Манчини-игрок: бил одноклубников, управлял трансферами и сделал для «Сампдории» больше, чем Тотти для «Ромы»
От редакции: Роберто Манчини – тренер, с которым Италия вышла в финал Евро-2020 спустя три года после пролета мимо чемпионата мира. У Манчини-игрока и тренера очень много трофеев – только для Кубков Италии можно завести отдельную страницу в Википедии – но воскресенье будет для Мистера совершенно особенным днем. На Евро-1988 Роберто-футболист остановился на полуфинале.
Мы поднимаем текст о великолепных годах в «Сампдории» человека, с которым связано перерождение сборной Италии.
Итальянцы относятся к церкви так же серьезно, как к футболу. Поэтому на первое причастие восьмилетнего Роберто Манчини собралась вся семья. Эта церемония занимает особое место в церковной традиции, через нее человек соединяется с богом, так что день был торжественный и важный. Но парень сбежал прямо посреди торжества – на игру.
Семья была в ярости, прихожане шептались – Роберто ждали кары, земные и вполне конкретные. Отцу пришлось извиниться перед священником. А тот ответил, что все путем: это он попросил Манчини уйти, потому что их команда проигрывала.
Манчини играл так, что болельщики начинали верить в чудеса. И был настолько хорош, что воплощал их в реальность.
Манчини отдавал голевые сотнями и был самым командным из великих «десяток» Италии
Когда в 1982-м 18-летний Манчини перешел в «Сампдорию», в ее музее не было ни одного трофея. Она считалась вечным неудачником, только что выбралась из серии B и даже в Генуе всегда оставалась второй. Когда в 97-м Манчини ушел, «Сампдория» входила в топ-10 самых титулованных клубов Италии. С ним она выиграла скудетто, Кубок кубков и четыре Кубка Италии.
В истории итальянского футбола не было более неподходящего момента для такого взлета, чем рубеж 80-х и 90-х. Серия А воплощала идею Суперлиги уровнем игры и качеством звезд. С 87-го по 93-й всего один «Золотой мяч» прошел мимо Италии; три года подряд в топ-3 лучших игроков мира попадали только представители серии А.
«Сампдория» тоже собрала мини-дримтим – с Пальюкой в воротах, Верховодом в защите, Тониньо Серезо в опорной зоне и Аттилио Ломбардо на правом фланге. Но главным украшением была атака. В штрафной расстреливал Джанлука Виалли, форвард с телосложением боксера-полутяжа и координацией китайского акробата. Рядом творил Манчини.
В начале карьеры тренеры пытались сделать из Роберто чистого форварда, но устали от споров с ним и забили. Манчини был классической «десяткой» и не ограничивал себя ни позицией на поле, ни какими-либо обязанностями в атаке или обороне. Ему нравилось играть в глубине, опускаться на свою половину и самостоятельно развивать атаки. Но обычно он действовал выше, находил свободные зоны между защитой и полузащитой и оттуда прощупывал слабости в обороне.
Технически он был совершенен. Манчини пяткой доставал из-за уха мячи, которые казались потерянными, и неудачные передачи выше головы обрабатывал так легко, словно они катились ему прямо в ногу. И делал все это настолько просто, что абсолютно не бросался в глаза. Роби принимал мяч безошибочно чисто, пяткой отдал голевых больше, чем некоторые форварды вообще, и легко убирал одного-двух соперников, но никогда не считался эффектным. Манчини украшал футбол, не задвигая партнеров в тень. Он был художником, как и все «десятки», но художником-классицистом: творил строго, выдержанно, не разбрасывался на индивидуальное и всегда стремился к идеалу.
Сдержанную эстетику Роби понимали не все. Его современник и конкурент Баджо в одиночку проходил полполя и закатывал мячи в пустые ворота, когда сзади лежали три-четыре измученных его техникой полутрупа. На этом фоне Манчини бледнел. Он не финтил, не прокалывал соперников ярким дриблингом и вообще не делал лишних касаний. Но был самым командным из великих итальянских «десяток».
«Я не стремлюсь к голам, – объяснял Роби. – У меня другая цель: стать совершенным футболистом. Например, я всегда преследую крайнего защитника, когда он идет в атаку. Так я делаю что-то полезное для команды».
Манчини научился управлять пространством задолго до того, как это стало обязательным для плеймейкеров топ-уровня. И в каком-то смысле как игрок делал то, что Сакки провернул как тренер. Роберто заточил свое движение под команду, создавал огромные свободные зоны грамотным перемещением и запускал туда партнеров фирменными пасами. Изобретательность ставила в тупик лучших защитников мира (даже поседевший Манчини озадачивал игроков на тренировках «Ман Сити»): Роби делал неочевидные ходы и выводил игроков один на один пасами из центра поля.
Нестандартные решения часто спасали команду – как в полуфинале Кубка кубков-1994/95 с «Арсеналом», когда Манчини вскрыл оборону пасом пяткой не глядя. Благодаря его передачам итальянцы проиграли на выезде с удобным счетом 2:3 и до 88-й минуты в домашней игре выходили дальше – но пропустили и в итоге вылетели по пенальти.
