Нашего футболиста занесло в Никарагуа: живет в общаге с полицейскими, до этого играл в низах Испании и подрабатывал на стройке
До 17 лет был в «Кубани», но захотел в Европу.
В начале февраля мелькнула новость, которую многие наверняка не заметили: в чемпионате Никарагуа появился россиянин – его зовут Никита Солодченко.
Солодченко, центральный полузащитник, никогда не играл в России на взрослом уровне, а до Никарагуа бегал в низших испанских лигах. Необычно? Еще бы! Вот мы и узнали, как так вообще получилось.
***
• Никите 22 года, он родился в Краснодаре и с 5 лет занимался в местных СДЮШОР. В 12 лет его заметила «Кубань» и забрала в команду 1997 года рождения: там он провел пять лет, подавал мячи на стадионе и сфотографировался с Александром Кокориным.
• Солодченко всегда хотел переехать в Европу, поэтому после интерната «Кубани» рассматривал только заграничные варианты. Сам нашел контакты агента и связался с ним. «Познакомился с испанским агентом, отправил ему видео и резюме, он в ответ пригласил приехать», – рассказал Никита Sports.ru.
• Он поиграл в дубле «Марбельи» (Терсера), дальше были полупрофессиональные команды из небольших городов: «Хове Эспаньол», «Вильена» и «Хувентуд» (это аж седьмой дивизион). «Искал варианты в четвертой или третьей лиге, но так как это профессиональные дивизионы, было тяжело получить разрешение на работу», – объяснил Никита.
Было тяжело: в полупрофи не платили зарплату, только давали жилье и кормили, поэтому он подрабатывал на стройке. «Помогал мусор строительный разгружать, ну и родители присылали, конечно, – рассказал он «Евроспорту». – Последний год еще и девушка помогала, она работает – мы с ней уже два года почти вместе. А так вот на стройке, где-то что-то помочь, мебель вынести – русских же там много».
• Никита говорит, что испанцы очень добродушные, выучить язык было не слишком-то и сложно. «Разбирался сразу на практике, хотя чуть позже пошел в языковую школу», – ответил Никита на вопрос про адаптацию. Сейчас он отлично знает испанский, но и русский, конечно, не забывает – до января жил вместе с девушкой, но в Никарагуа она с ним не поехала. В Испании Солодченко получил вид на жительство, но паспорт у него – только российский.
• Удивитесь, но Солодченко говорит, что даже в жаркой и климатически идеальной для футбола Испании очень много искусственных полей. Пусть это в основном касается непрофессионалов, но все равно неожиданно.
• Солодченко несколько раз подставляли: обещали пристроить в первую команду четвертого дивизиона, но не получалось (именно тогда он уехал в «Хувентуд» – других вариантов просто не было). Начал сотрудничать с новым агентом, и тот нашел профессиональный вариант – четырехкратного чемпиона Никарагуа «Депортиво Вальтер Феррети». Солодченко подписал контракт и уже успел дебютировать (вышел на 15 минут). «В ноябре мне сообщили, что есть вариант с Никарагуа. В декабре сказали, что можно приезжать. Особо не думал над предложением, нужно было ехать и играть», – рассказал Никита.
С переходом связана забавная история: один из крупных локальных футбольных сайтов выпустил материал о переходе Никиты с заголовком «Подайте водки!».
• Никарагуа находится в Центральной Америке – это самая большая страна региона, у нее есть выход как к Тихому океану, так и к Карибскому морю. Правда, главные события (спорт, концерты) концентрируются на Западе – на так называемом Москитовом побережье всего два крупных города и низкая транспортная доступность: местность болотистая и поросла джунглями, ее даже не пытались колонизировать испанцы. Но климат везде примерно одинаковый. «Очень жарко, первые недели было тяжело, но сейчас уже чувствую себя на поле намного лучше», – рассказал Никита.
• В Европе опасаются стран Центральной Америки, но, в отличие от соседних Гондураса и Сальвадора, Никарагуа редко попадает в туристические антирейтинги, несмотря на высокий уровень бедности. Никита подтвердил: «Родные сильно не переживали, потому что не в первый раз я уезжаю один в чужую страну. В Никарагуа много полиции с оружием на улицах, но, говорят, что это для безопасности. В целом ничего криминального не замечал».
• Никарагуанский футбол один из худших даже в не самой мощной Центральной Америке. Местная сборная – одна из слабейших в зоне КОНКАКАФ – находится во второй сотне рейтинга ФИФА. В квалификации ЧМ она практически никогда не добиралась до финального раунда, а на Кубке КОНКАКАФ сыграла 18 матчей за пять заходов – проиграла 17. Но в последние годы есть успехи: никарагуанцы впервые попали сразу на два турнира подряд.
Местные клубы на международном уровне тоже не сверкают. Слабее Никарагуа в Центральной Америке только соседний Белиз (бывшая колония Великобритании и единственная англоговорящая страна южнее США). Местные «Реал» и «Барселона» – «Дирианхен» (27 чемпионств) и «Реал Эстели» (16 титулов). «Вальтер Ферретти» сейчас – третья-четвертая команда по уровню.
• «В лиге много иностранцев. Мексиканцы, аргентинцы, бразильцы и колумбийцы. Футбол здесь силовой и контактный. Наверное, все-таки ближе к ФНЛ. Трудно сказать, нахожусь здесь не так долго», – говорит Никита.
• «Вальтер Ферретти» базируется в Манагуа, крупнейшем городе Никарагуа (единственный миллионник) и столице. У клуба необычное название – в честь команданте Вальтера Ферретти, который и основал команду в 1984-м (правда, под другим именем). Это руководитель Сандинистской полиции (революционная полиция, которая помогала свергать диктатуру Сомоса, правившую страной почти 40 лет. Правда, теперь сандинисты, в частности, Даниэль Ортега, сами у власти не меньше, только с небольшим перерывом).
Нынешняя власть Никарагуа дружит с Россией – например, она признала присоединение Крыма, причем сделала это моментально. В 2015-м посол даже приезжал в Крым и обсуждал сотрудничество.
Команда долгое время называлась ДГПС – аббревиатура, образованная от подразделения местного МВД. Год команда выступала в спартакиаде среди министерств, но потом ее заявили в футбольную систему, где она быстро прорвалась в Примеру. В девяностых начала побеждать, а в 2015-м даже играла в Лиге чемпионов КОНКАКАФ.
Кстати, наследие полиции ощущается до сих пор – Солодченко рассказал, что клуб выделил иностранцам комнаты в общежитии, где живут полицейские.
• Никарагуанские зарплаты в футболе – это 2-3 тысячи долларов в месяц (не считая двух топов, там побольше). Но у Никиты зарплата еще меньше: «Я приехал без имени, просто тренер увидел мое видео, и вот позвали, – сказал Никита «Евроспорту». Когда ехал сюда, про деньги даже не спрашивал. Моя первая задача – набраться опыта. Возможно, я один из самых низкооплачиваемых футболистов здесь, получаю как молодые игроки. Я понимаю, что мне пока не за что платить такие деньги».
Вонючий костюм Гаттузо и любимый писсуар Терри: какие же у футболистов бывают странные приметы
Фото: twitter.com/SomosFerretti; twitter.com/ruslegioners; Fotolia / carles
Поэтому не понимаю укора. На мой взгляд он красавчик. Успехов ему. Надеюсь, добьётся желаемого!