11 мин.

Некоторые клубы РПЛ – за обнуление сезона. Это тотально неграмотно, и сама лига нацелена на доигровку летом

Разбор от Владислава Воронина.

В пятницу вокруг оказавшейся на карантине РПЛ неожиданно началось движение.

Самый разговорчивый клубный президент – Григорий Иванов из «Урала», который первым публично назвал сумму контракта лиги с «Тинькофф» – вдруг сказал, что выступает за полную остановку сезона после 22 туров. Инсайдер Сергей Егоров следом написал, что идею поддерживают 6-8 команд – в первую очередь те, кто завис в удобном положении «Не борюсь за ЛЧ, да и вылет не грозит» (по его данным, для более-менее справедливого распределения мест некоторые клубы обсуждают дополнительные мини-турниры за ЛЧ и спасение). Иванов для убедительности сослался на примеры Единой лиги ВТБ и КХЛ, которые уже отменили сезоны и ушли на неопределенный перерыв. Но на самом деле его мысль совершенно не соотносится с обстановкой на спортивном рынке. 

Единая лига ВТБ и КХЛ – закрытые турниры, которые не зависят от других этажей спортивной пирамиды (не нужно переживать о вылете и подъеме команд из условной ФНЛ) и вольны действовать решительно и независимо. РПЛ вынуждена не только думать об уходящих и приходящих клубах, но и отвечать за 5-6 команд, которые пробьются в ЛЧ и ЛЕ. В хоккее нет внешних сдерживающих факторов типа Лиги чемпионов или УЕФА, в баскетболе есть хотя бы Евролига – но даже с поправкой на отбор в международный турнир (все равно туда каждый год идут одни и те же) Единая лига ВТБ может делать что угодно из-за еще одного стартового условия.

Это условие – организационно-финансовое устройство российского спорта. Он дотационный и управляется регулированием не рыночного (не сыграл матчи – не получил деньги), а имиджевого порядка. Единая лига ВТБ еще недавно официально говорила, что продает трансляции топовых матчей «Матч ТВ» за тысячу рублей, а за показ нефлагманских игр и вовсе приплачивала «Газпром-медиа». Телевизионные доходы в масштабах индустрии просто смешны, на болельщиках клубы не зарабатывают и 15% бюджета, так что приостановка или отмена чемпионата упирается в отношение спонсора. Спонсоры в основном якорные, то есть наполняющие почти весь бюджет на год (смотрите пример ЦСКА и «Норникеля»), поэтому все зависит от принципиальной позиции мецената: есть возможность давать столько же денег или нет. Пока есть – отмена игр не влияет на жизнеспособность лиги и клубов. 

То же самое в КХЛ: весь телевизионный пул лиги (419 миллионов рублей в прошлом сезоне) – это меньше 10% бюджета одного ЦСКА (4,5 миллиарда рублей – от «Роснефти»). Отмена нескольких серий плей-офф не пошатнет экономическую модель клубов, потому что практически все деньги сезона-2019/20 и так распределены: 70% приходятся на регулярный чемпионат, еще 15 отдают поровну участникам плей-офф, от финальной части сезона зависит распределение оставшихся 15% денег – то есть чемпион недосчитается условных 35 миллионов рублей, для ЦСКА или СКА это копейки. В сложившихся условиях (с Кубка Гагарина и так снялись несколько команд – плей-офф превратился в решето, болельщиков на трибунах собирать нельзя, а экономически клубы почти ничего не потеряют) отмена сезона действительно не уничтожит лигу. Таковы реалии российской системы спорта, которая зависит от покровителей, а не рыночных правил. 

Ситуацию в РПЛ, несмотря на экономические сходства (ТВ приносит 4% доходов, болельщики – 7%), сопоставлять с прецедентами из баскетбола и хоккея просто неграмотно. 

Первое: если остановить чемпионат сейчас (и даже если провести стыковые матчи между 15-16 местами РПЛ и 1-2 ФНЛ), можно нарваться на большую волну недовольства и даже иски от условных «Крыльев Советов» или «Чертаново» – они справедливо могут спросить, почему их судьбу решили на основе 22 туров, если у них еще был шанс решить все вопросы внутри традиционного сезона. Когда в Англии только задумались, допустимо ли в крайнем случае отменить результаты сезона-2019/20, шесть команд чемпионшипа пригрозили лиге крупными исками (а выход на уровень выше – это вопрос примерно 150 дополнительных миллионов фунтов; с поправкой на реалии РПЛ – это вопрос 50+ миллионов рублей, что тоже немало для клубов ФНЛ). В российских условиях досрочный вылет в ФНЛ может обернуться потерей якорного спонсора, которому репутационно невыгоден балласт из ФНЛ. 

