Проблемы в атаке у ЦСКА, или как играть с «Лиллем»
Как справедливо рассудил Леонид Слуцкий на послематчевой пресс-конференции, в Трабзоне ЦСКА потерял не только два очка, но и ведущего игрока на матч с «Лиллем», в котором будет решаться очень многое. И сегодня сложно сказать, в каком сочетании предстанет армейское ударное звено в следующем туре Лиги чемпионов.
ПОТЕРЯ ДУМБИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ (1)
Не обязательно хорошо разбираться в футболе и обладать аналитическим мышлением, чтобы признать очевидное: атакующую игру ЦСКА определяют три фигуры – этот самый чудо-треугольник Думбия – Вагнер – Дзагоев. А если быть еще конкретнее, ориентируясь на последние матчи, – то только дуэт Дзагоев – Думбия. Поскольку Вагнер в атакующей игре порой больше ломает, нежели строит, – здесь многое зависит от настроения бразильца в день матча, его желания играть и выкладываться на поле. А оно у Вагнера очень уж переменчивое. То есть с потерей Думбия ЦСКА лишился не только игрока, забившего чуть ли не половину голов команды в этом сезоне, но и главного ударного тандема.
Впрочем, корни проблемы, с которой столкнулся ЦСКА, находятся значительно глубже. Сам факт, что игру команды в атаке определяют только три футболиста, настораживает и подталкивает к выводу, что такое понятие как «вариативность» сегодняшним армейцам не знакомо. Разумеется, это можно объяснить тем, что дружина Слуцкого, как никто другой в премьер-лиге, страдает из-за кадровых потерь. Откуда, спрашивается, взяться вариативности в атаке, если в команде элементарно нет игроков? Впрочем, этот аргумент лишь частично объясняет проблему. Если детально разобрать командную игру ЦСКА в нападении, то можно отметить уже другое – при той тактической модели, которую избирал Слуцкий в последних матчах, армейцы не используют весь имеющийся у них атакующий потенциал.
БЕЗЗУБОСТЬ ЛЕВОГО ФЛАНГА (2)
Тошич и сменяющий его Цауня обостряют игру в атаке лишь в редких эпизодах. Проблема Тошича, впрочем, понятна – серб находится сейчас в той форме, какая не позволяет ему демонстрировать все то, на что он действительно способен. Проблема Цауни еще очевиднее – латвиец слабее, чем Тошич, потому-то он до сих пор и не вытеснил Зорана из состава. Как итог – левый фланг атаки ЦСКА очень часто выпадает из игры. Что-либо мастерить в этой зоне Слуцкий не торопится. Хотя по весне на этой бровке пару раз пробовался Думбия, еще раньше, в прошлом году, – Мамаев. Оба варианта не показались какими-то безумно интересными, однако их наличие свидетельствовало о том, что главный тренер армейцев творчески подходит к процессу. Сейчас же Слуцкий играет больше по шаблону: первый тайм – Тошич, второй тайм – Цауня. А там – как повезет.
РОЛЬ ОПОРНИКОВ В АТАКЕ (3)
В игре вторым номером, которую исповедует Слуцкий, оба опорных полузащитника исполняют слишком мало атакующих функций. Что Мамаев, что, тем более, Алдонин (не говоря уже о Рахимиче и Шемберасе) всегда находятся за спиной позиционной атаки. В этом отношении армейцам надо брать пример с «Зенита», у которого из трех-четырех игроков средней линии, когда команда с мячом, сзади остается только один (как правило, Денисов), а остальные разбегаются по разным участкам поля – Зырянов налево, Файзулин направо, а Широков в центр. Игра центральных полузащитников отточена настолько, что своими перемещениями в атаке зенитовцы запутывают соперника, а когда следует потеря мяча, разрывов между линиями не образуется – работает подстраховка и высокое командное движение. Игра ЦСКА выстроена иначе. Однако Мамаев, что интересно, еще недавно принимал активное участие в нападении, его частенько можно было наблюдать врывающимся в штрафную площадь соперника. Сейчас же он стал действовать менее изобретательно и остро, сея вопрос – такова установка Слуцкого или же сам игрок несколько сдал?
