Буффон страдал от депрессии, вылечиться помогла картина Шагала. Она напомнила ему, что такое быть счастливым
От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе, хоккее или боксе, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор телеграм-канала об архитектуре «домики» Ася Зольникова рассказывала о первом стадионе, построенном специально к ЧМ в Катаре, а Михаил Постников, создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль».
Сегодня автор популярного телеграм-канала об искусстве «АртПацан» рассказывает о картине Марка Шагала «Прогулка» – той самой, которая вдохновила Джанлуиджи Буффона, когда он был в депрессии.
***
На этой неделе Джанлуиджи Буффон выступил в Player’s Tribune с письмом семнадцатилетнему самому себе. В нем он признался, что всю его жизнь перевернула картина Марка Шагала «Прогулка», которую он увидел, когда в 25 страдал от депрессии, играя за «Ювентус».
«Зайди (в музей) — и увидишь сотни картин Шагала. Большинство тебя не зацепят. Есть хорошие, есть интересные, есть непримечательные. А потом ты увидишь картину, и это будет удар молнии. Она называется «Прогулка». Она напомнит тебе, как это — быть ребенком. Как просто быть счастливым», — вспоминал вратарь.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/f3/2bc316d8e4058b51ebbad66250a83.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Марк Шагал (настоящее имя Мовша Хацкелевич) — один из самых значимых художников-авангардистов ХХ века, предшественник сюрреалистов и экспрессионистов. Рождение на задворках Российской империи, активная работа на революцию, эмиграция с последующим получением французского гражданства — вполне классический жизненный сценарий для многих одаренных людей тех лет.
Родившись в бедной семье еврейского лавочника на окраине Витебской губернии в беспокойные времена, он сумел стать одним из самых плодовитых (его работы искусствоведы до сих пор не смогли полностью каталогизировать) художников XX столетия.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/8a/7b78f5f2a4c0784cb51f8f2c01459.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Одна из особенностей творческого подхода Шагала было обыгрывание пословиц и устойчивых выражений. Иногда он просто иллюстрировал их, сохраняя суть фраз, а иногда полностью переворачивал изначальный смысл.
Самой яркой из таких картин стала «Прогулка», практически единогласно считающаяся искусствоведами одной из вершин творчества Шагала. Изначально работа была частью триптиха, в основе которого – мотивы свободы, полета и образной победы над земным притяжением. Помимо «Прогулки» в триптих вошли полотна «Двойной портрет», на котором герои — любимая жена художника Белла Розенфельд и сам Шагал, сидящий у нее на плечах — только готовятся к полету, и «Над городом», на котором уже оба героя летят над домами.
Сейчас картины раскиданы по миру: «Двойной портрет» художник подарил парижскому музею искусств имени Помпиду, «Над городом» – в Третьяковской галерее, а «Прогулка» выставлена в Русском музее.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/9f/9278fb7864e468e27b1f9bdd8b769.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Центральный мотив «Прогулки» — известная русская пословица «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Художник изобразил себя твердо стоящим на земле. В правой руке — синица. Это символ всего его материального и нематериального имущества: амбициозная многообещающая молодость; не гарантирующая ничего, но горячо любимая профессия, которая была избрана им несмотря на шаткое финансовое состояние семьи; Витебск, ставший сквозным образом для многих его картин и имеющий для художника чуть ли не библейское значение (он часто сравнивал его с Иерусалимом).
В левой же руке Шагал, вопреки изначальному смыслу пословицы, держит своего журавля – то, без чего все остальное, в общем-то, не имеет особого значения. Это рука парящей над землей Беллы Розенфельд — его музы, жены и самой большой любви всей жизни.
«Она парит на моих картинах и озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет»», — так писал Марк Шагал о Белле. Супруга была для художника всем: и главной вдохновительницей, и основным, после самого Шагала, персонажем большинства его картин. Образ жены запечатлен более, чем в двух тысячах работах живописца — он не переставал делать Беллу героиней своих сюжетов даже после ее смерти в 1944-м. «Есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви», – говорил художник.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/47/a3c3891124d2c9375669d054476a3.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Шагал был из бедной семьи, а вот Белла была дочерью успешного ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Смелая, и раскованная, она шокировала семью и окружение художника, то свободно позируя ему голой, то вылезая из окна мастерской по ночам, чтобы не будить хозяев квартиры. Семья девушки, естественно, была против романа с бедным художником, но чувства Беллы были серьезны и непоколебимы. Она дождалась Марка из четырехлетнего путешествия в Европу и вышла за него замуж.
***
«Прогулка» была написана в тяжелом для страны 1917 году. Ощущение легкости, исходящей от картины, резко контрастирует с социально-политическим контекстом, в котором она создавалась. Но в этом был весь Шагал. Четкое разделение пространства картины на верх и низ было усвоено им еще в детстве, когда он изучал русскую иконопись. Этот основополагающий для художника принцип разделения картины на как бы небесную и земную части, будто обязывал обращаться к теме полета. Этот мотив очень часто встречается в картинах Шагала, но если сначала он использовал его, чтобы полотна выглядели более странно, то в «Прогулке» смысл полета кардинально меняется. Теперь это метафора свободы и счастья.
Персонажи картин Марка Шагала, вопреки окружающей их неприветливой обстановке, глубоко и прочно счастливы – и буквально воспаряют над окружающим миром и его суетой. И этот полет – такой необычный по сути, но такой легкий и непринужденный – выглядит абсолютно естественно.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/03/4c7df44f84a2096df2e3d29deefe9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Эта картина передает что-то из другого мира, – вспоминает «Прогулку» Буффон. – Она напомнит тебе, как это – быть ребенком. Как просто быть счастливым. То чувство, когда Томас Н’Коно выбивает мяч. Когда бабушка зовет тебя с кухни. Когда ты сидишь в темноте перед телевизором и молишься. С возрастом мы забываем об этом чувстве».
На следующий день он снова пошел смотреть на «Прогулку».
«Иди внутрь. Искусство – лучшее лечение для тебя. Когда ты откроешь свой разум, внутренняя тяжесть исчезнет. Улетит, как та женщина на картине Шагала».
Буффон написал письмо себе 17-летнему и рассказал, как художник Марк Шагал изменил его жизнь
Фото:Gettyimages.ru/Stu Forster /Allsport; REUTERS/Leonhard Foeger; en.wikipedia.org
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий
У тебя бронхит? Денег же много, не кашляй главное.
У тебя зуб развалился? Не жуй с той стороны, обмажься стодоллларовыми купюрами.
Рак? Ну хватит кровавой рвоты, у тебя же вон сколько денег.