12 мин.

Союз-1988-12. Европалки Бышовца сборной СССР Лобановского, Киев вне Кубка УЕФА

27-я часть рубрики «Чемпионат СССР. Тур за туром. Факты, интриги, скандалы» про

12 тур. 26 июня 1988 года

Как видно из даты, 12 тур проходил на следующий день после финала Евро-1988, который сборная СССР Лобановского проиграла Голландии – 0:2. И не в последнюю очередь ноги той неудачи в решающем поединке за футбольную корону «старого света» растут с мая месяца, и ведут к тренеру олимпийской сборной Анатолию Бышовцу. У меня есть парочку материалов по данному вопросу, которые я издавал раньше в моем блоге. Повторяться особо не буду, но вкратце коснусь данной темы.

Война между тренерами первой и олимпийской сборной за игроков началась еще с конца августа 1987 года. Лобановский справедливо настаивал, что первая сборная не даром называется главной командой страны, потому что в ней собраны лучшие игроки СССР, которые защищают честь Союза на международном уровне. Поэтому приоритетом должна была быть именно она, а потом уже все остальные сборные. И в Федерации футбола вполне соглашались с мнением Валерия Васильевича. Только вот Бышовец оказался прожженным в этом деле мастером подковерных интриг. Тренер олимпийской сборной обратился с помощью в Госкомспорт СССР, для которого прерогативой были успешные выступления советских спортсменов на олимпийских играх. Нужно отдать должное Анатолию Федоровичу, он добился в самых высоких кабинетах такого же отношения к своим олимпийцам, как и к коллегам из первой сборной – от условий подготовки и переносов матчей базового клуба на другие сроки, до оплаты труда.

И правильное решение, вроде бы, приняли, на спортивных верхах, обязав Лобановского не дергать в первую сборную олимпийцев, пока они не решат все вопросы с проходом отбора в Сеул-1988. Поэтому до мая месяца Валерий Васильевич со своим тренерским штабом наигрывал в товарищеских матчах игроков, которые либо не могли быть задействованы Бышовцем ввиду ограничений, введенный Международным олимпийским комитетом для футболистов (кто играл на чемпионатах мира, не имел права участвовать в Олимпиадах), либо забракованными Анатолием Федоровичем олимпийцев. Среди которых был и форвард ленинградского «Зенита» Сергей Дмитриев. Ему и слово:

– В том же 1988-м вы имели все шансы выиграть Олимпийское «золото» Сеула. Однако Анатолий Бышовец в самый последний момент «отцепил» вас от команды. Это была месть, тем кто играл в сборной Лобановского?

 – Да, к ребятам кто готовился к чемпионату Европы (Михайличенко, Добровольскому) подходили люди из штаба Бышовца и требовали, чтобы мы не ездили на чемпионат Европы. Помимо всего прочего, в конце 1987-го меня вновь приглашали в московское «Динамо», которое тренировал Бышовец. И этот момент сыграл против меня. Жаль, ведь мог бы стать Олимпийским чемпионом…

Лично я не удивлен этим признанием Дмитриева, которые он дал российской газете «Спорт день за днем», где редактором отдела футбол был его хороший знакомый Алексей Павлюченко. Я уже давно предполагал такое развитие событий, которые скрывались от широкой общественности. Поводом для подобных подозрений стали травмы олимпийцев, которые входили в круг кандидатов первой сборной и вышли из игры, как по мановению волшебной палочки – почти в один срок. И если с Вадимом Тищенко из «Днепра» все ясно без слов, травма действительно была настолько тяжелой, что игрок не восстановился до начала Олимпиады. То с Евгением Яровенко, а особенно с Игорем Добровольским возникают огромные вопросы, а были ли у них травмы на самом деле? Может, Бышовец выставил условие – или я, или Рыжий? То есть, если поедите с командой Лобановского на Евро-1988, то Олимпиады вам не видать! Если так и было, то выбор Яровенко и Добровольского (поговаривали еще про Виктора Лосева из московского «Динамо» и Юрия Савичева из «Торпедо») можно понять. Ведь в первой сборной им не было гарантировано место в основе. А в олимпийской оно, родимое, у них было.

Теперь опять от рассуждений к фактам. На 25 мая 1988 года в Новогорске на сборах главной команды страны из 24 игроков осталось 22. Отшились спартаковцы Александр Бубнов и Сергей Родионов. Хотя, думаю, знай Лобановский, что Дмитриев скрыл от него травму треснувшего на тренировке большого пальца, то Родионов в сборной остался. Но зентовец слезно попросил доктора советской сборной Савелия Мышалова про свой «недуг» никому не говорить, и выходил тренироваться на обезбаливающих уколах. Я к чему веду речь. Тот, кто хотел поехать на Евро-1988 – рвался туда, несмотря ни на какие преграды. А тот, кто повелся на угрозы Бышовца – не проявил никакого желания к своему выздоровлению, даже если и была травма.

