8 мин.

В чем именно наши вратари отстают от европейских тенденций? Новый пост тренера вратарей «Урала»

В интервью Sports.ru я рассказывал, что каждую паузу на игры сборных стараюсь использовать для стажировки в европейском клубе. Зимний перерыв – тоже отличное время для поездки в клуб или участия в конференции.

В декабре в Москве состоялась вторая научно-практическая конференция тренеров вратарей – больше двухсот участников из России, стран СНГ и Балтии. Я выступал и на первой конференции – тогда представил видео с упражнениями и игровыми эпизодами для разбора в теоретических занятиях. В этот раз было больше вещей, направленных на системность. Например, я рассказывал об общих требованиях к тренерам вратарей «Урала», системе отбора вратарей в клубную академию, направленности работы в подготовительный и соревновательный период, едином микроцикле и структуре тренировок.

Было интересно послушать коллег. Виталий Кафанов представил видео об организации атакующих действий, Василий Хомутовский из брестского «Динамо» рассказал о важности внедрения современных технологий при подготовке вратарей, внук Льва Яшина Василий Фролов – о сотрудничестве с сербскими тренерами вратарей (чуть подробнее я расскажу о них в следующем посте). 

Но главное событие декабря для меня – другое. Осенью я познакомился с Виталием Фалманном, который давно работает тренером-реабилитологом в системе «Фортуны» из Дюссельдорфа. Фалманн родился в Нижнем Тагиле, но большую часть жизни провел в Германии. Кроме «Фортуны» он работал с юниорскими сборными Германии, поэтому знаком и с системой подготовки, и с менеджерами, определяющими вектор развития немецкого футбола. Виталий предложил мне приехать в академию «Фортуны» – и я с семьей запланировал очередную поездку в Германию после московской конференции.

Меня познакомили с инфраструктурой академии «Фортуны». Классная деталь – офис тренеров соседствует с тренажерным залом, а вместо стены установлен глухой стеклопакет, затонированный так, что тренеры видят все, что происходит в зале, а игроки не видят тренеров. Конечно, в таких условиях игроки и не думают в чем-то схалтурить, ведь тренер может за ними наблюдать в любую секунду. 

Главный тренер вратарей в академии – Кристиан Лаш, он также состоит в немецком футбольном союзе (DFB) по направлению подготовки вратарей. При знакомстве с коллегами я привык к одному сценарию: они спрашивали, что мне было бы интересно узнать, а дальше завязывался диалог. С Лашем все пошло по-другому: как в России выстроена система образования тренеров вратарей, сколько этапов для получения лицензии нужно пройти тренерам, в чем именно заключается каждый из этих этапов. Также мы поговорили об академии «Урала» – и даже нашли у нас одинаковые проблемы. Деталями разговора с Лашем я готов поделиться на наших семинарах.

После Лаш рассказал о программе воспитания вратарей в Германии. Лаш мне сказал: «Да, мы знаем, что у нас одна из лучших вратарских школ в мире. За нашими вратарями – очередь из топ-чемпионатов. Эта ситуация стала негативно на нас влиять – мы расслабились». Конечно, я подумал про себя «Как это они расслабились?» За 20 лет в Германии были Кепке, Кан, Леманн, Адлер, сейчас – Нойер, Тер Стеген, Лено, Трапп еще недавно играл в «ПСЖ», Кариус – в «Ливерпуле» (даже несмотря на тот финал Лиги чемпионов с «Реалом»), Цилера приглашали в «Лестер». Новый талант – Александр Нюбель, который в 22 года вытеснил из основы «Шальке» капитана Ральфа Фэрманна, а летом перейдет в «Баварию». Вроде бы у них и так все в порядке.  

Думаю, многие знают о футбольных реформах Германии в 2000-х – как после провальных ЧМ и Евро появились новые критерии отбора молодежи в академии, тренировочные центры, расположенные каждые двадцать пять километров. Основная цель этой реформы – ни один талант не должен остаться незамеченным. 

Теперь немцы организовали научные группы, которые исследовали игру вратарей. Конечно, эти группы изучали топ-чемпионаты, еврокубки, ЧМ и Евро, смотрели, как за последние годы изменились действия вратарей, насколько возросла их роль для игры в целом. В результате была принята единая система подготовки, которую назвали WASIC. Этой системе всего год, и немцы пока не готовы раскрывать все, но кое-что Лаш мне все-таки рассказал. 

Во-первых, изменилось отношение к тренерам вратарей – теперь они полноправные ассистенты главного тренера. Сейчас невозможна ситуация, когда главный тренер говорит «Эй, у тебя сегодня есть 20 минут на индивидуальные занятия, мне все равно, что вы будете делать, но после должны быть готовы к ударам по воротам». Тренер вратарей полноценно участвует в планировании тренировок. 

Во-вторых, изменилось отношение к вратарям. Уже в детских школах вратари работают вместе с полевыми игроками, а отдельные занятия для голкиперов проводятся всего пару раз за неделю. В обозначениях игровых упражнений пишут «футбол 11 на 11», а не как мы привыкли – «футбол 10 на 10 плюс вратари». 

