Первое интервью Эмери после ухода из «Арсенала»: признал, что запутался тактически, но за месяц до увольнения ему хотели дать новый контракт
Экс-тренер «Арсенала» поговорил с BBC.
Новый контракт за месяц до ухода
По словам Эмери, первый сезон в клубе признали хорошим – он мог выйти лучше в случае победы в ЛЕ или попадания в четверку. Но, в целом, позиции тренера были надежными.
Увольнение – в полной мере результат событий нового сезона. Самое парадоксальное: за пару недель до ухода внутри клуба пошли разговоры о новом контракте Эмери. «Мы начали сезон с неплохих результатов. У меня было ощущение, что клуб ценит и достижения прошлой кампании. Мы чувствовали, что можем что-то развить вместе – настолько, что руководство планировало предложить мне новый контракт», – вспоминал испанец.
«Потом случился этот месяц. Переломной стала игра с «Шеффилдом» (поражение 0:1). За месяц все сломалось. Мы не могли выиграть семь матчей подряд. Напряжение, основанное на вопросе «что вообще происходит?», только росло. Ком проблем становился больше и больше. Когда такое случается, первым отвечает тренер», – резюмировал Эмери.
Такой хаос и тотальная нехватка долгосрочного планирования – главная проблема «Арсенала». Слова Эмери – лучшая иллюстрация. Мы касались этого в большом тексте после ухода Унаи – к баску было достаточно вопросов, но первопричина проблем в режиме Стэна Кронке.
У Эмери не получилось построить свою команду – в конце он запутался
Вот ключевая фраза при разговоре об игровых проблемах: «Я говорил с игроками за 3-4 недели перед тем, как начался спад. Говорил, что все идет не очень хорошо, что я не вижу на поле команду, которую изображаю на тактической доске. Я не видел те вещи, которых требовал. Мы начали искать решения, но они не привели к результатам».
Ключевые тезисы Эмери подкрепляются фактами. Важно: еще до спада в результатах он отмечал слабое качество игры. В том числе поэтому у Эмери так и не получилось найти постоянную схему – состав действительно не подходил под его футбол, он не подстроился, а метания (то, что Унаи назвал «поиском решений») хорошо олицетворяли тактические проблемы.
Проблему слабого английского раздули – клуб просил говорить Эмери без переводчика
«Языковой барьер стал слишком важной проблемой только из-за результатов. Думаю, если бы результаты были лучше, люди более лояльно относились бы к моим ошибкам и считали мой английский приемлемым», – считает Унаи.
Эмери не строит иллюзий относительно своего языкового уровня, но не считает его проблемой – ему не хватало слов, но он всегда доносил суть: «При ответе на первый и второй вопрос на пресс-конференции использовал фразы и слова, которыми передавал то, что думаю. На третьем, четвертом и пятом мне уже было труднее. Я понимал, что мне нужно преодолеть этот барьер. Думаю, со временем прибавил бы, но очевидно, что мне было куда расти».
Одна из частых претензий к Эмери – не использовал переводчика, с ним хотя бы не стал бы мемом (Good ebening и тому подобное). Тренер советовался с клубом по этому вопросу: «Когда я перебрался в Англию, сказал себе: «Я должен говорить на английском». Клуб не только помогал мне, но поощрял мои попытки говорить на английском, даже учитывая все трудности. Именно поэтому я всегда старался говорить сам.
У меня были регулярные беседы с игроками на 20-30 минут – почти каждую неделю. И командные, и индивидуальные. Когда я заканчивал беседу, я подходил к делегату клуба и спрашивал, все ли было понятно. Для меня было действительно важным донести посыл. Мне всегда отвечали: «Унаи, некоторые моменты могли быть лучше, но все понятно».
На практике это сыграло против Эмери. По информации английских медиа, футболисты подшучивали над английским тренера, а молодой Букайо Сака признавался, что не всегда понимал тренера и просил пояснений у Фредди Юнгберга.
Так и не решил проблему Озила, но считает, что не зря сделал Джаку капитаном
Месут Озил оказался тактической головоломкой для Эмери. Тренер видел его достоинства, но так и не придумал, как совместить немца с игрой в прессинг:
«У нас с Озилом было много бесед. Есть игры, в которых прослеживалось великолепие Месута – то, как он связывал атаку. Но мне нужно было окружить его игроками, с которыми ему комфортно. В то же время нужно было сделать команду надежной без мяча.
