Умер дизайнер, который создал для «Ромы» волчонка Lupetto. Он также делал эмблемы «Лацио», «Бари» и Евро-80
В прошлую пятницу не стало Пьеро Граттона. Дизайнера, который стал известен в 70-е и 80-е годы благодаря созданным им спортивным логотипам. В большей степени для футбола, в меньшей – для плавания, велоспорта и художественной гимнастики.
Граттон скончался на 81-м году жизни. «Печальный день для всех романистов: нас покинул Пьеро Граттон, отец эмблемы Lupetto и автор страниц истории, связанных с нашей идентичностью. Пьеро всегда будет занимать особое место в сердце каждого из нас», – говорится в сообщении «Ромы», для которой дизайнер создал свои самые известные работы.
Волчонок Lupetto не сразу понравился фанатам. Теперь это культовая эмблема, которую «Рома» использует до сих пор
Граттон родился в Милане, но главные его успехи связаны с Римом, где он сначала учился, а затем работал дизайнером на телевидении. В столице он стал фанатом «Ромы», а в сезоне-1974/75 клуб предложил ему разработать дизайн абонементов.
В те годы президент клуба Гаэтано Анзалоне взял ориентир на американский спорт, где клубы уже вовсю зарабатывали на мерче. «Рома» тогда использовала эмблему с капитолийской волчицей (примерно такая же у клуба сейчас), но городские власти не разрешили клубу регистрировать исторический символ в качестве товарного знака. Поэтому в 1978-м Граттон переработал весь фирменный стиль и представил то самое лого – стилизованную голову волка Lupetto.
Сначала болельщикам не зашло. «Роме» пришлось публиковать в газете Il Messaggero заметку, которая стала пророческой. «Вот так я родился, сын волчицы. От всего сердца говорю вам, что я не стремлюсь затмить наше наследие, наследие нашей матери. Я просто моложе, дайте мне время, и я заслужу вашу любовь», – говорилось в тексте.
Так оно и произошло. Фанаты приняли лого, которое сейчас ассоциируется у них с приятными воспоминаниями. 80-е были очень успешны для «Ромы». Даже дебют эмблемы в декабре 1978 года начался как надо – римляне обыграли «Ювентус» со счетом 1:0.
В середине сезона-1978/79 Граттон разработал новый дизайн формы, которая из-за ярких цветов получила прозвище pappagallo («попугай») или ghiacciolo («леденец на палочке»).
Эта форма использовалась до 1980 года и стала одной из самых запоминающихся в истории клуба. По информации главного сайта про формы Footy Headlines в следующем сезоне домашняя форма «Ромы» будет вдохновлена именно этим комплектом.
В сезоне-1982/83 «Рома» завоевала второй титул в истории, спустя 41 год после первого. В 80-е римляне только в двух сезонах не попадали в тройку сильнейших, а также выиграли четыре Кубка Италии. Все это с волчонком на груди. Вот та форма, в которой римляне стали чемпионами.
В 1984-м «Рома» в первый и пока в последний раз играла в финале Кубка европейских чемпионов.
Сезон-1995/96 – волчонок на месте. Культовое лого использовалась «Ромой» почти 20 лет, до 1997 года. Клуб все же договорился в с городскими властями и вернулся к капитолийской волчице.
Но после смены лого Lupetto никуда не делся. Он по-прежнему важная часть клубной символики и часто появляется на форме римлян. Сезон-1998/99 – волчонок на рукавах.
В следующем сезоне огромный волк красовался на шортах.
В сезоне-2018/19 волк был на задней стороне воротника выездного комплекта.
В этом сезоне его нанесли узором по всей футболке третьей формы.
Граттон создал лого для ряда итальянских клубов. Он также работал над символикой домашнего Евро-1980
Граттон сделал логотип не только «Роме», но и «Лацио». Стилизованный орел итальянского дизайнера использовался римским клубом недолго – с 1979-го по 1982-й.
Граттону благодарны фанаты «Бари». Для них он в том же 1979-м создал логотип с головой петушка, который с незначительными изменениями использовался клубом до 2014 года.
В это же время дизайнер создал эмблемы «Палермо», «Удинезе», а в 1980-м ему доверили символику Евро-1980, которое проходило в Италии. Вот лого и талисман (Пиноккио) того турнира.
Пьеро Граттон также работал над редизайном логотипа УЕФА (1983), создавал эмблемы для чемпионата Европы по художественной гимнастике во Флоренции (1983), а также чемпионата мира по трековому велоспорту в Палермо (1994).