ПОДКЛЮЧЕНИЯ ФЛАНГОВЫХ ЗАЩИТНИКОВ (4)
В современном футболе подключение крайних защитников (а в некоторых командах – даже центральных) к атаке является важным элементом в организации всей атакующей игры. У ЦСКА же бровочники скорее не подключаются к атаке, а обозначают свое присутствие в ней. Взять хотя бы действия Алексея Березуцкого – он переходит центр поля и раздает передачи либо поперек, либо назад. Ни о каком усилении атаки здесь речи быть не может. Впрочем, Березуцкого сложно назвать фланговым защитником; он им, по сути, и не является – хотя бы потому, что не наделен теми скоростными данными и техническими качествами, кои необходимы для исполнения этой роли. Современных фланговых защитников у ЦСКА только двое – Одиа и Щенников. Но первый уже несколько лет как не может выйти на свой прежний уровень и, вероятно, покинет команду, а второй, не успев оправиться от травмы, получил новую. Проблема флангов в атакующей игре армейцев – это в первую очередь кадровая проблема.
И винить Слуцкого сегодня можно разве только в том, что он как-то смирился с ситуацией и перестал искать какие-то новые варианты, черпать внутренние резервы. Впрочем, Слуцкому-то лучше всех известно, имеются ли эти резервы вообще. Поэтому, подводя итог вышесказанному, стоит отметить: у атакующих проблем ЦСКА есть две причины – кадровый кризис, в котором оказалась команда, и не самое эффективное использование отдельных игроков в основной тактической модели. И первая причина здесь все же перевешивает вторую.
КАК ИГРАТЬ С «ЛИЛЛЕМ»?
Как бы там ни было, а против французского чемпиона надо что-то придумывать. Главный вопрос состоит в том, сыграет ли Слуцкий с одним нападающим или же в пару к Вагнеру отправится юный Сердеров? Здесь, пожалуй, предпочтительным кажется первый вариант – бразилец в качестве наконечника атак и переведенный на позицию сегодняшнего Вагнера Дзагоев. По такой схеме ЦСКА много играл, причем еще при Газзаеве.
Но тогда возникает другой вопрос – кто сыграет на правом фланге атаки? Вероятно, что в матче с «Лиллем», который состоится только через три недели, будут готовы Секу и Хонда. Однако быть готовыми не означает находиться в хорошей форме. Японцу после столь затяжной паузы необходимо какое-то время, чтобы набрать привычные кондиции.
Возвращение Хонды, если оно произойдет, значительно облегчит положение дел в команде, поскольку Кейсуке – универсальный игрок, способный выступить на трех разных позициях – в опорной зоне, на фланге и в качестве атакующего полузащитника. Вот та самая вариативность, которой сегодня так не хватает ЦСКА.
Впрочем, не исключен и другой вариант – Слуцкий сыграет без одного фланга, как он это уже делал неоднократно, и насытит среднюю линию – не с двумя, а с тремя игроками центра поля. Учитывая то, что в первом матче «Лилль» просто разгромил армейцев в этой зоне (и выводы наверняка последуют), а также то, что ЦСКА в принципе устроит и ничья, такой вариант видится очень даже реальным.
Этот мой текст был опубликован вчера на сайте Sovsport.ru
Спасибо.
Если в двух словах, то проблема ЦСКА в исключительной пассивности опорников и крайних защитников в созидании. В результате в созидании участвуют лишь 4 человека, и вся надежда на их индивидуальные качества.
Команде явно не помешали бы полузащитник типа box-to-box и два латераля.
А Слуцкому не мешало бы вспомнить, что в футболе есть схемы и поинтересней нафталиновой 4-4-2 - например схема с тремя центральными полузащитниками. А то команда временами напоминает какой-нибудь Бирмингем.
По Тошичу... он весь год такой... 3+4 за 29 матчей! мне кажется «форма» тут не причем, просто деградирует серб(((
По подключениям защитников, забыли про Набабкина! Исправно подключается, только вот 1 из 10 навесов до адресата доходят(
Слуцкий же уже сказал, что Дзагоев сыграет с Вагнером в атаке. Так что, может, сыграет по схеме 4-4-1-1 с Тошичем справа и Цауней слева)