7 мин.

«Футбол – это как прекрасный танец». О фильме про легендарного вратаря «Манчестер Сити» Берта Траутманна

Футбола мало, страданий больше, но смотреть стоит.

Рассказ пойдёт про фильм «Голкипер», снятому на основе биографии немецкого вратаря «Манчестер Сити» 50-х Берта Траутманна. Про фильм – и это важно. Но советую вам во время прочтения поглядывать сюда, чтобы сравнивать прочитанное здесь и там.

История про воевавшего на стороне нацистской Германии парня, который исправляется игрой в футбол. Но он переживает вновь и вновь свою причастность к нацистам, даже становясь ведущим игроком в большом клубе. Много драмы, переживаний, отношений с людьми и неожиданных обстоятельств. Футбол? Он здесь играет лишь одну из ведущих ролей.

Скажем сразу – если у вас есть возможность смотреть фильм на английском языке с русскими субтитрами, то воспользуйтесь этим. Или вас ждет очень печальная озвучка с говорящими в нос актерами озвучки (а если вы еще и запиратите, то ожидайте рекламу одного очень навязчивого букмекера).

Проблема байопиков – в том, что далеко не все из них отражают то, чего мы от них хотим. Объясню на простом примере. Те, кто видел «Богемскую рапсодию» и является большим поклонником Queen, обычно плюются от этого кино, рассказывая, что скудно показаны главные вехи группы, а всё внимание устремлено на личную жизнь Фредди Меркури. К сожалению, у «Голкипера» та же проблема. Я как человек, который знает Траутманна как вратаря «Ман Сити», ставшего первым иностранцем – лучшим игроком года в Англии, должен излишне много наблюдать в фильме за восстановлением его репутации в обществе, а футбол лишь пронизывает это всё тонкой спасительной лентой. Но может, так оно и было задумано?

При этом нельзя сказать, что это плохая драма. За героя действительно переживаешь, когда слышишь все оскорбления в свой адрес, и он делает всё возможное, чтобы избавиться от позорного клейма. В этом ему не посочувствовать никак не удастся. Истории любви, успеха и трагедии действительно сильные, что подчеркивают несколько хороших сцен, ради которых фильм уже можно назвать отличным. Та же сцена с нацистами и русскоговорящим мальчиком с футбольным мячом очень грустная (правда минус в том, что его следующие появления не везде логичны, и их многовато), но стоит потраченного на фильм времени.

Есть моменты, расходящиеся с биографией. Они не столь критичны в том плане, что для художественного фильма они не делают погоды. Но для байопика.

  •  Берт в жизни числился в лагерной команде полузащитником, затем вратарем, и после чего был взят в «Сент-Хеленс Таун». В фильме тренер клуба берет его в клуб после того, как увидел его в воротах даже не на разминке, а когда немцы просто решили побить пенальти где-то в лагере.

  •  Дорогу в реальный «Ман Сити» Траутманн пробил после товарищеской игры «Сент-Хеленс Таун» с «голубыми». В фильме же за его игрой в решающем матче за сохранение места в лиге наблюдает сам тренер «МС», после чего зовёт в команду.

Мы не видим, как Берт становится лучшим игроком года. Для вас, пришедших сюда прочитать и про футбол тоже, это должен быть звоночек. Да, на протяжении какого-то времени показывается, как из всеми освистываемого нацистского преступника Берт превращается в звезду «Мэйн Роад», но его успехи… просто цитируются строчкой на экране. После первого часа, в котором мы видим в основном становление отношений с окружающими, это выглядит как-то странно.

