10 мин.

Чему команды Премьер-лиги могут научиться у «Формулы 1»

На первый взгляд, между футболом и «Формулой 1» мало общего. Одни играют с мячом на зеленой траве, другие гоняют на машине со скоростью 300 км/ч.

Копните немного глубже и увидите, что футбольная аналитика учится у «Формулы 1»  и использует гонки как ориентир для будущего.

Возвращаясь в февраль, Стив Хьюстон вышел на сцену в переполненном зале в центре Лондона. Хьюстон, ранее руководивший отделом скаутов в «Челси», «Гамбурге» и «Сандерленде», теперь работает в дочерней компании «Williams F1».

Хьюстон был главным спикером на пятом форуме OptaPro, ежегодном мероприятии, куда приглашаются спортивные директора, аналитики, скауты, консультанты, блогеры и другие футбольные люди, для проведения дня за разговорами и обмена опытом об игре со стороны чисел.

Это событие – возможность поболтать о текущих делах в футбольной аналитике. Ожидаемые голы, что-то старомодное здесь, презентации направлены на решение более актуальных вопросов, например как более точно описать позиции игроков или как броски из аута могут быть использованы для создания опасных моментов. Мне даже представилась возможность показать, как новое правило ввода мяча от ворот повлияло на игру. Несмотря на большой опыт работы в футбольных клубах, Хьюстон большую часть форума рассказывал о работе внутри команды «Формулы 1». В «Уильямс», например автомобили переходят от «концепта к музейному экспонату» в течении 18 месяцев, показывая непрерывную скорость инноваций, которая, вероятно, не имеет аналогов в других видах спорта.

Команда «Уильямс» также практикуется на таких встречах. Когда у вас есть только один шанс спросить что-то у старших инженеров или донести ваши суждения до гонщика, почему бы вам не удостовериться что ваши варианты максимально эффективны и безошибочны? 

Наиболее актуальный вопрос, с которым сталкивается футбол с точки зрения чисел, это огромный объем данных. В «Формуле 1»  работают с таким количеством цифр и делают по ним реальные выводы.

Хьюстон рассказал, что на болиде «Уильямс» в 2019 году было установлено более 350 датчиков и только один автомобиль генерировал более 17.5 миллиардов данных за Гран-при.

Применяя это в контексте футбола, некоторые базовые математические модели говорят, что такой объем данных эквивалентен всем действия и позициям игроков в 12 полных сезонах английской Премьер-лиги. Вот так это выглядит в масштабной модели:

Есть что-то ироничное в том, что так называемая революция «больших чисел» в футболе отдаленно не покрывает одну гонку для болида. В Ф1 данные о погоде, GPS положение всех машин, скорость изношенности шины, звук двигателя, температура тормозов и т.д – так много источников данных, которые нужно собрать вместе и превратить их в представление, как можно улучшить выступление на трассе.

Хотя масштаб чисел между двумя видами спорта несопоставим, футбольные команды начали учиться, как превращать «массу» данных, находящихся в их распоряжении в полезную для команды. Это произошло благодаря  «SBG Sports Software», компании которая помогла «Формуле 1» произвести революцию в аналитике.

SBG начала работать с командами формулы в 2008 году, с решения проблемы, которая возникала на питвелле: аналога скамейки запасных в гоночной команде.

В интервью «Racecar Engineering», основатель SBG Гарет Грифитт, рассказал, что в то время команды «работали с электронными таблицами и не видели гонки». Например, в 2008 году на гонке в Монако главный стратег Дженсона Баттона Джеймс Воулз так увлекся задачей по обгону Тима Глока, просматривая всю имеющеюся у него информацию, что не заметил как Глок задел стену, и после этого ему потребовался пит-стоп для смены крыла.

Гоночные стратеги и инженеры не имели в своем распоряжении инструментов, чтобы увидеть все сразу. Не смотреть на гонку – и попытаться выиграть ее – не самая выигрышная стратегия, что-то должно было измениться.

Воулз и Гриффит объединили свои усилия, сосредоточившись на создание приборной панели, которая показывала бы всю необходимую информацию для оценки текущего состояния автомобиля и гонки, а также прямую трансляцию заезда.

Решение, «RaceWatch», было программным пакетом, который делал все вышеперечисленное, плюс помогал командам глубже копаться в данных, помогая им предсказать время круга и окна пит-стопа – две важные вещи для стратегов.

