«Криштиану — топ, но по таланту Вагнер — номер один». Зоран Тошич — о годах в ЦСКА и любви к России
Зоран Тошич играл за ЦСКА семь лет. В 2017-м он неожиданно вернулся в Сербию, чтобы помогать родному «Партизану». А сейчас бьется в Катаре на Кубке Париматч Премьер с российскими командами.
Спецкор Sport24 Ярослав Кулемин поймал Зорана между играми и расспросил о годах в «армии», интервью КраСаве и огне чемпионата Сербии.
Из этого интервью вы узнаете:
Почему Тошич не остался в России,
Из-за чего Зоран почти 10 лет не бил пенальти, и кто из экс-игроков ЦСКА ему помешал,
И насколько лихо ЦСКА праздновал выигранные титулы.
А в конце Зоран прошел тест на «русскость». Конечно же, успешно.
УХОД ИЗ ЦСКА
— Зоран, приятно было опять сыграть против русских команд?— Да, когда я услышал, что у нас будет такая возможность, понял: будет интересно. Уровень чемпионата России намного выше, чем у чемпионата Сербии. Но никакого особенного настроения у меня не было — понятно, что матчи товарищеские. Конечно, всегда хочется показать максимум. Но у нас впереди другие игры. Ждем «Ростов» и «Спартак». И будем смотреть, где мы находимся.
— Когда в 2017-м ты уходил из ЦСКА, все неожиданно закончилось возвращением в Сербию… Или ожидаемо?— Я ожидал, что еще долго буду играть за ЦСКА. Когда стало понятно, что контракт заканчивается, и его не будут продлевать, у меня появились другие опции. Я доволен временем, проведенным в ЦСКА. За эти семь лет и раньше я успел заработать для себя и семьи, поэтому не рассматривал опции, которые были выгодны финансово, но не по-футбольному. Решил вернуться в Сербию и играть за родной клуб, который люблю с самого детства. Хотел сделать это в хорошем возрасте и нормальной форме.
Вариантов из топ-5 у меня не было, других очень-очень интересных, от которых мне пришлось отказываться — тоже. Может быть, многие думают, что сербский чемпионат — слабый, что «Партизан» не очень сильная команда. Но мы доказали, что можем быть наравне с «Локомотивом». И еще покажем свое качество.
— Ты не хотел уходить из ЦСКА. Как это получилось? Опытным парням сказали: «Ребята, мы будем строить новую команду, вы для нас очень дорогие»?
— Да, это стало неожиданностью. Я очень хорошо чувствовал себя в ЦСКА. Но, к сожалению, наши пути разошлись. Слуцкий 6,5 лет работал в команде, и команда была плюс-минус одинаковая. Пришел новый тренер, у которого была новая схема, новая тактика — все новое. И он оценил, что я не попадаю под это. Поэтому я ушел.
— «Арсенал» действительно пытался удержать тебя в России?— Да, но я не хотел рассматривать такие варианты. Потому что играл в ЦСКА и, думаю, играл на хорошем, высоком уровне. Почти каждый год в Лиге чемпионов — просто не хотел играть за другую команду. После ЦСКА мне было…
— Неинтересно?— Просто ты должен играть за команду с желанием, с какими-то амбициями. И вообще, всю карьеру — с самого начала и до сегодняшнего дня, кроме шести месяцев в «Кельне» — остальные 15 лет я боролся за чемпионство. Это одна из причин, почему я вернулся в Сербию. Просто не хотел играть в команде, которая идет на пятнадцатом месте. Сегодня победа, завтра — проигрыш, какие цели у команды — непонятно. А в «Партизане», как и в ЦСКА, все ясно. Только победа может считаться успехом.
— А если Игнашевич ворвется в Премьер-лигу с «Торпедо»? Поможешь ему?
— Игнашевич — очень хороший человек, вижу, что он хочет стать большим тренером и все идет по плану. Он всегда настроен только на победу — в России такое очень редко встречается. Я с самого начала, когда он определился с работой, знал, что у него получится. И если придет такой момент, я, наверное, серьезно подумаю.
Сербия, КраСава
— Уровень двух лучших команд Сербии и всех остальных сильно отличается?— В последние пару лет начали строить новые стадионы. У десяти из шестнадцати команд поля — топовые. Так что уровень поднимается. Главная проблема — у нас мало спонсоров, почти каждый клуб живет от трансферов футболистов. Продает молодых — и весь год живет. В детском футболе хорошие тренеры, но, к сожалению, уровень чемпионата и инфраструктура еще не на самом высоком уровне.
— Два года назад ты забил первый в карьере гол с пенальти. Почему раньше не исполнял?— Это очень интересная история: в 2008 или 2009 году я не забил пенальти за молодежную сборную. И после этого решил дать себе паузу. Если не умеешь бить пенальти — лучше это не делать. Забиваешь — все говорят: ну это же пенальти. А когда не забиваешь — ты самый плохой!
