12 мин.

Кононов ходит по краю

А «Спартак» ждет много больших матчей. Первый – уже завтра.

Август обещает быть по-настоящему огненным. Принципиальные матчи с ЦСКА и «Динамо», сложные выезды в Грозный и Самару, а также начало борьбы в Еврокубках (два или четыре матча). Плюс домашний поединок с «Зенитом», который хоть и выпадает по календарю на сентябрь, но фактически закрывает сложнейший отрезок сезона.

На этом фоне старт чемпионата для красно-белых мог показаться относительно удобным. Команда вроде спокойно работает в режиме недельного цикла, а два из трех соперников являются новичками РПЛ. Впрочем, все понимали, что это впечатление обманчивое. В клубе большие перемены, строится новая команда со всеми вытекающими последствиями. Если когда-то «Спартак» и обладал достаточным запасом класса, чтобы побеждать кого-то без особых проблем, то теперь точно нет.

Вот почему 4 очка в 3 турах – плохой, но ожидаемый старт.

Главный вопрос – есть ли смысл продолжать это терпеть?

4-3-3/4-2-3-1. НОВАЯ СХЕМА

Сторонник яркого атакующего футбола уходит от радикальных взглядов. Игра в два чистых нападающий как стартовый план – в прошлом. В настоящее время актуальны другие варианты:

Против «Сочи» красно-белые расположились в 4-2-3-1. На позиции атакующего полузащитника появился Жано, но грузин не только выпал из игры, но и не использовал очень перспективный момент на пространстве. Впрочем, вина лежит не только на нем. Ханни и Игнатов в аналогичных обстоятельствах тоже не блистали. Просто комбинационной игрой сейчас очень плохо – мяч редко доходит до футболиста «под нападающим» и нет большой разницы кто он.

Весной Кононов пробовал играть в три центральных полузащитника, где Фернандо выступал в роли АПЗ. После летней паузы бразилец опустился на привычную позицию опорника-разгонщика атак. Таким образом, «Спартак» вернулся к 4-3-3, подзабытых со времен Карреры/Рианчо. Зобнин и Гулиев рядом с Фернандо – потенциально хорошая пара, чтобы осложнить сопернику игру в середине. Как будет без Лукаса пока не ясно, но мысли атакам его уход точно не прибавит.

До игры с «Тамбовом» казалось, что тренер подбирает модули в зависимости от конкретного соперника. Только казалось. В дерби с «Динамо» хочется увидеть работу мысли и поиск адекватных решений. Пока все очень предсказуемо.

Кононов давно определился с основным составом. Еще по контрольным матчам на сборах было ясно, что у «Спартака» максимум одна-две позиции, где конкуренция между игроками высока. И массовый отъезд легионеров на это не сильно повлияет. Поменяется только ряд действующих лиц:

  • Форвард/левый вингер. Адриано ушел, но в команде все равно будет два центральных нападающих.  Ларссон еще только приехал, поэтому в центре внимания Понсе. Первые матчи за новый клуб Эсекьель почему-то провел на фланге. Надо полагать, эксперимент близок к завершению. Мирзов усиленно тренируется и уже дебютировал в официальном матче.

  • Центральный атакующий полузащитник. Перед сезоном казалось, что именно здесь самая высокая конкуренция (Ханни, Жано, Игнатов). Однако не исключено, что в будущем мы окончательно перейдем на 4-3-3 и чистый АПЗ будет не нужен.

По ходу матчей «Спартак» может перестраиваться от 4-3-3 к 4-2-3-1, но схема не спасает. Нам так же тяжело начинать позиционные атаки. Помогали вертикальные передачи Фернандо между линиями – один из основных способов взламывать оборону соперников. К сожалению, направление (под рывки Айртона или Бакаева) соперники читают почти без труда. Количество эффективных попыток невелико, они лишь иногда смотрятся перспективно.

Если мысли не много, игра неизбежно упрощается. Иногда спартаковцы просто загружают мяч на чужую половину поля. Но там теперь нет Зе Луиша, и цепляться за лонгболлы стало куда тяжелее. Второй способ – протаскивать мяч на дриблинге. И то, и другое получается не очень. Поэтому наиболее популярное решение – бить из-за пределов штрафной. Таких ударов по-прежнему много (больше половины от общего числа).

ПРЕССИНГ КАК ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ

Когда комбинационная игра не клеится, «Спартак» вынужден отдавать мяч сопернику и навязывать борьбу. Теоретически строить игру своей команды вокруг «гегенпрессинга» возможно. Сложность в интенсивности (1), которую необходимо постоянно поддерживать и свободном пространстве (2), которое остается за спиной, при отсутствии синхронности действий. При несоблюдении этих факторов риск контратак соперника очень велик.

Тем не менее, атаки получаются зрелищными и иногда очень эффективными. Один из самых ярких и отрезков красно-белые выдали именно благодаря высокому прессингу. Вот так «Спартак» накрывал «Ростов» на его половине поля:

После выброса аута Бакаев прокидывает мяч вперед, Адриано навязывает борьбу Чистякову, возвращая мяч «Спартаку».

