15 мин.

У нас бесконечно много ненужных знаний о футболе. Давайте выкинем этот мусор в комментарии!

Начинают авторы Sports.ru, а вы продолжаете.

Каждый день мы пропускаем через себя тонны новой информации: что-то из нее, конечно, запоминаем, но большую часть просто забываем. Иногда бывает даже обидно, что полезные и важные знания пролетают мимо, а какой-то хлам оседает навсегда.

Например, что Марио Балотелли родился на Сицилии, что бывший форвард «Спартака» Артем Концевой в 2003-м проехался на коленях по ковру «Лужников», празднуя дубль «Черноморцу», что Виктория Лопырева скупала оптом одежду бренда Деми Де Зеува.

Такого мусора в вашей голове точно навалом. Вы никогда и ни с кем не могли им поделиться, потому что никому не интересно, как Артем Концевой праздновал дубль в ворота «Черноморца» 17 лет назад. Но этот момент настал: сейчас идеальный шанс вывалить ненужные знания и дать им жизнь. 

Погнали!

Уникальное название «Халла»: Иван Калашников, редактор международных проектов Sports.ru

В 2017 году каждый житель России знал как минимум один факт про футбольный клуб «Халл Сити» – его тренирует Леонид Слуцкий. К сожалению, я впервые попал в Халл на три года раньше и обнаружил, что даже местные не могут ничего толком рассказать про свою команду: она в жизни ничего не выигрывала, крутых игроков там никогда не было, а управляют ей обычно опасные идиоты. Еще в городе постоянно пахнет рыбой, и это всех бесит. Впрочем, мне помог пресс-атташе «Халла», который сообщил: есть ровно одна вещь, которая отличает нас от всех остальных профессиональных команд Англии. Название Hull City уникально – единственное, в котором нельзя закрасить изнутри ни одну букву. 

Я до сих пор не понимаю, кому и зачем могла прийти в голову идея закрашивать буквы в названиях английских клубов, но этот безумный факт меня потряс настолько, что я открыл газету (да, в Англии до сих пор читают газеты), взял ручку и проинспектировал все 92 команды. Представляю, каким дебилом я тогда выглядел со стороны. Тем не менее, это правда: во всех остальных названиях есть буквы типа a, o, e, d или p, и только «Халлу» удалось как-то обойтись без них. С тех пор я жду, что когда-нибудь попаду на футбольный квиз с таким вопросом и возьму его за секунду. А пока только могу сказать, что закрашивать буквы в названиях клубов – идеальное занятие для самоизоляции.

Эрик Рабесандратана из «ПСЖ»: Глеб Чернявский, автор и редактор Sports.ru

В декабре 1999-го у меня появился комп, а следом – FIFA 2000. Уже 20 лет я пытаюсь вспомнить, почему тогда провел первый матч за «ПСЖ», но не могу. Зато четко помню, что первый гол забил с пенальти. У мяча оказался длинноволосый чувак под 15-м номером, я ударил низом в правый и попал.

Длинноволосый чувак побежал радоваться, а на экране загорелось – Эрик Рабесандратана. Раза с 5-го получилось четко выговорить фамилию, а я стал бесконечно повторять ее. И просто кайфовал, что легко произношу такое непростое сочетание букв! Рабесандратана играл в центре защиты, исполнял все стандарты, а во втором тайме я ставил его в нападение. Каждый сезон он был лучшим бомбардиром. 

В 2001-м Рабесандратана проводил последний сезон в «ПСЖ», но в версии фифы того года еще был. Комментаторы классно произносили его фамилию по слогам и тянули букву «р», когда Эрик успешно действовал в отборе: «Рррррра-бе-сан-дррррра-та-на». 2002-ю фифу мой комп не тянул, а в 2003-м Рабесандратана уже ушел из «ПСЖ» и играл где-то в низших лигах Франции и Бельгии. Так мы с ним и попрощались.

Спустя несколько мне стало интересно, как поживает мой герой. Так узнал удивительный факт: в 2007-м Рабесандратана сыграл за сборную Мадагаскара.

Футбольный клуб «Арбат»: Александр Головин, автор Sports.ru

По утрам на выходных в детстве я не смотрел мультики на Первом. Вместо них врубал телеканал «Спорт». После веселых стартов там неизменно показывали мини-футбол. Проблем с клубной ориентацией у меня не было: если за «Спартак» в обычном футболе, то за него же и в мини. Хуже, что кроме меня футзал не смотрел никто.

