Соцсети «Рубина» - топ! Поговорили с их SMM-менеджером о том, как устроена его работа
На старте сезона одним из самых ярких явлений нашего футбола стал казанский "Рубин". Молодой и дерзкий клуб с таким же тренером радовал нас пламенными речами из раздевалки, креативом в соцсетях, запуском мерча с “козой” Шаронова и картонным Суторминым на презентации команды. О том, как работает креативная команда "Рубина" изнутри мы решили поговорить с Тимуром Байрамовым - он в казанском клубе отвечает за соц.сети.
Первый твой креатив в соцсетях остался незамеченым. Твит в стиле баттл-рэпа времен твоей работы в клубе “Анжи-Юниор” заценили только друзья и сотрудники клуба. Расскажи про то время? Что это вообще такое было?
Если не брать во внимание тот факт, что клуб развалился спустя полгода, не заплатив ни сотрудникам, ни футболистам, ни подрядчикам, то лично я с теплотой вспоминаю это время. Мне было 24 года и я исполнял обязанности помощника президента клуба, хотя фактически опробовал на себе абсолютно все роли, разве что на поле не выходил. Получить лицензию для выступления в ПФЛ? Ок! Найти несуществующие документы для процедуры сертификации стадиона? Справимся! Заявить игрока в последний день трансферного окна? Не проблема! Подмести трибуны стадиона перед приездом комиссии из РФС? Надо, так надо! Помочь главному тренеру на тренировке? Легко! Объявить составы команд перед матчем? Давайте микрофон! Короче говоря, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Пожалуй, полученный за это время опыт, быть может и стоит тех 200 000 рублей, которые мне остались должны.
На самом деле, про “Анжи-Юниор” можно рассказать очень многое. Команд, которые обанкротились и оставили после себя уйму долгов немало, но чтобы футболисты и сотрудники, которые и так не получали зарплату, еще и остались должны за проживание в гостинице, лично мне такое не встречалось. Резюмируя, проработав полгода в ПФЛ, я на себе почувствовал едва ли не все проблемы российского футбола. Не будь я таким ленивым, уже давно бы написал об этом книгу. Конечно, были положительные моменты, связанные с ребятами, которым после «Анжи-Юниор» удалось заиграть в большом футболе. Например, один парень в 22 года, никогда не игравший на профессиональном уровне, транзитом через “Анжи-Юниор” дорос от первенства Татарстана до просмотра в клубе РПЛ, а сейчас выступает в ФНЛ. Но негативных моментов было, к сожалению, гораздо больше. Захочешь, можем пообщаться на эту тему отдельно.
Когда-нибудь наверняка пообщаемся, мне на эту тему тоже есть чем поделиться) А как возник вариант с "Рубином"? Как вообще люди попадают на работу в футбольные клубы?
Впервые я попытался попасть в "Рубин" еще в 2014 году. Мне был 21 год, я окончил университет и через Twitter узнал, что в пресс-службе клуба есть вакансия. На тот момент у меня не было никакого опыта, работать по специальности в сфере защиты информации мне не хотелось, тогда как попасть в футбольный клуб было своеобразной несбыточной мечтой, ведь просто так с улицы туда практически никогда никого не берут.
Я попросил свою знакомую, которая дружила с одной из сотрудниц “Рубина”, разузнать что к чему. В итоге, было собеседование, но дальнейший процесс согласования моего трудоустройства с начальством в силу разных причин затягивался, и я попросился поработать на ближайшем домашнем матче в качестве стажера, кем и оставался на протяжении полугода, получив за всё это лишь один раз небольшую премию. Но я реально кайфовал и особых проблем с этим не испытывал, параллельно подрабатывая на различных шабашках, например, монтировал свадебные видео, надеясь, что когда-нибудь меня всё-таки официально трудоустроят в "Рубин". Спустя полгода меня наконец-то приняли в штат, но не в сам клуб, а в компанию, которая отвечала за маркетинг, работая на аутсорсе. Однако, не долго музыка играла, меньше чем через полгода у «Рубина» сменилось руководство и нас попросили на выход.