Второе: если чемпионат завершат досрочно, клубы РПЛ просто не пустят в Лигу чемпионов и Лигу Европы. Это не догадка, а инсайд журналиста Forbes Криса Уильямса: по его информации, УЕФА хочет централизованного генерального решения о структуре календаря и не допустит в свои соревнования тех, кто определит места в таблице не по спортивному принципу. Непопадание в Лигу чемпионов обернется для российских клубов цепочкой проблем: сначала финансовых (от 18 до 35-40 млн евро недополученных доходов), а потом и структурных (минус коэффициенты УЕФА, падение в рейтинге, падение престижа чемпионата). Отрицать важность обоих пунктов невозможно. 

Понятно, что никто не станет рисковать здоровьем людей, когда вокруг бушует вирус. Именно поэтому футбол пока заморожен и следит за новостями, а вернется, только когда пик инфекции уже пройдет – и матчи, чтобы не становиться новым очагом распространения вируса, будут проводить при пустых трибунах. Так уже решили и в АПЛ, и в Ла Лиге, и в Бундеслиге, и даже в НБА (там лига вообще готова провести все матчи на одной арене, специально оборудованной для трансляций – либо в Лас-Вегасе, либо на Багамских островах, а игроков будут держать в изоляции). Понятно, что никому не нравятся пустые кресла («Как мы вообще можем говорить про спорт без болельщиков? Нет никакого интереса, нет запала, нет крика, нет надрыва», – говорит сам Леброн Джеймс, а игроки АПЛ, по данным The Athletic, до сих пор не вполне согласны с логикой управленцев, но понимают, что иного способа спасти доходы нет). 

«Сейчас то время, когда нужно принимать непопулярные решения, – говорит президент Немецкой футбольной лиги Кристиан Зайферт. – Одно из таких возможных решений – завершить сезон без зрителей». 

Почему это действительно необходимо? Возьмем пример АПЛ. Там два вещателя – Sky Sports и BT – перестали брать деньги от пабов, где раньше шли трансляции, и позволили пользователям заморозить подписку. Если футбол не вернется до августа, Sky потеряет 700 миллионов фунтов от подписки и рекламы, BT – 228 млн. В сумме – почти миллиард. Не получив эти деньги, телекомпании будут требовать назад часть контракта за непоказанные матчи (на всякий случай: деньги перечисляют не летом за весь сезон, а частями – где-то двумя траншами, где-то – тремя, так вот АПЛ уже получила всю сумму, но пока не отыграла матчи на 762 миллиона фунтов) – просто не за что платить, продукт не поступил. То же самое со спонсорами: практически у всех компаний, рекламирующихся через футбол, остановились финансовые потоки, рекламный инвентарь на форме и стадионах не используется – платить не за что. Матчей нет – нет и билетной, мерч-выручки. 

Оставшись без всех доходов, клубы не избавятся от долгосрочных обязательств – это и зарплаты, и трансферная амортизация (например, вы купили игрока за 100 млн евро, а платите 3 года – так вот в июле вам надо перевести 33,3 млн евро), и проценты по кредитам, и чего только не. Не получив треть ожидаемого и даже гарантированного контрактами дохода, клубы не смогут поддерживать прежний уровень расходов (подушка безопасности есть только у избранных – их совсем немного). Те же контракты с игроками долгосрочные и требуют выплат (в сумме зарплатные ведомости клубов из топ-лиг Англии, Франции, Германии, Испании и Италии – это 9 миллиардов евро, на дистанции трети сезона это, допустим, 3 миллиарда евро).  

Именно поэтому для сохранения нормального положения в краткосрочной перспективе почти всем клубам Европы требуется сокращение зарплат. На них уходит от 50 до 70 (а в некоторых случаях даже 80) процентов доходов, и временное сокращение этой статьи расходов позволит сбалансировать состояние футбола. В Серии А в понедельник будут обсуждать тотальную заморозку контрактов игроков до возобновления сезона, в Бундеслиге многие согласились на 20-процентное срезание, во Франции все команды ушли на режим частичной безработицы (при нем выплачивается 84% зарплаты чистыми), в Англии обсуждают уменьшение зарплат на 20-50%. Когда игры возобновятся – все недополученное вернут. 