Сцена с игрой на «Уэмбли» в финале Кубка Англии 1956 года занимает около 10 минут, и должна была стать одним из самых напрягающих моментов фильма. Показать ужас случившегося и шокированное состояние Берта на поле. «Нашатырь, адская боль и решение остаться на поле», – так написано в том блоге? Передано было это не так впечатляюще – Берт просто держался за шею до конца игры, делая сумасшедшие сэйвы. Вот уход в раздевалку и страшное падение – этот кадр просто великолепен, хоть и идет ровно секунду. Ведь когда ты ломаешь шею и держишься на грани жизни и смерти, то это и должно выглядеть так. Но, но… Хотя, сказать честно, так оно и было - если судить по фото с матча, то передано всё было правдоподобно, вплоть до позы с приложенной к шее руке.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание. В том блоге на почётном первом месте в комментариях пользователь надеется, что будет раскрыта тайна, за что Траутманн получил Железный Крест – награда, которая вручалась в нацистской Германии за храбрость на поле боя. В фильме история скорее умалчивается, так как герой на протяжении всей картины заявляет, что «зашёл слишком далеко» и что «это была его обязанность как солдата – у него не было выбора». За что он его получил, в фильме не рассказывается, но тот русскоговорящий мальчик и информация из Википедии намекают хотя бы на то, где он его получил.

«Голкипер» держится на актерах, отлично передающих драму. Дэвид Кросс, известный некоторым из вас по «Чтецу», вызвал к себе сострадание, а чувственные цитаты вроде «Я бы лучше танцевал с тобой, чем стоял на поле боя» или «Не имеет значения, сколько пенальти ты забьёшь. Она никогда не будет твоей»… В фильме это звучит пронзительней, разумеется. В целом фильм изобилует такого рода цитатами, что придаёт ещё больше драматичности.

Дэвид Кросс – немец, но фильм чисто британский. Вот эта чисто британская атмосфера пабов, кэпов, традиционных танцев, манчестерского акцента… На главные роли позвали актёров британской сцены, которые и делают атмосферу. Ту атмосферу, что отличает британское кино от остального. Джон Хеншоу, играющий тренера любительской команды, просто создан для этой роли. Так и хочется сказать – вылитый Боб Пейсли или Брайан Клаф! Гари Льюис – признанный авторитет британского кино, отлично сыграл тренера, нашедшего в глубоких недрах Траутманна и пригласившего в «Ман Сити». Но отдельно надо выделить игру Харри Меллинга. Его сержант Смит оказался одной из самых ярких личностей в фильме. Кто бы мог десяток лет назад подумать, что Дадли из фильмов о Гарри Поттере может выдать такого своенравного и харизматичного командира?

Графика в таких фильмах обычно плохо не смотрится. По крайней мере, «Мэйн Роад» и «Уэмбли» 50-х были воссозданы великолепно.

Ну и наконец саундтрек в тему переживаний главного персонажа, а в титрах ждал огромный сюрприз. Ну вы понимаете, в каком блоге находитесь. Вы видите аватарку, подписочную гифку и читаете пост про вратаря «Манчестер Сити». Я слишком предвзят, чтобы не выделить саундтрек, но это единственное, в чём я предвзят. Песня, к слову, очень отражает сюжет «Голкипера». Классическая акустика в исполнении Ноэла Галлахера.

Вывод: эта история важна для осознания того, что из людей, воевавших на стороне немецкой армии, были и те, кто ошибся. Как Берт страдал, вспоминая ужасы тех лет. Как расплачивался за те грехи. Фильм вполне доходчиво рассказал о том, как Траутманн исправлялся, вернул доверие к себе и достиг небывалых высот своей любовью к футболу. Но в нём показана история человека, а не история футболиста. Это не отторгнуло досмотреть до конца и поставить твёрдую семёрку, вовсе нет. Но представлять успехи в футболе, главной работе, которой ты посвятил большую часть жизни, так скудно – всё-таки жанру байопиков надо пересмотреть приоритеты.

Фото: BBC

Возвращение Златана на «Сан-Сиро». Не отлично, но и не ужасно

Ему все время что-то мешало. Люк де Йонг как лицо потерянного голландского поколения

Фронтмэн Electric Six болеет за «Тоттенхэм», входит в 250 лучших игроков США (по его мнению), унижает сборную Англии