20 секунд спартаковцы контролируют мяч, катая его в районе границ штрафной. Гулиев бьет издали, попадая в защитника. Но красно-белые усилиями Жиго вновь забирают подбор.

Из подобных ситуаций мы смогли извлечь явные голевые моменты. Продолжение картинки выше – удар Жиго в штангу. Скорость и агрессивное давление оказывались ключевыми в данных эпизодах. Если «Спартаку» удается забрать мяч в переходной фазе, пока соперник еще не успел восстановить позиционную структуру, возникает острота. Временами получалось даже быстро комбинировать с мячом! Может, об этом Кононов говорил в своем предсезонном интервью?

По показателю интенсивности прессинга (PPDA) мы в топ-3. А если взглянуть на среднее расположение спартаковцев, то, в среднем, 6-7 из них обычно находятся на чужой половине поля. Все – кроме вратаря, пары центральных и правого защитника.

Жаль, что этих усилий недостаточно для достижения результата. Вряд ли кто-то ждал от Кононова чудес, но жесткая критика в его адрес полностью обоснована. К весне нынешнего года у «Спартака» наметился спад, который не закончился до сих пор.

Атака при Кононове

Весной математически не столь ощутимая просадка, но в реальности проблемы в созидании стали заметны невооруженным взглядом именно тогда.

По итогам трех первых туров РПЛ 19/20 ситуация не выправляется –  1 гол в среднем за игру, при снижении качества моментов (xG – 0,94).

БАКАЕВ ИСКРИТ НА ПРАВОМ ФЛАНГЕ

В прошлом сезоне атаки «Спартака» через правый фланг составили 34%. Каррера предпочитал строить игру слева, используя сильные качества лидера – Куинси Промеса, смещавшегося в центр (инвертированный вингер). После ухода голландца вектор атак особо не изменился. Справа почти не было футболистов, способных взять на себя одну из главных ролей. Ломовицкий оказался не готов, Мельгарехо включался лишь эпизодами, фактически оставаясь игроком ротации.

Три матча сейчас – слишком маленькая выборка для оценки, но изменения уже чувствуются. Причина – Зелимхан Бакаев. За последний сезон Бакаев здорово прибавил, к 22 годам наконец-то завершив переход из молодежного футбола во взрослый. Скептически отношусь к мнению о личном вкладе Кононова в становление этого игрока. Да, именно при Олеге Георгиевиче молодой игрок стал выходить в старте регулярно (в «Арсенале»), но скорее всего, Зелимхан прибавил за счет высокой самоотдачи и правильного отношения к делу.

Учитывая проблемы с позиционными атаками, «Спартак» должен использовать индивидуальные возможности своего воспитанника. Бакаев умеет протащить мяч на дриблинге, обыграть один в один или отдать передачу за спину сопернику. Сколько пользы это может принести, наглядно показал матч с «Ростовом» – заработанный пенальти, острая передача на Понсе, потенциально голевой пас на Жиго. Кроме того, благодаря высокой скорости Зелимхан может располагаться максимально близко к чужим воротам и убегать в быстрые отрывы. Недостатков еще много – парень явно заигрывается и не замечает партнеров. Но это можно исправить.

Здорово, что у «Спартака» появился молодой перспективный игрок, плохо, что он едва ли не единственная надежда в атаке. Исправить ситуацию должен Андре Шюррле. Кстати, конкуренция с немцем пойдет Бакаеву на пользу. Объективно, Зел еще не готов выходить в основе в каждом матче.

ВЫСОКИЙ ПРЕССИНГ ПРОТИВ «СПАРТАКА» РАБОТАЕТ

Раньше соперники из подвала и середины таблицы приезжали в Москву и с первых минут застегивались на все пуговицы. Предельно примитивный план с низкой линией обороны (непременно – в пять защитников) и надеждой на редкие контратаки и стандарты. Все. Сейчас такие оппоненты попадаются «Спартаку» все реже – команды вроде «Енисея» или «СКА» из Хабаровска в РПЛ не задерживаются. Кроме того, качественных футболистов в составе красно-белых стало куда меньше, а, следовательно, снизилась и разница в уровне мастерства. Теперь на «Открытие Арене» совсем не обязательно играть от обороны, если ты гость. Напротив, застать спартаковцев врасплох на их половине поля – более эффективно. В этом смысле «Сочи» показал себя по истине образцово.

Команде Точилина удалось:

  • Загонять спартаковцев во фланги на их половине поля, создавая преимущество 4-в-3

  • Накрывать Фернандо в начальной фазе, не давая начинать атаки

  • Выигрывать большинство подборов

Результат – красно-белые были фактически выключены из игры на протяжении половины первого тайма.

Еще более очевидны недостатки, возникающие из позиционных атак. «Спартак» старается развивать наступление большими силами, но при потере мяча оставляет много свободного пространства. Скромный «Сочи», очень скромный «Тамбов», и более искушенный «Ростов» использовали диагональные передачи на фланги, организуя ситуации 1-в-1 в районе нашей штрафной.