Однажды случилось чудо. В четвертом классе к нам в школу перешел азербайджанец, который тоже тащился от паркетного футбола. Помню, как мы обсуждали последние игры и турнирную таблицу, пока строем шли на урок физкультуры, и на переменах в коридорах. Я рассказывал ему про «Спартак», он утверждал, что болел за «Арбат». «Арбат» как вторую любимую команду я заприметил, как только он появился Суперлиге. Когда встретил его первого живого фаната, заинтересовался сильнее. В 9 лет меня тупо привлекало название. После скучных «Динамо», ЦСКА, «ТТГ-Явы» и «Тюмени» команда – в честь главной пешеходной улицы Москвы. Обалдеть!

Найти что-то толковое про «Арбат» – проблема даже в 2020-м. В 2004-м такой информации не существовало совсем. Два сезона я мучился, восхищаясь названием и мечтая найти про команду хоть что-то.

В 2006-м клуб ликвидировали. Потом мини ушел с ТВ, забыл о нем и я. Пока в 2015-м не попал на интервью к человеку, который тренировал тот самый «Арбат». Тогда я оторвался за все детство: узнал, что команду спонсировал культурно-развлекательный центр, собирали ее из ветеранов «Спартака», в казино на Арбате висели афиши матчей, а владельцы КРЦ так увлеклись футболом, что чуть не забросили основной бизнес.

С тех пор я, возможно, единственный обладатель огромного знания про МФК «Арбат». Не знаю, зачем оно мне нужно, но 9-летний я точно остался доволен. 

Какой-то Кириан из «Тенерифе»: Кирилл Воробьев, босс соцсетей Sports.ru

Я мало смотрел футбол в детстве, зато постоянно рубился в футсимы. FIFA07 – вещь, которая сформировала мое сознание: я рубился на пузатом черном телевизоре в PS2 ночами, втихаря, чтобы родители не узнали. Сначала – карьера за ПСВ, потом – за «Герту». 

Летние каникулы мы с родителями провели на Канарах, и с тех пор в Испании я симпатизирую «Тенерифе». Разумеется, после возвращения из Испании я первым делом запустил плойку и начал карьеру за островитян.

Тогда главным тащером был молодой Анхель в нападении (рейтинг 60), на фланге разрывал 22-летний Сусо Сантана (рейтинг 66) – он потом уезжал в «Хартс» и куда-то еще, а сейчас в свои 30 с фигом капитанит в родном «Тенерифе». Но больше всего мне нравился 23-летний центрдеф Кириан, в первую очередь – из-за возраста (остальные защи были возрастными), во вторую – из-за созвучия с моим именем. 

Осенью мне на PSP купили FIFA08, и я резался в нее, но Кириана в ней не было. Я пытался нагуглить, куда он делся, и не нашел. О «Трансфермаркте» я тогда не знал – только о «Медиамаркте», но он вряд ли помог бы мне найти моего кумира – поэтому я сохранил память о защитнике Кириане в соцсетях. Переименовал себя ВК, в твиттере мой никнейм тоже был iamkirian, чуть позже я назвал так свою инсту, в стиме и телеграме я до сих пор @iamkirian – девочки, пишите.

Спустя несколько лет я узнал, почему Кириан не всплывал в других версиях FIFA: в 2007 году он свалил в «Ибицу», оттуда перебрался во «Франкфурт» (нет, не тот, а из подземелий немецкого футбола), потом несколько лет не играл, потом возобновил карьеру в «Лагуне» и спустя год, в 2014 году, завершил карьеру.

Но интересно другое: когда я искал Кириана в «Трансфермаркте», я наткнулся вот на такого персонажа. Кирьян Федорович Смолин, легенда, которая защищала ворота таких команд, как ФК «Славянск», «Спартак Кавказтрансгаз-Изобильный», «Кавказтрансгаз», «Сибиряк Братск» и Иркутский «Байкал».

У Кирьяна Смолина 63 матча в ПФЛ и 114 пропущенных голов. Кроме того, он даже провел один матч в Кубке России за «Славянск» и пропустил два гола от Крымского «Витязя» в 1/256 финала.

Похоже, я все же не самый известный Кирьян в русском футболе. Жаль.

