Чемпион Восточной Европы: как румыно-сербский либеро боролся за свободу
За всю историю самого престижного клубного трофея лишь два клуба из Восточной Европы смогли стать его победителями: «Стяуа» в 1986-м (который оставил ни с чем «Барселону» в Севилье) и «Црвена Звезда» в 1991 (югославы тогда расстроили особенно сильный «Марсель»). Миодраг Белодедичи был в обеих командах.
Либеро – амплуа свободного защитника, который подчищает ошибки своих коллег, кануло в Лету около трёх десятилетий назад. Наша история берёт своё начало ещё раньше.
Миодраг Белодедичи родился 20 мая 1964 года в румынском Соколе, который находится на границе с Сербией. Серб по происхождению, он с детства болел за белградскую «Црвену Звезду». Несмотря на большую любовь к футболу, в более-менее организованном виде он начал заниматься самой популярной игрой в мире лишь в 16 лет (берите на заметку, пацаны, никогда не поздно следовать своей мечте).
Румыния начала 1980-х годов представляла собой железобетонную коммунистическую конструкцию во главе с классическим самодуром-авторитаристом Николаем Чаушеску. Огромная часть бюджета страны уходила на содержание армии. Немудрено, что самым богатым и могущественным спортивным клубом страны был «Стяуа», знаменитый, в первую очередь, своей футбольной секцией.
Аналогично ЦСКА в странах Варшавского договора, «Стяуа» имел преимущество в селекции молодых игроков, беззастенчиво призывая юных футбольных талантов в армию. Именно таким образом примерил на себя форму «Стяуа» Миодраг Белодедичи. До армейской команды Белодедичи пару лет постигал футбольное мастерство в «Лучафэруле», который собирал самых талантливых молодых игроков со всей Румынии. В 1982 году уверенного в себе либеро приметил одиозный президент «Стяуа» Ион Александреску.
Сейчас «Стяуа» позорно прозябает в четвертом по силе румынском дивизионе, куда был сослан за долги и финансовые махинации своих руководителей. Но и в середине 80-х победа бухарестского клуба была именно что победой андердогов. Никогда прежде клуб из Восточного Блока не завоевывал «Большие Уши», как ласково прозвали главный трофей УЕФА. Были победы советских, венгерских, восточногерманских команд в Кубке Кубков.
«В самом начале пути мы и подумать не могли, что в итоге именно мы выиграем Кубок чемпионов-86», – вспоминает путь к титулу сам Миодраг. На первой стадии турнира, до 1992 года проводившегося по олимпийской системе, то есть на выбывание, «Стяуа» размялся на датском «Вейле». Затем бухарестская команда не дала закопать себя на грязном, более походящем на болото, поле венгерского «Гонведа», чтобы выстоять в Скандинавии против грозы «Зенита» – финского «Куусюси». Тому «Стяуа» понадобилось разгромить «Андерлехт» дома 3-0, чтобы понять, насколько же они хороши.
И тем не менее, команда трезво оценивала свои шансы на финал в испанской Севилье. «Мы на самом деле не думали, что нам по силам выиграть финал у «Барселоны», – не скрывает спустя годы Миодраг. «У нас были лишь молодость и энергия, наверное, той «Барселоне» этого недоставало. Пожалуй, большинство зрителей , отправляясь в тот вечер на стадион в Севилье полагало, что у нас точно нет шансов. «Барса» рассчитывала добыть для себя легкую победу. Им просто не хватило концентрации в финальном матче».
Безголевая ничья продержалась все 120 минут игры, исход которой разрешился в серии пенальти. Голкипер «Стяуа» уверенно отстоял удары игроков «Барселоны» и принес бухарестцам неожиданный и оттого такой сладкий триумф.
«Стяуа» после победного финала в 1986 году. Белодедичи – крайний справа в верхнем ряду.
Можно было бы предположить, что победители «Барселоны», доказавшие превосходство коммунизма против капитализма хотя бы на футбольном поле, сразу же стали обласканы режимом Чаушеску на родине со всеми вытекающими – машины, квартиры, премиальные и так далее по списку. «В реальности опытные игроки «Стяуа» продолжили жить припеваючи, молодежь так и осталась с одними медалями, без особенных финансовых перспектив».
Но даже «деды» из армейского клуба не могли просто так взять и уехать в другие страны – граница была на замке Чаушеску. «Мне не нравился этот режим», – продолжает Белодедичи. «Я четко для себя решил – уеду в «Црвену Звезду», мою любимую команду. У меня были предложения из Италии, но что-то подсказывало мне отправиться именно в Белград. Откуда мне было знать, что через год, в 1987-м, в Румынии произойдет революция?»
Пруф футбольной крутости Белодедичи – по ссылке.
Сегодняшним молодым людям в Румынии в это нелегко поверить, но Миодраг не мог купить билет, сесть в самолет и улететь в Югославию.
Николае Чаушеску – лидер коммунистической Румынии. Казнен в 1989 году.