Роберто Манчини празднует гол во втором матче против «Арсенала»
Второй яркий пример случился в сезоне-1996/97. «Сампдория» боролась с «Болоньей» за выход в Кубок УЕФА, очень важный для генуэзцев – они рисковали потерять нескольких лидеров, если не попадут в еврокубки. К предпоследнему туру между командами был один балл, но «Болонья» проиграла – и у «Самп» появился шанс досрочно оформить выход. Ей это удалось, команда победила «Кальяри» 4:3, но по ходу матча был момент, когда шансы генуэзцев зависли: за 20 минут до конца счет был 2:2. «Сампдорию» вывел вперед Монтелла, но все сделал Манчини: отправил его один на один, отдав пяткой между ног защитника.
Голевые в то время никто не считал, но Марио Скончерти, один из самых авторитетных спортивных журналистов Италии, полагает, что Манчини и Тотти – лучшие ассистенты в истории серии А. Сам Роби шутил, что 115 из 141 гола Виалли за «Самп» забиты с его передач, и преувеличивал не слишком сильно. Рядом с ним все форварды превращались в бомбардиров: Виалли говорил, что стал собой только благодаря Манчини, и примерно то же могли бы сказать Монтелла и Кьеза.
Манчини и Джанлука Виалли
«Роберто был фантастическим игроком, – вспоминал Свен-Йоран Эрикссон, – забивал, отдавал голевые, играл быстро и очень тонко. И невероятно хорошо видел поле. Манчини предвосхищал следующее действие раньше всех. Он был великим».
Манчини одним движением упрощал игру остальным и стал колоссальной добавочной стоимостью для «Сампдории». Когда у команды получалось, все держалось на игре Роби. Когда команда сдавалась, он забивал. За несколько лет он вытянул «Сампдорию» в итальянские топы, заставил ее конкурировать с лучшими клубами мира: страсть и характер Роби были настолько сильны, что взломали генетический код середняка. Гуллит, Марадона, Баджо, вся серия А золотого века была для него большим личным вызовом: великие игроки приходили в великие клубы ради трофеев, а он разворачивал сумасшедшие предложения и оставался в «Сампдории», чтобы доказать превосходство над гениальнейшими «десятками» – потому что сумел то, чего они не смогли, и побеждал с маленькой командой.
Манчини имел огромную власть в «Сампдории» и придирался к игрокам
В мае 1989-го Манчини собрал на ужин лучших игроков «Самп». Внешним поводом был удачный сезон – команда второй раз подряд выиграла Кубок Италии и дошла до финала Кубка кубков, в котором уступила «Барселоне» Кройффа. Так что был повод отпраздновать. Но у Роберто были другие мотивы.
Финал Кубка Италии, 1989 год
Посреди ужина он неожиданно встал, постучал по бокалу и произнес мощную речь. Манчини знал, что «Милан» и «Ювентус» вышли на лидеров клуба. Знал, что некоторые задумались о трансфере. И взял с одноклубников слово: никто не уйдет, пока «Сампдория» не выиграет серию А.
В 1990-м команда, которую он сохранил, выиграла Кубок кубков (Роберто сделал 2+5 в 9 матчах). В следующем сезоне стала чемпионом (Манчини напрямую поучаствовал в 40% голов). А еще через год вышла в финал Кубка чемпионов и в добавленное время проиграла «Барсе».
Манчини сделал 4+4 в 9 матчах (и спровоцировал 2 автогола), но финал ему не удался. Игроки «Барсы» постоянно двигались, менялись позициями и тем самым сломали персональную опеку итальянцев, а единственный гол забили в добавленное время – Куман прошил со штрафного. Но до этого случился момент, который должен был стать решающим: в конце второго тайма Манчини вывел Виалли один на один, но тот промахнулся. Вместе за «Самп» они больше не сыграли: после матча Джанлука перешел в «Юве».
Суперкубок Италии, 1991 год
«Самп» оказалась в Лиге чемпионов после победы в серии А. Перед чемпионским сезоном Манчини просидел в запасе домашний ЧМ-1990 – в Италии считают, что злость и обида мотивировали его и «Сампдорию» (на скамейке сборной остался и Виалли, а в основе играли ювентини Скиллачи и Баджо) на скудетто. Но в клубе вряд ли заметили разницу. Манчини уходил с тренировок, если ему что-то не нравилось, набрасывался на партнеров после ошибок и бесился, когда пас отдавали кому-то другому. И был таким всегда. Эрикссон говорил, что Роберто выходил из себя, даже если ему просто казалось, будто кто-то недорабатывал. Он всегда требовал от партнеров максимума – и становился их врагом до тех пор, пока не увидит результат.
«Манчини был очень жестким, – рассказывал тренер «Самп» Вуядин Бошков. – Именно он все решал. Роберто говорил только в раздевалке [за пределами стадиона он был застенчивым и молчаливым], а остальные слушали его так, словно попали под гипноз. Мы бы не выиграли скудетто без него».
