Наши в Great Britain. Сергей Гоцманов
Эта статья открывает рубрику «Наши в Great Britain». Я хочу рассказать вам, кому из наших игроков посчастливилось поиграть в Англии, каких успехов им удалось достичь. К моему удивлению таких футболистов оказалось совсем немного, а закрепиться в Англии и достичь там больших высот, по большому счету не удалось никому, за исключением разве что Андрея Канчельскиса. Навскидку можно вспомнить кратковременный феерический взлет Андрея Аршавина за Ливерпуль, невнятный сезон в Челси Андрея Шевченко на излете славной карьеры, многообещающая игра Александра Глеба в Арсенале до перехода в Барселону.
Особняком в этом перечне стоит карьера Канчельскиса на Туманном Альбионе. Украинскому футболисту удалось поиграть под началом великого сэра Алекса Фергюссона за МЮ. И не просто поиграть, а стать одним из лидеров клуба и завоевать немало трофеев с командой из Манчестера. Но рассказ об этом за мной, а сегодня я расскажу вам об одном из наших первопроходцах на родине футбола – минском динамовце Сергее Гоцманове.
Статья далась мне трудно. Просматривая материалы 30-летней давности, постоянно отвлекался от основной темы – каждая заметка будила столько воспоминаний, что впору было садиться за болельщицкие мемуары. Мы с Гоцмановым почти ровесники, Сергей старше на 2 года, и вся его карьера, отличная игра за минское «Динамо», сборную СССР, проходила перед глазами непрерывным калейдоскопом ярких, запавших в душу воспоминаний. Ностальгия. Не по Союзу, помилуй бог, — по молодости.
Коренной минчанин, Сергей Гоцманов родился, тем не менее, в Казахстане – партия послала отца будущего футболиста, шофера по профессии, поднимать целину. Выполнив задание партии, семья вернулась в Минск, где Гоца, как звали Сергея пацаны, в «Трудовых резервах» начал постигать азы футбола. Любопытно, что несколько лет мальчишка скрывал от отца, что занимается спортом, суровый родитель считал это баловством. И лишь в 17 лет, когда Гоцманова зачислили в минское «Динамо», секрет пришлось раскрыть.
Становление Гоцманова, лучшие годы его карьеры, неразрывно связаны с именем Эдуарда Васильевича Малофеева, ЭВМ, как уважительно величали его воспитанники. Это он взял юного игрока в минское «Динамо», он привел его к величайшему триумфу в футбольной жизни – чемпионству 1982 года. Под его руководством Сергей дебютировал в сборной СССР и закрепился в основном составе главной команды Советского Союза. Не зря футболист в каждом интервью, отдавая дань благодарности тренеру, называет его своим крестным отцом.
1982 год. «Динамо» (Минск) – чемпион СССР. В те годы гегемонию московских команд, киевского и изредка тбилисского «Динамо» редко кто мог нарушить. Выигрыш первенства белорусской командой сродни победе Лестера в английской Премьер-лиге. За 54 розыгрыша с 1936-го по 1991 год такой подвиг удавался лишь ворошиловоградской Заре, минскому Динамо, Зениту, Арарату и дважды днепропетровскому Днепру. Причем, украинским командам сделать это было легче – в каждом чемпионате СССР представительство украинских клубов было солидным – 5-6 команд. Не буду говорить, что уже тогда практиковались договорные матчи, просто клубы из Украины придерживались стратегии велосипедной гонки – всеми силами сдерживали попытки уйти в отрыв чужаков.
В том далеком 82-м сошлись звезды. Отлично сбалансированный состав, сплав мудрости Пудышева, Прокопенко, Курненина и честолюбивая, не признающая авторитетов молодежь, в лице Алейникова, Гоцманова, Зыгмантовича. Молодой, амбициозный тренер, с концепцией диковинного «искреннего» футбола, за который я сегодня так люблю АПЛ. В острой конкуренции с киевлянами, победив в последнем туре спартаковцев в Москве, белорусы в первый и последний раз завоевали золото чемпионата СССР. В 82-м я заканчивал службу в армии, очень хотел попасть на игру минчан, но 3 апреля, когда динамовцы Минска играли с тбилисскими одноклубниками в столице Грузии, валялся с дизентерией в госпитале. Зато чемпионский триумф встретил уже дома, на гражданке, и отметил его по полной программе, можете не сомневаться.
Но ближе к теме нашей статьи. В 1989 году, будучи уже вице-чемпионом Европы, Сергею Гоцманову представилась небывалая в то время возможность сыграть в европейском чемпионате. На белорусского полузащитника претендовали испанский Овьедо и английский Брайтон энд Хоув. Овьедо выспупал в Примере, а Брайтон во 2-м дивизионе, но Гоцманов выбрал Англию, так как по стилю ему больше импонировал силовой, жесткий, скоростной британский футбол.
