7 мин.

Капитан и очевидность

Минувшие 12 месяцев карьеры Сергея Паршивлюка выдались сколь насыщенными, столь и противоречивыми. Сразу и не определишь — завидовать ему или сочувствовать. С одной стороны, Сергей вывел «Спартак» на матч с «Челси» в чине капитана, получил вызов в сборную и титул «Главное открытие сезона» от РФС, с другой — порвал кресты, переболел ветряной оспой, а на излете второго круга на его темени отпечатались шипы Кевина Кураньи.

Кресты

Крестообразные связки Паршивлюк порвал в конце октября 2010-го, а в строй вернулся ближе к июню следующего года. Шла 83-я минута матча с «Краснодаром», когда «Лужники» впали в такую ажитацию, будто спартаковцы закатили Евгению Городову четвертый гол.

— Я вообще не волновался, — рассказывает Паршивлюк. — Счет-то был 3:0, и игра была сделана. Входить в такую игру было совсем не трудно — оставалось 10 минут, и даже если бы я успел накосячить, победу мы бы уже не упустили. К тому моменту я провел уже достаточно много тренировок, и боязни рецидива быть уже просто не могло. Беречь колено уж точно не собирался: если беречь — зачем тогда было так долго восстанавливаться? Чувствовал скорее не волнение, а сильный приток эмоций. Думал: ну, наконец-то эти бесконечные лечения и восстановления закончились. Просто дико приятно, что болельщики так поддержали.

Семимесячный простой для человека, непрерывно игравшего с ромбиком на груди со второго класса школы, — это и впрямь непостижимо, мучительно долго.

— Самым тяжелым временем были первые дни после травмы — когда понимал, что впереди еще целых полгода без футбола. Всевышний устроил мне такую вот проверку на прочность, и, оглядываясь назад, я считаю, что прошел ее. Я травмировался сразу после первого вызова в сборную; думаю, если бы не это несчастье, велика вероятность, что сейчас уже закрепился бы в ней. Зато, пока лечился, появилась возможность больше проводить времени с родными, друзьями, девушкой своей. Выбрался, например, на Comedy Club и Comedy Women — сам купил билеты и пошел. Давно туда хотелось попасть: я большой фанат Александра Реввы и дуэта имени Чехова.

Досуг

Паршивлюк — патриот «Спартака», но не отечественного кинематографа.

— Русское кино я вообще не воспринимаю. По сравнению с тем, что снимали в советское время, нынешние фильмы вообще ни в какие ворота не лезут. Европейские картины уважаю больше, но Голливуд для меня — вне конкуренции. Стараюсь не пропускать ни одной премьеры. Больше всего «Мальчишник в Вегасе — 2» запал в душу. Скоро еще вторая часть «Шерлока Холмса» выйдет, с нетерпением ее жду — первый фильм просто сумасшедший был.

Статус капитана обязывает Сергея следить за атмосферой внутри команды.

— В кризисные моменты собираемся всей командой в неформальной обстановке — вот братья Комбаровы недавно ресторан открыли, это сейчас любимое место для нас. Помогаем им с выручкой.

Едва ли не главный футбольный хит на YouTube — уличные откровения Валерия Карпина об уровне команды «Твенте» и вероятности приезда в Россию Радамеля Фалькао. Весной связки Паршивлюка еще окончательно не срослись, но отвечать перед разгневанной толпой пришлось и ему.

— Да-да, я тоже в этом сезоне поговорил по душам с болельщиками, которые были не особо довольны игрой. Не помню точно, после какой игры, — я тогда еще не играл, но у людей были серьезные претензии, ну и я отвечал за всю команду, объяснялся. Надеюсь, мои ответы их удовлетворили. Хотя августовское поражение от «Легии» было куда более тяжелым и шокирующим, чем весной от «Порту» — они-то были на ходу, громили всех подряд, и их было не остановить. А «Легию» мы обязаны были проходить — но слишком рано расслабились, почувствовали, что уже добыли победу. При счете 2:0 возникли самоуспокоенность, самоуверенность. В раздевалке, честно говоря, была просто траурная обстановка — все осознавали, что произошла катастрофа. Но Карпин сказал, что, как бы ни было горько, через несколько дней игра с ЦСКА — и нужно забыть про это поражение и переключиться на чемпионат. Похожая обстановка была после матча с «Рубином», когда мы проиграли 0:3 и упустили возможность подняться вверх в таблице, — таким расстроенным я Карпина в этом году не видел.