«Перед заграничными командировками – матчами сборных, еврокубками или коммерческими турнирами – мы получали свои паспорта в аэропорту. По возвращении домой мы обязаны были сдать их сотруднику Секуритате (тайная полиция в Румынии времен Чаушеску – прим. автора). Я обратился к Валентину Чаушеску и к президенту «Стяуа» Иону Александреску. Когда меня спросили, зачем это мне понадобилось уехать из Румынии, я ответил, что моей матери разрешили навестить родственников в Югославии, а я хотел бы провести там неделю, забрать мать и вернуться домой». Вместе с матерью и самим Миодраг во время этой поездки сбежала его сестра.
«Югославы сказали, что они с легкостью предоставят мне политическое убежище. Я волновался, ведь я был румынским военным – как и все игроки «Стяуа». В Румынии Белодедичи объявили дезертиром, приговорив к 10 годам тюрьмы – дело закрыли в 1989 году после революции.
О месте в составе волноваться точно не стоило. В первый же раз оказавшись на трибуне «Мараканы» Белодедичи не отрываясь наблюдал за игрой своего прямого конкурента – Боско Гуровски, легенды клуба и опытнейшего либеро, пик карьеры которого остался позади. «Я знал, как он играет, я был уверен, что смогу его вытеснить. Я знал эту команду, ведь я с детства болел за «Црвену Звезду» и смотрел их матчи по ТВ. Конечно, я прекрасно знал, что им давно нужен новый либеро. Плюс я приехал в Белград после нескольких лет, проведенных в армейской команде – югославы постоянно восхищались моей дисциплиной».
Представьте только, Белодедичи сам устроил себя в «Црвену Звезду». «Я просто вошел в кабинет спортивного директора и спросил, не нужен ли им еще один футболист. Я сказал, кто я такой, рассказал ему о своей карьере. И мне пришлось повторить эту информацию еще пять раз, потому что он всю дорогу смотрел на меня, недоумевая. Пока наконец не понял, кто стоит перед ним. Да, такое невозможно себе представить в 2020 году, чтобы один из лучших защитников в мире проходил мимо и спросил: «Можно поиграть за вашу команду?»
Мощнейший состав «Црвены Звезды» начала 90-х – по сути, сборная главных югославских талантов.
Как раз играть за «Црвену Звезду» Миодрагу было в тот момент нельзя. ФИФА наложила на игрока бан за то, что он разорвал свой контракт со «Стяуа» (о том, соответствовал ли контракт с бухарестским клубом международным стандартам, история умалчивает). Когда запрет на профессию истек, Белодедичи с ходу помог белградцам выиграть чемпионат в 1990-м и уже хорошо известный ему Кубок европейских чемпионов на следующий год. Что примечательно, либеро мог оказаться в очередной армейской команде – «Партизан» также предлагал Миодрагу вступить в свои ряды.
Опыт Белодедичи особенно ярко раскрывался в таких сложных играх, как ничейный матч с «Баварией» в Мюнхене. Помимо прочего, в тот еврокубковый вечер в Германии именно Белодедичи запустил голевую атаку, найдя своей умелой передачей Роберта Просинечки, скинувшего мяч на Драгису Бинича, в свою очередь ассистировавшего поразившему ворота Дарко Панцеву.
Именно с той игрой связана забавная история, как нельзя лучше рассказывающая о бойцовском характере румынского либеро. «Во время углового я опекаю Клауса Аугенталера. Мы сходимся в верховой борьбе, и у меня в руке оказывается его цепочка. Я был в замешательстве, что делать с цепью? В итоге я подбежал к нему, чтобы вернуть цепочку. Клаус не знал, поблагодарить меня или же врезать мне».
4-3 по итогам полуфинального противостояния с «Баварией», и «Црвена Звезда» выходит на «Марсель». Обе команды тогда никак нельзя было назвать строго оборонительными, но матч получился очень закрытым. Сценарий этот уже был хорошо знаком Миодрагу: скучные 120 минут и серия пенальти. Белодедичи свою попытку запорол, но голкипер белградцев Стеван Стоянович потащил решающий удар от Мануэля Аморозо. «Црвена Звезда» стала вторым и последним на сегодняшний день клубом из Восточной Европы, который завоевал Кубок европейских чемпионов.
Кстати, за марсельцев выступал бывший игрок «Красной Звезды» Драган Стойкович, отказавшийся бить пенальти по воротам родного клуба.
Неизвестно, стала бы та «Црвена звезда» командой-династией, способной доминировать в европейском футболе. В 1991 году в Югославии началась война, а звезды белградцев разъехались по ведущим чемпионатам Старого Света. Сам Миодраг вскоре оказался в Испании, где поиграл за «Валенсию», «Вальядолид» и «Вильярреал». Транзитом через чемпионат Мексики он вернулся в «Стяуа», где в начале нулевых и закончил карьеру футболиста.
Однажды Миодрагу Белодедичи задали такой вопрос: «Стяуа»-86 играет против «Црвены Звезды»-91. Кто выиграет?» Либеро невероятной судьбы ответил вопросом на вопросом: «А за какую команду играю я?»
---------------
Мануэль Аморо