БОЛЬШЕ ЧЕМ КЛУБ
Давайте и я напишу про Палыча. Я даже заголовок для текста придумал для серьезности.
Не любить Сёмина я не могу. Потому что, глядя на него, сам тайно надеюсь, что через четверть века смогу так же носить длинные волосы, модно одеваться и посылать всех нахер.
Когда-то в моем доме водился журнал «7 Дней» - идеальное чтиво для туалета. Там была неизменная рубрика что-то вроде «репортажа из загородного дома звезды». Сборник чудовищной, тотальной безвкусицы. За все время мне более или менее понравились только два дома. Один из них был домом Юрия Сёмина.
Я люблю всякие рекорды, поэтому надеялся, что Палыч превзойдет достижение Бескова и выиграет самый возрастной трофей в нашем футболе – это было бы просто красиво!
Я понимаю, что объективных спортивных поводов убирать его из команды нет. Натянуть на глобус сову можно, но вот реальных именно спортивных поводов действительно нет.
При этом я понимаю и другую сторону. В бодром, веселом, озорном теле живет пожилой уже человек. Есть такой - достаточно редкий - вид деятельных неутомимых стариков, у которых физические возможности сохраняются дольше интеллектуальных. Хотя Сёмин точно не дурак! И не выжил из ума – нет! Но старики – сварливы, мнительны, они уже не меняют привычек. Они существуют в сегодняшнем дне, но больше опираются на свое прошлое и почти не смотрят в будущее. Это естественно – мы сами будем такими.
Однако Юрий Сёмин является проблемой для «Локомотива» не поэтому.
Все-таки я по основной профессии политический обозреватель, поэтому смотрю на ситуацию немного под другим углом. И во всём – не только в политике – выступаю за регулярную сменяемость власти.
Засидевшемуся на одном месте руководителю сложно сохранять свежесть восприятия и почти невозможно критически смотреть на самого себя. Но главное: то, чем он руководит, сливается с его личностью и в какой-то момент не может нормально без него работать.
«Спартак» оставшись без Романцева превратился в руины, и кроме одномоментной вспышки с Каррерой, так в руинах и лежит.
«МЮ» сэра Алекса перестал нормально функционировать без сэра Алекса. «Арсенал» деградировал еще даже при Венгере.
Или мой любимый хоккей. Там дело обстояло сложнее, но суть в том, что всю советскую историю наш хоккей строился вокруг фигуры главного тренера сборной – он же главный тренер ЦСКА. Пусть даже формально Тарасов главным не был, но был бесспорным вожаком. После развала Союза оказалось, что хоккей наш не знает, как жить в иной системе, а в стране просто не оказалось тренеров-победителей, потому что все они десятилетиями работали прислугой у Тарасова и Тихонова. И мы 15 лет ждали не просто золота, а хоть каких-то медалей на ЧМ!
Примеров можно тут написать еще три страницы. Но смысл в том, что личность тренера в какой-то момент становится важнее самого клуба. И клуб превращается в заложника конкретного человека, под которого в нем всё давно подстроено. А с «Локомотивом» всё еще сложнее, потому что до Сёмина это было скорее недоразумение, чем организация, пускай в советские годы и случались спорадические всплески. Но я, например, при советской власти видел живьем всего двух болельщиков «Локомотива». Двух!
Сёмин не просто стал тождественен «Локо» - он больше, чем клуб. Поэтому его уход породит многолетний кавардак. Как, собственно, и было, после его первой отставки. И ни с кем он сработаться не может, потому что все руководители против него – никто. Он просто не может так не думать. Были среди них настоящие идиоты, но были и вполне приличные товарищи. А единство было только с Филатовым и то лишь потому, что начинали они вместе и тогда были фигурами сопоставимыми. Но ведь и та дружба дала трещину.
Вывода не будет. Я просто констатирую, что быть легендой хорошо в первую очередь для самой легенды. Килограммы медалей не тянут легенде шею и плечи – осанка только прямее становится. Но этот груз может придавить тот клуб, где эти награды были завоеваны.
ТЕЛЕГРАМ ОРЕХА https://t.me/GretzkyOpex