В роли агента минчанина выступал Центральный совет «Динамо» в лице тогда еще товарища (не господина) Толстых. Сколько там заплатили за Гоцманова валюты, сейчас узнать трудно (по слухам, англичане раскошелились на амуницию и инвентарь, оцененный аж в 6 тысяч вражьих фунтов), но, по личному контракту Сергею причиталось целых две с половиной тысячи фунтов стерлингов в месяц. Тренер англичан Барри Ллойд встретил советского полузащитника тепло, сразу доверил ему место в основе. В том сезоне Гоцманов провел за Брайтон 17 матчей и забил 4 мяча. Клуб выделил футболисту хорошую квартиру, в Англию переехала жена Сергея с двумя мальчишками. Кажется, жизнь и спортивная и бытовая налаживалась, как нельзя лучше. Но тут на Гоцманова обратили внимание селекционеры Саутгемптона; клуб предложил Совету Динамо 150 000 фунтов за футболиста. Сергей совсем не хотел покидать Брайтон, в котором уже освоился, но кто его спрашивал? В Москве не миндальничали: либо ты едешь в Саутгемптон, либо первой лошадью в Минск.
Поначалу в новом клубе тоже все складывалось удачно, в команде был еще один советский игрок, украинский защитник Алексей Чередник. Тренер «святых» Крис Николл ценил Гоцманова, потихоньку подводя белоруса к основе. В том сезоне Сергей провел за Саутгемптон 8 матчей, сначала выходя на замену, а позже и с первых минут игры. Голами отметиться в 1-м дивизионе Англии не удалось, но игры не портил. Жесткий по нашим меркам полузащитник в английском футболе оказался одним из самых мягких – во время матча были такие стыки, что было слышно даже на трибунах, как хрустят кости футболистов. И все бы хорошо, но североирландского тренера сменил Иэн Брэнфут. Новый коуч полностью поменял систему тренировок, команда резко полетела вниз. Алексей Чередник, однажды, не сдержавшись, выдал тренеру, ставшей знаменитой тираду: «Мистер, вы тренер по регби, а не футболу». После этого Брэнфут перестал замечать и Чередника, а заодно и Гоцманова. Невзлюбил тренер русских, и все тут.
На этом можно было бы и закончить рассказ об английском этапе карьеры Гоцманова, остается добавить несколько интересных фактов.
2 июня 1984 года на «Уэмбли» проходил товарищеский матч Англия – СССР. На 54-й минуте встречи Сергей Гоцманов вышел один на один с Питером Шилтоном и технично переиграл знаменитого британского голкипера – 0:1. Тот матч советские футболисты выиграли со счетом 0:2 (второй мяч провел в конце поединка Олег Протасов).
В Саутгемптоне Гоцманову довелось поиграть вместе с Аланом Ширером. Знаменитый английский бомбардир тогда был еще в самом начале своей карьеры. Алан пригласил одноклубников на свадьбу. Гоцманов с Чередником пришли на торжество, а там спиртное за счет гостей, плюнули и вернулись восвояси.
Гоцманов на лавке сидеть не захотел, попросил отпустить его в другую команду. Подвернулся вариант с восточногерманским Галлешер (Галле), там отыграл сезон, клуб вылетел в низшую лигу, потерял профессиональный статус, пришлось возвращаться в Минск. А страна уже была другая, и Минск уже был совсем другим; три года Гоцманов был непонятно в каком амплуа, то ли игрок, то ли тренер, то ли безработный. Когда жене Ольге (она у Гоцманова известная в свое время гимнастка Ольга Коваль) бывший тренер предложил поработать в Америке в его спортивной школе, долго не раздумывали, забрали детей и улетели за океан. Думали, едут поработать, а оказалось навсегда. Было нелегко, одно время жили в Штатах полулегально, но в итоге как то все потихоньку устаканилось. Гоцманов поиграл еще пару лет и в Америке за клуб Миннесота Тандер. Сейчас нашему герою 60. Работает водителем школьного автобуса, тренирует детишек, помогает жене в ее спортивной школе гимнастики. Языка толком так и не выучил, думает и говорит по-русски. Зато американские дети выучили слова «Молодость моя, Белоруссия», потому что ежедневно по дороге в школу в автобусе Гоцманова поют «Песняры».
Сергей Алейников:
«Он стойко держал удары и терпел, даже если очень больно. Одним словом, боец. Серёжа ничего не делал вполсилы, никогда не делил матчи на важные и проходные, всегда отдаваясь игре целиком».