Следующим этапом моей карьеры стала работа футбольным корреспондентом в местной электронной газете. Позвонил знакомому журналисту, который там работал, постажировался и меня взяли. Спустя год я брал интервью у руководителя казанского филиала детской школы «Юниор» (который затем стал президентом «Анжи-Юниор»), после чего попросился к нему на работу. Он назначил меня директором по развитию своей школы, после чего, когда решил создавать профессиональный клуб, сделал своим помощником. В ноябре 2017 года клуб, как я уже говорил, обанкротился и я долго искал новое место работы, фактически не рассматривая никаких вариантов кроме футбольной сферы – не хотел просто так отказываться от своей мечты. В результате я узнал, что в "Рубине" работает человек, с которым я был заочно знаком, и обратился к нему по поводу вакансий. Встретились, пообщались, нашли общий язык. Так я и стал SMM-менеджером казанского клуба.
Что конкретно входит в твои обязанности в "Рубине"? Какие задачи перед тобой ставят руководители?
Моя основная обязанность - ведение всех официальных аккаунтов клуба в различных социальных сетях. Помимо этого, есть еще много различных функций, которые время от времени приходится выполнять, потому что как таковой штат в “Рубине” на самом деле невелик. Каких-то конкретных задач передо мной не ставится, многое в моей работе зависит от конкретных ситуаций. Например, во время трансферного окна нужно максимально отработать появление новичков в команде, по возможности сделав это креативно. Перед домашними матчами, нужно их анонсировать на всех наших медиа-площадках и так далее.
Тот поток классного креатива, который родился в начале сезона - тебе премию выписали?)
Скажем так, без награды я не остался! =)
Все началось с пламенной речи Шаронова про концерт "Металлики". Кто предложили выложить ее в твиттере?
Это было совместное решение. Меня не было на том матче в Москве, про эту речь мне рассказал другой сотрудник нашего клуба, после чего я сразу же стал писать руководителю, что нужно срочно сделать ролик и опубликовать его прямо сейчас. Как оказалось, ребята из “Рубин ТВ” уже занимались этим, потому что все понимали, что эта речь взорвёт. Поэтому не было такого человека, который единолично мог бы забрать себе все лавры, кроме, пожалуй, самого Романа Сергеевича Шаронова =)
Одно из главных моих впечатлений от жизни в Казани, помимо того, что это потрясающе красивый город - местные постоянно говорят слово “айда”. Решение делать футболки с Шароновым началось тоже с этого слова?
Хаха! Дословно моё сообщение директору фаншопа выглядело так: “Айда майки делать срочно!”
От идеи до реализации прошло два дня. Как получилось так быстро?
Могли бы еще быстрее, но дизайнер в клубе один, а работы много. По сути, после обеда на следующей день после матча он отрисовал макет, мы его согласовали, отправили директору фаншопа, который уже на следующий день сделал первую партию, заранее закупив футболки, а принт делая с помощью установки, которая печатает номера и фамилии на игровых майках футболистов.
Картонный Сутормин - как эта идея возникла и была реализована?
Хотелось как-то разнообразить презентацию новичков перед болельщиками. Мы подумали, Сутормин же тоже новичок клуба, давайте и его представим. Эта затея всем показалась веселой и мы ее реализовали. Как уже где-то писалось, фотографии Алексея в полный рост у нас не было, поэтому при создании макета картонной фигуры использовали его голову и моё тело. Как мы и ожидали, публика позитивно восприняла этот небольшой перфоманс. Потом спустя время, когда появились новости о сумме трансфера Сутормина, пришла сумасшедшая идея продать эту фигуру на аукционе. Поначалу, я даже не стал ее озвучивать, потому что думал, что никто такое мне никогда не согласует. Но в итоге все-таки предложил и получил добро на аукцион.
К вам приезжал Жека Савин. Скажи честно, за бабки? Это была его инициатива, или вы пригласили?
Ни о каких бабках речи ни шло. Жека сам связался с клубом, изъявив желание приехать. В тот момент "Рубин” и Шаронов были хайповой темой, поэтому по сути ничего удивительного в его желании приехать не было.
Со временем речи Шаронова всем надоели и даже стали мемом, а самого Шаронова стали сравнивать с Тони Робинсом. Почему так быстро это приелось?
