Валерий Непомнящий в скаутском проекте «Драфт». «Свои «Месси» и «Вернблумы» у нас есть, осталось только их найти»
Маленький город, гаревое поле, сбитые колени, тренерский мат и мамины вздохи. Редкие турниры, скамейка запасных вместо старта из-за "блатного", скоро выпуск, Москва не резиновая, аттестат хреновый, местный институт беспонтовый и будущее туманно. "Что, футболист, да? Удачи". Картина у большинства. В России живём, никому ничего объяснять не надо. Круг порочен, но вырваться из него реально.
Мы сами оттуда, из футбольного детства, поэтому знаем, чего не хватает и чем можно помочь. Наши тогдашние ошибки благо для тех, кто решится и включится в процесс сегодня. Ваша задача - продемонстрировать свою настойчивость, навыки и желание. Получаете задания, присылаете видео с выполнением, попадаете на карандаш скаутам, проходите сборы, далее просмотровая игра и предложения от клубов.
Результат зависит только от вас. В кои-то веки.
Валерий Кузьмич Непомнящий - главный тренер скаутского проекта "Драфт". Насыщенная футбольная биография, желание работать с молодёжью, открывать таланты, давать дорогу "рабочим лошадкам" - всё это он, тренер сборной Камеруна с Роже Миллой, "Томи" с Дзюбой, "Драфта" с кем из тех, кто сейчас читает эти строки.
Про критерии отбора.
Для меня одним из важнейших критериев при отборе игроков является “обучаемость”. Насколько игрок быстро воспринимает всё, что от него требуется. В наших условиях как можно проверить - отобрали по видео, затем на сборах ставим сложные задачи, смотрим как игрок воспринимает их, как решает, как адаптируется к новому. Также способность адаптации футболиста является одним из важных аспектов в тренировочном процессе, да и для него самого, для его карьерного роста. Много примеров, когда игрок не нашёл своего тренера, свою команду. Много игроков хорошего уровня не могут прогрессировать из-за неумения, нежелания адаптироваться. Например, африканцы как правило быстро адаптируются и наоборот, более северные парни адаптируются сложнее. Т.е. мы посмотрели, отобрали, понимаем, что технические данные есть, провели тесты физические - данные тоже есть, а дальше смотрим на психологические аспекты. Например, “вдруг” изнурительная тренировка - т.е. была нагрузка, а потом ещё добавляем и смотрим кто как воспринимает. Некоторые стиснув зубы продолжают, некоторые руки вверх и всё, сдались. Т.е. важно понять, насколько человек готов психологически к сложностям, к тому самому “через не могу”.
Про сборы, работоспособность и талант.
Нам нужно, чтобы игроки были готовы к тому, что их ждёт именно экстремальная проверка. Не просто они приезжают показать себя, почеканить, пофинтить, а придётся попотеть. Они должны быть заранее к этому готовы. Дело в том, что в профессиональном футболе талантливый игрок требует к себе больше внимания, игрок среднего уровня требует внимания меньше. Почему? Потому что среднего уровня игроки пробивают себе дорогу на протяжении многих лет. Вот нет у него супер данных, но он бьётся, он сражается. А талант на ранних этапах легко и непринуждённо всё проходит, а когда наступает момент и нужно серьёзно работать не готов включаться. Отсюда появляется много сложностей с ними. Со среднего уровня игроками в этом смысле легче работать. То есть талантливым ребятам нужно понять - способны ли они перешагнуть в какой-то мере через себя, чтобы на высоком уровне заиграть. Сколько таких примеров, когда талант есть, а работоспособности нет, надломился и пропал.
Про Месси, Вернблума и баланс.
Одиннадцать талантливых "Месси" или одиннадцать работоспособных "Вернблумов"? Кто кого обыграет? Конечно, одиннадцать "Вернблумов". Они всех "Месси" сотрут в порошок, затопчут. Но, очевидно, что условный “Месси” в команде должен быть, как и баланс между талантом и трудолюбием.
Про игроков позднего созревания.
Для меня есть два классических примера таких игроков, пусть они и далеки от современности. Это Олег Долматов и Георгий Ярцев. Если их биографию посмотреть, то Долматов вообще был хоккеистом, и футбол был для него второстепенен. Он играл для себя в футбол, но тренировался в хоккее, однако в институте заметили, чуть позже пригласили в Кайрат, ему уже за двадцать было тогда. Георгий Ярцев на уровне второй лиги играл, и его до 29 лет никто знать не знал, и только Бесков его оттуда пригласил в “Спартак”. Георгий раскрылся, сумел адаптироваться и заиграть не просто на высоком уровне клуба, но и в сборную попасть. Был лучшим нападающим Союза. О чём это говорит? Раскрываться люди могут по-разному и в разное время. Я же много лет с детьми и юношами работал, знаю как там многие себе дорогу пробивают. Тот же Виталий Кафанов. Никогда не был безоговорочным первым номером, долго шёл к тому, чтобы играть в основной команде высокого уровня, потом стал первым вратарём в команде немного ниже уровнем, а сейчас - лучший тренер вратарей. Он привык работать, привык пахать и через труд всего достиг. Он же когда мальчишкой был, на асфальте готов был прыгать, падать, не боялся ничего.
Про системные проблемы и мечту.
Для меня важно донести в проекте, что можно и нужно найти талантливых и работоспособных парней. Немецкая система просеивания в этом смысле идеальна. Система подготовки лучше в Голландии. А у нас ни того, ни другого пока нет. В том же Томске 200 команд играет зимой. Люди хотят и летом играть, но где условия? Только на снегу, чтобы травму не получить.
Т.е. ещё одна глобальная проблема - пропал дворовый футбол. Раньше звёзды росли во дворах, на школьных площадках. Дом на дом, улица на улицу. Игроки оттуда с качествами бойцовскими вырастали. Попадали в 13-14 лет в первый раз на тренировку команды и, сразу было видно стержень, пусть даже без базы, зато с такой техникой, что и переучивать не надо. Только отдельные элементы нужно было корректировать и в бой. Тот же Жора Ярцев. Пришёл с техникой, но удар не очень. Поставили удар, и лучший бомбардир.
Наверстать упущенное в школе абсолютно реально. По опыту ребят из прошлого проекта, в котором я также был главным тренером, за небольшое время в проекте они усвоили больше, чем на тренировках в футбольной школе. Потому что они сами на себя по-другому смотрели, по-другому работали. Мы на них смотрели не как на детей, а как на профессионалов и готовили соответствующе, пусть и недолго. С таким вниманием, как они ни один профессионал не вникал. На установках, на теории профессионалы сидят с чашкой кофе, потом выходят и непонятно во что играют, а эти с горящими глазами ловят каждое слово, и их рост был просто на глазах виден.
Я убеждён, что у нас много талантливых и работоспособных мальчишек проходит мимо, и их надо выцеплять. Моя, условно говоря, мечта - создать структуру, которая сможет независимо ни от кого готовить парней для футбольных клубов не только России, но и зарубежья.
Подписывайтесь и следите за новостями "Драфта" в блоге и чуть позднее в социальных сетях.
В следующих постах про этапы проекта, особенности отбора, партнёров из числа клубов и прочее интересное.В комментариях пишите вопросы.
Фото: "Никому не нужный футбол"; Инстаграм Джеймса Милнера; Nike
Школьная или академическая подготовка приветствуется, но если даже игровая база минимальна, то шансы себя показать всё равно есть - скауты и Валерий Кузьмич просмотрят объективно.
Судя по картинке с эмблемой «Драфт», проект будет в 2019 году, правильно?