12 мин.

Интервью: Евгений Башкиров о Курбане Бердыеве, вопросе на «Что? Где? Когда?» и Экстраклассе

В рубрике «Напросились!» на ютуб канале «Крыльев Советов», ты говорил, что раньше слушал русский рок и панк-рок. Почему именно эти направления в музыкальном жанре? Есть ли любимая группа?

Думаю, Мишане из пресс-службы «Крыльев Советов» (вероятно, речь о Михаиле Пряничникове- ред.) будет приятно, что вы о нём вспомнили. Во-первых, у отечественной рок-музыки, в том числе панк-музыки, было десятилетие/пятнадцатилетие активности и популярности среди молодёжи. У меня всё сложилось так, отец играл на трубе, был первый виток популярности группы «Ленинград», так что так или иначе, рок-музыка проникала в мою жизнь. Мне нравились тексты, мелодии, я до сих пор слушаю отечественную музыку и иностранных инди и альтернативных исполнителей в том числе. Касательно любимых групп. Музыка- это эманация божественного на Земле, начиная от классической и заканчивая элементарным звуковым рядом. Любимое это то, что вызывает у тебя любовь, а практически вся музыка вызывает у меня любовь в душе.

Во время концерта панк-группы «Тараканы!» в Самаре, ты вместе с музыкантами спел хитовую песню этого коллектива «Русский рок». Сильно ли волновался во время выступления, как родилась идея спеть вместе с ними на одной сцене? (видео- https://www.youtube.com/watch?v=smWVyg62iFA)

На «Тараканов!» я часто ходил в юности, был на презентации их альбома «Властелины вселенной» (увидел свет в 2006 году- ред.) Я рассказал об этом всем ребятам в гримёрке, мы посмеялись с этого. Они часто выступали в Питере, в клубе «Орландина». Это точка, которую, как мне кажется, сейчас вспомнят только трушные фанаты. Ещё эти же фанаты вспомнят, что этот альбом «Тараканы!» записывали с группой «Ранетки», когда они ещё были не известны. При клубе в Самаре у нас были ребята, которые организовывают концерты. Я увидел, что у «Тараканов!» будет концерт и как-то в шутку произнёс нечто в стиле «было бы круто познакомиться с ребятами, а ещё круче спеть какую-то песню». Повезло, что группа пошла на встречу. Это был довольно интересный опыт для обеих сторон. Два часа в гримёрке с массой историй от парней из коллектива, это было очень круто. Я до сих пор продолжаю поддерживать с ними контакт. Если была бы когда-то ещё такая возможность, я бы даже с ними в тур поехал (смеётся). Конечно, волнение присутствовало, так как я выступал с чистым звуком без уха и слышал только себя в колонке, которая притом выводилась на меня, а не в зал. В итоге, пришлось просто кричать в микрофон, поэтому получилось, как получилось (улыбается).

Во время выступлений за «Томь», ты успел поучаствовать в забавном челлендже. Каково это спеть на Невском Проспекте с самим Сергеем Шнуровым? В ролике это не так заметно, но много ли людей узнавало тебя на улице?

Со Шнуром выступать, конечно же, очень волнительно. Тогда было очень холодно, у меня замёрзли все пальцы. Перед записью того ролика для передачи Юрия Дудя и Жени Савина, мы записывали одну социальную историю под эгидой спонсоров «Томи», а именно делали скворечники в одном из питерских парков. И делали это полтора/два часа, поэтому мы получили максимальное количество холода, которое только можно было получить в тот день. И, соответственно, когда я стоял на Невском в конце Малой Конюшенной, и ко мне подошел сам Сергей Шнуров, это было для меня огромным сюрпризом. Мы сыграли несколько песен, после чего он поехал по своим делам, а я по своим.

Узнавало не так много людей. Кто-то узнавал, но игрок «Томи», пусть даже воспитанник петербургского футбола, плюс ещё у меня тогда была настолько выдающаяся борода, что я сам бы себя не узнал. К тому же, что на Малой, что на Большой Конюшенной обычно столько музыкантов, которые как раз-таки там играют постоянно. Вам это может подтвердить мой хороший друг, окна дома которого выходят как раз на людей, по сотни раз исполняющих «Звезду по имени Солнце» и другие замечательные композиции группы «Кино». Так что, Невский проспект это такая артерия, по которой происходит постоянное движение туда-сюда.

