном этапе карьеры Арица.
Это лишь одна самая заметная деталь. Без сомнений, были еще такие, о которых смогут рассказать только Ариц и Марсело. Но степень трансформации за короткий срок феноменальна.
«Атлетик» все-таки не удержал Льоренте, зато в атаку получил прессинг-машину, которая прекрасно цепляется за мяч, достаточно мобильна для открываний за спину, на уровне подыгрывает и блестяще двигается внутри штрафной. Вокруг этих ценностей – прессинг, вертикальность и фланговая игра – строился стиль клуба до конца десятилетия.
Адурис попал на последний сезон Бьелсы – менее удачный. После него пришел Эрнесто Вальверде. Испанец продолжил развивать команду вокруг Арица и прессинг-идей Бьелсы, но сделал ее чуть более гибкой. Такой подход принес ему классные результаты и работу в «Барсе», а Адурису – статус лучшего испанского бомбардира пятилетки с 2012-го по 2017-й (с 31 по 36, если переводить в возраст). Инструменты для этого доминирования (как и персональные приемы, так и удобный стиль команды) ему подарил Бьелса.
Бьелса – мастер трансформации игроков
Вот пара относительно свежих и ярких примеров – Эмерик Лапорт, Хави Мартинес, Димитри Пайет и Бенжамен Менди. Эти игроки вышли на мировой уровень (даже Менди, хотя был там совсем недолго и все никак не возвращается) – и прямым текстом говорили о ключевой роли Бьелсы в прогрессе.
Лапорт напрямую его сравнивал с Гвардиолой и, кажется, отдал предпочтение именно аргентинцу: «Процесс обучения у Бьелсы прекрасен. У Марсело есть любимые приемы – он приносит кучу ноутбуков прямо на тренировку и показывает нам видео. Так он доносит, где мы должны располагаться в конкретном эпизоде. Поначалу было странно, но именно из-за его методов мы так быстро прогрессировали. У Пепа другой подход: без ноутбуков на тренировочном поле, но его инструкции тоже важны».
Есть еще группа талантов, которые не стали лучшими на своих позициях, но дошли до топ-клубов с помощью методик аргентинца – например, Андер Эррера и Николя Пепе. А в роли марсельского Адуриса выступил Андре-Пьер Жиньяк, который развился у Бьелсы и тоже неприлично много забивает в 30+ лет. Это только главные примеры и только из последнего десятилетия. Если вспоминать всех, кто в той или иной степени прибавил и благодарит, список станет бесконечным.
Важно: Марсело не работал в топ-клубах, поэтому такое количество игроков, которые рванули при нем и попали в элитную или предэлитную категорию – мегадостижение.
Именно мощная тренировочная работа помогла без значимых трансферов вытащить «Лидс» с 13-го места на 3-е место в первый сезон (а теперь и 1-е). Бьелса – гений по части развития игроков (и по части заражения команд философией, которая остается даже после него, но об этом в другом тексте).
Это мощно, пускай это и не та гениальность, которая трансформируется в большие предложения и трофеи. Марсело признает, что слишком догматичен: «Я экстремист. Я управляю командой так, как мне велит сердце. Я не иду на компромиссы. И сейчас я не хвастаюсь. Это мой дефект». У Икера Муниаина однажды спросили, действительно ли Марсело так безумен. «Нет, он еще безумнее», – ответил полузащитник.
Но в своей работе Бьелса чудо как хорош. Трансформации, которые организовывает Марсело, доказывают, что при внимании к деталям прогресс возможен в любом возрасте.
Классная история от Бенжамена Менди: «Однажды мы плохо тренировались. Марсело просто взял мяч и уставился на него. Через какое-то время он сказал: «Ребята, вся работа, которую мы делаем, делается ради него. Разборы, диеты, сон – все ради него. Зачем посвящать жизнь футболу, если мы даже не можем правильно тренироваться?»
Бьелса точно знает, как правильно. Это знание в сочетании с желанием игрока принимать новое и расти творит чудеса. Свежий пример антистарения – Пабло Эрнандес из «Лидса». Вы будете восторгаться им в следующем сезоне АПЛ (и возможно еще года 3). Ему 35, он играл в Лиге чемпионов с «Валенсией» и был одним из лидеров «Суонси», но лучший футбол показывает прямо сейчас.
«Мне повезло пересечься с Бьелсой. Он появился в моей карьере, когда мне было 33. Я думал, что в таком возрасте игрок не способен учиться новому и прогрессировать, но с Марсело ты учишься каждый день. Думаю, прошлый сезон (под руководством Бьелсы) был лучшим в моей карьере», – объяснял Пабло.
Бьелса сделал такие трансформации нормой. Они случаются так часто, а игроки так явно отмечают его вклад, что невозможно не хвалить аргентинца. Но сам он неохотно признает собственную роль: «Нет-нет, думаю, все наоборот – Эрнандес делает меня как тренера лучше, потому что постоянно находит нестандартные решения».
Скромность лишь добавляет Марсело шарма. Не спрашивайте у Бьелсы про игроков – лучше спросите у игроков про Бьелсу. Ну или просто взгляните на карьеру до и после. Случай Адуриса – один из самых ярких.
Аргентина-2002 – забытый шедевр Марсело Бьелсы
Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Juan Manuel Serrano Arce, George Wood / Stringer; globallookpress.com/Friso Gentsch/dpa, Panoramic/ZUMAPRESS.com, David Klein via www.imago-images/www.imago-images.de; athletic-club.net
А то в современном мире хороший тренер это человек, которому больше звезд купили и у которого больше трансферный бюджет
Важно, из какой точки в какую Бьелса его поднял за этот год. Какие новые элементы у него появились в этот год и как они помогали потом. Как сам Адиц понимает свой прогресс. Мне интересно разбираться в деталях, а не выдергивать глупости из контекста.
Больше скобочек
Было бы круто, если бы фактами подтверждали, что говорите. Я обосновал, в чем Ариц прибавил и почему. Вы же лишь ссылаетесь на уникальные знания о Мальорке. Верю, но аргументируйте, чтобы все поняли. Либо не принижайте мнение, с которым вы просто не согласны.