Мы и не собирались делать из этого какой-то сериал, потому что было понятно, что по большому счёту все послематчевые речи друг на друга похожи. Всё-таки, не каждый матч "Рубина" проходит в один день с концертом Metallica. Мы однажды рискнули выложить речь в раздевалке после поражения, исходя из того, что победных речей много, а такого особо ни у кого не было, но столкнулись с негативной реакцией, после чего решили свернуть эту затею как минимум на время.
До этого ты предложил чемпионат по поеданию шаурмы. Тимур, расскажи, на чем ты сидишь?
Честно говоря, мне не нравилась эта затея, пусть я сам ее и предложил. Потому что, лично в моем понимании, это было нечто из области “колхозного” маркетинга, который лично мне не нравится. Но в тот момент просто было нельзя не среагировать на эпизод с поеданием шаурмы во время трансляции матча с “Енисеем”, поэтому и возникла такая идея.
Признайся честно, пример Меркиса тебя вдохновляет?
Не-а. То, что сделал с твиттером “Енисея” Стас - очень круто, но он не первый и не последний, кто от лица футбольного клуба или бренда, пытается выехать в медиапростанстве за счет юмора. Скорее, если брать российские клубы, мне очень нравилось как “Зенит” раньше ситуативно реагировал на те или иные инфоповоды. Например, история с логотипом и Daily Mail.
Где вообще получаешь информацию, необходимую для своей работы? Учебников по SMM в спорте ведь не существует. Чем вдохновляешься?
Если говорить о ситуативном SMM, то если я вижу в сети какой-то инфоповод, который как-то связан с “Рубином” и это можно обыграть, то пробую придумать как. Это может быть все, что угодно. Французы играли с аргентинцами в Казани на ЧМ-2018, и я предложил им обратиться к нам за помощью, ведь мы прекрасно знаем как остановить Лео Месси, который ни разу не забил в четырех матчах между “Рубином” и “Барселоной”. Или же после победы над “Зенитом” я увидел в нашем фоторепортаже крутую фотку стоящего на коленях Шатова перед рекламным щитом с надписью “Газпром”. Первое, что пришло на ум, выложить ее с подписью “Не все мечты сбываются”.
Помимо этого, я люблю просматривать аккаунты в Twitter и Instagram западных клубов, причем по большей части из различных американских лиг, будь то MLS, NHL, NBA, NFL и так далее. У меня есть специальные аккаунты, где я подписан на 200-250 различных команд, которые я просматриваю на досуге. Не секрет, что уровень маркетинга и SMM там на голову выше.
Один из ключевых вопросов - конвертация лайков в соцсетях в болельщиков на трибунах. Тот же "Енисей" страдал от этого. Всем нравились их приколы в твиттере, но болельщиков было мало.
Все-таки, футбол - это в первую очередь то, что происходит на поле во время матча и тот счет на табло, который остается после него. По крайней мере, как мне кажется, в России это именно так. Можно прикалываться в твиттере, делать отличные предматчевые шоу-программы, создавать комфортные условия для просмотра матчей на стадионе, но при отсутствии результата, только этим болельщиков на трибуны не заманить. Я как-то пытался самостоятельно исследовать этот вопрос и пришел, к сожалению, к неутешительным выводам. Условно говоря, нет результата и игры - нет болельщиков. Нельзя так сходу внушить людям, что команду нужно поддерживать всегда, невзирая на поражения. Перефразируя известную фразу: "You will never walk alone only if you will win".
Как команда и тот же Шаронов реагируют на вашу работу? Закрываются, или наоборот, помогают идеями?
Нет, у нас в команде сейчас молодые, отзывчивые ребята, которые при необходимости с легкостью соглашаются поучаствовать в реализации тех или иных наших замыслов. Порой бывает, что в процессе они сами предлагают какие-то идеи. В общем, в плане коммуникации с игроками и тренерами проблем у нас никаких еще пока что не возникало.
Что дальше? После такого классного старта (я не про команду, а про меди команду) от вас ждут многого, планка высока. чем будете удивлять?
Как говорилось в одной всем известной программе: “А что будет дальше - покажет время!”. Повторюсь, все зависит от ситуации. Будет повод - будет контент. Задачи шутить или прикалываться во что бы то ни стало перед нами не стоит, все-таки, в первую очередь мы - футбольный клуб, а не развлекательное сообщество.
Мы благодарим Тимура за интервью, принимаем его и идем дальше!