Ты много читаешь и имеешь, в определенных кругах, звание самого эрудированного футболиста России. Какие книги ты бы посоветовал к прочтению и почему?

Сейчас, к примеру, читаю скандинавского автора, у которого нетипичный подход к написанию и детективной истории, и вовлечения в социальную жизнь. Скандинавия, XIX века, с поиском каких-то трав, появлением картофеля в быту людей. Или до этого мною прочитанная книга в жанре non-fiction- «Конан Дойль на страже порядка». Это история о том, как Конан Дойлю, автору Шерлока Холмса, писали письма с просьбами раскрытия всевозможных преступлений. Рассказывать сюжет не буду, но прочитать советую. Книг и авторов очень много. Недавно перечитал «Назову себя, Гантенбайн» Макса Фриша, который, по моим воспоминаниям, является любимым писателем моей преподавательницы на журфаке- Юлианы Владимировны Каминской. Она всегда выделяла двух авторов- Макса Фриша и Гюнтера Грасса. Люблю перечитывать Булгакова. Литература это целая вселенная, в которую раз окунувшись, не захочешь выплывать. То, в чём плавать хочется всегда.

На твой вопрос о «приспособлении для чистки обуви» в передачи «Что? Где? Когда?», не сумели дать ответ знатоки, в числе которых магистр Александр Друзь. Как родился тот легендарный вопрос?

Позже, так получалось, что Александр очень часто летал теми же рейсами, что и молодёжная команда «Зенита» и глядя на него в автобусе, который вёз нас до самолёта, каждый раз думал узнает он меня или нет (улыбается). Вопрос возник очень просто. Мои родственники живут в селе под Одессой, мы с родителями дважды ездили туда на машине из Питера. На тот момент, мы всей семьёй любили смотреть «Что? Где? Когда?» очень часто, поэтому было постоянное генерирование идей для записи вопроса. В итоге, всё вылилось в то, что моя мама предложила снять что-то из деревенской жизни, какие-то традиционные вещи, записать видеовопрос со мной в кадре. Мы записали и отправили его, а выпал он лишь спустя несколько лет. Причем, мы смотрели тот выпуск в режиме реального времени, всей семьей. Это было очень волнительно, градус криков в доме уж точно повысился. Прекрасно, что удалось победить, есть и такой пункт в биографии нашей семьи.

Поговорим о футболе. Ты воспитанник «Зенита». Какие факторы помешали тебе дебютировать в первой команде питерцев, высокая конкуренция, травма крестообразных связок или что-то другое?

Сразу скажу, что травмы крестов у меня не было, не нужно верить Википедии. На это повлиял мой собственный уровень и всё. У меня был очень продуктивный период работы со штабом Лучано Спалетти и с тем составом, который тогда становился чемпионом и играл в Лиге Чемпионов. Я оценил этот опыт по достоинству. Я считаю, что это была отличная стартовая позиция. К сожалению, не удалось дебютировать за основу, но сложилось как сложилось. Никогда не знаешь, как всё повернётся, возможно когда-то ещё удастся сыграть за «Зенит». На тот момент, я принял решение перебраться в «Томь» и пойти по другой дороге. От того периода осталось довольно много ярких впечатлений. Например, в 18 лет я полноценно готовился к квалификационному матчу Лиги Европы, мы тогда играли в Мадейре против «Насьоналя». Могу сказать одно- ты сам конструируешь свой уровень.

Вариант с переходом в «Томь», был попаданием в десятку?

Четыре года в Томске были незабываемыми. Та команда, которая в итоге вышла в РПЛ, и тот состав, была достаточно сильная, даже несмотря на то, что мы вылетели в ФНЛ. Яркий пример- многие футболисты из той команды играют в клубах Премьер Лиги. Мы до сих пор поддерживаем связь друг с другом. Как минимум, человек тринадцать из того состава общаются в общем чате. Это был год очень семейного футбола, который позволил мне приобрести огромный опыт, как спортивный, так и жизненный. Ты в другом городе, за четыре часовых пояса от родного дома, было много матчей, в которых я принимал активное участие. Поэтому это точное попадание в город, в людей, которые были при команде, поддерживали ее. Я всем говорю: «Прилетайте в Томск», вы не ошибётесь, там вам очень сильно понравится, как минимум открытость людей.

