Прессинг и крайности. Хитрость помогла ЦСКА спасти ничью в Петербурге
Виктор Гончаренко в очередной раз изменил модель прессинга под соперника, план вышел авантюрным, но интересным.
Адаптация прессинга и адаптация под прессинг
ЦСКА прессинговал в схеме 3-4-3, где в первой линии прессинга были Ахметов и Влашич. Чалов закрывал Барриоса, Бистрович выше отвечал за Оздоева. Центр был перекрыт.
Семак тоже приготовил сюрприз. Жирков широким и высоким расположением на фланге не давал выбрасываться в прессинг Фернандесу, как это обычно происходит у ЦСКА. Поэтому у Дугласа Сантоса появилась относительная свобода.
Кроме этих случаев, «Зенит» выходил из-под прессинга через забросы на Дзюбу в полуфланги. Интересно, что Ракицкого не закрывали плотно и давали ему свободу на мяче, вплоть до продвижений за центр поля. Это можно расценивать как размен пешки — вместо агрессивного прессинга армейцы перекрывали коридоры для передач и сохраняли компактность в центре.
Друисси вышел на правый фланг полузащиты и, как и Жирков, часто сковывал крайнего защитника (Облякова), тем самым давая больше пространства и времени на принятие решений Караваеву.
ЦСКА впервые вышел с парой Бистрович — Бийол в опорной зоне. Так Гончаренко хотел добавить объема и качества в единоборствах с нападающими «Зенита». Бийол за 54 минуты умудрился собрать 7 верховых единоборств (4 выиграл), трижды сфолил. Удаление необоснованно вызвало волну негодования, обе карточки — правильные.
Итог первого тайма. ЦСКА почти ничего не создал в атаке, прессинг не принес дивидендов, а гол был забит после выноса и последовавшей череды рикошетов, где Влашичу просто повезло выскочить из плотного кольца за спину Ракицкому. 4:2 по ударом из штрафной в пользу хозяев, 67% владения «Зенита» и преимущество по территории. 0:1 — не самый закономерный итог тайма.
Игра после удаления
Бийол играл важную роль. Гончаренко пришлось передвинуть в центр Облякова, чтобы компенсировать меньшинство. Вместо него на левый фланг обороны вышел Набабкин (заменил Ахметова). Как и любая другая команда в меньшинстве при победном счете, ЦСКА стал тянуть время, сбивал темп хозяевам затяжками и откровенными провокациями.
Во многом затяжкам способствовал «Зенит» — игроки били издали нетипично много. Один только Азмун нанес семь ударов, но ни разу не попал в створ. Плюс иранец часто терял мяч и затянул несколько перспективных выходов в быструю атаку. Каждое третье касание мяча Сердара заканчивалось потерей мяча. Однозначно худший игрок матча в составе «Зенита».
После удаления ЦСКА откатился в глухой и низкий блок обороны, Семак бросил в атаку все силы. Шатов заменил Караваева. Сантос перешел на правый фланг защиты, а на левый край обороны вместо него опустился из полузащиты Жирков. Задумка — выводить бразильца на позиции для кроссов с подработкой мяча под рабочую левую ногу (так мяч подкручивался в сторону ворот, элемент под навал в штрафной) или смещаться в центр с мячом (так был забит гол Ерохина).
Позже вышел Ерохин, как дополнительный адресат под кроссы. Иванович примерно с 75-й минуты стал играть нападающего (в оборону не возвращался), а в концовке Семак заменил на атакующего полузащитника еще одного флангового защитника (Мак вместо Жиркова).
Все это помогло наладить контроль мяча и методично раскатывать комбинации прямо перед штрафной гостей. Множество поперечных переводов мяча раскачивали оборону ЦСКА и изматывали, но брешей для проникающих передач было немного. Моменты «Зенит» получал за счет кроссов, стандартов и забросов. Как правило, такой низкий оборонительный блок не оставляет другого выбора.
Итоги
Семак был прав, когда говорил после матча, что его команда владела громадным преимуществом и должна была побеждать. 3:1 по явным голевым моментам, но ни один из них «Зенит» не реализовал (два момента было у Азмуна, еще один — у Дзюбы, который промазал, хотя бил в упор). 15:3 по ударам из штрафной, плюс тотальное преимущество по проникновениям в штрафную и финальную треть. Полтысячи точных передач и 13 точных кроссов.
Матч наверняка побил антирекорд сезона по количеству чистого игрового времени. ЦСКА превосходно умеет сбивать темп различными способами и рвать игру паузами, сегодня это имело важнейшее значение в спасении хотя бы очка.