Сегодня Воулз – стратегический директор команды «Мерседес», первой из пяти клиентов SBG, а также он выступает в качестве ведущего стратега для Льюиса Хэмилтона и Валттери Боттаса. В этой роли он решает, когда пилот идет на пит-стоп, с кем бороться на трассе, когда и где гонщик должен обогнать своего соперника. Хотя исторически эти решения применялись интуитивно или на основе рудиментарного анализа данных, сейчас правила игры изменились.

В интервью о своей роли и использовании данных в «Формуле 1», Воулз упоминает о том как стратегия направлена на то, чтобы «смотреть на гонку через теорию вероятности».

Команды строят картину гонки, симулируя ее тысячи раз и постоянно оптимизируя виртуально на основе стратегии других гонщиков, состояния шин, погоды и других переменных, которые влияют на результат. Если вы думаете что ожидаемые голы сложны, то «Формула 1» находится на другом уровне.

Решения все-еще принимаются человеком, но они основываются на обобщении всех имеющихся данных.

Для интриги Воулз отмечает, что ему приходиться принимать решения «за миллисекунды».

Поэтому стратегия «Формулы 1» сходна c сотней партий блекджэка в течении гонки, и при этом тонкая грань между победой и провалом быстро влияет на положение в таблице. Воулз принимает решение основанное на «50-60 ключевых метриках», чтобы получить ясное понимание об истинной вероятности всех стратегий на пути к победе в Гран-при.

Влияние SBG на «Формулу 1» обусловлено тем, что в этом виде спорта с самого основания данные традиционно имеют сильную культуру. Их путь в футбол, спорт который меньше зависит от чисел, произошел скорее случайно. 

«Возвращаясь в 2014 год, мы разговаривали с шестью лучшими командами Премьер-лиги о том, как использовать что-то похожее на RaceWatch», – говорит Саймон Кафф, коммерческий директор SBG. «Сначала мы вели диалог с отделом маркетинга клуба, потом они привлекли тренерский штаб со словами: “Вы должны на это взглянуть”, с этого все и пошло».

Возможности для тренерского штаба были очевидны. Они, как и 19 других команд Премьер-лиги в этом сезоне, имели доступ к местоположению каждого игрока, мяча и судей, но не инструменты или людей внутри команды, которые понимали эти цифры.

Они увидели, как доступ к этим данным в прямом эфире может реально повлиять на способность принимать тактические решения во время матча, и стали партнерами SBG, чтобы сделать «RaceWatch» для футбола.

Затем последовали 18 месяцев работы, в результате которой был создан первый футбольный продукт SBG: «MatchTracker». Это было не просто: «В конце работы над продуктом клуб говорит, что не может использовать программу на Windows; нам нужна версия на Mac». Кафф смеется теперь над этим, но можно представить сколько головной боли это вызвало тогда.

В то время как команды «Формулы 1» смотрят на симуляции и принимают решения на основе теории вероятности, подход в футболе немного другой. Гонки Ф1 симулируются, потому что команды знают, куда поедет машина и имеют модели для оценки влияния погоды, шин и т.д на время круга. В футболе все сложнее и немного случайнее.

Если команда допускает качественные моменты у своих ворот в течение матча согласно модели ожидаемых голов, то это говорит об упадке формы команды, но не объясняет причины почему он произошел.

В «Формуле 1», команда может получить оповещение о том, что в машине произошел сбой в электропитании или они теряют время прохождения круга из-за изношенности шин. Футбольные команды теперь могут получать аналогичные контекстные предупреждения о том, когда игрок противника принимает мяч между линиями (т.е он нашел свободное пространство между линиями защиты и полузащиты, или если один из игроков нарушает правила, находясь на желтой карточке).

Команды также могут использовать собственные модели в SBG, используя данные о местоположении игроков или трекинговые данные, как это называется по-другому.

Совместно с одной командой большой шестерки они создали определение – «бежать сзади» – метрика, которая доступна вместе с программным обеспечением.

Это всего лишь система предупреждений, которая связана с видео. Клипы могут быть отправлены на скамейку запасных или использованы тренерским штабом, чтобы сделать тактические поправки. 

Легко предположить, что тренеры могут заметить все это своими глазами, но во время матча происходит много событий, и легко отвлечься, а автоматизация лучший друг в выполнении анализа. Один из руководителей отдела аналитики клуба Премьер-лиги рассказал The Athletic о том, как новый данные помогли ускорить процесс предматчевой подготовки (анализ соперника) и послематчевой (проверка выступления команды в сравнении с планом на игру).