Твой дебют в РПЛ состоялся в поединке с «Кубанью» и твой гол именно в ворота этого соперника можно назвать переломным во время стыковых матчей за право остаться в РПЛ между «Томью» и «Кубанью». Можно ли сказать, что краснодарцы отыгрывают особенную роль в твоей жизни?

Мы всегда ищем особый символизм во всём. Сначала я заработал тот злополучный пенальти, затем в ответке забил гол, который повлиял на то, что мы вышли в Премьер Лигу. С «Кубанью» было много интересного. Мы с Георгием Зотовым (нынешний защитник «Оренбурга», ранее игрок «Крыльев Советов», «Кубани», «Анжи» и канувшего в лету донецкого «Металлурга»- ред.) обсуждали это. Мы и с «Крыльями» вышли в РПЛ именно в матче с краснодарцами. Всё это символично и забавно.

Картинки по запросу &quout;томь кубань 2-0&quout;

Эти поединки также стали твоим красивым прощанием с командой, которая дала тебе путёвку в большой футбол, так как летом 2016 года ты перешел в «Крылья Советов». Можно ли назвать те стыковые матчи самым важным и эмоциональным событием в твоей карьере, на данный момент?

На самом деле, каждый матч — это довольно эмоциональный момент. И первая игра на «Петровском» против «Зенита» («Томь» сумела отстоять нулевую ничью в Питере- ред.) при семье и друзьях, и много других поединков. Всегда мечтал выйти на поле «Петровского», так как для меня этот стадион был символом отношения к «Зениту» и Санкт-Петербургу. Как и для любого воспитанника клуба с берегов Невы, матчи против московских команд всегда имели особый статус. Поединки против «Спартака», всегда были очень важными. Знаете, и выезд в Сахалин ведь тоже очень эмоциональный, когда в девять утра по Москве играешь, это ведь тоже требует перестройки себя и игры сцепив зубы.

Раз уж мы упомянули московский «Спартак». Самый запоминающийся момент в футболке самарцев это разгром будущих чемпионов России 4:0 в сезоне 2016/2017?

В том матче у нас была экстра-мотивация. Команда бежала без остановки. Вадим Викторович Скрипченко (тогдашний главный тренер «Крыльев»- ред.) заряжал нас на победу ещё за три дня до матча. Говорил, что мы всё можем и у нас всё получиться. Возможно, футболисты «Спартака» тогда были не совсем готовы к такому силовому футболу, так как во всех единоборствах мы старались выйти победителями. Вся команда была сосредоточена на том, что сегодня мы должны победить!

Не успел ты толком насладиться игрой в высшем дивизионе, как «Крылья» на пару как раз с «Томью» вылетели в ФНЛ. Почему ты остался в клубе даже после вылета, не было подходящих вариантов от команд из «вышки» или причина кроется в чём-то другом?

Когда у меня есть контракт с клубом, нет первой же мысли, сразу бежать из команды, если происходит что-то не по плану. За всё время в Самаре произошло много всего, тренерская чехарда, удачные и неудачные игры. Мы говорили об этом с руководством, плюс в клуб пришел Андрей Тихонов, с которым мне очень хотелось поработать. На тот момент я посчитал, что нужно помочь команде вернутся в элитный дивизион и поставил перед собой такую задачу. И, кстати, это был очень удачный, конструктивный и содержательный год для нас. Плюс, мы выполнили задачу и через год вернулись в РПЛ.

В сезоне 2018/2019, казанский «Рубин» выступал ненамного лучше вновь повысившихся в классе «Крыльев Советов». Чем обусловлен твой трансфер в стан «драконов», известной ситуацией с нетрезвым вождением или с чем-то другим?

Причина была не в этой неприятной ситуации, связанной со мной. Сложилось как сложилось. Видимо, меня не видели в роли одного из тех, кто мог бы помочь «Крыльям» удержатся в элите. Прекрасно, что на тот момент тренерский штаб во главе с Курбаном Бекиевичем Бердыевым, приняли меня в казанскую семью.

Какой легендарный Курбан Бердыев как человек, что нового ты почерпнул от этого наставника?