Футбол стоит перед тонной сложных вопросов: как ограничить зарплаты, как сдвинуть сроки завершения сезона, что делать с трансферным окном, как быть с контрактами, которые завершаются 30 июня и открываются 1 июля, когда вообще начинать новый сезон – и можно ли провести его в традиционном формате. Для решения таких проблем общаются рабочие группы при ФИФА, УЕФА и Ассоциации клубов Европы – и разные российские менеджеры, по данным Sports.ru, участвуют в международных созвонах постоянно. Европейский футбол идет к более-менее единому решению, РПЛ встроена в этот процесс и слушает мнения топ-лиг – и в таких условиях просто безумно поступать самостоятельно, в отрыве от линии УЕФА. 

По данным Sports.ru, руководство РПЛ сейчас настроено на полноценное завершение сезона через матчи – просто играть начнут не сейчас, а когда заболеваемость заметно снизится. Даже если это случится летом, приоритетом РПЛ будет доигровка текущего чемпионата – чтобы все обязательства перед партнерами (в первую очередь – Тинькофф и Лигой Ставок) были выполнены, а «Матч ТВ» перечислил оставшиеся деньги по контракту (по информации Sports.ru, в России, как и в Европе, пока не перечислены примерно 30% суммы).  

Тут логично спросить: а как вообще планируют поступать лиги?

Во-первых, все будут ориентироваться на эпидемиологическую ситуацию в своих странах. Во-вторых, практически со 100% уверенностью можно говорить, что все лиги вернутся на пустые стадионы. Дальше есть разные сценарии. 

Самый оптимистичный и нереалистичный – середина мая. Клубы спокойно играют свои 8-12 туров и без всяких проблем укладываются в обозначенный дедлайн – 30 июня. В это никто не верит. 

Вариант, который пока считают основным в АПЛ, – возвращение 1 июня и завершение 30 июня. Чтобы все получилось, придется играть каждые 2-3 дня – и тут уже беспокоятся врачи, которые считают риск травм в таком графике избыточным (хотя тренер «Ньюкасла» Стив Брюс говорит, что готов играть хоть каждый день, чтобы подбодрить страну). 

Третий вариант – стартовать 15 июня и заканчивать к августу. 

Четвертый вариант – вернуться в июле и закончить к сентябрю, чтобы тут же, без длинных сборов, начать новый сезон-2020/21. Не исключено, что новые чемпионаты, с учетом надвигающегося Евро, пройдут в нестандартном формате – с плей-офф вместо второй линейной части сезона. 

Форматы доигровки-2019/20 тоже могут быть любыми: от традиционных игр дома и в гостях (если ситуация нормализуется более-менее быстро, во что верят уже немногие) до фестивальных периодов на нейтральном поле. АПЛ и Бундеслига, по данным The Athletic и Forbes, уже изучали возможность разместить команды лиги в 2-3 городах в изолированных отелях – с тем чтобы играть на пустых стадионах, к которым не подберутся болельщики. В таком случае сезоны будут завершены в плотном графике, телекомпании покажут матчи, аудитория развлечется, а все получат свои деньги.  

Клубам РПЛ в этих условиях нужно брать пример с опытных европейских коллег – и не торопиться.

Поспешные решения могут обойтись очень дорого. Вот Денис Глушаков уже предложил закрыть сезон так, чтобы никому не было обидно: из РПЛ никто не вылетает («Ахмат», напомню, идет последним), из ФНЛ поднимаются первое и второе места на текущий момент. По сути, это вынужденное расширение РПЛ до 18 команд – которое, как мы уже писали, в текущих условиях приведет к увеличению расходов клубов, экономический эффект такого решения – минус 872 миллиона рублей. Откуда возьмутся эти деньги, кто их даст в условиях мощнейшего кризиса? Государству, которое много лет накачивает футбол через крупные квазибюджетные компании, уже далеко не до подъема футбола на новый уровень – в условиях, когда на спасение только авиакомпаний нужно более 100 миллиардов рублей, приоритеты совсем другие. 

Если наш футбол хочет быть солидным и рыночным, ему надо быть сдержанным, а не импульсивным. 

Отменить сезон всегда успеем. А вот сохранить несколько сотен миллионов рублей по контрактам – значит проявить себя разумными людьми, которым важна каждая деталь и последовательность. Пока спонсоры и телевидение замораживают платежи, можно по примеру европейских команд чуть-чуть сократить игрокам зарплаты – и объяснить, почему так вообще происходит во всем мире и когда восполнят отрезанное. 

Может, тогда все элементы системы поймут, как и за счет чего они живут.

***

Дорогие читатели Sports.ru, я готовлю большой текст про экономику европейского футбола в карантин – чем ему грозит пауза, какие убытки возможны, как это скажется на будущем и так далее. Скажите, о чем вам было бы интересно прочитать, и я попробую ответить на все вопросы. 

Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф, Алексей Филиппов; Gettyimages.ru/Catherine Ivill