В обороне мы позволяем слишком много: за 3 тура xA – 5,78. Ребята, это 15-й показатель в лиге.

КОНОНОВ НЕ УГАДЫВАЕТ С ЗАМЕНАМИ

Тренеру мало донести до футболистов нужную информацию на подготовительном этапе и не ошибиться с тактической схемой на конкретный матч. Настоящее искусство – управлять своей командой, правильно реагируя на происходящие на поле события. Наверное, именно эти качества отличают по-настоящему великих тренеров.

Откровенной диких решений со стороны Кононова стало немного меньше, но в плане перестановок по ходу матчей у него все по-прежнему очень плохо. Этот недостаток бросался в глаза еще весной. Отсутствие адекватного усиления со скамейки вредит «Спартаку», когда во втором тайме силы игроков постепенно заканчиваются. Олег Георгиевич ссылается на психологию, якобы из-за которой команда прижимается к своим воротам и пытается играть на удержание счета. Неужели главный тренер не должен вмешиваться?

Замены в исполнении Кононова редко имеют понятную тактическую составляющую. Против «Сочи» он заменил левого вингера (Ломовицкий) на форварда (Понсе). Затем поменял местами Эзекиеля с Адриано. Далее – убрал бразильца, поставив на левый фланг Мелкадзе, а Понсе передвинул в центр нападения. На эти суетливые перестановки ушло 15 минут. При этом, фактически структура (4-2-3-1) сохранилась, а моментов у чужих ворот «Спартак» не создал. Или рокировка Ташаев – Рассказов с «Тамбовом». Вингер меняет крайнего защитника. Ладно, но почему за 10 минут до конца, когда счет уже 0:2?

В целом, замены по позиции обычно не усиливают игру (Понсе – Мелкадзе, Жано – Игнатов, Бакаев –  Ташаев). Понятно, что «Спартак» не обладает богатым выбором классных игроков и это не вина тренера, но возникает вопрос в их необходимости таких перестановок. Использовать все три замены не обязательно.

В ФОРМАТЕ ТВИТА

Жиго – на острие атак. Француз второй год подряд приносит команде победу в 1 туре. Но я бы отметил не только его игру в чужой штрафной при угловых. Самуэль смело подключается вперед и при позиционных атаках. Рывки с мячом на половину поля соперника – нестандартный ход, значение которого при всех наших проблемах возрастает. В целом, подобные действия характеризуют Жиго как современного центрального защитника, способного держать высокую линию обороны.

«Спартак» забивает со стандартов. 2 гола после розыгрыша угловых, реализованный Адриано пенальти. Отличный повод напомнить, что красно-белые не забивают с игры столько-то времени. Просто флэшбек из прошлого сезона.

Рассказов ошибается в обороне. Николай стал основным правым защитником как бы по умолчанию, но кажется еще не готов к такой роли. Он неплохо поддерживает атаки, но чисто оборонительных навыков категорически не хватает. Молодой игрок упускает соперников за спину, медленно читает эпизоды, из-за чего опаздывает в отбор. Знания должны усваиваться лучше.

Кто из вингеров на выход? Перестройка идет своим чередом. После покупки Мирзова и Шюррле в обойме скопилось большое количество фланговых игроков. Несмотря на то, что уже скоро «Спартаку» предстоит проводить по два матча в неделю, руководство рассчитывает разгрузить ростер. Ломовицкий уехал в аренду. Глушенкову тоже есть смысл получать практику в другом клубе РПЛ. Указали на дверь Мельгарехо. Вероятно, открыт вопрос по Ташаеву. Слухи не коснулись только непотопляемого Мелкадзе. Это так мило.

Как укрепить левый фланг? Айртон – один из ключевых футболистов «Спартака» в созидании. Он не только обостряет игру на чужой трети, но и участвует в развитии атак. Значительную часть времени бразилец проводит впереди, не успевая возвращаться в оборону. Привычная история для молодого игрока, тем более, из Южной Америки. Только команде от этого не легче. Усугубляет ситуацию наличие на левом фланге не очень дисциплинированного, ориентированного на атаку игрока. Тренерскому штабу стоит поработать над подстраховкой.

***

Август должен стать часов Х для Кононова. Проверкой жизнеспособности его идей и, конечно, психологической устойчивости. Последние события, вроде подписания Мирзова, свидетельствуют, что Федун еще не разочаровался в главном тренере, и даже рассчитывает на него. Но велик ли кредит доверия владельца? Готов ли он терпеть неизбежные неудачи? Скорее всего, нет.

Формально еще не все потеряно. «Спартак» может добиваться успеха за счет высокого исполнительского мастерства отдельных игроков (их сейчас немного, но они есть), максимальной самоотдачи всех без исключения, и благосклонности фортуны. Правда, этих условий бывает недостаточно. Перестройку уже не остановить, но тренера поменять реально. За девять месяцев при Кононове команда не прогрессирует. Это очевидно.

Фото: официальный сайт «Спартака»; скриншоты трансляции телеканала «Матч Премьер»

Графика: «Блог болельщиков Спартака»

Данные: «Understat.com»; «Whoscored.сom

ррррр
оооо