Года полтора назад, когда я приезжал в «Хоффенхайм», обратил внимание на то, как во время игрового упражнения двое голкиперов занимают место в воротах, а третий находится в роли полевого игрока. В паузах вратари менялись позициями. 

Благодаря изменению в подходе к образованию вратарей, у них появилась возможность интеграции вратарей с полевыми игроками. Голкипер не только обороняет ворота, а участвует в развитии атак, взаимодействует с полевыми игроками. Например, вратарь попадает под прессинг, его давят слева – полевые открываются вправо. 

Основной голкипер Оливер Бауманн на позиции левого флангового игрока. Возможно ли такое у нас?

На московской конференции поднимался вопрос «Почему российские вратари не востребованы в Европе?» Я часто читал, что у нас есть Акинфеев, который на десятилетие закрыл позицию основного вратаря, и благодаря этому мы свободно дышали. 

В этом отличие нашего менталитета и стратегического мышления от немецких – они хотят все сделать хорошо, а потом еще это улучшить. Мне кажется, в этом мы должны взять пример и постараться изменить нашу психологию. 

Акинфеев – классный вратарь, внес большой вклад в результаты сборной и ЦСКА, но вот он ушел из сборной. За время, которое Игорь был основным вратарем, мы могли вырастить вратаря следующей модели, которая как минимум не уступает тому, что требовали раньше. Руководство «Манчестер Сити» вообще искало вратаря с первым пасом, и Эдерсон полностью подошел под эти требования, хотя в створе ворот он небезупречен.

***

Я никогда бездумно не вводил упражнения и все новшества, которые удавалось увидеть в европейских клубах, для анализа иногда требуется пара недель, иногда – больше. Так получается формировать собственную философию голкипинга (вся деятельность вратаря на поле). Сегодня это система, действующая во всей вертикали «Урала». 

Все действия вратаря делятся на атакующие и оборонительные, а оборонительные подразделены на оборону ворот и оборону площади ворот. 

Оборона ворот осуществляется за счет технико-тактических действий: ловля и отбивание мяча, перемещения, выбор позиции и стойки, броски в углы, а также действия в ближнем бою. 

Как вратарь должен действовать при ближнем бою

Оборона площади ворот – моменты, когда вратарь выступает в роли чистильщика как в штрафной, так и за ее пределами. Сюда же включается игра при перехватах прострельных и навесных передач, в том числе игра кулаками. 

Как организатор атак вратарь должен открываться под передачи, качественно обрабатывать мяч после передач партнеров, обладать длинным пасом, несколькими типами ввода мяча в игру с рук ногой и вбрасыванием мяча рукой. 

По этой структуре можно оценить условного вратаря РПЛ и сравнить его с голкипером европейского чемпионата.

1. По обороне ворот, на мой взгляд, мы как минимум не проигрываем. Российские вратари вытаскивают мячи из нижних и верхних углов, в игре один на один тоже все неплохо. Технику ловли и отбивания можно сопоставить с европейскими вратарями,

2. В обороне площади ворот мы консервативны. Например, часто можно наблюдать за вратарями, которые думают только о том, чтобы перекрыть ближний угол. Но есть и те, кто действует смелее (из действующих вратарей РПЛ – Городов, раньше – Юрченко, Жевнов), есть те, кто хорошо играет на перехватах во время подач (Гильерме).

3. Ассистирование при атаках. Тут мы безоговорочно уступаем. Ввод мяча рукой и ногами в целом неплохой, но в подготовительных фазах атаки российские вратари участвуют редко. Пожалуй, самое яркое исключение – Юрий Дюпин из «Рубина». 

Нашим голкиперам не всегда комфортно при передачах от защитников – это заметно и чисто визуально. Проблемы с выбором решения о следующем действии: либо сохранить контроль над мячом через пас, либо оценить уровень давления и отдать нацеленную передачу верхом во фланг или к центру поля. Второй момент – уровень технического исполнения. Раньше при составлении характеристики вратаря умение играть ногами мы отмечали как большой плюс, а теперь это считается нормой, типичным качеством. 

Для того чтобы на наших вратарей обращали внимание, нужно соответствовать всем требованиям. Посмотрев фильм Виталия Кафанова «Начало Атак», я соглашаюсь с тем, что бессмысленно переучивать поколение вратарей, которым сейчас около 30 лет. Если мы хотим, чтобы подрастающее поколение, по которому скоро будут определять уровень нашего чемпионата и уровень российской вратарской школы, соответствовал тенденциям, стоит пересмотреть свои взгляды.

У нас были прекрасные вратари: Яшин, Дасаев, Чанов. Мне кажется, мы можем это воспринимать как точку для следующих шагов, жить старыми заслугами нельзя. Мне хочется идти вперед вместе со всеми, поэтому я и делюсь знаниями, полученными на стажировках, на семинарах тренеров вратарей в Европе, а также организовывая такие семинары в России.

В следующий раз я расскажу о том, что удалось внедрить в систему «Урала», и как это работает. 

Андрей Шпилев

Первый пост в блоге «Goalkeepingspieler»

Инстаграм Шпилева

Фото: Instagram/goalkeepingspieler; VK/fc_ue