11 мин.

Пилипчук возглавит «Спартак-2»: одни считают, что это он выиграл чемпионство, другие – что подсиживал Карреру

Его камбэк – идея Федуна. 

Роман Пилипчук – одно из самых неизученных явлений чемпионского сезона «Спартака». Когда Аленичеву искали аналитика, глава Академии тренерского мастерства РФС Андрей Лексаков посоветовал Пилипчука бывшему гендиректору «Спартака» Сергею Родионову.

В итоге Пилипчук остался штабе Карреры и отвечал за подготовку материалов о соперниках. Другую версию вы тоже слышали: якобы Пилипчук полностью рулил процессом, проводил тренировки и поставил команде футбол, а Каррера отвечал только за мотивацию и настрой.

Через год после чемпионства Пилипчук покинул «Спартак», а сейчас вернется: станет главным тренером второй команды, приступит к работе 22 января. Пару месяцев назад РБК писал, что вернуть Пилипчука в «Спартак» хочет лично Леонид Федун.

В «Динамо» Пилипчук очень боялся увольнения. Сидел на чемоданах и спрашивал, как перегнать машину в Киев 

До «Спартака» самым элитным местом работы Пилипчука было «Динамо» в сезоне-2011/12 – то самое, которое осенью играло в суперфутбол, а весной развалилось. К Сергею Силкину он попал точно так же, как и в «Спартак» – по совету Лексакова. Главному тренеру «Динамо» был нужен помощник, а порекомендовали Романа. На тот момент Пилипчук поработал тренером три года – помощником в «Шиннике», главным в молдавской «Дачии» и старшим в «Балтике».

«Роман – фундаментальный человек, знает предмет, – говорил Силкин. – Очень здорово работает с компьютером и современной статистикой, аналитикой. Instat присылал нам отчеты о матчах, но у Пилипчука всегда была и своя статистика. Разбирали с ним соперника, какие стороны надо самим подправить. Проводили тактические занятия, которых никогда не было в «Динамо».

В итоге «Динамо» заиграло в какой-то совершенно грандиозный футбол, Воронина, Семшова, Кураньи и Самедова было невозможно остановить, а команда до зимнего перерыва шла среди лидеров. После поражения 0:4 братья Березуцкие даже удивлялись, почему против них выпустили «Барселону» вместо «Динамо».

Только дальше все сломалось: по версии футболистов «Динамо», из-за Пилипчука. Тогда чемпионат России переходил на систему «осень-весна», а во второй части лига разбивалась на две восьмерки. По совету Пилипчука в тренерском штабе решили, что лететь в атаку с топами опасно, надо играть осторожнее. Пилипчук на сборах якобы водил игроков по полю за ручку и учил оборонительному футболу, за который Игорю Семшову потом было стыдно. 

«Динамо» так хорошо играло, потому что Божович команду на сборах подготовил, все на его багаже и шло, – рассказывал Денис Колодин. – А когда Силкину самому пришлось сборы провести, все разрушилось. Пилипчук почему-то постоянно боялся, что его уволят. Чемоданы собирал, был готов в Киев уезжать. Ему говорили: «Еще два дня до игры, а ты уже чемоданы собираешь». Пилипчук как-то заходил в номер, спрашивал: «Не знаете, как машину из Москвы до Киева перегнать?» Его спрашивают: «Что такое?» Он отвечал: «Сейчас не выиграем, уволят нас». Божович, кстати, с юмором относился к разговорам с руководством. Приходил и говорил: «Вчера меня таким поимели, а сегодня — во-о-от таким». 

Силкин с версией футболистов «Динамо» и критикой Пилипчука не согласен: «Футболисты всегда оправдывают себя. Мы моделировали новые схемы для того, чтобы можно было варьировать тактику. Плюс надо учитывать свойства возрастных игроков, которым уже шел четвертый десяток. Таких у нас тогда было достаточно, в том числе и Воронин. Сегодня они феерят, забивают два мяча, но рано или поздно кондиции теряются. Поэтому мы хотели немного разнообразить наши действия. Насчет осторожной тактики – это бред сивой кобылы».

Пилипчук летал смотреть АЕК для Аленичева, а во время чемпионского сезона был незаметен. И дал уважительное интервью в адрес Карреры

После «Динамо» Пилипчук был главным тренером в донецком «Олимпике» (первая лига Украины) и в юрмальском «Спартаке», а после этого работал в сборной Таджикистана (пристроил как всегда Лексаков). Оттуда его и выдернул Сергей Родионов. 

«Родионов искал тренера-аналитика, – рассказывал Лексаков. – Пилипчук был первым, кого я посоветовал. Сказал: «Если вам не подойдет, будем думать дальше». Пилипчук имел опыт в «Динамо». Та команда при Силкине всем нравилась. Так что рекомендовал смело: вот человек, вот его телефон – звоните. Мы с Пилипчуком каждый день встречаемся или видимся. Дружим семьями. Он фанатик своего дела. О футболе думает 24 часа в сутки. Даже я иной раз говорю: «Ром, давай о чем-нибудь другом».