Так вот, 25 мая в сборной остались спартаковцы Ринат Дасаев, Вагиз Хилиятуллин и Виктор Пасулько; киевляне Виктор Чанов, Владимир Бессонов, Олег Кузнецов, Сергей Балтача, Анатолий Демьяненко, Геннадий Литовченко, Василий Рац, Алексей Михайличенко, Александр Заваров, Олег Протасов, Игорь Беланов; Сергей Гоцманов и Сергей Алейников из минского «Динамо», Тенгиз Сулаквелидзе («Динамо» Тбилиси), Иван Вишневский («Днепр»), Вячеслав Сукристов («Жальгирис»), Сергей Дмитриев («Зенит»), Игорь Добровольский («Динамо» Москва). Вскоре выяснилось, что травма, полученная Николаем Ларионовым в матче против киевского «Динамо» 14 мая 1988 года не позволит ему поехать на чемпионат Европы. Для окончательной заявки Лобановскому оставалось отшить одного игрока. И каково же было всеобщее удивление, когда им оказался Добровольский. Хотя, знай широкая общественность тогда, что поведал в ХХI веке  Дмитриев, никто бы круглые очи не делал: «Как можно ТАКОГО игрока оставлять за бортом чемпионата Европы?». Именно такие вопросы мы себе тогда и задавали.

Сам Добровольский вроде бы сам и ответил на этот вопрос: «Прошел все сборы, отыграл все матчи отборочного цикла. Но в Германию поехать не получилось – травма паховых колец. Врачи делали все возможное, Лобановский ждал меня до последнего, незадолго до отъезда позвонил: "Едешь?". А я не то что бегать – ходить не мог».  («Человек, который ушел не вовремя», Дина Юрьева. «Спорт-Экспресс», 25.04.2001). Только вот все сборы, равно как и отыграть все матчи отборочного цикла Добровольский не мог. Ведь Валерий Васильевич впервые вызвал Игоря на товарняк с Югославией в конце августа 1987 года. Да, потом Добро сыграл два важнейших матча отбора на Евро-1988 с французами и ГДР, закончившихся с одинаковым счетом 1:1. После чего поступил в полное распоряжение тренера олимпийской сборной, а потом и своего московского «Динамо» Анатолия Бышовца. Так что к Лобановскому в главную команду страны Добровольский вернулся только после завершения отборочного цикла на Олимпиаду-1988. То есть во второй половине мая, и все сборы с хлопцами Лобановского тоже проходить не мог.

Не знаю, перепутал ли Добровольский года и отборочные цикли Евро-1988 и Мундиаля-1990, или же намеренно вводил в заблуждение широкую общественность уже в новом тысячелетии. Только вот эта травма Добровольского лично для меня выглядит очень странной. Почему? Да потому что на следующий день после финала чемпионата Европы Добровольский вышел в основном составе московского «Динамо» на календарный матч чемпионата СССР. Я не знаю, сколько там лечится травма паховых колец. Нужно у врачей поинтересоваться, хватит ли для полного выздоровления трех недель?

В любом случае Лобановский брал с собой на большие международные форумы даже травмированных игроков, с учетом того, что по ходу турнира они могут восстановиться и в коллектив влиться. Александр Чивадзе на мексиканском чемпионате мира-1986 яркое тому свидетельство. Так что, или действительно Лобановский не видел в своей команде на Евро-1988 Добровольского, поэтому при первом же повреждении футболиста отказался от его услуг. Либо же сам Добро, памятуя угрозы Бышовца,  решил таким вот образом закосить от чемпионата «старого света», чтобы выступить на Олимпийских играх, которые состоялись три месяца спустя. На эти вопросы могут ответить только сами фигуранты «дела», и никто другой. Факт только тот, что один Алексей Михайличенко в итоге стал и серебряным призером Евро-1988, и обладателем «золотой» медали Олимпиады в Сеуле. И то, только потому, что он для Лобановского свой, из киевского «Динамо».