Те, кто разозлил Роби, знакомились с его кулаками и отточенной техникой ругани. «Его вспыльчивость мало сочеталась с утонченным игровым стилем, но характер изменить невозможно. Роберто дрался с Верховодом, Михайличенко, Катанецом, Масперо, Корини, Бузо, Белуччи и Бертарелли. Ну и со мной, конечно. Но потом обязательно мирился», – вспоминал Джанлука Пальюка.
«Манчини – сложный человек. Он очень помог моей карьере, но поначалу наши отношения складывались непросто, – рассказывал Хуан Себастьян Верон. – Как-то мы играли за «Сампдорию» против «Пьяченцы», и я плохо выполнил угловой. Роберто сказал, чтобы в следующий раз я подал в центр и выше, но мне это не понравилось – я разозлился и оскорбил его. Когда я вошел в раздевалку, он уже поджидал меня. Роберто хотел мне врезать! Он снял футболку и приготовился драться, словно мы кикбоксеры! К счастью, другие игроки не позволили ему избить меня. Когда он успокоился, я извинился».
Таким же требовательным Манчини был к остальным сотрудникам клуба. Он давал советы тренерам, администраторам и менеджерам по экипировке, проверял форму перед каждой тренировкой и приставал к водителю автобуса. Роберто контролировал все. Владелец клуба Паоло Мантовани разговаривал с ним каждый день. С главным тренером – раз в неделю.
Манчини влиял даже на трансферы, напрямую связывался с игроками и договаривался о переходе. Так в клубе оказался полузащитник «Юве» Дэвид Платт: «Не знаю, как Роби узнал мой номер – мы не были знакомы. Он сказал, что я могу перейти к ним, а потом каждые две недели звонил и давил на меня. Думаю, я вообще не входил в сферу интересов «Сампдории» – их президент хотел купить Марко Осио из «Пармы». Но этот парень исчез из трансферного листа, потому что так захотел Роби».
Иногда журналисты подначивали Бошкова, что Манчини определяет состав и формирует команду. Тренер не обижался: «Мне от этих слов ни холодно ни жарко. Главное, чтобы мы не проигрывали».
Болельщики обожали Манчини. Для «Самп» он значил больше, чем Тотти для «Ромы»
В 1986-м Манчини пропустил мексиканский чемпионат мира.
Готовясь к турниру, сборная устроила тур по Северной Америке. И среди прочего оказалась в Нью-Йорке. В один из вечеров Манчини сбежал из отеля и закатился в какой-то клуб; он не курил и не пил, а только подкатывал к красивой девчонке – долго и неудачно, потому что не знал английского. Так прошла ночь. Манчини вернулся в отель на рассвете и попался Энцо Беарзоту. Тот вышвырнул его из сборной.
В Генуе таких историй не случалось.
В «Сампдории» тоже был режим – спать ложились в 23:30. Минута опоздания стоила 10 тысяч лир. Две минуты – 30 тысяч. Но Манчини и Виалли возвращались к утру. «Я предпочитал не знать об этом, – говорил Бошков, – ведь они лучшие, с кем я работал за 34 года карьеры».
С женщинами проблем тоже не было – только с фанатками «Дженоа», и то не всегда. Они с Виалли действовали по одной схеме: Джанлука забалтывал, цеплялся за любую тему, а Роберто бросал редкие эффектные комплименты. Это работало на психологическом уровне: Виалли обволакивал постоянным вниманием, а Манчини добивался своего эмоциональной отстраненностью. Домой уходили не одни.
Манчини жил в Квинто-аль-Маре, спальном районе на востоке города. Это место относительно тихое, не туристическое и не клубное; там он был ближе к тем, за кого играет. Роберто не видел смысла в неприступном пентхаусе в центре: фанаты никогда не злились и не критиковали его после поражений. Манчини оставался героем в любой ситуации.
«Виалли и Манчини делали жесты, которые кажутся немыслимыми в сегодняшнем футболе, – рассказывал бывший лидер фанатов Энцо Тиротта. – Однажды мы собрали гуманитарную помощь, чтобы отправить ее детям в разрушенную Югославию. Манчини приехал на стадион с такси, доверху набитым едой, и отдал ее нам. Они были идеалами даже для ультрас».
***
Роберто провел в Генуе 15 лет и забил 171 гол, а ушел после ссоры с Энрико Мантовани – сыном и наследником бывшего президента. Дэвид Платт считает, что Манчини для Генуи – как Тотти для Рима. Они и правда похожи – по влиянию на поле и сумасшедшей любви трибун. Но Манчини значил для Генуи намного больше. Его вклад не ограничивался игрой. Роберто был настоящим лидером, мотивировал остальных игроков, заставляя выжимать максимум – и с маленькой «Сампдорией» выиграл больше, чем Тотти с «Ромой».
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Ben Radford/Allsport; REUTERS/Reuters, Craig Prentis/Action Images, Ian Hodgson; Gettyimages.ru/Claudio Villa; commons.wikimedia.org; twitter.com/sampdoria (5, 8)