11 мин.

Большое интервью

Хотелось бы написать "Андрей Степанов из Гомеля"… Сейчас Андрей дома. Редкие дни, когда он отдыхает в любимой обстановке среди друзей и родственников. Добрый день, Андрей.

Давай начнём с главного - сейчас большая неразбериха в клубе - ты будешь играть за «Гомель» в следующем сезоне?

 На данный момент ситуация такая: я пообщался с главным тренером, с директором клуба; мы договорились о том, что на данный момент наше сотрудничество прекращаем до 31 декабря. А дальше - я посмотрю, какие у меня будут предложения о трудоустройстве, клуб решит, как он с долгами будет разбираться, какой бюджет на следующий год, какая команда будет, какой тренерский штаб (кто останется в тренерском штабе), поэтому мы взяли такую длинную паузу. У нас обязательств друг перед другом нет. Мне сказали, что если я найду команду, то ничего страшного клубу «Гомель» не будет, потому что, я думаю, на следующий год будет много игроков из белорусского чемпионата, которые будут стремиться  попасть в «Гомель». Позиция клуба, я думаю, такова, что в перую очередь будут смотреть, кого из ребят-белорусов смогут оставить, по условиям и по контрактам, а потом уже будет видно - нужно усиление в виде легионеров или нет. Если у меня не будет лучших вариантов и у клуба будет желание, тогда мы будем обсуждать наше дальнейшее сотрудничество. На данный момент, как я вижу ситуацию, это маловероятно.  Всё в футболе бывает, я мосты не сжигаю.

 Мало надежды, что всё сохранится на уровне, скажем, начала этого  сезона? Всё идёт по нисходящей?

 Если честно не «мало надежды», вообще мало понимания того, что будет в следующем году, поэтому не то что в клубе, а в глобальной ситуации на Беларуси, и в футболе, и в экономике, поэтому это тоже фактор немаловажный. Того, что (в этом смысле) творилось в этом году, повторения не хочу. В этом году я больше играл из-за любви к футболу, чем за адекватные деньги. В этом году я выиграл больше в плане спорта, футбола, то, что я играл, завоевал два трофея, благодаря тому, что оказался в «Гомеле». Я смог вернуться в сборную, играл в играх квалификационных – это, конечно, плюс. А что касается всего остального, в плане финансов, то … как сказать, играть за границей… у меня все средства уходили, чтобы содержать семью, чтобы семья приезжала/уезжала, расходы повседневные. Как-то не совсем правильно, когда век футболиста короткий, и он не может заработать деньги, чтобы отложить их… Я, как человек, который приехал в другую страну, я жертвую и тем, что непостоянно нахожусь с семьёй, да и вообще в другой среде живу вдали от друзей, родственников. Идя на такие жертвы,  ты рассчитываешь, что будет как-то возмещено финансово. Этого не было. Что касается футбола, то могу сказать, что я был доволен и не пожалел, что сделал такой выбор.

 Такая ситуация полной непонятки и неблагополучия только в «Гомеле»? В других клубах, может быть, получше или похуже?

 Если честно, я бы сказал, что из того, что я знаю, если мы не берём команды «Динамо», «Шахтёр» и БАТЭ, то в «Гомеле» не так всё страшно. Клуб в определённой мере шёл навстречу, у определённых игроков были пересмотрены контракты, хоть они и не полностью стали адекватны тем, которые были в начале, если мы отталкиваемся от твёрдой валюты. Со стороны клуба попытки были, чтобы нам помочь, но я думаю это очень тяжело, в Беларуси это достаточно проблематично сделать – нахождение дополнительных источников для финансирования клубов. Такая ситуация, скажем, патовая. Я вижу, что желание со стороны руководства есть, но я понимаю, что есть определённые объективные сложности. Може быть, не вполне связанные с руководством; от руководства, может, немного и зависело - это общая ситуация в белорусском спорте. У команды не так много источников финансирования своей деятельности. Самый реальный доход – это заработать на билетах, трансляциях, на логотипах спонсоров на одежду, на тренировочный инвентарь; если говорить о футбольном клубе «Гомель», то в Беларуси это очень ограничено и в Гомеле стадион вообще не принадлежит клубу. Я знаю, в Беларуси есть ограничения на площадь рекламы на футболках – это не то, что глупость, это бред на самом деле. Если смотреть на опыт стран Скандинавии, там места не хватает, вся форма заполнена спонсорами, потому что тяжело найти серьёзных спонсоров, способных закрыть весь бюджет годовой, поэтому команда общается с теми фирмами, которые вносят посильный вклад в деятельность клуба, но при этом выигрывают и эти фирмы. В данном случае «Гомеля» никакой возможности не было получить нормальные деньги, потому что у главных спонсоров свои непонятные отношения с клубом, других источников, возможности привлечь новых  спонсоров нету, стадион…, стадион дохода не приносит потому что не может приносить, потому что доход от билетов идёт не в казну клуба, а какие-то телетрансляции… вообще, видно, что сама структура организации футбольных клубов неправильная, проблема в корне, поэтому  что-то менять тяжело руководителям, если проблема в системе. Скажем, не будешь ветки-листья исправлять, если изъяны в стволе. Это особенность белорусских клубов, не знаю хорошо это или плохо, но это неправильно. Мне, с моей стороны, комментировать это тоже неправильно, я приехал сюда как легионер, это чужая страна, чужие порядки, я просто своё мнение высказал по этому поводу. Это мнение, в общем-то, присутствует у многих людей здравомыслящих, которым важно развитие белорусского футбола, которые видят, как надо развивать футбол или в целом футбол в стране, или футбол отдельно взятого клуба. Не надо быть профессором, чтобы понять, как надо заниматься поисками спонсоров для своей жизнедеятельности. Спортивный результат, понятно, зависит больше от тренерского штаба, наличия квалифицированных игроков, а для того, чтобы всё это создать, надо стабильная финансовая ситуация, а возможностей для стабильной финансовой ситуации не так уж и много для футбольного клуба. 