Кстати, если вы думаете, что болеть в Испании за «Тенерифе» при существующих «Барсе», «Реале», «Атлетико», «Валенсии» и «Севилье» невозможно, расскажу еще одну микро-историю. В прошлом году я сгонял поддержать своих кентов в футбольном чемпионате Высшей школы экономики. На параллельном поле бегал парень в футболке «Тенерифе», и я испытывал в тот момент самое сильное чувство зависти за долгое время. После игры я подошел к нему узнать, откуда у него эта футболка, но мне было абсолютно неважно, что он ответит: меня бесило, что у него есть джерси клуба, к которому он ничего не испытывает, а у меня этого джерси нет. 

Футбольный псевдоним писателя Джеймса Уайта: Александр Поливанов, медиадиректор Sports.ru

В начале 2010-х я никак не мог определиться, за какую команду в Англии болеть. «Челси» раздражал деньгами Абрамовича, «Манчестер Юнайтед» – фигурой Фергюсона, «Ливерпуль» – нытьем про «золотые времена», «Арсенал» – тем, что за него болели все вокруг.

Приблизительно тогда же моя жена Таня дала мне прочитать сборник рассказов Джеймса Хэрриота «О всех созданиях – больших и малых», заметив попутно, что Хэрриот был страстным фанатом «Сандерленда».

Книжка меня совершенно очаровала. Все рассказы в сборнике посвящены животным и уходящей натуре сельских ветеринаров, которые должны были уметь как принять сложные роды у коровы или очистить от гноя копыто лошади, так и сделать операцию проглотившей что-нибудь не то домашней собачке; если не читали, обязательно прочтите, в книге  живет и дух старой Англии, и уважительная любовь к животным, и просто трогательные истории, которые легко читаются и надолго запоминаются. Заодно я обрел любимый клуб в Англии и самое важное – тайн-уирское – дерби с «Ньюкаслом» (последние несколько лет команды, правда, не встречаются между собой из-за того, что играют в разных дивизионах).

Хэрриот – псевдоним писателя, и он тоже связан с футболом. Джеймс Уайт всю жизнь работал ветеринаром, а писать рассказы стал, когда ему было за 50. При публикации первой книги в 1969 году он столкнулся с неожиданной сложностью – Королевская Академия ветеринаров запрещала ветеринарам издавать книги под собственным именем, считая это рекламой. 

Как раз в самом начале 1969 года «Бирмингем Сити», чьи ворота защищал шотландец Джим Хэрриот, провел один из самых запоминающихся матчей той поры. В 1/8 финала Кубка Англии он неожиданно сыграл вничью с «Манчестер Юнайтед» (2:2, за МЮ забивали Денис Лоу и Джордж Бест), а матч транслировали по телевидению. Видимо, Уайт настолько вдохновился игрой вратаря, что взял себе псевдоним в его честь.

Писатель Хэрриот умер в 1995 году после трех лет тяжелой болезни; голкипер Хэрриот жив, ему 81 год.

Просто Стефан Ишизаки: Александр Дорский, автор Sports.ru

Мне было пять, когда увидел, как отец играет в FIFA-2001 – тогда мы жили в однокомнатной квартире, я смотрел телевизор и почему-то бросил взгляд в сторону монитора. Тогда я не понимал, что происходит, но очень заинтересовался – после того, как папа мне все объяснил, уламывал его несколько дней, чтобы он дал мне поиграть.

Помню, что сначала играл за «Баварию» – я фанател от Джованни Элбера, но через пару месяцев разносить соперников надоело. Каким-то чудесным образом я решил сыграть сезон за шведский АИК (возможно, потому что о греческом АЕК я что-то слышал и думал, что это он и есть). 

Так в моей жизни возник Стефан Ишизаки. Конечно, меня привлекла фамилия – что этот японец делает так далеко от дома? Я решил поддержать Ишизаки – постоянно ставил его в атаку (в жизни он был полузащитником) и бесконечно забивал через себя (все, кто играл в FIFA-2001, помнят, что это было несложно). 

Адекватный интернет у меня появился в 2007-м – в перерыве между просмотром видео Дэвида Блэйна и прослушиванием Amatory и песни Junk (привет, Евровидение) я узнал, что Ишизаки – настоящий швед (мать – местная, сам Стефан родился в Стокгольме), который впервые сыграл за сборную в том самом 2001-м.

Моей мечтой был увиденный матч Ишизаки за Швецию, но она так и не осуществилась – я попал только на матч с Францией сразу после Евро-08, который Стефан провел на скамейке. 