Постепенно мне нужно было строить команду, которая интенсивна, агрессивна и умеет оказывать организованное давление. Но мне также нужно было находить место для Месута, потому что он важная часть команды и обладает невероятным талантом.
Озил – очень важный игрок, если тренер сможет найти способ совместить его с другими футболистами. Он обладает талантом, который делает окружающих лучше, но он не обладает нужными качествами для агрессивного прессинга».
На практике у Унаи не получилось ни того, ни другого. Игра «Арсенала» без мяча лишь регрессировала, а Озил угодил в главный за всю карьеру кризис.
Гранит Джака – еще один игрок, о котором баск поговорил отдельно:
«В прошлом сезоне моими капитанами были Лоран Косьельни, Петр Чех, Аарон Рэмзи и Начо Монреаль – все они ушли. Лидером раздевалки стал Джака. Позже мы даже устроили голосование, чтобы удостовериться, что игроки видят в нем те же качества, что и я. И они видели.
Обстоятельства сложились так, что у Джаки случился конфликт с болельщиками, но он был и остается лидером, который нужен этой команде. Он олицетворяет правильные ценности, пользуется у всех уважением и обладает нужным опытом».
Рад за Артету, отказал «Эвертону», сейчас занимается самоанализом и перезагрузкой
Эмери тяжело переживал неудачи и слегка обижен на болельщиков, которые устроили травлю: «Друзья и знакомые постоянно говорили: «Вижу, как ты страдаешь». Я отвечал: «Ну конечно». Но болельщики «Арсенала» в социальных сетях, который очень много, не видели этого, не имели представления о том, что происходит со мной. В такой ситуации в любой стране и любой команде тренер становится для них мишенью».
Теперь с этим придется столкнуться Артете. Эмери считает, что Микель справится: «Он готов к переходу на следующий уровень. Он играл за «Арсенал», много лет провел в АПЛ, работал с Пепом Гвардиолой. Я искренне считаю его назначение хорошим решением. И правда хочу, чтобы это решение оказалось хорошим».
У Уная уже были предложения после «Арсенала» – в первую очередь «Эвертон»: «Некоторые команды выразили интерес ко мне. Хочу поблагодарить их за это, но я сказал всем, что хочу покоя. Мне нужно отдышаться и передохнуть. После долгих лет работы без пауз следующий проект я буду выбирать особенно тщательно».
А вот планы Эмери на ближайшее время: он не говорит прямым текстом, но, похоже, до старта следующего сезона его карьера на паузе: «Сейчас время уехать домой. Проводить время с дорогими людьми и заниматься анализом. Ближайшие дни проведу с семьей и своим штабом. Я уже начал процесс самокопания.
Мне нужно время отдохнуть. Мой мозг в этом нуждается. Нужно перегруппировать идеи и проанализировать ошибки. Нужно сверить впечатления об ошибках с людьми, которым доверяю. Все это требует времени».
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Назначение Артеты – самая интригующая история сезона. У него шикарная репутация, но совсем нет опыта
Фото: Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Warren Little, Justin Setterfield; globallookpress.com/Robin Parker via www.imago-image/www.imago-images.de, Andy Rowland, via www.imago-imag/www.imago-images.de
Просто есть много случаев, когда слово для национальности в русском языке совпадает со словом для гражданства - немец, француз, литовец, финн. Но есть много случаев, когда и не совпадает. И баск, каталонец, еврей, русский - одного поля ягоды. Латыш, кстати, тоже (не путать с латвийцем). Это только на-ци-о-наль-нос-ти. Так писать о людях просто некорректно и стилистически неверно.
Иногда вы тоже бываете не правы, что уж:) Что не отменяет ваших прочих заслуг.
Ну и поясню, что намерения проявить неуважение и близко не было.
Смотрите, русский по национальности Кононов - в России его называли все "белорусам" следуя, кстати, Вашей логике. Но он не белорус.
Во многих странах, кстати, нет вот такого разделения на национальность и гражданство, как в огромных многонациональных странах - русские и россияне.
Отменяя везде и всюду "басков", "каталонцев", "валлийцев", "чеченцев", "удмуртов" и т.д. и т.д. Вы покушаетесь на святая святых этих народов - на право на самоидентичность.
Мягко говоря народы большие совсем слабо понимают, что такое жить в "чужом" государстве не имея истинной независимости...