В первую очередь это профессионал. В тренировочном процессе очень голодный, жаждущий деталей, мелочей, которые должны соблюдаться футболистами. И только при соблюдении всех этих требований ты можешь выйти на иной уровень мастерства. Мы видели это хотя бы по примеру «Ростова». Мне кажется, это человек, который позволяет тебе верить в то, что ты можешь стать лучше. Я научился тому, что необходимо играть, отталкиваясь от своих сильных сторон, и если команде требуются эти самые стороны, то ты должен быть готов их проявить в нужный момент.

Ты очень часто участвовал в различных акциях с болельщиками. Расскажи, к примеру, о доставке пиццы вместе с товарищем по команде Данилом Кленкиным. Это была инициатива клубов или тебе самому такие акции доставляют большое удовольствие?

Я не очень открытый человек в плане запредельного общения или открывания всем своего внутреннего мира, но, если есть какие-то акции, которые могут помочь как взаимоотношению болельщик-футболист-клуб или пресс-службе требуется вовлечённость в процесс общения с фанатами, конечно же необходимо общаться с людьми и быть ближе к ним. В Казани было очень много таких же акций. Хорошо, что в клубе есть Ваня Бодылевский (пресс-аташе «Рубина», ранее «Ростова»- ред.), который придумывает, чтобы футболисты приезжали в различные детские дома, центры и тд. Это очень важно. Если есть такая возможность, уделить кому-то внимание, то почему бы этого не сделать. История с пиццами была очень живой. Появилась идея не просто пофотографироваться или что-то в этом роде, а организовать доставку и подарить билеты на матч. По-моему, получилось очень весело.

Твои первые впечатления от Чемпионата Польши? Чувствуется ли какой-то принципиально другой уровень между первенствами России и Польши?

Безусловно, различия существуют, за исключением того, что футбол он везде футбол, в этом его прелесть. Все подходы, концепции очень разные. Это видно на примере поединка «Ливерпуля» против «Атлетико». Если посмотреть прессу, твиттер, социальные сети, для кого-то Диего Симеоне просто человек, который поставил 11 футболистов в своей штрафной площади и заставил их отбиваться и играть в анти-футбол, а для кого-то это попытка концептуально подойти к тому сопернику, против которого ты играешь. Использовать и экстра-таймы, и правило выездного гола, контратаки. Вообще, подходы и восприятие совершенно разные. Чемпионат Польши, наверное, просто более силовой и очень открытый. Многие клубы, в том числе и в российском чемпионате, много закрываются, у нас это любят называть «игрой от печки». От этого, часто страдает результативность. В Польше эта открытая игра приводит к тому, что возникает много атак, явных голевых моментов. В последнем поединке против гданьской «Лехии» мы сыграли 4:4, я в жизни не принимал участия в таких сверхрезультативных поединках. Были разные результаты, громкие камбэки, но чтоб 4:4. И это ещё был не предел, так как мы могли даже вырвать победу в той встрече. Мне кажется, это наглядно характеризирует польскую лигу.

Кто выиграет Лигу Чемпионов в этом году?

А Лигу Чемпионов вообще кто-то выиграет? (смеётся) Фаворитами остаются «Манчестер Сити», «Атлетико» с концепциями Симеоне, ну и ПСЖ. Я не загадываю, так как был свидетелем хотя бы трёх подряд побед «Реала» в турнире. В футболе возможно всё. Может мы и «Аталанту» увидим в финале, кто знает.

Любимый фильм?

«Гаттака» (антиутопический триллер 1997 года, в главных ролях Итан Хоуп и Джуд Лоу- ред.)

Любимое блюдо?

Бабушкин черничный пирог.

Какой город в России тебе нравится больше всего?

Санкт-Петербург.

В какой стране ты мечтаешь побывать?

Во всех.

Если бы Евгений Башкиров не стал футболистом, он был бы…

Я продолжал бы быть артистиком, как на поле, так и вне его.

Главная мечта и цель на 2020 год?

Моя главная мечта- просыпаться каждое утро счастливым, знать, что моя мама улыбается. А главная задача на этот сезон- попасть в первую восьмёрку Экстраклассы с «Заглембем» и быть как можно выше в турнирной таблице к лету.

Фото: instagram.com/ zaglebie.com