5 мин.

У Малевича есть картина «Спортсмены». Объясняем на ее примере, в чем суть его метода

Минутка русского авангарда на Sports.ru.

От редакции. Вы в блоге «Стилистические разногласия», куда мы приглашаем авторов, которые никогда не писали о футболе или хоккее, но разбираются в не менее интересных вещах. В этом блоге автор книг о стадионах рассказывал про особенности арены имени Кирова, а создатель интернет-площадки по продаже одежды themarket – о том, как в Японии строят культ и продают форму несуществующего футбольного клуба «Реал Бристоль». Сегодня Артпацан, автор одноименного телеграм-канала об искусстве, рассказывает о картине Казимира Малевича «Спортсмены».

***

Вы знаете Малевича. Его знают даже те, кто вообще никак не связан с миром искусства, картины видел только в учебниках на уроках МХК, а о существовании русского авангарда догадывается лишь интуитивно. Знаменитый «Черный квадрат» бесспорно и заслуженно одна из самых значимых картин ХХ века и вызывает бесконечные восторги и дискуссии как у прошаренных искусствоведов, так и у простых людей, которые хотя бы немного разбираются в истории европейской живописи.

Казимир Малевич в Курске, 1900 год

Легионы обывателей, слышавших только о «Квадрате», убеждены, что Малевич — шарлатан, шут и провокатор, который не умел толком рисовать и от безысходности писал только обособленные геометрические фигуры или композиции, но при этом называл себя художником, новатором и Утвердителем Нового Искусства (он основал художественное объединение УНОВИС).

На деле же Казимир Малевич умел и в живописный реализм, и в геометрический минимализм, но реальной вершиной для него стало открытие нового и прорывного направления в изобразительном искусстве — супрематизма. Иконой и лаконичным визуализированным манифестом новой философии стал бесконечно эффектный «Черный квадрат». Другой пример — картина «Спортсмены», о которой и пойдет речь в этом тексте. Но сначала немного контекста.

Что такое супрематизм?

Супрематизм был единолично основан Малевичем в 1910 году и моментально сделался одним из самых важных столпов русского авангарда. Название выбрано не случайно — стильное слово с латинским корнем «супремус» можно перевести как «превосходство» или «доминирование» — и именно в доминации цвета над всеми остальными деталями картины заключалась суть этого течения.

По мнению Малевича, цвет в живописи всегда был угнетенным классом, который только подчинялся, унижался и вообще был всего лишь инструментом, который использовался для передачи смыслов и обозначения форм, перенесенных из реальной жизни на холст через восприятие творца.

«Супрематизм». 1914 год.

В супрематических полотнах художник попытался героически освободить цвет от рамок контуров и образов, сделав шаг в сторону «чистого, абсолютного творчества» — то есть уйти от подражания уже существующим в природе вещам и создать что-то поистине уникальное и новое. Таким образом супрематизм, по сути, смелая попытка сравняться в творчестве с Богом и/или Природой.

«Спортcмены»: не ищите смысл в классическом понимании

Картина «Спортсмены» написана незадолго до смерти Малевича, на закате его творческой деятельности где-то между 1928-м и 1932-м. При этом она продатирована 1915 годом. Спрашивается: зачем? Неужели Малевич, как бы подтверждая стереотипы об инаковости творческих личностей, слегка дезориентировался во времени аж на пятнадцать лет? На самом деле это было сделано специально, чтобы с помощью ложной даты показать зрителям таймлайн эволюции стиля от реализма к супрематизму.

Сам автор описал картину как «супрематизм в контуре спортсменов». На полотне одновременно присутствуют и живописные образы (фигуры людей, какой-никакой пейзаж и банальное разделение плоскости на планы — то есть создание иллюзии пространства), и супрематические черты (силуэты «спортсменов» никак не назвать списанными с реально существующих людей).

«Спортсмены», 1928–1932

Что касается смысла — его здесь нет. В классическом понимании, конечно. Эта картина – скорее, попытка объяснить через визуальные образы суть супрематизма, которая заключена в отказе от банальных земных образов. Картина «Спортсмены» — это натуральная вещь в себе, которая абсолютна в своей самостоятельности: ритм, цвет, композиция — все это не имеет никакой связи с реальностью и используется лишь для демонстрации супрематического мироощущения — ощущения, когда связь с физическим миром теряется и совершается переход в качественно новое состояние.

Если присмотреться, окажется, что супрематический квартет больше смахивает на классическую икону с изображением четверки святых. И если сейчас для нас это не так очевидно, то для постреволюционного человека, который обычно все еще имел тесные связи с православием, это было ясно, как божий день. Таким нехитрым способом Малевич переложил свои фантазии и художественно-теоретические эксперименты на язык старославянских икон, смешав композиционные иконографические каноны с геометрической беспредметностью, симметрией и минимализмом.