 Скажи, а контракты легионеров, и в частности твой, заключаются в белорусских рублях или валюте? Кризис в Беларуси разрушил зарплату футболистов?

Конечно. У нас государственный клуб, и насколько я разбираюсь в белорусском законодательстве, клуб, если не принадлежит частному иностранному лицу, платит зарплату в белорусской валюте. Это повсеместно такое. Если говорить о себе, зарплата была в местной валюте. В Эстонии жить более дорогая, чем в Беларуси, вся зарплата уходила на то, чтобы семья могла нормально существовать. Это нормально, если у тебя образование и у тебя идёт карьерный рост, но у нас футбольный век короткий и у меня карьера находится в завершающей стадии, то есть мне осталось поиграть, может, 3-4 года, поэтому я не считаю правильным, чтобы приехать и тратить деньги, которые ты зарабатываешь. У спортсменов немножко другая ситуация. В дальнейшем придётся заниматься абсолютно новым и начинать практически с нуля, получается я буду менее конкурентоспособен, чем люди, которые начали карьеру раньше. Может, некоторые это не совсем адекватно это воспринимают. Надо понимать, что у спортсменов доходы в то время, когда они играют, больше, чем у людей, которые занимаются другими видами деятельности, спортсменам в дальнейшем будет тяжелей, найти себя в жизни, проявить.

 Ты упомянул, что свой сезон в «Гомеле» - 2 трофея – считаешь удачным, но у тебя сезонов немало было, штук 20 наверно, ты же в 16 начал играть?

 В Эстонии первую игру сыграл в 15 лет вообще, в Кубке принял участие. Это было в Эстонии, а этот год был 8-й в моей заграничной карьере, если брать трофеи, то это был самый удачный. В российскую карьеру не удалось медали завоевать, с «Торпедо» в первом сезоне я был достаточно близко к этому, не получилось, а в Беларусь приехал, и всё хорошо сложилось.

 Что ты можешь сказать об ФК «Гомель»? Особенности есть по каким-либо направлениям  или средний клуб со среднеарифметическими отклонениями?

 С чем сравнивать, да? Если сравнивать с Россией, с Англией – то, понятно, сравнение будет не в пользу «Гомеля», правда? Это касается всего – и инфраструктуры, и организации работы клуба, понятно, и бюджет, и остальное – на совсем другом уровне. По всем вопросам белорусский футбол отстаёт и от английского и от российского, единственное что могу сказать, если брать наш тренерский штаб, то, если брать мою карьеру зарубежную, в этом году работал с самым сильным тренерским штабом. Исходя из тех условий, которые в клубе имеются… я думал, что к своему футбольному возрасту тяжело что-то новое узнать, но этот год определённо что-то новое мне дал в плане работы с тренерской командой, в плане психологической подготовки, даже тактической – много разных сфер, в которых мне импонировала работа нашего тренерского штаба. А остальное если брать – то сравнивать нельзя.

А игроки, приятно тебе было с ними играть?

Конечно. Ребята хорошего уровня, если бы им дали возможность проявить себя на новом уровне – я уверен, многие ребята смогли бы это сделать. Многие ребята из нынешнего состава «Гомеля» могли бы себе найти достойные команды за рубежом.

Ты упоминал, что страна для тебя другая. Как тебе менталитет белорусов?Что можешь выделить?

