Как современный футбол стал эффективным инструментом мягкой силы
Мини-исследование о тесной связи мировой политики и футбола.
Мягкая сила – это политологический термин, автором которого является профессор Гарвардского института Джозеф Нэй. У этого понятия есть несколько трактовок, но я приведу две наиболее удачные:
– способность получать желаемые результаты в отношениях с другими государствами за счет привлекательности собственной культуры, ценностей и внешней политики, а не принуждения или финансовых ресурсов;
– способность влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определенных сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия.
США осуществляет применение мягкой силы наиболее удачно, чем все остальные государства. Начиная с середины ХХ века в Соединенных Штатах началось зарождение той массовой культуры, которая всецело захватила наш мир сейчас. Музыка, кинематограф, литература, чуть позже видеоигры – это те сферы, которые развивались в США семимильными шагами. Благодаря всем эти сферам мы прекрасно знаем, как выглядят Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго, причем нам эти города показываются исключительно с лучшей стороны. Мало кого интересует, что в центре Нью-Йорка недвижимость не отличается хорошим качеством, а в Лос-Анджелесе настолько много бомжей, что для них выделен целый район в городе – Скид Роу.
Спортивная индустрия в США не является исключением в плане позитивного влияния на весь остальной мир. Без преувеличения, весь мир смотрит трансляции NHL и NBA, в меньшей степени - NFL и MLB. Правда соккер в США по популярности уступает всем вышеперечисленным видам спорта, но созданная в 2014 году «Атланта Юнайтед» всё равно каким-то образом собирает 75 тысяч зрителей на своем ультрасовременном «Мерседес-Бенц Стэдиум».
США – это тут случай, когда государство в свое время отлично поработало над своим имиджем в прошлом, и этот имидж теперь работает на него. Но далеко не у всех государств такая безупречная репутация. Для многих из них спорт – один из единственных выходов для того, чтобы как-то улучшить свое восприятие в остальном мире. Поэтому рассмотрим некоторые государства, которые пытаются применять мягкую силу, улучшая свой имидж с помощью футбола.
Бразилия
Нельсон Мандела однажды произнес фразу: «Спортсмены являются более значимыми личностями, чем политики, потому что люди смотрят на них». Эта фраза целиком и полностью характеризует отношение бразильцев к своим футболистам. Для них футбольные звезды – это самые главные авторитеты. Вспомните, как бразильцы относятся к таким игрокам, как Пеле, Роналдо, Роналдиньо, как они сейчас относятся к Неймару – вы сразу же поймете, почему именно Бразилию, а не родоначальницу игры номер один – Англию - называют «страной футбола». Мягкая сила Бразилии в отношении других государств реализуется, прежде всего, на основе достижений бразильцев на международной арене. Они являются пятикратными чемпионами мира – уникальное в своем роде достижение. Также большую роль в реализации мягкой силы играет тот факт, что бразильские игроки широко известны в Европе, они уезжают туда беспрерывным потоком, причем многим из них удается стать действительно большими футболистами.
Но не только футболисты таким образом пытаются улучшить имидж своего государства. Например, в 2015 году, Жоао Жилберто Ваз, тогдашний президент спортивной индустрии Бразилии, во время своего официального визита в Индонезию, предложил футболистам из местной юношеской сборной посетить Бразилию и потренироваться вместе с бразильскими сверстниками. Также он заявил о желании помочь индонезийской федерации футбола в постройке новых стадионов в стране, заявив о том, что «у каждого футбольного клуба должна быть своя арена». Такие заявления связаны с тем, что бразильские чиновники четко осознают свою особую идентичность в мировом футболе и готовы этой идентичностью делиться с другими государствами.
Чемпионат мира 2014 года, который проходил в Бразилии, должен был стать венцом, который закрепил бы Бразилию в статусе государства, умело использующего мягкую силу и спортивную дипломатию в своих же собственных национальных интересах. В общем-то, нельзя сказать, что Бразилия эту задачу провалила, но и успешно реализованной её назвать нельзя. Во-первых, за полгода до старта чемпионата мира в Бразилии начались массовые протесты и забастовки. Люди выходили на улицы из-за недостатка денег, а государство не могло им ничего предложить, потому что огромные статьи расходов уходили на подготовку стадионов (к тому времени мундиаль в Бразилии был самым дорогим в истории). Причем сдача некоторых стадионов постоянно откладывалась, и в итоге всё делалось в самый последний момент. Это совсем не устраивало тогдашнего президента ФИФА Зеппа Блаттера, который даже выступал с просьбой к бразильцам не мешать подготовке мундиаля, говоря, что проблемы людей никак не связаны с футболом. В итоге, протесты продолжались даже во время ЧМ, что немного напрягало некоторых туристов, а также совсем не нравилось как бразильским, так и международным спортивным чиновникам.