Эйден Макгиди отнес Сергея к тем спартаковским россиянам, с кем он легко находит общий язык. Сам Паршивлюк свои языковые познания оценивает чуть скромнее.

— Не сказать, что я такой уж полиглот, но объясниться по-английски с Макгиди или с Парехой могу. Из всех легионеров у меня с Нико вообще самые близкие отношения — не сказать, что он прям такой уж весельчак, но очень общительный парень. А самый шебутной у нас, конечно, Ари — постоянно кричит что-то на тренировках, ну просто безостановочно! Он славится тем, что у него есть точечные подколы для каждого игрока. Это здорово сплачивает команду. Деления на диаспоры в «Спартаке» нет. Конечно, те же бразильцы проводят больше времени вместе, но никто не отделяется от коллектива. Я могу поболтать с Сухи или Деми, Пареха общается с бразильцами и так далее. Наши новички — Эменике с де Зеувом — довольно легко влились в команду. Ну разве что Эммануэль поначалу был немного хмур — все-таки ему трудновато пришлось в Турции, в такую историю влип. А де Зеув был с нами на сборах, освоился, со всеми знакомился и даже помогал на первых порах Эменике акклиматизироваться — они же говорят на одном языке, да к тому же живут в одном доме.

Легионеры

— Эменике не рассказывал про свои турецкие приключения?

— Мы пока не мучили его расспросами про отсидку в турецкой тюрьме. Вот надо будет как-нибудь разузнать в подробностях.

— Наколки-то у него появились?

— Да нет, что-то не заметил.

— А кто из спартаковских легионеров вас больше всего удивил?

— Жедер, конечно. Я не мог себе представить, что бывают такие деревянные бразильцы. Они вроде должны быть пластичными, техничными, а Жедер просто монстр какой-то, машина.

Приехав в Россию, Жедер первое время играл правого защитника — но Паршивлюк, разумеется, вырос не на его игре.

— Образец для меня — Дани Алвес. Особой работы в защите в «Барселоне» у него нет, поэтому он феерит в атаке. Мне много чего не хватает, чтобы стать таким, как он. Особенно последнего паса. За сезон он делает 15–20 голевых передач — для крайнего защитника это просто безумный вариант. Работоспособность просто сумасшедшая — 40–50 матчей за сезон носится по полю, как бешеная собака.

— Неужели и вы тоже поклонник «Барселоны»?

— Не совсем. Мне, как и всем, нравится игра «Барсы», но в последний год я гораздо сильнее стал симпатизировать «Реалу» — как раз после прихода Моуринью. Я поклонник Жозе. Дело даже не в его оригинальном поведении, а в отношениях с игроками — ни от кого не слышал, чтобы отзывались о нем плохо, все в восторге от работы с ним.

За пару дней до нашей встречи Сергей продлил контракт со «Спартаком» еще на пять лет — до 2016 года.

— Мне нравится работать под руководством Валерия Карпина. Он очень грамотно объясняет нам все чисто футбольные моменты, тщательно проводит теорию. Я знаю некоторых тренеров, которых считают сильными и авторитетными, а они вообще не проводят теорию. Вообще! Для кого-то это, может, и утомительно — высиживать целый час на теоретических занятиях, но я-то понимаю, как это важно — когда тебе пальцем показывают на твои ошибки, разбирают их, когда ты осознаешь, что реально накосячил, и тебе стыдно перед всей командой. Когда не указывают на ошибки, начинаешь думать, что ты в полном порядке, а команда плохая. В этом и заключается главное достоинство Карпина как тренера — в том, что он всегда указывает нам на ошибки и дает грамотную и доскональную установку на матч. При этом он трудится и над развитием клубной инфраструктуры — вот ремонт на базе сделал, например.

P.S. Усаживаясь за стол кафе-бара на Берсеневской набережной, Паршивлюк на мгновение обнажил заживающий шрам, оставшийся в подарок от Кураньи, но тут же снова натянул на голову шапку. На «Красном Октябре» вообще-то довольно тепло, но так уж ему было удобней. Через пару часов КДК постановил: в действиях немецкого форварда «Динамо» нет ни состава преступления, ни тем более повода для дисквалификации.

Источник