Другой ведущий аналитик отметил, что в скором времени им удастся уйти от ручного тегирования событий матча, например в момент передачи игрок был под прессингом или прессинг был неудачен, или какая-нибудь более субъективная вещь.

В отличии от «Формулы 1», где проблема была не в сборе данных, а в том как сделать их доступными и обработке, футбольным клубам теперь нужно тратить меньше времени на создание набора данных для анализа выступления в реальном времени;

они могут сосредоточиться на передаче тренерскому штабу этих важных сведений. «Это иронично», – говорит глава аналитического отдела клуба Премьер-лиги. «Название должности – аналитик по выступлению команды, но в настоящее время аналитик не анализирует игру. Он всего-лишь собирает данные».

Может быть, в будущем, роль аналитика больше трансформируется в роль стратега, как в «Формуле 1», т.е он будет анализировать данные и подсказывать тренерскому штабу о лучших решениях.

SBG также играет небольшую роль в попытке Премьер-лиги возобновить игры в условиях пандемии, когда бы это не случилось. Лиги необходимо будет свести к минимуму присутствие людей на матче, аналитики и скауты, скорее всего, в последнюю очередь будут допущены к матчу. «Формула 1» сталкивалась с такой же проблемой. Аналитический отдел в гоночной команде настолько большой, что его не могут в полном составе возить по всему миру. FIA, руководящий орган Ф1, ограничивает количество персонала, присутствующего на гонке, так что не весь жизненно необходимый персонал находится на трассе. 

В ответ на это, команды создали в своих штаб-квартирах удаленную базу управления. SBG предоставляет аналитикам информацию и инструменты, такие же как и на гонке. И они находятся в полном контакте с персоналом на трассе, чтобы убедиться что у них есть вся информация для принятия решений.

Такой же подход может быть применен в футболе – SBG нужно будет обеспечить командам доступ к видео и данным, а аналитики будут работать удаленно. Команды могут создать штаб управления на своей базе и работать как обычно, передавая информацию тренеру или аналитику на скамейке запасных.

Что касается скаутов, они получат доступ к видеоматериалам и будут отсматривать игры из дома.

Один из клубов Премьер-лиги, до начала сезона, вынашивал идею создания базы управления во время матчей на своей тренировочной площадке, экономя деньги на перевозке персонала и избавляя аналитиков от стресса, связанным с нахождением на чужом поле. Нахождение вне поля имеет свои преимущества: больше людей могут смотреть за метриками и видеоматериалами, передавая при этом обратную связь тренеру или главному аналитику, который наблюдает за игрой с тренерской скамьи. Не отвлекайся от гонки, помните это.

Пока неизвестно, готовы ли команды перенести аналитические операции со стадиона на базу в долгосрочной перспективе. Один из скаутов Премьер-лиги отверг эту идею, сказав: «Аналитики любят адреналин во время матча. Им нравится быть с игроками».

Старые привычки тяжело умирают, но если в краткосрочной перспективе клубы смогут удаленно использовать аналитиков и скаутов в обычном режим, то для Премьер-лиги будет на одну проблему меньше.

 

Несмотря на очевидные преимущества автоматизации процесса принятия решений и удаленной от поля работы аналитиков, существуют ключевые различия, между тем как данные потребляются в «Формуле 1» и в футболе.

«Инженеры “Формулы 1” имеют докторскую степень и они привыкли использовать информацию во время работы»,– говорит Куфф. «Они спрашивают. Что за число? Правильно ли оно? Если верно, как быстро я могу его получить»? Это настроение Вулз передает в своем интервью, отметив что «скорость реакции, на то как мы понимаем числа, является первоочередной задачей»

Аналитическая революция в футболе пока не так сфокусирована на реакции, несмотря на преимущества, которые она дает. Клубы, кажется, хотят получить то, что выглядит красиво, и чтобы они были в этом первыми. По этому поводу Куфф продолжает рассуждать: «Футбол разный. Тренеры и аналитики не всегда разбираются в технике. Поэтому приложение должно привлекать их и говорить на одном языке с ними.

 Это не значит, что инженеры «Формулы 1» должны вернуться к просмотру обычных таблиц или люди в футболе просто будут смотреть на красивые картинки – данные все еще являются частью процесса принятия решений».

Перевод статьи The Athletic.