Во-вторых, впечатление смазало выступление самой сборной Бразилии на домашнем чемпионате мира. Как вы помните, в полуфинале Бразилия была просто смята Германией со счетом 1:7. Иным словом, как позор это выступление не назовешь, и оно безусловно подпортило впечатление если не от самой Бразилии, то от игры бразильской сборной уж точно.
Показательно, что сейчас многие стадионы, построенные к тому чемпионату мира либо заброшены, либо находятся в ужасном состоянии. Да и те арены, которые до сих пор эксплуатируются, хорошим качеством не отличаются. Удивительно, что бразильские функционеры так бездарно пользуются тем, благодаря чему их государство, по сути, стало известным на весь мир. Согласитесь, какой бы большой ни была Бразилия, если бы не их великие игроки, количество упоминаний бразильцев в международном контексте было бы значительно меньше.
Китай
Гораздо более последовательным в этом плане выступает Китай. В апреле 2016 года КНР запустила «план развития футбола на среднесрочную и долгосрочную перспективу». Цель китайского правительства ясна: сделать из Китая футбольную сверхдержаву. Их проект выглядит очень амбициозно. Си Цзиньпин превозгласил «три цели на чемпионат мира»: сначала участие в чемпионате мира, затем проведение чемпионата мира в Китае, а конечная цель – победа на чемпионате мира к 2050 году.
В своем среднесрочном плане развития Китай рассматривает футбол, как главную движущую силу своей спортивной мощи. Превращение страны в локомотив мирового футбола, по мнению китайцев, поспособствует развитию экономики, общества и культуры. Цель к 2021 году – обогнать США по развитию спортивной индустрии (очевидно, достигнута не будет), а к 2025 обогнать американцев в два раза. Все эти заявления очень сильно напоминают провозглашение пятилеток, которые существовали на протяжении всей истории Советского Союза, но уж лучше иметь какой-то план, чем просто бесцельно плыть по течению, как это делают бразильцы.
До 2030 года китайцы планируют открыть 50 тысяч специализированных футбольных школ, сделать мужскую сборную одной из лучших сборных в Азии, а женская команда должна стать одной из лучших в мире. До 2050 года мужская сборная должна войти в топ-20 лучших сборных мира и постараться выиграть чемпионат мира. Амбициозно, только вот по сравнению с 2016 годом, когда этот план был провозглашен, к 2020 году Китай опустился на 14 позиций ниже (с 62 на 76), так что их план заметно отстает от графика. Но, справедливости ради, китайцы делают ставку именно на воспитание футболистов в собственных школах, а это тот процесс, который требует немало времени. Могут понадобиться десятки лет, чтобы наладить систему, но китайцы находятся на правильном пути.
Китайское правительство также не забыло и о развитии собственного чемпионата. Вы все наверняка помните то сумасшествие, которое устроили китайские клубы в зимнее трансферное окно 2016 года, когда за одно межсезонье клубы потратили почти 300 миллионов евро – беспрецедентная сумма для китайского чемпионата, который по уровню вряд ли превосходит третьесортные европейские лиги. Летом 2016 года «Шанхай СИПГ» приобрел у петербургского «Зенита» бразильского нападающего Халка за 55 миллионов евро, сделав его одним из самых высокооплачиваемых игроков мира. Вплоть до лета 2019 года китайцы совершали дорогостоящие трансферы, но затем федерация ввела потолок зарплат, и звездным иностранцам стало экономически невыгодно находиться в низкоуровневом китайском чемпионате. Скорее всего, в ближайшее время чемпионат Китая ждет отток игроков, и они продолжат дальше вариться в своем котле из местных футболистов и второсортных легионеров.