Спортсмены, ритмично выстроенные в ряд, на деле лишь повторение одной и той же безликой человекоподобной фигуры, которая отличается от соседних копий только расцветкой и больше напоминает мишень в тире, чем человека. Будто конструктор, собранный из геометрических деталей и основных супрематических цветов (черного, красного, белого, желтого и синего), мужчины стоят на плоскости, уходящей горизонталями вдаль. При этом большая часть фона состоит из белого цвета, который у Малевича был в особенном почете. Он символизировал для художника мир чистоты и совершенства.

Белое на белом, 1918 год

***

P.S. Кстати, если говорить о цвете, у Малевича была одна интересная особенность в технике живописи. Художник использовал послойное нанесение пигментов: сначала он окрашивал нужные части холста черным, а потом, после высыхания нижнего слоя, наносил нужный ему цвет. Таким образом на выходе получались уникальные оттенки, которые создавали глубину, добавляя цветам неуловимую темноту. Эта авторская фишка также стала своеобразной подписью и показателем подлинности картин. Благодаря ей искусствоведы-рентгенологи сегодня легко могут отличить оригиналы Малевича от подделок.

Японский «Реал Бристоль»: контракты с Nike и PES, каждый год новая форма. В реальности клуб не существует

Чтобы построить «Газпром Арену», снесли стадион Кирова. Что в нем было особенного?

Кеды в СССР: их носили и советские хиппи, и походники, и даже Волк из «Ну, погоди»

Фото: globallookpress.com; РИА Новости/Алексей Свердлов; rusmuseumvrm.ru; commons.wikimedia.org

Лучшие тексты о стиле
271 комментарий
Очень круто видеть на сайте что-то интересное и познавательное, кроме спорта и желтухи. А Малевич и правда крутой, просто уже 100лет прошло, а его самого и его творчество, в том числе, так и не понимает большинство. Спасибо за статью
+494
-19
+475
Чтобы понимать насколько смелым и революционным был супрематизм, нужно понимать контекст и время в котором все это создавалось. Россия тогда была очень религиозной страной, и православие считалось абсолютно неотъемлемой частью русской культуры, супрематизм же приравнял человека богу, признавая в них творца в равной степени. Если раньше живопись воспевали натуральные(природные) цвета, формы, сюжеты, то Малевич находил силу и красоту в рукотворных, симметричных и прямых силуэтах. У нас было много хороших художников, но если говорить о вкладе именно в мировую живопись, то Малевич наш главный художник.
+281
-20
+261
первый слева бегал за Милан..
+163
-4
+159
На самом деле супрематизм сейчас повсюду, стоит только присмотреться. Малевич хотел перестроить общественное устройство, само мироздание и на свой лад с помощью искусства и супрематизма в частности. От части, ему это удалось. Наши квадратные пятиэтажки с плоскими крышами - это продукт функционализма, который перенял многие черты супрематизма, прямоугольные небоскребы, внешний вид спутников очень напоминают архитектоны, которые Малевич конструировал в 20х годах, и которые ознаменовали выход супрематизма в трехмерное пространство. В графическом дизайне повсеместно используются приемы супрематизма, которые еще Эль Лисицкий (последователь идей Малевича) использовал в своих работах. Такие знаменитые архитекторы как Заха Хадид и другие публично говорили о том, что вдохновлялись идеями русского авангарда и супрематизма в частности. Очень жаль, что в 30ые всю эту движуху закрыли стараниями Сталина, и мы отстали на десятки лет в плане современного искусства. Но трудно переоценить, насколько сильно супрематизм повлиял на искусство, архитектуру, культуру и общество в целом.
+140
-15
+125
Спортс пытается развивать вас, дорогие мои любители классической живописи, в которой вы тоже ничего не понимаете, хотя вам кажется наоборот.
+112
-10
+102
Ответ Леонидыч
Комментарий скрыт
Православие хотя бы при том, что Малевич повесил свой квадрат в _красный угол_ зала)) это была пощёчина общественному вкусу похлеще Пусси Райот!
+85
-6
+79
Как поклонник авангарда категорически приветствую такой контент на сайте. Однозначный плюс !
+55
-2
+53
Комментарий скрыт
Всё ясно в "Богатырях" только на первый взгляд. Если пытаться хоть чуть-чуть понять глубже, то тоже ничего не понятно.
Кто эти люди? Откуда и куда они едут? Чем знаменит каждый из них? Почему их трое? Что на них надето? Что высматривает богатырь по центру?
+53
-6
+47
Волосатый шарлатан
+51
-7
+44
Малевич и Лисицкий, а также Хармс и Введенский в литературе, намного обогнали свою эпоху, гениальные и смелые люди.
Русский Авангард начала 20 века - один из ярчайших всплесков нашей культуры. Обидно, что этих людей почитают за границей, а у нас до сих пор многие считают проходимцами.
+49
-6
+43
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий