ТАСС уполномочен заявить…
Часть 1. Так много кино и так мало футбола
Эту Олимпиаду, считай, уже не помнит никто. А ведь, как все красиво «раскручивалось» в том далеком 1984-ом. Как все идеально «ложилось в канву» той самой, знаменитой «холодной войны», которая бушевала в реальном мире и мире кино. Глядя на события тех лет, мне кажется, что все, что было связано с бойкотом Олимпиады в Лос-Анджелесе было срежиссировано как отдельная сюжетная линия фильма «ТАСС уполномочен заявить». Каково же было моё удивление, когда я узнал, что сам сериал вышел на экраны, аккурат в дни проведения этой злополучной Олимпиады. Поэтому в моей памяти и остался навсегда агент Трианон и далекие и загадочные Тразиланд и Нагония…а ведь на их месте должен был бы быть Футбол.
Футбол в те годы было много. По телевидению показывали даже матчи 1/8 финала Кубка СССР, не говоря уже о матчах еврокубков и сборной. Быть ребенком в середине 80-ых и не попасть под очарование комментариев Котэ Махарадзе и Евгения Майорова было просто невозможно. Футболом жили. В Футбол верили. Футболу доверяли. Поэтому, когда Большой Футбол, в виде Чемпионатов Мира или Европы, обходил стороной ещё единый и могучий Советский Союз сразу же возникали сложности и плодились неудобные вопросы: «Почему в хоккее побеждаем, а в футболе – нет!», начинались искренние, а порой и завистливые поиски «виноватых», метания от одной «генеральной линии» развития советского футбола к другой.
1983-й год для сборной СССР закончился оглушительным провалом. Сборная проиграла в Лиссабоне 0-1 португальцам и дала им возможность обойти нас на 1 очко и попасть на Чемпионат Европы. Оргвыводы последовали немедленно: ««За допущенные серьезные просчеты В. Лобановскому и Н. Симоняну объявлен выговор. Признано нецелесообразным использовать их в дальнейшем в качестве тренеров сборных команд страны». После таких формулировок для большинства тренеров заканчивались карьеры, но это немного не наша тема для разговора.
В качестве сатисфакции и «последнего шанса» у советского футбола оставалась Олимпиада…в США. Т.е. в самом неподходящем месте, какое могло только выбрать Провидение для Советского Союза. Все начало 80-ых между США и СССР полыхало. Представьте себе все, что есть сейчас, только без интернета, а с газетами «Правда», «Известия», «За Рубежом» и программой «Международная панорама» в 18.45. Представили, так умножьте это на пять, а лучше на десять. Подкиньте побольше убийственных «разоблачающих» фотографий американской военщины (или израильской, куда без этого), съемок с мест событий (разгоны «маршей мира», кровавые преступления наймитов ЦРУ – никарагуанских «контрас», интервью с бездомными и прочими маргиналами западных демократий) и обилие карикатур на злобных империалистов.
И, вот только сейчас вы сможете почувствовать этот незабываемый аромат «холодной войны»! Ещё раз повторяю, никакого интернета! Ни единого шанса перепроверить информацию, находясь внутри границ СССР, у вас нет и не предвидится! Так что остается верить и ужасаться!
После отставки Валерия Лобановского сборную принял Эдуард Малофеев, получив, к уже существующей должности тренера олимпийской сборной СССР, бонус в виде национальной команды страны. Начало олимпийского цикла в 1983 году было пройдено без поражений: 3 победы и 2 ничьи. Причем основные соперники венгры были обыграны в гостях. Перед последним матчем в группе, 25 апреля с венграми дома, мы опережали их на два очка и имели лучшую разницу мячей («+6» против «+2»). Так что главное, было не пропустить много. Много и не пропустили. Всего один мяч. Так что проигрыш никого не расстроил.
В Лос-Анджелес мы попали. «Футбол. Хоккей» (№ 18 от 06.05.1984) даже опубликовал результаты жеребьевки и календарь турнира.
Но, немногие в тот момент обладали знанием полной «картины мира», которая определяла судьбу сборной. Все решалось уже не на стадионах.
Опытный глаз человека, привыкшего «читать между строк» советскую прессу (правда таких было очень мало) мог почувствовать опасность уже с ранней весной 1984 года.
С конца марта в советской печати пошли явно заказные статьи с подозрениями в способности американской стороны обеспечить безопасность спортсменов СССР и «нездоровой обстановке, царящей вокруг подготовки к Празднику Спорта», должно было насторожить многих.
А когда в начале мая под шапкой «Из редакционной почты» в тех же «Известиях» прорвался «глас трудящихся» из городов страны, прямо призывающий не ехать в страну, прямо и нагло попирающую олимпийские ценности, все стало ясно…
8 мая 1984 на Пленуме Национального Олимпийского Комитета было принято решение – в Америку не едем. «Искренний футбол» Эдуарда Малофеева оказался лишним, как и судьбы и подготовка к Играм спортсменов в других видах спорта.
Часть 2. А что если…?
В начале июня 1984 года сборная Малофеева в очень хорошем стиле обыграла на «Уэмбли» Англию 2-0. Отзывы о той победе в прессе были великолепными. Матч есть в свободном доступе и в отличном качестве на YouTube, посмотрите, не пожалеете. Но, все дело в том, что в гипотетический состав на Олимпиаду могли попасть лишь 5 человек из того состава. Полузащитники Гоцманов, Алейников и Зыгмантович – все из «Динамо» Минск и сыгранная связка молодых звезд «Днепра» Литовченко и Протасов. Существует возможная заявка на злополучную Олимпиаду
Этот вариант состава я нашел в Сети. В целом, полностью согласен с включенными в него игроками. Кроме одной-двух фамилий. Мне до сих пор непонятно, как оказался в этом списке сборной Сергей Стукашов, добротный, пробивной, но, в целом не звездный форвард. И, как в этом списке не оказалось молодого да раннего Олега Протасова. Летом 1984-ого года всем, кто следил за футболом в СССР уже было ясно, что связка Литовченко и Протасова – это будущее не только «Днепра», но сборной. И еще, если брать в сборную ленинградцев Клементьева и Мельникова, то как не брать Юрия Желудкова, который летом того года играл в свой самый лучший футбол в карьере (Ринат Дасаев не даст соврать). При всей своей умозрительности можно сказать, состав добротный. С очень мобильной, мощной полузащитой (лидеры полузащиты всех ведущих клубов того года: «Спартака», «Днепра», «Зенита» и «Динамо» Минск). С агрессивным забивным нападением (с учетом Протасова и Желудкова), довольно средней по именам, но крепкой защитой и опытным вратарем Вячеславом Чановым. «Белой вороной» в составе выглядит Василий Жупиков, который имеет в багаже 15 матчей за национальную сборную в 1977-1978 годах. Хотя, повторюсь, все это чистое умозрение.
Эта сборная могла и обязана была играть в Лос-Анджелесе, но уже никто и никогда не сможет представить, как и чего она могла там достичь. Глядя на календарь турнира и сетку ¼ финальных пар, можно было с уверенностью предположить, что из группы мы выходили железно, но в уже на стадии плей-офф попадали на очень сильных французов (которые и стали чемпионами тех игр) или на организованных и цепких чехов (которым мы проиграли дома в апреле в товарищеском матче 0-1). Так что, вполне допускаю, что после трех подряд медальных выступлений на Олимпиадах сборная СССР могла и не выйти в полуфинал. А это было равносильно провалу, чего не желало ни спортивное, ни политическое руководство страны. Так что о той Олимпиаде просто-напросто забыли. Основательно и надолго.
P.S. «…Подготовив проект письма с ходатайством о награждении Гмыри, Гречаева, Дронова, Никодимова, Коновалова, Панова, Проскурина, Стрельцова и Славина медалями «За боевые заслуги», Константинов машину вызывать не стал, решил прогуляться — напряжение последних дней все еще не проходило; на Калининском проспекте сел в автобус; молоденький паренек сидел у окна, читал вечерний выпуск «Известий»; на шее у него висел маленький транзистор; Алла Пугачева пела свою песню об Арлекине. Константинов заглянул через плечо паренька на полосу — в нижнем правом углу было напечатано: «ТАСС уполномочен заявить, что на днях советская контрразведка разоблачила и пресекла операцию ЦРУ, направленную как против Советского Союза, так и против Нагонии, с которой нашу страну связывает договор о дружбе и взаимной помощи. Вся ответственность за попытки продолжать такого рода операции, заимствованные из арсенала „холодной войны“, ляжет на тех, кто намеренно мешает развитию и укреплению добрососедских отношений между советским и американским народами». Константинов прочел заявление ТАСС и явственно увидел лица своих коллег. «А все-таки безымянность, — подумал Константинов, — в чем-то даже приятна. Как высокое звание. Или как ощущение меры ответственности. Но мне все-таки очень хочется сесть рядом с этим пареньком и сказать ему: „Знаешь, а ведь мои товарищи и я сделали кое-что для этого заявления ТАСС. Ты почитай его повнимательнее, пожалуйста, почитай, ладно?“»
P.P.S. https://resources.fifa.com/image/upload/los-angeles-1984-500507.pdf?cloudid=g8s4h4vwwwkeojeb6ftj ссылка на Отчет ФИФА о футбольном турнире Олимпиады 1984
— Заведующая…
— Заведующая… предлагаю вам взять несколько журналов — в пользу детей Германии! По полтиннику штука!
— Нет, не возьму.
— Но почему Вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко?!
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу..."