В «Партизане» до моего отъезда в Манчестер я был первым в списке, но так получилось, что, когда я находился на поле, пенальти не ставили. В ЦСКА я вообще себя в этом не видел — там были другие футболисты. А когда вернулся в «Партизан», мне сразу дали возможность пробить. Но после этого пенальти пришел Натхо и взял все в свои руки. Он хорошо это делает, так что не надо менять.
— В сентябре к тебе в Белград заезжал Жека Савин. Ты сказал ему, что хочешь забить «Црвене Звезде». И забил! Объясни, как это работает? В чем магия «КраСавы»?— Повезло. У меня была маленькая травма, и я сам не знал, буду играть в старте или начну на скамейке. Договорился с тренером, что проведу последние 20-30 минут. Это лучше, чем начать максимально, а через полчаса попросить замену. Но, может быть, и КраСава сделал свое дело, я не знаю.
— А ты помнишь его как футболиста? Что это Жека Савин, который бегал за «Крылья Советов»?— Да-да-да. Знал, что у него сейчас другая работа. И мне кажется…
— Что получается лучше, чем в футболе?— Ха, да.
— Объясни, что сделал Владимир Стойкович, чтобы влюбить в себя фанатов «Партизана»? И как вообще воспитанник «Црвены Звезды» может это сделать?— Он большой профессионал. Он любил «Црвену Звезду». Насколько я помню эту историю, сначала он хотел вернуться туда, но такой возможности ему не дали. И появился вариант с «Партизаном», который играл в Лиге чемпионов. Он принял предложение и, конечно, болельщики «Црвены Звезды» не поняли этого. Стали постоянно с ним ругаться.
У него были большие проблемы — полтора-два года его не вызывали в сборную. Одни смотрели на него как на героя, другие — как на предателя. Со временем он тоже влюбился в «Партизан» и стал кумиром болельщиков. Он и сам говорил: «Прошлое — в прошлом, сейчас я большой фанат «Партизана» (интервью с Владимиром Стойковичем — скоро на Sport24).
ЦСКА, Москва
— Когда Жека спрашивал, по чему в России ты больше всего скучаешь, ты сказал: по зарплате.— Ну, когда я начал интервью, то не ожидал, что так отвечу. Мне кажется, было смешно. Конечно, скучаю по всем. Для меня ЦСКА — как семья, я чувствовал себя там как дома. Смотрю на ЦСКА как на свой клуб и, надеюсь, когда закончу карьеру, буду связан с ЦСКА какими-то другими делами. Для меня это как «Партизан» — родной клуб.
— Не только для тебя. Братья Березуцкие уже вернулись в ЦСКА.— У меня тоже есть планы стать тренером. Может быть, поработаю в ЦСКА.
— Когда ты был в Москве последний раз?
— Месяца два назад. Когда есть время — постоянно летаю. И скучаю, конечно. Но на футбол не попадал — у нас тоже шел чемпионат. Мой последний матч в Москве — это игра с «Локомотивом», когда все со мной попрощались. После этого я не был на стадионе.
— Ты играл в Москве 7 лет. За это время город сильно поменялся?— Многое поменялось. Стадионы построили, все новенькие. Теперь пробки еще хуже, чем раньше.
— Совершенно точно поменялся ЦСКА. Как тебе армейская молодежь? С одной стороны, победы над «Реалом», с другой — провал в Лиге Европы…— Когда поменялась вся команда, я не был оптимистом. Не верил, что будет, как раньше. Думал, нужно время, чтобы опять бороться за самые высокие места. Смотришь на состав — а там ребята 19-20-22 лет. Кроме Акинфеева, Дзагоева, Набабкина и Щенникова, все ребята молодые и с большой перспективой. Все меняется, только ЦСКА всегда вверху таблицы. Не знаю, как они это успевают. Конечно, чемпионство еще не так реально. Но многие ожидали, что ЦСКА будет в середине таблицы, а они опять на 3-4-х местах.
— Когда ты последний раз целиком смотрел матч армейцев?— Не помню точно, наверное, Лигу Европы. Я слежу за каждой игрой, знаю, как они играют. Не всегда есть время смотреть, но результаты знаю.
— Если бы ты был в команде, какой совет дал бы молодежи ЦСКА?— Даже не знаю, что особенного я могу сказать, чего они не знают. Там и президент, и директоры, и тренеры, и братья. Армейский дух еще в клубе. Им есть кому советовать.
— Самое памятное дерби для тебя?— Когда на мой день рождения — 28 апреля — мы выиграли 2:1, и я забил два мяча (2012 год. — Sport24).