Снова Ишизаки всплыл в 2015-м – я не понимал, как Джованни дос Сантос в 26 лет укатил в «Гэлакси», и хотел посмотреть, с кем он будет играть в новой команде. Робби Кин, Джеррард – ерунда, в восторг меня привел Ишизаки в ростере. 

Правда, конец карьеры получился немного грустным (конечно, для меня) – в 2015-м он вернулся в так любимый мной (и болельщиками ЦСКА) АИК, но в 2017-м перешел в «Эльфсборг». Забивать за этот клуб через себя уже не хотелось.

Сривадханапрабха, ауты Харта, Bananarama: Никита Киселев, автор Sports.ru

• После чемпионства «Лестера» меня позвали потрещать на радио. Час до включения я потратил на 457465 кругов по комнате и заучивание фамилии владельцев – Сривадханапрабха. Умение сохранилось. Думаю, мозг до сих пор воспринимает это как перескок через несколько уровней после Менхенгладбаха (когда-то это казалось сложным!). 

• В 2017-м я прочел книгу редактора Opta Данкана Александера и навсегда запомнил, что в легендарном матче «Манчестер Сити» – «Куинз Парк Рейнджерс» вратарь Джо Харт бросал мяч из аута три раза. Вот такой это был матч.

• Мини-история про стрессоустойчивость. В сезоне-2006/07 «Тулуза» взлетела на 3-е место. А в следующем рухнула на 17-е. На фоне таких скачков я искренне восхищаюсь стабильностью Юхана Эльмандера, давнего приятеля по программе «Евроголы». И там, и там – 32 матча, 11 голов. 

• Жозе Моуринью обожает группу Bananarama, их Robert De Niro’s Waiting… – среди его любимых песен. 

Тронд Эгил Солтведт, Ларс Лис, Эфан Экоку, Арнар Гуннлаугссон, Крис Армстронг: Юрий Шевченко, автор Sports.ru

Я больше десяти лет пишу про итальянский футбол. Его в моей жизни так много, что я очень редко смотрю матчи других чемпионатов и даже Лиги чемпионов без участия итальянских команд. Но спросите меня о сезоне-1997/98 в Премьер-лиге, и откроется портал в ад. Тронд Эгил Солтведт, Ларс Лис, Эфан Экоку, Арнар Гуннлаугссон, Крис Армстронг. Я не просто помню эти имена. Я знаю, где они играли и как выглядят – по крайней мере, как выглядели в 1998-м. 

Это была ловушка. На обложке журнала с наклейками Merlin’s Premier League 98 были Бекхэм и Невилл, Ди Маттео и Виалли – звезды еврокубков или игроки, которых я видел на чемпионате мира. Но внутри, кроме «Юнайтед», «Челси», «Ливерпуля» и «Арсенала», оказалось еще 16 команд, наполненных ноунеймами. О большинстве из этих парней я больше никогда не слышал, но тогда ребята из «Ковентри», «Барнсли» и «Дерби Каунти» стали мне как родные. 

Тронд Эгил Солтведт

Особенно резервисты. На наклейках были фото игроков основного состава, а еще четыре игрока – глубокие запасные – попали в альбом по умолчанию. Реми Гард и Луиш Боа Морте в «Арсенале», Дэнни Грэнвилл и Кевин Хичкок в «Челси», Бен Торнли в «Юнайтед» и Доминик Маттео в «Ливерпуле». С ними я познакомился первыми, а уже потом нырнул в составы команд, названия которых слышал впервые.

Потом топовые чемпионаты начали показывать по телевизору, появились журнал «Футбол», PlayStation и FIFA. Зарубежный футбол стал доступнее, а информации о нем – действительно много. Но я вряд ли с ходу скажу, кто играл в старте «Реала», когда мадридцы в 2000-м выиграли Лигу чемпионов. А вот вратарь «Ковентри» Стив Огризович и еще десятки таких же персонажей – со мной навсегда. 

Какой игрок влюбил вас в футбол? Новое ностальжи авторов Sports.ru – рассказывайте и вы

Матч, с которого для меня началась РПЛ: ностальгия авторов Sports.ru. Присоединяйтесь

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Wang Lili/Xinhua, Alberto Lingria/ZUMAPRESS.com; hullcitytigers.com; Gettyimages.ru/Thorsten Wagner, Michael Regan, Lars Baron, Stu Forster