Мне кажется, что белорусы слишком терпеливые. Не знаю, правильно это сказать или нет, что они слишком толерантные в плане того, что происходит у них в стране, это касается каких-то экономических, политических моментов. Белорусы довольствуются таким минимумом, которому люди в других странах стали бы противиться, реагировать на это. У многих людей, с которыми я в Беларуси разговаривал, главное, чтобы хлеб с водой на столе был, всё такое, чтобы какие-то минимальные нормы жизни выполнялись и всё. Может быть это связано с тем, что, как я заметил, у многих людей занижено чувство … амбиции, да? и если сравнивать с европейскими людьми, то это, конечно же имеется. Возможно, в этом имеется проблема, люди не развиваются, останавливаются на достигнутом. Определённые параллели можно произвести и с футболистами тоже. Вроде бы всё нормально, играешь уже в высшей лиге, а на самом деле это только начало, впереди ещё очень много, что можно сделать на самом деле. Может быть эта ментальность белорусского народа присуща и спортсменам тоже.     Вот что могу выделить, то и выделяю.

И ещё раз этот интересный факт. Ты помнишь то время, когда в 15 лет вышел по-взрослому на футбольное поле?

Конечно помню.

В Эстонии чемпионат полупрофессиональный, я не ошибаюсь?

Да, с белорусским чемпионатом не сравнить, конечно. Поэтому у нас перспективные молодые игроки могут раньше себя проявить на уровне команд высшей лиги, потому что конкуренция не такая уж и серьёзная. Это, может быть, даже и полезно, чем раньше, тем лучше, игрокам начинать со взрослыми мастерами, быстрее идёт прогресс у молодых игроков, благодаря этому они и раскрываются. Единственное, что когда прогресс останавливается, надо искать вариант для продолжения роста, поэтому многие ребята, те, которым уровень позволяет, выезжают за границу. Это логичное продолжение вещей, если ты не уедешь за границу, останешься в эстонском чемпионате, у тебя начнётся не то что застой, начнётся регресс. Многие ребята, которые уезжают, продолжают дальше развиваться. Понятно, что все это не могут сделать, и по уровню своему, и по другим причинам, но это нормальный процесс.

Но в любом случае футбольные ресурсы Эстонии гораздо скромнее, чем в Беларуси?

Конечно. Даже сравнивать нельзя. Даже количественно, если сравнивать население [1,3 млн – прим.]. Но если сравнивать, как работает Футбольный Союз Эстонии, (у меня, конечно, поверхностное представление о футбольных структурах Беларуси), в Эстонии, если брать возможности и желание, то желания гораздо больше этих возможностей, и, благодаря этому, очень много людей, которые участвуют в популяризации футбола, и делается очень много вещей, которые, учитывая наши скромные ресурсы, позволяют футболу расти и двигаться дальше. Приглашаются зарубежные специалисты, очень давно обеспечено лицензирование для  тренеров, очень давно практикуются стажировки в различных федерациях. Очень активно всё развивается, привлекаются спонсоры, поддержка идёт с разных фронтов. Развитие эстонского футбола опережает скромные возможности Футбольного Союза.

Ну и поэтому главная сенсация этого года – сборная Эстонии в плэй-офф ЧЕ. Что такого есть у сборной Эстонии, чего нет у сборной Беларуси?

Ну, фарта, может быть [смеётся].

Это целый отборочный турнир двухкруговой, какой фарт? Ты, как игрок этой команды, что можешь поставить в пример белорусам из сборной?

На самом деле тяжело что-то сказать. Мне кажется, что это сочетание нескольких факторов. У главного тренера развязаны руки, никто тренеру не навязывает дополнительных мнений, кого ставить, кого не ставить. У нас чётко отлажен процесс, когда игроки приезжают. они не думают ни о чём постороннем, кроме игры. Всё организовано на очень высоком уровне. Надо отдать должное главному тренеру, то, что он не загонял футболистов в какие-то рамки, раскрепостил ребят, придал уверенности, все эти слагаемые дали в итоге такой результат. Вряд ли он объективный, Эстония не должна, в общем-то, занимать второе место в этой группе [Италия, Сербия, Словения, Сев.Ирландия, Фареры – прим.], но стечение обстоятельств и максимальное использование потенциала сборной привело к тому, что сборная добилась такого выдающегося результата.

Ещё раз поздравляем тебя, как игрока это сборной. Хотелось бы пожелать нам, болельщикам, чтобы дела в клубе разрулились, чтоб всё стало вдруг хорошо, чтобы была полная возможность сохранить Андрея Степанова в клубе.

Большое спасибо за разговор.

Надеюсь, что всё-таки наше руководство созреет до чествования нашей команды за третье место. Будет возможность, обязательно приеду с удовольствием, даже если не получится продолжить карьеру в клубе. Буду всегда рад ещё приехать в Гомель, у меня тут осталось много хороших знакомых, друзей, и поэтому, думаю, обязательно буду приезжать, контактировать, буду болеть, желать удачи Футбольному Клубу «Гомель».

 

Бронза!

 Бронза!