Теперь перехожу к 12 туру чемпионата СССР, который вышел наполовину урезанным. Все дело в том, что кроме первой сборной в то время играла еще и сборная клубов, которая под руководством Владимира Салькова поехала на место будущих олимпийских баталий тестировать стадионы Южной Кореи. Были взяты на «тестирование» кандидаты в олимпийскую сборную: вратари - Алексей Прудников («Торпедо» Москва), Андрей Сацункевич («Динамо» Минск – не играл); защитники – Сергей Третьяк («Черноморец» Одесса - не играл), Арвидас Янонис, Ромас Мажейкис, Видмантас Расюскас (все – «Жальгирис» Вильнюс), Сергей Пучков («Днепр» Днепропетровск), Сергей Горлукович («Локомотив» Москва), Олег Малюков (ЦСКА Москва), Геннадий Денисов («Пахтакор» Ташкент); полузащитники – Антон Шох («Днепр»), Николай Савичев («Торпедо» Москва), Арминас Нарбековас («Жальгирис»), Игорь Пономарев («Нефтчи» Баку); нападающие - Юнис Гусейнов («Нефтчи»), Валерий Шмаров («Спартак» Москва), Евстафий Пехлеваниди («Кайрат» Алма-Ата), Гинтарас Квилюнас («Жальгирис»). Эти парни, как и первая сборная на чемпионате Европы, взяли на предолимпийском турнире второе место: США – 1:0, «Куинз Парк Рейнджерс» (Англия) – 3:0, Нигерия – 1:0 (групповой этап), Венгрия – 2:0, Нигерия – 1:0, Чехословакия – 1:2. Причем финальный матч сложился очень драматично для сборной клубов СССР. Советские футболисты, благодаря быстрому голу Нарбековаса, вели 1:0 вплоть до 84 минуты, когда Николай Савичев после удара Мирослава Кадлеца срезал мяч в собственные ворота. И буквально тут же Любомир Моравчик посылает мяч по высокой дуге через растерявшегося Прудникова, добивая деморализованного соперника – 2:1. Финал СССР играл таким составом: Прудников, Пучков, Мажейкис, Янонис, Горлукович, Пономарев (Малюков, 78), Н.Савичев, Шох, Гусейнов, Нарбековас, Пехлеваниди (Квилюнас, 46).

Так что 26 июня не могли сыграть клубы, делегировавшие в сборные СССР своих игроков – «Динамо» Киев, «Спартак», «Жальгирис», «Днепр», «Динамо» Минск, «Нефтчи». Зато выступили «Зенит», «Чеорноморец» и тбилисское «Динамо», делегировавших по одному игроку. А у «Торпедо», так и вовсе отсутствовало два ключевых игрока. Зато команда Бышовца добывала победу в сильнейшем составе.

«ДИНАМО» Москва – «ТОРПЕДО» Москва 2:0

26 июня 1988. 19:00. Москва. Стадион "Динамо". Ясно. 26 градусов. 7 500 зрителей (при официальной вместимости 51 000)

Судьи: М.Иоффе, А.Барышников, С.Анохин (все - Москва)

"Динамо" М: Харин, Лосев (к), Скляров (Долгополов, 32), Тимошенко (Смертин, 79), Морозов, Поздняков, Буланов, Каратаев, Колыванов, Добровольский, Бородюк

Тренер Анатолий Бышовец

"Торпедо": Сарычев, Полукаров (к), Бодак, Писарев, Роговской, Чугунов (Гречнев, 61), Жуков, Рудаков, Гришин, Ширинбеков, Агашков

Тренер Валентин Иванов

Голы: 1:0 Игорь Колыванов (54), 2:0 Александр Бородюк (60)

Предупреждения: Скляров (7, гр. игра) – нет

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=RuoTpioROtY

Бородюк, забив второй мяч в ворота автозаводцев, вместе с тбилисцем Гурули и киевлянином Протасовым возглавил

СПОР БОМБАРДИРОВ

Гия Гурули («Динамо» Тбилиси), Олег Протасов («Динамо» Киев), Александр Бородюк («Динамо» Москва) – по 8 забитых мячей, Сергей Дмитриев («Зенит» Ленинград) –  7, Евгений Шахов («Днепр») – 5, по четыре - Аркадий Афанасьев («Зенит»), Владимир Гречнев («Торпедо»), Михаил Русяев («Локомотив»), Игорь Пономарев («Нефтчи»), Валерий Шмаров («Спартак»), Юрий Тарасов («Металлист»), Гинтарас Квилюнас и Арминас Нарбековас (оба – «Жальгирис»).

 

«ЗЕНИТ» Ленинград – «Черноморец» Одесса 2:0. Зрителей – 35 000 (74 000). Голы: 1:0 Олег Саленко (27), 2:0 Олег Саленко (75).

18-летний форвард, оформивший «дубль» морякам, все больше и больше привлекал на себя внимание сильных советского футбольного мира. Конкретно, Лобановского. Кстати, по словам еще одного нападающего «Зенита», 24-летнего Сергея Дмитриева: «..после европейского первенства команда чартером прилетела в Киев. Валерий Лобановский прямо заявил: «Хочешь играть в сборной — переходи в «Динамо». Нужно было соглашаться. Это потом мне ребята объяснили, что Лобановский два раза не приглашает…». А спустя год в Киеве оказался уже Саленко. Со скандалом. Но об этом дальше, когда подойдет время. А пока что «Зенит» вышел на чистое второе место и отставал от киевлян всего на одно очко – 16 против 17-и. Правда, при этом ленинградцы имели на одну игру больше – 12.