Сначала про Пилипчука почти ничего не было слышно, но его, например, отправляли смотреть, как играет легендарный кипрский АЕК. Аленичев коротко рассказывал об отчете: «Пилипчук сказал, что эта команда вполне нам по силам, мы ее должны проходить, правда, там много испанских техничных футболистов. И еще уточнил, что на выезде нам будет очень сложно, потому что погодные условия будут непростыми».

Уже после отставки Аленичева и еще до всех конфликтов Денис Глушаков не отделял Карреру и Пилипчука, а хвалил обоих. Вот его слова перед их первым самостоятельным матчем против «Крыльев Советов» (1:0).

«Массимо требует от нас в играх агрессии, быстроты принятия решений, большего количества вертикальных передач. Мы много времени уделяем разбору соперника и понимаем, на каких аспектах концентрировать внимание. Перед «Крыльями» и «Рубином» Пилипчук и Каррера сделали современный, тотальный анализ: как накрывать соперника в начальной фазе их атаки, какие зоны насыщать, где слабые, сильные места. Ожидания соответствовали реальности, играть нам было легче и понятнее».

В чемпионском сезоне Пилипчука вспоминали эпизодически, а за все время в «Спартаке» он дал только одно интервью – «Футбольной науке». Ключевое оттуда: 

• Когда начинали работать с Массимо, не сразу сблизились. По ходу совместного принятия решений стало ясно, что дополняем друг друга.

• Мы анализируем соперника, общаемся на эту тему с Массимо Каррерой. Затем он как главный тренер принимает решение и составляет тренировочный процесс под конкретную команду.

• Если играем дома с «Зенитом», просматриваю две-три их выездных игры. Дня три-четыре занимает у меня все, плюс большой акцент делаем на стандартные положения соперника. Я их изучаю и пытаюсь донести это до Массимо, который потом принимает решение, как мы будем играть.

• Пока игроки отдыхают в перерыве, тренерский штаб проводит небольшое совещание. Либо что-то нужно исправить, либо в каких-то компонентах прибавить. Затем Массимо выходит и объясняет это все игрокам.

• Я не считаю, что роль аналитика – это какая-то отдельно взятая профессия. Любой тренер в том или ином объеме занимается анализом. Поэтому как-то выделять роль тренера-аналитика, наверное, неправильно. 

Пилипчук объявил об уходе из «Спартака» через «Спорт-Экспресс». И упомянул всех, кроме Карреры 

К началу второго сезона Карреры появлялось все больше разговоров, что вклад Пилипчука в чемпионство чуть ли не ключевой. Так родилась целая теория, что «Спартак» на самом деле привел к первому месту не Каррера, а тренер-аналитик. Массимо, кстати, его заслуг никогда не отрицал. 

«Пилипчук остался в моем штабе, поскольку прилично помогает изучать соперников, когда вместе смотрим матчи, – говорил Каррера. – Он мне сразу понравился, когда еще при Аленичеве объяснял ребятам, как играет соперник. Я увидел, что человек хорошо подготовлен, вдумчиво работает и изучает тактику оппонентов. Часто я использую его в перерыве, потому что в этот момент через него легче преподнести ребятам все, что касается игры соперника». 

Но хочу подчеркнуть, что он не в одиночку решает, что говорить. Мы с ним все обсуждаем, я излагаю ему свою точку зрения, приходим к выводам, а он потом преподносит их футболистам. Мы очень часто обмениваемся мнениями по тактическим вопросам, поэтому пользу наблюдения Романа приносят регулярно. Но окончательные решения – за мной».

Про один такой случай рассказывал главный фанат Пилипчука Лексаков: «Например, позиция Пилипчука перевесила перед матчем «Спартак» – «Севилья» (5:1) в тренерском штабе были разные мнения по схеме (4-2-3-1 – Sports.ru). Рома подтвердил, что после обсуждения остановились на его варианте, который сработал».

Но после группового этапа Лиги чемпионов идиллия Карреры и Пилипчука совсем закончилась. По слухам, в какой-то момент Роман стремился сам стать главным тренером «Спартака». Подтверждений этому нет, но есть намеки Александра Самедова.

– Роман Пилипчук – что это за фигура? – спрашивали Самедова.

– Фигура, которая, являясь помощником, хочет быть на ведущих ролях.

– Того не заслуживая.

– Каждый должен знать свое место.

– Один из мифов чемпионского «Спартака», что именно Пилипчук все делал за Карреру, а итальянец только руководил у бровки. 

– А кто распускает эти слухи?

– Думаете, он? 