— Ты даже дебютировал в дерби — в 2010-м…
— Я приехал где-то в начале июля, но возможности играть сразу не было. Надо было подождать два тура. И вот 1 августа меня сразу ставят в стартовый состав. У меня был шок! Первая игра — и сразу самая важная. Но мы победили — на последних минутах забил Вагнер Лав. Сумасшедшая игра!
— Ты говорил, что Вагнер в тройке лучших игроков, с которыми ты когда-либо играл. Кто еще двое?— Конечно, Криштиану. Если посмотреть, что он сделал, конечно, это номер один. Но по таланту Вагнер шел на первом месте. Что он делал на поле и на тренировках! Я играл со многими, даже с чемпионской генерацией «Манчестера». Все помнят, что они выиграли и кто был в составе. Но такого, как Вагнер, я не видел нигде.
— Про братьев Березуцких ты говорил: совершенно разные. Что это значит?— Леха — более серьезный, закрытый. А Вася постоянно шутит. У него бывают и хорошие шутки, и не такие интересные.
— Нарисованный член на спине Слуцкого — самый дурацкий розыгрыш?— У них хорошие отношения, поэтому они могли шутить и так (Мы забыли, что это шутка Понтуса Вернблума. — Sport24).
— Ты говорил: Слуцкий для меня круче Алекса Фергюсона, потому что он все время со мной разговаривал. Самая памятная беседа?— Для меня это больше, чем тренер, я постоянно поддерживаю с ним связь. Сейчас в Турции мы встретились и поговорили. Он всегда верил в меня и дал шанс играть за ЦСКА. А когда я играл плохо, говорил, как выйти из кризиса.
— Что говорил? «Верю в тебя, давай-давай»?— Не помню точно его слова, но так было не только со мной. У многих тренеров играют 11 футболистов, а на остальных они не обращают внимания. У Слуцкого открытая позиция, он постоянно дает тебе доверие.
— Ты подписан на инстаграм Слуцкого?— Да, очень интересно. Конечно, про себя он шутит больше, чем про остальных. Но это говорит, какой он человек.
Москва, Россия
— Когда сербские журналисты спрашивали тебя о Москве, ты рассказал о памятниках советской эпохи: Ленину, Сталину. Как сам к этому относишься?— Просто я долго жил в Москве, и у меня было много времени, чтобы гулять по городу. Люди спросили, что там есть, какие памятники. Я никак к этому не отношусь, это не мое дело. Просто объяснил, что и как в Москве.
— Твоя фраза: «Русские пьют виски как воду». Чему еще ты удивлялся в России?— Просто были моменты, когда праздновали какие-то победы, и все пили не только виски, но и водку. Когда празднуешь чемпионство — не думаешь, что ты пьешь и что будет завтра.
— То есть это было про команду? И кто самый стойкий боец?— Не могу никого выделить, но, сам знаешь, после больших побед, после дерби надо немножко расслабиться. А у нас таких моментов было много. Так что мы умели это все праздновать.
— Первое время ты удивлялся, как в 20-миллионном городе может не заполняться стадион…
— Для меня было странно: в Белграде живет 2 миллиона человек, а на стадионах «Црвены Звезды» и «Партизана» больше болельщиков, чем в 20-миллионном городе. Мне эта ситуация была непонятна. Но в Сербии другие виды спорта не настолько популярны. А в России и хоккей, и баскетбол на одном уровне с футболом.
— В Москве ты общался с баскетболистом Теодосичем. Твой самый памятный поход на баскетбол?— Когда было время, я постоянно смотрел Евролигу и болел за ЦСКА из-за Милоша. У нас до сих пор хорошие отношения. Но мы мало разговаривали о баскетболе, каждый делал свою работу и мы просто поддерживали друг друга.
— Несколько лет назад вы с братом стали помогать клубу «Раднички», где началась твоя карьера. Эта история продолжается?— Мы играем в третьей лиге. Идем на третьем месте, у нас в планах — подняться в высшую лигу. И там посмотрим.
— Это все за свои деньги?— Нам очень помогает мэр, он любит футбол. И хочет вернуть его в нашем городе на нормальный уровень. Все идет по плану, идем шаг за шагом.
Тест на «русскость»:
— Борщ или бургер?— Борщ.
— Любимый трек Ольги Бузовой?— Уф! Не знаю треки Ольги Бузовой. Когда был в России, любил русскую музыку. Но сейчас не слушаю. А она что, певица?
— Три главных качества Владимира Путина?— Не знаю, как это по-русски… Серьезный, ответственный. И сильный.
— Три главных места в Москве, кроме Красной площади?— «Арена ЦСКА», ресторан «Ботик Петра» и… Не знаю. Не могу вспомнить. Давно не был.
— Опишешь вкус водки?— Я алкоголь вообще не люблю. Водку пил только с соком, потому что мне не нравится.
— Самое холодное место в России?— В Перми играли в минус двадцать…