«ДИНАМО» Тбилиси – «МЕТАЛЛИСТ» Харьков 1:2. Зрителей – 18 000 (74 350). Голы: 1:0 Гия Джишкариани (23), 1:1 Гурам Аджоев (53), 1:2 Игорь Якубовский (71).

Тут, по ходу, Аджоев показал тбилисцам, как его браковать. Все дело в том, что Гурам осенью 1987 года из Харькова… сбежал в Тбилиси. В прямом смысле, утёк. Только вот в основе «сборной Грузии» не закрепился, и вернулся в «Металлист». Вот теперь и показал динамовскому руководству, какого ИГРОКА они отшили.

Здесь нужно заметить, что тбилисцы вышли на матч под руководством нового тренера – Давида Кипиани, который зачаровывал всех своей игрой во второй половине 1970-х – начале 1980-х годов, пока его не сломал реаловский Ангел (Анхель) в полуфинале Кубка Сантьяго Бернабеу летом 1981 года. А после восстановления в мае 1982-го Кипиани неожиданно для всех принял решение завязать с большим футболом. Как оказалось позже, из-за тренера сборной СССР Константина Бескова, который без обиняков заявил заслуженному мастеру спорта, что возьмет его на испанский чемпионат мира только в том случае, если он достигнет уровня спартаковца Юрия Гаврилова. Некрасивая, в общем, история вышла. Которую поклонники «Спартака» не любят вспоминать. Больше того, валят все с больной головы на здоровую, обвиняя в уходе Кипиани…Лобановского. Ну да, кого же еще?)))

«АРАРАТ» Ереван – «КАЙРАТ» Алма-Ата 1:0. Зрителей – 16 000 (70 400). Гол: 1:0 Оганес Погосян (5). Гости играли без лидера команды, нападающего Пехлеваниди. Зато весь матч отбегал травмированный перед заявкой на Евро-1988  Яровенко. Излечился? Вполне возможно. Если вообще имел повреждения.

Кстати, прочитал в еженедельнике «Футбол – хоккей» такой вот пассаж: «Вот и мы, составляя календарь, о предолимпийском турнире, похоже, вообще запамятовали и постеснялись запланировать выход сборной СССР в финал чемпионата Европы…». Это так журналист В.Любимов в своей статье «Два рассеянных тура» сетует на неудобства календаря. Я не поленился, перелистал подшивку «Футбол – хоккея» назад, и нашел в номере за 24 января 1988 года календарь первого круга сезона. Так вот, кроме состоявшихся матчей на 26 июня было запланировано еще два: «Жальгирис» - «Днепр» и «Динамо» Минск – «Шахтер». А киевляне со «Спартаком» должны были влиться в чемпионат с 30 июня. Финал Евро-1988 прошел на пять дней раньше. Вполне достаточно времени для «акклиматизации» игроков сборной на внутренние турниры. Так что все было запланировано верно. Скорее всего, Лобановский как-то повлиял на перенос матчей его команды. Мол, футболисты играли важные международные матчи, устали, им нужно отдохнуть. Да и от празднований Евро-«серебра» отойти, в конце концов. Хотя в календаре четко указано, что «На резервные дни назначены игры «Спартака», киевского и московского «Динамо» в связи с тем, что они представлены большой группой футболистов сборных СССР». А вот предолимпийский турнир, да, видать, не был учтен в календаре. Почему? Вопрос к составителям из Федерации футбола СССР.

Ну, и очень важное событие произошло 28 мая 1988 года. «Металлист», обыграв в финале Кубка СССР московское «Торпедо» - 2:0, лишил киевское «Динамо» всех шансов на осенний старт в Кубке УЕФА. То есть, одной головной болью для Лобановского стало меньше. Конечно же, для Полковника было бы лучше, если бы его хлопцы выстрелили в Европе пораньше, ведь состав то был мощнее некуда. Но теперь нарисовалась главная и единственная цель сезона и всей трехлетки – выиграть советское «золото», а потом и Кубок чемпионов. Казалось, что помешать достижению этой задачи не сможет никто. На сезон-1988, так 100%. Только вот не всегда максимума процентов хватает для окончательного успеха.

В статье использованы материалы сайта http://fc-dynamo.ru, http://footballfacts.ru, http://www.rusteam.permian.ru, еженедельника «Футбол – хоккей» № 4, 22, 27, 28 за 1988 год, а так же личные воспоминания автора (есть небольшие фрагменты моей статьи «Сеул-1988. Предстартовые заботы олимпийской сборной СССР Бышовца с пожеланиями от Папы Римского упеха»), и бывшего редактора отдела «Футбол» российской газеты «Спорт день за днем» Алексея Павлюченко.

Архивариус Саныч