– Я вам задаю вопрос. Слухи же откуда-то берутся. Наверняка, распускают те люди, которые так и считают. Это либо какие-то футболисты, либо он сам. Я же считаю, что все было в тандеме. Он выполнял свою работу, не умаляю его заслуг. Ключевое – каждый должен знать свое место и выполнять свою роль. Если ты тренер-аналитик, должен выполнять эту работу. Пилипчук с этим справлялся на отлично, и поэтому мы стали чемпионами. Каррера был главным тренером, и он тоже выполнял свою работу, поэтому мы стали чемпионами. 

Правда, футболисты «Спартака» потом рассказывали, как странно вел себя Каррера на тренировках после чемпионского сезона. 

«Каррера первые полгода чемпионского сезона был вообще идеален, – говорил Дмитрий Комбаров. – Подходил к нам, советовался, спрашивал, как лучше сделать. Потом ситуация поменялась: у него заболело колено, а он перестал нас тренировать. Идет тренировка, а Массимо весь в телефоне и постоянно кому-то звонит. Мы решили командой собраться и подойти к тренеру. Спрашиваем, может, это мы что-то не то сделали? Что происходит? Он ответил, что у него просто болит колено».

Еще один бывший игрок «Спартака» в разговоре со Sports.ru рассказывал такое.

«Каррера в первом сезоне был очень скромным! Общался с нами, интересовался у парней, кому, где и с кем удобнее играть. Уточнял, во сколько лучше сделать тренировку. Прислушивался к Пилипчуку, задавал вопросы. А во втором – не замечал его и не слушал. Как начались сборы после чемпионского сезона, так все, другой человек. У нас что-то не получается, он психует и заканчивает тренировку через 30 минут». 

В итоге все закончилось звонком Пилипчука в «Спорт-Экспресс» – причем еще до окончания сезона, когда «Спартак» боролся за место в групповом турнире Лиги чемпионов. Так Пилипчук сообщил, что уходит из «Спартака» (несмотря на контракт) и хочет поработать самостоятельно. 

Каррера несколько раз комментировал этот ход Пилипчука, а вот последнее заявление.

«Я считаю, что он повел себя абсолютно неправильно, – считает Каррера – Вся ситуация преподносилась так, будто чемпионство – заслуга Пилипчука, а я исполнял лишь роль мотиватора. Позже мы увидели его тренерский опыт. Что произошло – то произошло. Пусть каждый сам делает свои выводы».

Из минского «Динамо» болельщики выгоняли Пилипчука как Кононова, но зато он координировал штаб Черчесова на ЧМ-2018 

Поработав помощником в «Ахмате» и обыграв Карреру, Роман Пилипчук наконец-то получил предложение – зимой 2019-го возглавил минское «Динамо».

После 9-го тура команда Пилипчука набрала 16 очков и занимала 6-е место, а болельщики на трибунах требовали его отставки (да, минское «Динамо» – клуб с большими амбициями). Тренер комментировал кричалки так: «Это нормальное состояние. Болельщики хотят побед, а мы не выигрываем последние матчи. При этом ты же не объяснишь им, что мы не пропускаем, но не можем забить. Я не могу выйти и забить, понимаете?»

В итоге Пилипчук все-таки ушел, но, возможно, не совсем из-за результатов. Перед сезоном команда сильно обновилась, на тот момент в клубе никто не получал зарплату с зимы. Потом сменился владелец и устроил перемены. Без Пилипчука дела в «Динамо» не улучшились – команда заняла 4-е место, отстав от тройки на 15 очков.

Но у Пилипчука есть и положительный опыт работы после ухода из «Спартака». Он помогал сборной России на чемпионате мира – вместе с Лексаковым сидел на трибуне и координировал штаб Станислава Черчесова.

Наверняка вы помните, что весь ЧМ-2018 ассистент Черчесова Мирослав Ромащенко провел с наушником. Так он связывался с Лексаковым и Пилипчуком, которые сидели на трибуне со планшетом, куда в онлайне стекалась куча аналитических данных.

По аудио тренерский штаб получал оперативные выводы: «В какой зоне много потерь мяча, кто проседает, где, наоборот, лучше получается, – рассказал Ромащенко. – К тому же сверху лучше, чем со скамейки запасных, виден рисунок игры – недаром когда-то Константин Бесков смотрел матчи именно оттуда. Тут еще такой нюанс: если главный тренер стоит, то скамейка (и мы вместе с ней) утоплена еще немножко вниз по сравнению с уровнем поля. Оттуда тем более сложно многие вещи понять».

«Спартак» почти разрушен, но игроки не сдаются. Это единственная хорошая новость для Тедеско

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Вильф, Владимир Песня; globallookpress.com/Paul Chesterton/imago sportfotodienst; fcdynamo.ru; spartak.com