Китайские бизнесмены вкладываются не только в свой футбол. В 2016 году китайская компания Wanda приобрела 20% акций мадридского «Атлетико», а владельцами «Милана» и «Интера» вскоре также стали китайские предприниматели. Правда через какое-то время выяснилось, что владелец «Милана» - мошенник, но в «Интере» до сих пор заправляют китайцы.
Си Цзиньпин мотивирует свое желание сделать китайский футбол тем, что он является большим фанатом этого вида спорта, но далеко идущие цели у этой затеи другие, более глобальные – сделать футбол одним из инструментов влияния Китая на мировую политику. Си Цзиньпин спит и видит, как футбол становится отличительной чертой идентичности китайского народа и мечтает о том, чтобы туристы посещали Китай ради похода на футбол. Он также мечтает повторить достижения Японии и Южной Кореи, которые принимали у себя чемпионат мира – 2002 (а Южная Корея даже дошла до полуфинала). Именно поэтому он «настоятельно рекомендует» китайским бизнесменам вкладываться в футбол не только местный, но и мировой.
Англия
Символами массовой культуры Великобритании в разное время являлась группа «The Beatles», а также всемирно известная серия фильмов о Джеймсе Бонде. На стыке веков британскими символами были «Гарри Поттер» и «Аббатство Даунтон». Теперь же АПЛ – крупнейший бренд, которым владеет Англия. Куда бы вы ни приехали, люди в любой точке планеты будут обсуждать «Манчестер Юнайтед» или «Ливерпуль». В Чемпионшипе ведется борьба плотнее, чем в некоторых первых европейских лигах, потому что игра в АПЛ – это деньги, престиж и всемирная слава. С каждым годом стоимость телевизионных прав на показ английской премьер-лиги увеличивается, а бюджеты клубов раздуваются до колоссальных размеров. Только в АПЛ получившие промоушен новички типа «Фулхэма» или «Астон Виллы» могут потратить на трансферы более ста миллионов фунтов, но всё равно вылететь в первом же сезоне.
Если Бразилия – это государство, которое поставляет футбольные таланты, то Англия со своей премьер-лигой – это то место, где эти таланты ограняют, подобно алмазам. Наверное сейчас премьер-лига обладает даже большей славой за пределами Великобритании, чем королевская семья. И это справедливо, потому что система монархии изжила себя ещё в начале ХХ века.
Туристы готовы ехать в Англию даже не столько посмотреть на игру лучших команд (хотя это также одна из весомых причин), сколько прочувствовать ту футбольную атмосферу, которую они столько раз видели по телевизору.
Английские футбольные функционеры блестяще реализуют политику мягкой силы в контексте премьер-лиги: заметьте, в правлении английской элиты практически не осталось британских владельцев. Американцы, русские, саудиты, итальянцы – все мечтают ухватить лакомый кусочек и стать частью английской премьер-лиги. Но самое главное – АПЛ и не думает на этом останавливаться. В дальнейшем доходы будут только расти, а бюджет страны явно будет во многом зависеть от процветания лиги.
Страны Ближнего Востока
В начале десятых арабские миллиардеры стали активно заходить на европейский рынок топ-клубов. Связано это было с тем, что в их родных странах (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар) развивать футбол было очень долго, а соответственно дорого. Так, саудовский шейх Мансур приобрел «Манчестер Сити» в 2008 году, и за эти 12 лет превратил «Сити» в полноценный топ-клуб, который под руководством Гвардиолы бьет один рекорд за другим.
Одной из самых щедрых является авиакомпания из ОАЭ Emirates Airlines, рекламный слоган которой Fly Emirates расположен на футболках многих команд.
Ежегодно она платит лондонскому «Арсеналу» $43 млн, «ПСЖ» – $36,5 млн, мадридскому «Реалу» - $34 млн. Не отстает от конкурентов и Qatar Airways, который является спонсором «Барселоны» и «Ромы»
Владельцем другого топ-клуба – «ПСЖ» - является катарский бизнесмен Нассер Ганим аль-Хелаифи. При нем «ПСЖ» вернулся в элиту французского и европейского футбола6 правда пока что кроме национальных трофеев ему ничего не удается выиграть. Его самым дорогим активом является Неймар – и, как уже писали в другом блоге на Sports.ru, его покупка является не только желанием усилить состав своей команды. Эта покупка стала знаком того, что арабский мир также стал претендентом на главенствующие политические футбольные позиции. Опять же, мягкая сила в действии.
Ещё одним показателем влияния арабских государств в мировой футбольной политике является тот факт, что в последних выборах на пост президент ФИФА принимали участие два представителя исламского мира: шейх Салман бин Ибрагим аль-Халифа из Бахрейна и принц Иордании Али Бен аль-Хусейн.
Ну и вишенкой на торте является ЧМ-2022 года, который пройдет в Катаре. Там у катарцев есть все шансы показать свою культуру во всей красе, поэтому на Катаре в каком-то смысле лежит груз ответственности за весь арабский мир, к которому в наше время принято относиться с недоверием.
Россия
Чемпионат мира, прошедший в России в 2018 году, кажется, выполнил свою главную задачу – сумел изменить отношение к стране многих иностранцев и избавить часть мирового сообщества от глупых стереотипов про Россию. Опять же, организаторы чемпионата мира прекрасно справилась с задачей показать Россию с самой выгодной стороны, несмотря на сложную внутриполитическую и внешнеполитическую обстановку. На время турнира европейская часть страны преобразовалась и смогла достойно провести футбольный праздник.
После событий, произошедших в Солсбери, казалось, что ЧМ в России ждет та же участь, что и Олимпиаду-1980, когда многие страны бойкотировали спортивное мероприятие. Но тысячи зрителей, журналистов, а также сотни спортсменов приехали в Россию и сумели получить удовольствие от гостеприимства россиян. Дэнни Роуз, например, говорил, что опасался ехать в Россию из-за пропаганды от британских СМИ, но приехав сюда он понял, что на деле обстановка в России совсем не такая, как описывали западные журналисты.
Но всего бы этого не было, если бы российские клубы - «Зенит» и ЦСКА – не выиграли Кубок УЕФА, а сборная не дошла бы до полуфинала Евро-2008. Тогда европейские функционеры действительно поняли, что российские клубы и российская сборная могут добиваться результата, поэтому выбор был сделан в пользу России.
Вывод
Мягкая сила в контексте футбола является эффективным способом поднятия национального престижа государства. Но важно также понимать, что распоряжаться теми ресурсами, которые имеются у государств, нужно очень грамотно. Например, Бразилия является не очень удачным примером использования данного инструмента, а у стран Ближнего Востока же наоборот получилось выстроить действенную стратегию, которая в дальнейшем принесет им ещё больше пользы на международном футбольном рынке. Пока что непонятны перспективы Китая в футбольной системе координат, но факт в том, что правительство Китая также сильно заинтересовано в поднятии своего футбольного уровня. АПЛ в ближайшее время продолжит расти и приносить деньги в казну государства в том числе и от иностранных бизнесменов, которые всегда будут заинтересованы в приобретении клуба премьер-лиги.
По прошествии же полутора лет после проведенного чемпионата мира в России, можно сделать вывод о том, что имиджевая сторона нашего футбола точно усовершенствовалась и стала выглядеть привлекательнее для нейтрального иностранного зрителя. Активно эксплуатируются стадионы, клубы проводят интересные акции и в целом активно постигают азы работы с болельщиками, сама лига сотрудничает с крупными европейскими спортивными медиа (такими как 433). При должном околофутбольном подходе можно будет приблизиться к европейским топ-лигам, но имиджевая сторона – это не единственное условие подъема национального престижа чемпионата. РПЛ нужно прежде всего приблизиться по уровню игры к топ-лигам, но в ближайшей перспективе этого, к сожалению, не предвидится.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Осуществляла раньше - так сказать вернее. Не занимаюсь политикой, но факты штука упрямая. Жёсткие санкции против России по Северному потоку-2 с целью навязать свой дорогой сжиженный газ наносят прямой вред экономике Европы и уже вызвали негативную реакцию Германии. История с масками, поставку которых из Китая Франция уже оплатила, но США перекупили их чуть ли на стадии отгрузки.История тоже не из мягких.
Мягкая сила США при Трампе уходит в прошлое. Этот дядя прёт нахрапом.
И с чего вы взяли, что сейчас доходы АПЛ будут расти, в кризис?